КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность и общество
В первобытном обществе человек еще фактически не выделяет себя из коллектива, он слит с ним. Это первоначальное примитивное единство человека и коллектива является следствием неразвитости производительных сил, зависимости людей от природы, которой они противостояли не как индивидуальные производители, а как определенный коллектив. Поэтому в первобытном обществе практически не было проблемы взаимоотношения общества и личности. Для первобытного человека не существовало разделения прав и обязанностей. Поэтому точнее здесь было бы говорить не о личности, а об индивиде с определенной степенью личностности. С дальнейшим прогрессом производительных сил в условиях развивающегося разделения труда, выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности происходит обособление человека от коллектива, отделение личных интересов от общественных. Здесь люди начинают действовать и осознавать себя как личности, возникает вопрос об отношении личности и общества. Этот период образования классов и появления личности мы называем рабовладельческим обществом. Здесь личность формируется как классовая личность, соотносящаяся с обществом не непосредственно, а в качестве представителя класса. Раб здесь не рассматривается в качестве личности, он предстает как вещь, обладающая способностью к труду. Рабовладелец, в отличие от раба владел средствами производства, а следовательно, и рабами, считался личностью. Он номинально организовывал производство, но главной и официально одобряемой функцией было участие в политической жизни и управление государством. Феодализм. Социальный статус здесь закрепляется жесткими формами сословных прав и обязанностей. Помещик владел не только землей, но и крестьянином путем юридического закрепления крестьянина за землей. Социальный тип крестьянина представлял собой главную производительную силу общества. Однако в отличие от раба, крестьянин обладает большей свободой в труде, он может распоряжаться своим временем и имеет собственные орудия труда. В этом положении он обладает большей заинтересованностью в результатах труда, так как часть произведенного продукта идет на его личное потребление. Жизнь крестьянина проходила в рамках деревенской общины, которая брала на себя порою ряд тягот. Но рутинная техника и примитивная технология делала земледелие тяжелым. Приходилось отдавать почти весь урожай. Непроизводительные роли были ограничены. Крепостной имел формальное право на семью. Никаких общественно-политических и гражданских функций в официальных рамках государства крестьянин не имел. Исключением было несение военной службы. Феодал - владелец средств производства и с некоторыми ограничениями крестьянина. Роль феодала в производстве заключалась в политическом, военном и идеологическом обеспечении феодального способа производства. Ремесленник - носитель предпосылок зарождающихся буржуазных отношений. Он был владельцем собственного ручного домашнего производства изделий с целью продажи или обмена. Его место определялось объективной необходимостью, так как сельское хозяйство не делало того, что делал он. Это обусловило его личную юридическую свободу и право собственности на орудия труда. Капитализм. С развитием капитализма ломаются сословные перегородки. Ликвидируется система внеэкономического принуждения к труду, что означает освобождение трудящихся от личной зависимости. Происходит подъем чувства личности. Рабочий - главная производительная сила. Он лишен средств производства и продает свою рабочую силу. Он юридически свободен. Так же, как раб и крестьянин, рабочий выступает фактически вещественным придатком производства. Развитие его одностороннее, так как он прикован к одной профессии. Главное для него труд, но производство товаров не делает его богатым. Личность труженика и общество здесь отчуждаются друг от друга, личность живет в мире чуждых ей социальных институтов, отношений - в мире отчуждения. Капиталист - самый активный носитель частной собственности. В соответствии со своими экономическими ролями и политическими функциями, он культивирует в себе индивидуализм. Крестьянин - с одной стороны - труженик, а с другой - мелкий собственник. Интеллигенция - группа платных работников умственного труда. Как наемный работник, он эксплуатируем капиталом, но занимает более высокое имущественное и социальное положение, отсюда его компромиссность.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |