Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная структура общества




Материальная сфера жизнедеятельности, как мы видим, определяет все ос­тальные сферы и, прежде всего, социальную. К рассмотрению этой сферы мы и пе­реходим. Необходимость этого перехода определяется еще и тем, что именно в социальной сфере находит свое проявление материальное. Что же представляет собой социальная структура общества?

Социальная структура - это система взаимосвязанных исторически сло­жившихся общностей людей. Каждая общественно-экономическая формация имеет свою социальную структуру. Ее отличительные особенности:

1) она является группировкой членов общества, вызванной отношениями соб­ственности, определяющими положение и роль в обществе этих обществен­ных групп;

2) социальная структура имеет своим принципом либо отношения сотрудниче­ства и взаимопомощи, либо отношения господства и подчинения. Социальная структура, следовательно, бывает двух типов: однородная и клас­совая. Однородная структура подразделяется на доклассовую и бесклассовую. Клас­совая же подразделяется на антагонистическую и неантагонистическую. Социальная структура включает в себя:

· социально-классовую структуру (ее носителем является класс и социальная группа);

· социально-профессиональную структуру (носитель — социально-профессиональная группа);

· социально-демографическую структуру (носитель — различные демографи­ческие группировки, различающиеся по возрасту, полу, а также тип семьи);

· национально-этническую структуру (носитель - род, племя, народность, на­ция, этническая группа);

· социально-территориальную структуру (носитель - городское и сельское на­селение).

Все структурные элементы тесно связаны между собой, где главный элемент - первый. Главным он является потому, что с расколом общества на классы классовые отношения начинают пронизывать всю систему общественных отношений и выра­жать их сущность. Ни семейные, ни национальные, ни другие отношения мы не сможем понять, не учитывая классовой структуры общества. На анализе этого элемента мы и остановимся. Почему возникают классы? Каковы предпосылки и непосредственные причины их возникновения? Как мы знаем, в первобытном обществе классы отсутствовали. Низкий уровень развития производительных сил требовал совместной деятельности, единства в противодействии внешним условиям. Однако потребности общества требовали постоянного совершенствования производительных сил, что, в свою очередь, приводило к росту производительности труда, а тем самым и к удов­летворению растущих потребностей. Это же совершенствование вызвало к жизни и общественное разделение труда. Общественное разделение труда стало двигателем общественного прогресса. Выделяют три этапа в общественном разделении труда:

1. Отделение скотоводческих племен от племен, занимавшихся собиранием, охотой, рыболовством. Скотоводство меньше зависело от случайностей в добыва­нии средств к жизни. У скотовода мог появиться, кроме необходимого для потребле­ния продукта, и прибавочный продукт.

2. Отделение ремесла от земледелия. Само появление земледелия было про­грессом, но земледелие не сразу стало самостоятельным видом общественного про­изводства и значительное время играло роль подспорья для скотоводов. Развитие земледелия в конечном счете вело к переходу от кочевой жизни к оседлой. Выделение ремесла из земледелия было эпохой в общественном разделении труда, так как с этого времени начинается процесс дифференциации в оседлом населении, который привел к появлению населенных пунктов, ставших исходным моментом для станов­ления городов. Город первоначально еще был тесно связан с земледелием, но ре­месло придавало новый и специфический характер этим центрам производства и обмена.

3. Отделение торговли от ремесла. С появлением класса торговцев впервые возникла социальная группа, которая сама ничего не производила, но присваивала часть общественно полезного продукта. Это первая группа, которая отчуждала в свою пользу часть труда производителей, выполняя коммуникативную функцию - доставку продуктов в место спроса, реализации, хранения продукта. Эта функция стала самостоятельным видом деятельности, так как общество ощутило потребность в ней.

Таким образом, совершенствование орудий труда и общественное разделение труда соз­дали возможность производства прибавочного продукта. Это способствовало усилению обмена произведенным продуктом. Обмен из случайного, эпизодического со временем стал постоянным и общественно необходимым. Возникновение условий для миграции прибавочного продукта и его накопление внутри общины, рода вело к возникновению неравенства внутри общинников, членов рода. Общественная одно­родность расшатывалась, но удерживалась. Общественное разделение труда, нали­чие прибавочного продукта, усиление обмена являются только предпосылками по­явления классов, но еще не вызывают раскола общества на классы. Разделение труда лишь закрепляет людей за определенным видом деятельности. Причиной же образо­вания классов, дифференциации общины, рода на социальные группы с антагонистическими интересами является появление частной собственности. Что же такое классы?

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следо­вательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, ко­торой они располагают.

Структура классов на каждом этапе исторического развития была различной, что определялось формой собственности на средства производства. В целом классовая структура складывается из следующих элементов:

1. Основные и неосновные классы. Основные классы общества - это клас­сы, существование которых вытекает из способа производства. Неосновные классы - это новые классы, зародившиеся в условиях данного строя, или классы, сохранив­шиеся от старого строя. Классы не представляют собой однородной массы и делятся на социальные группы. Последние не столь устойчивы как общественные классы, изменения в них могут происходить при том же способе производства. Социальные группы внутри класса различаются по происхождению, роду деятельности, квали­фикации, профессии, полу, возрасту.

В каждом классовом обществе, кроме основных и неосновных классов, суще­ствуют еще социальные прослойки и деклассированные элементы.

2. Прослойка отличается тем, что она генетически неоднородна, формирует­ся из выходцев различных классов и что ее специфической деятельностью является сфера умственного труда.

3. Деклассированные элементы - это так называемый люмпен-пролетариат (нищие, уголовные преступники, проститутки и др.). Это элементы, потерявшие в силу определенных социальных причин связь со своим классом, ведут паразитиче­ский образ жизни.

С появлением классов возникает и классовая борьба. Классовая борьба - это объективный, закономерный процесс, поскольку она коренится в положении клас­сов, определяется их местом в системе общественного производства. А место, зани­маемое классами, различно, следовательно, различны и классовые интересы. Клас­совая борьба происходит в разных сферах жизни общества - в экономике, со­циальной, политической и духовной областях, может иметь разную степень остроты - от пассивного сопротивления враждебному классу до активного наступления на его позиции, бывает скрытой и открытой, стихийной и сознательной. Смена одних форм классовой борьбы другими зависит от изменения обстановки, от степени обострения противоречии между интересами разных классов, от развития каждого класса.

Выделяют три формы классовой борьбы: экономическую, политическую и идеологическую.

Особенности классовой структуры и классовой борьбы на современном этапе развития капиталистического общества

Особенности классовой борьбы определяются особенностями классовой структуры. Поэтому изменения, происходящие в ней, сказываются и на классовой борьбе. И поскольку эксплуатируемый класс определяет ее остроту, то и анализиро­вать, прежде всего, надо особенности его структуры.

Рабочий класс:

1. становится более сложным, многослойным, его рамки расширяются за счет включения других категорий наемных работников;

2. глубокие сдвиги происходят в отраслевой структуре рабочего класса;

3. происходят также заметные изменения в квалификационной структуре.

Улучшается материальное положение отдельных групп рабочего клас­са, расширяются возможности повышения своего культурного и общеобразова­тельного уровня.

На основании этого делаются выводы, что происходит якобы процесс «вымывания» рабочего класса и его приобщение к средним слоям. Существуют также тео­рии, которые указывают, что рабочий класс вообще исчезает. Об аналогичном ис­чезновении говорят и в отношении господствующего класса. Если говорить в целом, то все эти теории пытаются либо вообще отвергнуть факт деления общества на классы на данном этапе развития, либо затушевать главные экономические причины этого деления, перенеся центр внимания на второстепенные признаки.

Наряду с этими теориями можно выделить еще теорию «социальной страти­фикации». Представители этой теории заменяют понятие «классы» понятием «страта», заимствованного из геологии, где им обозначалось расслоение земной коры на пласты. Одни предлагают различать «страты» по месту жительства, другие - по об­разованию и культуре, третьи - по престижу, четвертые - по доходу. Признаки, ко­торые здесь выбираются, должны затенить признак, вызывающий и определяющий классообразование. Слои действительно существуют внутри класса и между ними есть различия. Неверным же является отождествление различий между слоями од­ного и того же класса с отношениями различных классов. Слои внутри класса отли­чаются друг от друга, но, несмотря на их различия, для них характерен общий прин­цип существования, т.е. одинаковое отношение к средствам производства. Если слой отличается внутри класса от другого слоя, то это внутриклассовое различие. Если же слой отличается от другого слоя по принципу существования и социальным функциям, то это не внутриклассовое различие, а различие между классами.

Существует несколько моделей социальной классификации:

1. Классово-статусная модель М. Вебера: класс собственников, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция и беловоротничковые служащие, причем классами именуются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги. Группы статуса не связаны с рыночной ситуацией и различаются по образу жизни.

2. Классовая модель Р. Дарендорфа: господствующий класс, подчиненный класс, бесклассовые группы, дифференцированные на основе отношений власти.

3. Классовая модель Э. Гидденса: высший класс, средний класс, низший или рабочий класс. Критерии дифференциации — различие рыночных возможностей индивидов, определяемые отношениями собственности, образователь­ной и технической квалификацией, положением во властных структурах.

4. Классовая модель Э. Райта: буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, дифференцируемые на основе отношений собственности, обмена и власти. Наряду с классами Райт выделяет противоречивые социальные образования, занимающие промежуточное положение в социальной структуре, а именно: мелкие предприниматели, полусамостоятельные работники, менеджеры и контролируемые лица.

5. Классовая идентификация Дж. Голдорпа: класс услуг, объединяющий про­фессионалов, менеджеров и административных работников; рабочий класс (это работники физического труда), промежуточный класс, включающий служащих, мелких предпринимателей и самостоятельных работников, а также технический персонал.

6. Классовая модель Д. Дэвиса: высший класс, средний, рабочий класс, низший класс, критерием идентификации которых служат уровень образования, профессиональный престиж, собственность и доход.

В условиях постиндустриального общества в экономически развитых странах определились следующие основные классы:

1) Высший или правящий класс - это собственники средств производства и ка­питала, а также лица, занимающие ведущее положение в управлении фир­мами, государственными структурами, т.е. речь идет о менеджерах.

2) Класс производственных и непроизводственных работников, объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства или располагающих ею в ограниченных масштабах, занятых преимущест­венно исполнительным трудом в различных сферах материального и нема­териального производства. Ранее эта общность именовалась как «рабочий класс», в состав которых включались работники, занятые физическим тру­дом в отраслях материального производства. В настоящее время до 75% со­става данного класса составляют низшие служащие, не выполняющие кон­тролирующих функций, сферой приложения труда которых в основном яв­ляются услугопроизводящие отрасли. Численность этого класса постоянно растет.

3) Средний класс (занимает промежуточное положение между 1 и 2). Это мелкие предприниматели и собственники небольших средств производства и обращения, непосредственно участвующие в производственных процессах при ограниченном использовании наемной рабочей силы. В их состав входят также группы, выделенные на основе их положения в системе общественно­го разделения труда - подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих.

Изменения в классовой структуре сказываются, как уже говорилось, и на классовой борьбе. Если брать современный этап развития капиталистического общест­ва, то необходимо отметить, что забастовочная борьба в ее прежнем «классическом» виде утрачивает свою действенность. Там, где выступления имеют место, они носят исключительно экономический характер. Правда, экономические требо­вания шире, чем были раньше. Происходит также углубление социальных аспектов борьбы, о чем свидетельствует выдвижение разнообразных социально-правовых требований (таких, как увеличение отчислений на социальное обеспечение и соци­альное страхование, улучшение мер по охране здоровья и жизни трудящихся на производстве, увеличение размеров пособий по безработице, снижение пенсионного возраста).

Чем же обусловлен спад забастовочной борьбы? Это связано с теми изменениями в среде рабочего класса, о которых мы уже говорили, т.е. это изменения в ко­личественном и качественном составе рабочих. Кроме этого, из круга бастующих фактически исключаются миллионы людей, лишившихся работы и потому поте­рявших связь с профсоюзами. К ним примыкают и те, кто вынужденно имеет частич­ную занятость, в силу чего испытывает большую зависимость от предпринимателей. Сюда же включаются и люди, которых нужда толкнула в сферу «подпольной» эко­номики. Способствуют спаду забастовочной борьбы и призывы к социальному парт­нерству, классовому миру (растущая часть формирующегося нового рабочего класса проявляет повышенную предрасположенность к соглашательству с капиталом) и различного рода теории.

 

Семинарское занятие «Общество как развивающаяся система»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.