Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие общественного прогресса и его критерий




Общественный прогресс. Социальное прогнозирование

Темы рефератов

1. Дегуманизация современного человека.

2. Гуманистический потенциал современного человека.

3. Единство человека и мира у К. Ясперса.

4. Социальна среда как фактор формирования личности в представлениях неофрейдистов.

5. Роль и статус интеллигенции в современном обществе Украины.

6. Проблема ценностей современного общества.

 

Список литературы

1. Аргаил М. Психология счастья. – М., 1980.

2. Бакулов А.В., Бойко А.Г., Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. – Киев, 1992.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Москва, 1999.

4. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.

5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

6. Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. - № 2.

7. Семенов Ю.И. Человек и общество. – М., 1991.

8. Феномен человека. Антология. – М., 1993.

9. Франк С. Духовные основы общества. – М., 1992.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

11. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.

12. Человек и общество. – М., 1993.

 


 

1. Понятие общественного прогресса и его критерий.

2. Источники, движущие силы и типы общественного прогресса.

3. Глобальные проблемы современности.

4. Понятие социального предвидения и прогнозирование будущего.

 

Специфика данной темы состоит в том, что она представляет собой применение принципа развития к анализу сущности и закономерностей исторического процесса. Поэтому в лекции особое внимание отводится раскрытию вопроса о развитии общества как целостной системы, источника его самодвижения и саморазвития, исследованию сущности, типов и критериев общественного развития.

 

Продолжительное время в философской и социологической литературе общественный прогресс рассматривался, преимущественно, как прогресс материального производства, в границах которого человек существовал как его средство. Жизнь подтвердила невозможность этого упрощенного понимания истории, доказала необходимость рассматривать общество как сложную систему, где все стороны взаимосвязаны и взаимно обусловливают одна другую. Человек занял в этой системе центральное место.

Вопрос об общественном прогрессе, его сущности и роли в жизни общества интересовал мыслителей многих поколений. Тем не менее подавляющее большинство из них, оставаясь на идеалистических позициях, действительно не могло дать научное освещение этой проблемы. Только с открытием материалистического понимания истории возникла возможность раскрыть сущность общественного прогресса, источник развития общества, его движущие силы и критерии.

Основные методологические посылки для исследования общественного прогресса нашли отображение в работах основоположников диалектико-материалистической философии. Особого внимания в этом плане заслуживает мысль Ф. Энгельса о том, что прогресс составляет суть человечества. Эта мысль подводит к выводу, что общественный прогресс необходимо исследовать в аспекте социально-деятельной сущности человека. Как уже отмечалось, сущность человека состоит в том, что его жизнедеятельность является основной в материальном производстве и осуществляется в системе общественных отношений в процессе сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существования, функционирования и развития. Эта сущность проявляется в диалектике потребностей и деятельности, где потребности являются исходным импульсом жизнедеятельности, а деятельность – способом удовлетворения, воспроизведения и рождения новых потребностей.

Следует отметить, что сущность человека не остается неизменной. Поэтому процесс становления и развития человека целесообразно рассматривать как сложный диалектический процесс. Ибо речь идет о том, что исторический процесс выступает как беспрерывное становление человека, сущность которого – в поступательном движении. Происходит усиление власти человека над природой (как над внешней, так и над своей собственной), неуклонное и безграничное развитие творческих способностей индивидуумов.

Указанные особенности становления человека есть особенностями и факторами обеспечения жизнедеятельности общества как сложной, открытой системы, которая самоорганизуется и самоуправляется. Таким образом, общественный прогресс – это процесс беспрерывного становления и развития человеческой сущности, которая возникает как неуклонное усовершенствование самой жизнедеятельности, способностей людей по обеспечению условий своего бытия.

Следует подчеркнуть, что сущность человека существует не сама по себе, а проявляется во всей многогранности общественных связей и отношений. Как известно, сущностью человека есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений. Эта совокупность отношений выступает, с одной стороны, как общество (человек в его общественном отношении), конкретно-исторической формой которого есть общественно-экономическая формация, с другой, - как лицо (человек конкретной исторической эпохи и конкретных общественных отношений).

Общество и лицо представляют собой две стороны человеческой действительности, проявления, функционирования сущности человека. Эти стороны находятся в диалектическом единстве. Ведь общество представляет собой специфическую организацию жизнедеятельности людей, определенный социальный организм, систему отношений, которая связывает людей в единое целое.

Поскольку конкретно-исторической формой этой системы отношений есть общественно-экономическая формация, анализ общественного прогресса не ограничивается раскрытием сущности человека. Такой анализ должен включать в себя и раскрытие процесса становления человеческой сущности в ее действительности как совокупности всех общественных отношений. В этом плане общественный прогресс возникает как природно-исторический, закономерный процесс развития и изменения общественно-экономических формаций, сердцевину которого составляет восхождение от низших форм общественной организации к более высоким и совершенным. Кроме того, поскольку сущностью человека есть лицо реальное, бытие которого реализуется в социальном индивиде, общественный прогресс выступает также как процесс неуклонного развития и совершенствования индивида.

Таким образом, общественный прогресс следует рассматривать как под углом зрения сущности самого исторического процесса, так и под углом зрения развития и изменения конкретно-исторических форм общественной организации. Основой анализа содержания общественного прогресса, его общей направленности и тенденций есть раскрытие сущности человека. В связи с этим можно сказать, что общественный прогресс осуществляется в диалектике потребностей и деятельности. Именно в этой диалектике общественный прогресс реализуется как процесс становления и развития сущности человека, и как процесс восхождения от низших к высшим, более совершенным конкретно-историческим формам общественной организации.

Исследование проблемы общественного прогресса, его сущности и тенденций тесно связано с проблемой его критериев. В литературе, где освещается вопрос общественного прогресса, существуют разные взгляды на то, что есть критерием прогрессивного, поступательного развития общества. Сложность разработки данного вопроса состоит в том, что общественный прогресс есть явление сложное и многогранное. Кроме того, он характеризуется специфическими особенностями на разных ступенях человеческой истории. Поэтому целесообразно учитывать специфику критериев общественного прогресса прежде всего с точки зрения: а) его сущности как процесса становления и развития человеческой сущности; б) характеристики и сравнения конкретно-исторических форм его реализации в поступательном развитии общества; в) характеристики и сравнения уровней развития разных стран в границах одного и того же исторического этапа развития общества.

Анализируя вопрос о критериях общественного прогресса, исследователи исходят, как правило, из уровня развития производительных сил. Однако в данном случае речь идет о критерии общественного прогресса с точки зрения его основы и общей логики развития человечества. Действительно, определяющим моментом выделения человека из животного царства и становления его как человека есть непосредственное удовлетворение его жизненных потребностей в процессе материального производства, в котором производство орудий труда приобретает значение особой потребности. Процесс материального производства составляет в жизнедеятельности человека главную и определяющую сферу его самореализации. Возникновение материального производства предопределяет возникновение всей системы общественных отношений.

Непосредственное удовлетворение потребностей человека материальным производством и системой общественных отношений обусловливает осознание им своего отношения к действительности и к себе. Этот подход к пониманию общественного прогресса в самой его основе дает возможность не выпускать из поля зрения главный методологический принцип подхода к исследованию процесса становления и развития человечества – принцип материализма. Однако раскрытие критерия общественного прогресса в самой его основе есть недостаточным для раскрытия специфики общественного прогресса относительно понимания его как процесса становления и развития человеческой сущности в ее целостности.

Как уже отмечалось, сущность человека, имея сложную внутреннюю структуру, которая проявляется в единстве сущности разных порядков, находит свое реальное воплощение в становлении и развитии общества как целостной системы. Следует напомнить, что общество в этом случае рассматривается вместе с тем и как сложная система, и как субъект социального действия. Учитывая это, наиболее общим критерием общественного прогресса, который охватывает все аспекты проявления сущности человека, есть уровень человеческой свободы и творчества. Именно в равенстве свободы и творчества отображается уровень развития производительных сил и характер общественных отношений (прежде всего производственных), которые определяют способ, степень и характер удовлетворения потребностей людей, а также содержание и масштаб ценностей, которые раскрывают степень освоения людьми окружающей действительности, осознание сущности мира, своего бытия и своей собственной сущности.

Уровень свободы и творчества раскрывает и степень развития всех сущностных сил человека, степень господства его над силами внешней и своей собственной природы. Указанный уровень показывает, в какой мере человек способен, превращая окружающий мир и самого себя, обеспечить жизнедеятельность всего общества как целостной системы, и каждого человека, в частности. Такой подход к выделению критериев общественного прогресса служит основой для их определения относительно конкретно-исторических форм проявления этого прогресса в разных странах.

Вместе с тем, раскрытие сущности и основных критериев общественного прогресса есть недостаточным для понимания исторического развития общества с точки зрения причин и характера этого развития. Поэтому очень важным в исследовании общественного прогресса является вопрос о его источниках и исторических типах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.