Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обыденное и теоретическое сознание




 

Общественное сознание – это чрезвычайно сложное явление, которое имеет динамическую, сложную структуру, которое предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов структуры общественного сознания есть его разные уровни – обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная психология.

Функционирование таких явлений, как будничное и теоретическое сознание обусловлено, прежде всего, противоречивым характером объективной действительности, которая характеризуется большой многогранностью противоположных, взаимодополняющих и одновременно взаимоисключающих явлений, процессов, моментов, сторон, которые соответствующим образом отображаются на качественно разных уровнях общественного сознания. Отбрасывая разную меру логической систематизированности и обобщение бытия, будничное и теоретическое сознание составляют качественно разные (соответственно низший и высший) уровни общественного сознания. Эти уровни являются мерой отображения глубины познания человеком объективной действительности, общественной жизни, степенью его практической деятельности в данной сфере.

Обыденное и теоретическое сознание характеризуют определенный срез структуры общественного сознания, фиксируя его компоненты по мере проникновения в сущность тех явлений общественной жизни, которые выступают объектом познания. Обыденное сознание как совокупность конкретных условий жизнедеятельности людей развивается на основе их повседневного опыта. Оно охватывает объект отображения, как правило, с нескрываемой, очевидной стороны. Поэтому отражение объективной действительности в обыденном сознании является противоречивым. Оно отстает от общественного бытия. Обыденный уровень общественного сознания включает в себя эмпирическиезнания об объективных процессах, взглядах, расположении духа, традициях, чувствах, воле. Теоретический же уровень общественного сознания выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов, стремится проникнуть в самую суть явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования. Только теоретическое сознание способно уловить закономерные тенденции развития общественной жизни, сложную диалектику ее развития при всей ее сложности и многогранности. Оно направлено на выявление наиболее существенных черт названных процессов.

Однако обыденное сознание не следует рассматривать как какое-то неполноценное, поверхностное, неизбежно ограниченное. В границах своей предметной сферы оно дает почти истинное знание. Невозможно глубоко исследовать сущность обыденного сознания, ограничив его лишь видимыми проявлениями. Оно как феномен значительно сложнее и противоречивее. В процессе практической деятельности, в определенных подвижных границах можно руководствоваться здравым смыслом, который лежит в основе будничного сознания.

Таким образом, как уровень общественного сознания, обыденное сознание не остается неизменным. Изменения, которые происходят в нем, все больше связаны с выводом его содержания за границы господствующих догм, узости, только чувствительных аспектов сознания, фиксации лишь внешней стороны общественно-практической деятельности людей. Важно, чтобы обыденное сознание как компонент структуры общественного сознания максимально полно отходило от неправильного, иллюзорного, обезображенного отображения объективной действительности, все более полно переводилось в сферу соответствия общественному бытию, наполнялось элементами общечеловеческих ценностей. Практика свидетельствует, что иногда складывается ситуация, когда обыденное сознание довольно оперативно, хотя и поверхностно, реагирует на разногласия, проблемы, которые складываются в общественном бытии, а теоретическое сознание или не видит их, или не считает за нужное обращать внимание на свой уровень обобщения. Поэтому так важна активизация роли теоретического уровня общественного сознания для анализа противоречивой сферы общественных отношений. Ведь только он способен обнаружить существенные, необходимые и общие стороны разных процессов. В то же время теоретическому уровню общественного сознания важно преодолевать традицию отрицательного или пренебрежительного отношения к обыденному сознанию как неполноценному, поверхностному явлению.

Рассматривая проблемы противоречивого характера развития общественного сознания, с точки зрения отражения объективной реальности ее носителями, для которых характерны как теоретический, так и обыденный уровни, необходимо помнить, что в практической деятельности они (уровни) находятся в диалектическом единстве и взаимозависимости. Недопустим отрыв теоретического уровня сознания от обыденного, поскольку это неизбежно приводит к схоластике, догматизму, оторванности от практики. Диалектика развития общественного сознания означает прежде всего переплетение названных противоположностей, их взаимопроникновение, постоянные внутренние разногласия между ними, через решение которых она и происходит.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.