КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурология
альфа-м Под редакцией профессора Г.В. Драча Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по дисциплине «Культурология» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки Москва • 2003 УДК 088(075:8) ББК 71.0 К90 Рецензенты: доктор философских наук, профессор В.Е. Золотухин, доктор философских наук, профессор С.В. Резванов Авторы: Г.В. Драч (редактор), В.Е. Давидович, А.Н. Ерыгин, Н.Н. Ефремов, MB. Заковоротная, Е.В. Золотухина, В.К. Королев, Т.П. Матяш, Л.М. Павкин, В.И. Сороковикова, О.С. Туманова, Е.А. Чичина, В.А. Шкуратов, Л.А. Штомпель, О.М. Штомпель К90 Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с. ISBN 5-98281-003-7 (в пер.) Пособие подготовлено на кафедрах теории культуры, этики и эстетики и исторической культурологии Ростовского государственного университета. Представляя авторскую концепцию содержания культурологии как научной и учебной дисциплины, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Содержит типологии культуры, материалы по теории культуры, проблемам современного культурологического знания, взаимоотношениям культуры с обществом, природой, личностью. Для студентов высших учебных заведений, а также всех, интересующихся теорией мировой и отечественной культуры. УДК 088(075.8) ББК 71.0 ISBN 5-98281-003-7 © Альфа-М, 2003 © Авторы, указанные на обороте титульного листа, 2003 Электронное оглавление Электронное оглавление........................................................................................................... 2 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА.............................................................................................. 6 Глава 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО § 1. Культурология как научная дисциплина................................................................................................................. 8 Культурология и гуманитарное образование...................................................................................................................... 8 Предмет и задачи культурологии..................................................................................................................................... 10 Культурология, философия культуры, история культуры, культурантропология......................................................... 11 Принципы культурологической подготовки.................................................................................................................... 12 § 2. Историческое развитие представлений о культуре............................................................................................. 13 Античные представления о культуре....................................................................................................................................... 13 Понимание культуры в эпоху Средневековья................................................................................................................... 15 Осмысление культуры в Новое время............................................................................................................................... 17 § 3. От философии культуры к культурологии.............................................................................................................. 21 Философия культуры конца XIX в.................................................................................................................................... 21 Неогегельянство............................................................................................................................................................... 24 Классический позитивизм и культурология...................................................................................................................... 25 Теория культуры и культурантропология........................................................................................................................ 26 Конституирование культурологии как науки................................................................................................................... 28 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................................................................................................. 30 ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................................ 30 Глава 2. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.................................................................................. 31 § 1. Современные культурологические теории и методы.......................................................................................... 31 Предварительные замечания.............................................................................................................................................. 31 Феноменология.................................................................................................................................................................. 31 Психоанализ....................................................................................................................................................................... 37 Структурализм, постструктурализм, семиотика............................................................................................................... 44 § 2. Сущность и основные функции культуры.............................................................................................................. 54 Основные подходы к пониманию культуры............................................................................................................................ 54 Аксиологический (ценностный) подход........................................................................................................ 55 Семиотический подход...................................................................................................................................... 57 Структуралистский подход.............................................................................................................................. 57 Социологический подход.................................................................................................................................. 57 Гуманитарный подход....................................................................................................................................... 58 Что такое сущность культуры?................................................................................................................................................. 58 § 3. Основные понятия культурологии............................................................................................................................ 61 Обыденные и теоретические представления о культуре.......................................................................................................... 61 Культура личности, того или иного сообщества (группы), культура человечества....................................................... 62 Специфика культурных форм в различных сферах жизни................................................................................................ 62 Понятия «культура» и «культ». Содержательная связь между ними................................................................................ 63 Общение и диалог в функционировании культуры.......................................................................................................... 63 Традиции и новации.......................................................................................................................................................... 64 Характеристика языков культуры...................................................................................................................................... 65 Корневая и высокая, элитарная и демократическая культуры. Масскульт....................................................................... 65 Универсальность культуры и ее конкретно-региональные и исторические проявления................................................. 66 Пути распространения и восприятия культуры................................................................................................................ 67 § 4. Морфология культуры................................................................................................................................................. 67 Предварительные замечания.................................................................................................................................................... 67 Духовная культура............................................................................................................................................................ 68 Моральная культура.......................................................................................................................................... 69 Художественная культура................................................................................................................................ 69 Материальная культура..................................................................................................................................................... 70 экономическую культуру.................................................................................................................................. 71 В физической культуре принято выделять четыре сферы....................................................................... 72 § 5. Статика и динамика культуры................................................................................................................................... 73 Стабильность и нестабильность в культуре............................................................................................................................. 73 Культурный застой и кризис.............................................................................................................................................. 77 Пути выхода из кризиса..................................................................................................................................................... 80 Обновление человека......................................................................................................................................................... 83 § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры........................................................................................ 87 Понятие типа культуры............................................................................................................................................................ 87 Историческая типология культуры (линейный подход).................................................................................................. 88 Культурно-типологические исследования (локалистский подход)................................................................................. 90 Современные подходы в типологии культуры................................................................................................................. 92 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................................................................................................. 9
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................................ 95 Глава 3. КУЛЬТУРА И МИР................................................................................................ 97 § 1. Культура и природа...................................................................................................................................................... 97 Культура как «вторая природа»............................................................................................................................................... 97 Взаимодействие культуры и природы............................................................................................................................... 98 § 2. Культура и общество.................................................................................................................................................... 99 Соотношение культуры и общества......................................................................................................................................... 99 Социальное бытие культуры............................................................................................................................................ 103 Субкультура....................................................................................................................................................... 103 Контркультура................................................................................................................................................... 103 Срединная (традиционная) культура.......................................................................................................... 103 § 3. Культура и личность.................................................................................................................................................. 107 Личность как субъект культуры............................................................................................................................................. 107 Патологические формы взаимодействия личности и культуры...................................................................................... 109 Культурный шок................................................................................................................................................ 109 Нарциссическая личность.............................................................................................................................. 109 Инкультурация................................................................................................................................................................. 109 Социализация................................................................................................................................................................... 110 Инкультурация и социализация в истории...................................................................................................................... 112 § 4. Культурная картина мира........................................................................................................................................ 114 Понятие культурной картины мира........................................................................................................................................ 114 витальные ценности:........................................................................................................................................ 117 экономические ценности................................................................................................................................. 118 социальные ценности....................................................................................................................................... 118 религиозные ценности:.................................................................................................................................... 118 Знаки и символы в культуре............................................................................................................................................ 118 Знак....................................................................................................................................................................... 118 знаки-обозначения............................................................................................................................................ 118 знаки-модели...................................................................................................................................................... 118 символы................................................................................................................................................................ 118 Смысл и значение в культуре........................................................................................................................................... 120 Культурные коды............................................................................................................................................................. 122 § 5. Способы культурной идентификации................................................................................................................... 127 Культурная идентичность и культурная идентификация...................................................................................................... 127 Структурная основа......................................................................................................................................... 129 Цель....................................................................................................................................................................... 129 Культурная идентификация как процесс......................................................................................................................... 131 § 6. Межкультурные коммуникации.............................................................................................................................. 133 Основные проблемы межкультурных коммуникаций........................................................................................................... 133 Фоновые знания................................................................................................................................................. 136 Национально-культурная специфика общения............................................................................................................... 136 Факторы, отражающие культурную традицию,...................................................................................... 136 Факторы, обусловленные социальной ситуацией................................................................................... 136 Факторы, связанные с этнопсихологией.................................................................................................... 136 Факторы, связанные с наличием................................................................................................................... 137 Факторы, определяемые спецификой языка,............................................................................................. 137 Эмотивные лакуны........................................................................................................................................... 140 ассоциативные лакуны.................................................................................................................................... 140 Двуязычие............................................................................................................................................................ 143 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................. 143 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................................... 144 Глава 4. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ................................................................................................ 145 § 1. Культура нижнего палеолита и эволюция человека........................................................................................ 145 Предварительные замечания.................................................................................................................................................. 145 Формирование человека разумного................................................................................................................................ 145 Соотношение примитивного и современного человека................................................................................................. 147 § 2. Культуры верхнего палеолита................................................................................................................................ 148 Культура Homo sapiens.......................................................................................................................................................... 148 Общая реконструкция палеолита.................................................................................................................................... 150 Ранний палеолит............................................................................................................................................... 150 Средний палеолит............................................................................................................................................. 150 Верхний палеолит............................................................................................................................................. 150 Перигорд (35-20 тыс. лет назад)................................................................................................................... 150 Ориньяк (30-19 тыс. лет назад)...................................................................................................................... 150 Солютре (18-15 тыс. лет назад)................................................................................................................... 151
Мадлен (15-10 тыс. лет назад)...................................................................................................................... 151 Цивилизационное единство верхнего палеолита............................................................................................................ 152 Первоосновой духовной культуры верхнего палеолита является магия.......................................... 152 § 3. Культура мезолита и неолита................................................................................................................................. 155 Мезолит.................................................................................................................................................................................. 155 Охотники и рыболовы неолита........................................................................................................................................ 156 Земледельцы неолита....................................................................................................................................................... 157 Магия и мифология неолитических земледельцев.......................................................................................................... 158 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................. 159 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................................... 159 Глава 5. ВОСТОК КАК ТИП КУЛЬТУРЫ..................................................................... 160 § 1. Типологическая целостность Востока.................................................................................................................. 160 § 2. Индия............................................................................................................................................................................... 162 Периодизация истории культуры........................................................................................................................................... 162 Социально-политическая структура................................................................................................................................ 162 Религиозно-мифологические представления.................................................................................................................. 165 Мир повседневности........................................................................................................................................................ 168 Искусство......................................................................................................................................................................... 169 Модернизация.................................................................................................................................................................. 170 § 3. Китай............................................................................................................................................................................... 171 Периодизация истории культуры........................................................................................................................................... 171 Социально-политическая структура................................................................................................................................ 173 Религиозно-мифологические представления.................................................................................................................. 173 Конфуцианство.................................................................................................................................................. 174 Основателем даосизма был Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.),.................................................................. 175 Буддизм................................................................................................................................................................ 176 Мир повседневности........................................................................................................................................................ 176 Искусство......................................................................................................................................................................... 177 Модернизация.................................................................................................................................................................. 178 § 4. Япония............................................................................................................................................................................ 180 Периодизация истории культуры........................................................................................................................................... 180 Социально-политическая структура................................................................................................................................ 181 Религиозно-мифологические представления.................................................................................................................. 181 Мир повседневности........................................................................................................................................................ 182 Искусство......................................................................................................................................................................... 183 Модернизация.................................................................................................................................................................. 184 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................. 186 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................................... 186 Глава 6. ЗАПАД КАК ТИП КУЛЬТУРЫ......................................................................... 187 § 1. Типологическая целостность Запада.................................................................................................................... 187 § 2. Историческое единство античной культуры....................................................................................................... 189 Основные черты античной культуры..................................................................................................................................... 189 Периодизация античной культуры.................................................................................................................................. 191 Гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.).......................................................................................................... 191 Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.)...................................................................................................... 192 Эпоха классики (V в. до н.э.).......................................................................................................................... 192 Эпоха эллинизма (IV в. до н.э.)..................................................................................................................... 192 Античный полис как феномен культуры......................................................................................................................... 193 § 3. Культура итальянского Возрождения................................................................................................................... 197 Творчество Данте Алигьери........................................................................................................................... 199 § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры................................... 203 Гуманизм Возрождения и его оборотная сторона................................................................................................................. 203 Обновленный идеал человека (классицизм и Просвещение).......................................................................................... 205 Современная культура..................................................................................................................................................... 206 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................. 210 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................................... 211 Глава 7. РОССИЯ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ..................................................................... 212 § 1. Российская культура в понятийной парадигме «Восток - Запад»................................................................. 212 Исходные историко-кулътурологические понятия................................................................................................................ 212 Проблема Восток - Запад - Россия в истории мысли...................................................................................................... 213 § 2. Специфика России в мировой культуре................................................................................................................ 215 Предварительные замечания.................................................................................................................................................. 215 Специфика российской культуры.................................................................................................................................... 215 Место России в мировой культуре.................................................................................................................................. 216 § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры...................................................................... 217 Древнерусская культура......................................................................................................................................................... 217 Российская культура XIII-XVII ев................................................................................................................................... 219 Новая культура России.................................................................................................................................................... 222
Культура России XX в.................................................................................................................................................... 223 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................. 225 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................................... 226 Глава 8. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ......... 227 § 1. Постмодерн в культуре XX в................................................................................................................................... 227 «Разбожествление» мира........................................................................................................................................................ 227 Преодоление «власти языка»............................................................................................................................................ 227 Новизна в постмодернизме.............................................................................................................................................. 228 § 2. Глобальные проблемы XX в..................................................................................................................................... 229 Виды глобальных кризисов.................................................................................................................................................... 229 Причины возникновения глобальных проблем............................................................................................................... 230 Как решить глобальные проблемы?................................................................................................................................ 230 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................................................................. 231 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................................... 232 ОГЛАВЛЕНИЕ....................................................................................................................... 233
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Культурологическое образование стало одним из важнейших направлений в гуманитарной подготовке студентов высших учебных заведений. Культурология содержит значительный материал как понятийно-категориального, так и художественно-эстетического характера. Она знакомит студента с культурными достижениями человечества и в то же время дает широкий фон исторических изменений в мировом культурном процессе. При этом переход от художественно-эстетической и антропологической конкретики к понятиям и от понятий к культурно-антропологическим описаниям не только не является чем-то излишним, но и представляется наиболее продуктивным и обоснованным. Современная культурология опирается на авторитет таких видных западных исследователей культуры, как Г. Зиммель, Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, К. Юнг и др. Различные направления современной культурологической мысли породили соответствующие школы и в целом создали обширное проблемное поле, внутри которого происходят неослабевающие дискуссии. Поэтому цель настоящего учебного пособия -дать широкое обозрение современных культурологических подходов и теорий. В отечественной культурологии трудно провести грань между философией и теорией культуры. Наиболее активные исследования по теории культуры можно отнести уже к середине 1960-х гг., однако как самостоятельная научная дисциплина культурология стала оформляться к середине 1990-х гг. Появились серьезные публикации по культурологическим концепциям - хрестоматии, антологии и авторские учебники, принадлежащие перу Г.Д. Гачева, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Т.Ф. Кузнецовой, Э.А. Орловой, Э.В. Соколова, А.Я. Флиера. На развитие культурологии в России огромное творческое воздействие оказали научные исследования В.И. Библера, Э.С. Маркаряна, Ю.М. Лот- мана. Работы М.К. Петрова, Ю.А. Жданова, В.Е. Давидовича легли в основу ростовской культурологической школы. С начала 1990-х гг. в Ростовском государственном университете стала разрабатываться тема «Культурология как система знания» в рамках федеральной программы «Университеты России», а затем - «Высшая школа России». На основе этих научных разработок коллективом ростовских авторов было создано несколько типов учебной литературы по культурологии, среди которых наибольшую известность и востребованность приобрел учебник «Культурология», изданный в 1995 г. В настоящем учебном пособии учитывается не только приобретенный коллективом авторов опыт. За это время и сама культурология обрела новые формы самоосознания, а государственный образовательный стандарт второго поколения как бы подытожил позитивный опыт развития культурологии как научной дисциплины и преподавания ее как дисциплины учебной. Если говорить коротко, то речь идет о необходимости конкретизировать проблемы и методы, стоящие перед культурологией как самостоятельной дисциплиной. Поскольку культурология преподается как дисциплина теоретическая, в ее состав должны входить характеристика предмета, методы и основные культурологические понятия. Внимание к проблемам самоопределения культурологии, ее внутренних самоограничений и междисциплинарных разграничений не исключает того, что сам объект культурологического знания - культура - интегративен по своему онтологическому статусу. Культура - это открытый человеческий мир как в индивидуально-психологическом, так и социально-парадигматическом плане. Но дело в том, что за последнее время накопились специальные методы, подходы и приемы исследования культуры, которые во многом исходят из культурантропологии и в то же время не могут не отреагировать на те подвижки в философском самоосмыслении культуры, которые характеризуют современное философствование как «культурологизирование». Отныне тема судеб культуры становится средоточием современного мышления, поэтому культурология тем увереннее обретает проблемное поле исследований, чем более определенно и убедительно она обосновывает его границы, простирающиеся, скажем, от Б. Малиновского до Ж. Деррид а. В центре этого проблемного поля оказывается рассмотрение культуры и прежде всего мировых культурных ценностей с позиций антропологического подхода: обращение к человеку как к рядовому и родовому субъекту истории, носителю и творцу культуры. Отсюда ясно, что учебное пособие должно не только включать такие понятия, как «культурогенез», «динамика культуры», «язык», «символы», «коды», «типология культуры» и т.п., но и наполнять эти понятия культурным содержанием, характеризовать культурные явления массовой и элитарной, научной и повседневной культур и давать характеристику культурам различных типов. Последнее обстоятельство в особенности учитывается в данной книге, где представлены развернутые характеристики восточной, западной и российской культур. Перед студентом предстает многоплановое полотно культурных деяний человечества, его достижений, сомнений и кризисов, что позволяет выработать представление о многообразии современных типов культур и помочь целенаправленному самостоятельному формированию гуманистических культурных ориентаций. Такого рода культурологическое знание призвано формировать личность студента. Учебное пособие подготовили ученые и преподаватели Ростовского государственного университета: д-р филос. наук Г.В. Драч (предисловие; гл. 1; § 1, 2 гл. 2; § 2 гл. 3; § 1,2 гл. 6), д-р филос. наук В.Е; Давидович (§ 3 гл. 2; § 1, 2 гл. 3), д-р филос. наук А.Н. Ерыгин (§ 6 гл. 2; § 1, 2 гл. 7), канд. филос. наук Н.Н. Ефремов (§ 1 гл. 2), д-р филос. наук М.В. Заковоротная (§ 3, 5 гл. 3), д-р филос. наук Е.В. Золотухина (§ 1 гл. 2), д-р филос. наук В.К. Королев (§ 2, 4, 6 гл. 2; § 1,2 гл. 3), д-р филос. наук Т.П. Матяш (§ 1 гл. 8), канд. филос. наук Л.М. Павкин (§ 3 гл. 7), канд. филос. наук В.И. Сороковикова (гл. 5), канд. филос. наук О.С. Туманова (§ 1 гл. 2; § 6 гл. 3), канд. филос. наук Е.А. Чичина (§ 3 гл. 6), д-р филос. наук В.А. Шкуратов (гл. 4), д-р филос. наук Л.А. Штемпель (§ 4 гл. 3), д-р филос. наук О.М. Штемпель (§ 5 гл. 2; § 4 гл. 6; § 2 гл. 8).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |