КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспект лекций по дисциплине
К 67
Рецензенты:
доктор технических наук, профессор В.И. Комащенко; доктор технических наук, профессор С.В. Сергеев; доктор географических наук А.Н. Бармин;
Корнилов, А.Г. К 67 Общая и региональная экология: Учеб. пособие / А.Г. Корнилов, А.Н. Петин. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 250 с.
ISBN ……. Учебное пособие состоит из трех разделов: краткого конспекта лекций, практикума и системы обучающих тестов, согласованно скомпонованных для наиболее эффективного самостоятельного освоения учебной дисциплины. Для студентов вузов, обучающихся по инженерно-геологическим, экологическим и географическим специальностям, а также для широкого круга читателей, интересующихся экологической проблематикой. УДК 504.06 ББК 20.1
ISBN ……………… Ó Корнилов А.Г., Петин А.Н., Ó Белгородский государственный университет, 2006 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Часть 1. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ § 1. Понятие экологии и охраны окружающей среды § 2. Основы общей экологии § 3. Жизненные формы организмов § 4. Популяции § 5. Биоценозы § 6. Экологические системы § 7. Энергия в экологических системах (биогеоценозах) и их продуктивность § 8. Биосфера § 9. Основы учения о биосфере § 10. Основные закономерности организации и развития биосферы § 11. Биосфера и человек § 12. Антропогенные проблемы экологии § 13. Здоровье среды Раздел 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ (РОССИЯ) § 14. Экологический кризис планеты § 15. Оценки экологического состояния § 16. Экологическое состояние атмосферного воздуха России. § 17. Гидросфера и ее использование § 18. Загрязнение природных водных объектов § 19. Экологическое состояние земельных ресурсов России. §20. Загрязнение земельных ресурсов. § 21. Экологическое состояние лесов России. § 22. Радиоактивное загрязнение Раздел 3. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ § 23. Экономика и окружающая среда §24. Устойчивое развитие § 25. Переход на устойчивый путь развития § 26. Провалы рынка и деградация окружающей среды § 27. Общественное вмешательство для охраны окружающей среды § 28. Принципы государственного вмешательства § 29. Провалы в политике § 30. Анализ «затраты-результаты» § 31. Инструменты экологической политики § 32. Выбор между административными и экономическими методами управления Часть 2. ПОЛЕВЫЕ И АУДИТОРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 2.1. Полевые занятия Практическая работа № 1. Изучение парковых экосистем Практическая работа № 2. Изучение склоновых экосистем 2.2. Аудиторные семинарские и практические занятия Семинарские занятия: подготовка рефератов и докладов по выбранным темам Практическое занятие №1 Составление перечня экологических проблем региона Практическое занятие №2 Окружающая среда и ее факторы Практическое занятие №3 Динамика численности популяции Практическое занятие №4 Пространственная структура популяции Практическое занятие №5 Функциональная и трофическая структура экосистемы Практическое занятие №6 Расчет пищевого обеспечения населения Региона за счет собственных сельскохозяйственных угодий Практическое занятие №7 Сообщества и условия среды Практическое занятие №8 Продуктивность биомов Земли Практическое занятие № 9 Распределение выбросов загрязняющих веществ на территории Российской Федерации Практическое занятие № 10 Центры антропогенного воздействия и выпадение сульфатной серы на территории России Практическое занятие № 11. Расчет суммарной техногенной нагрузки на территорию региона (на примере Белгородской области). Практическое занятие № 12. Расчет интенсивности смыва почвы с территории сельскохозяйственных угодий региона Практическое занятие № 13 Рынок и проблемы экстерналий Практическое занятие № 14 Анализ затраты-выгоды Часть 3 ЭКЗАМЕНАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Приложение 1 ПЛАН ОПИСАНИЯ ЛУГОВОГО БИОГЕОЦЕНОЗА Приложение 2 ПЛАН ОПИСАНИЯ ЛЕСНОГО БИОГЕОЦЕНОЗА
ВВЕДЕНИЕ Актуальность экологической тематики обусловила наличие широкого спектра учебников и учебных пособий соответствующего профиля для разных специальностей. Настоящее учебное пособие разработано для проведения занятий по дисциплине «Экология» для инженерно-геологических специальностей, программа изучения которой в соответствии со стандартом специальности предусматривает ознакомление студентов как с основами общей экологии, так и с элементами дисциплин региональной экологии, геоэкологии, управления рациональным природопользованием и экономикой природопользования. Первый раздел разработан с использованием наиболее удачных для наших целей, на взгляд авторов, учебных пособий, упоминаемых в списке рекомендуемой литературы. Материал, использованный для составления теоретического раздела в данном издании частично дополнен и переработан. Разделы экономики природопользования (теоретические разделы и практические задания) изложены на основе учебно-методических материалов, подготовленных COWI в рамках проекта TACIS, прошедших апробацию в Нижнем Новгороде (НГАСУ) в 2000 г. Ориентация на самостоятельную работу студентов предполагает необходимость издания адаптированных учебных пособий, включающих в себя согласованные и достаточно компактные разделы как теоретической информации (на уровне конспектов лекций), так и прикладных задач, решение которых помогает более прочному освоению изложенной в первом разделе информации и приобретению навыков применения полученных знаний. Соответственно во втором разделе приводятся полевые и аудиторные практические задания и задачи, в том числе ориентированные на освоение первичных навыков полевых исследований, что полезно в плане подготовки последующих летних полевых практик, а также темы семинарских занятий. Подбор расчетных заданий должен способствовать детализации теоретического материала в рамках конкретных проблем общей экологии, развитию навыков анализа экологической информации. Третий раздел настоящего учебного пособия содержит экзаменационно-обучающие тесты, решение которых помогает осмыслить теоретические знания и закрепить пройденные термины, правила, концепции, изложенные в первом разделе. Тестовые задания могут быть формой предварительной и итоговой проверки знаний, допускающей автоматизированный (на РС) контроль. Конспективный характер первого раздела не позволяет широко рассмотреть все теоретические аспекты представляемой учебной дисциплины, поэтому настоящее учебное пособие не исключает необходимости работы с популярными капитальными и достаточно объемными учебниками и учебными пособиями в целях углубленного изучения данного предмета.
Часть 1
Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |