КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения: природа, страна и население Африки 2 страница
В виде ископаемых форм в Африке обнаружены костные останки древнейших людей последующих стадий формирования — питекантропа и неандертальца, а также останки человека вида Homo sap1ens, вероятно обитавшего в Африке повсеместно 35 тыс. лет назад. Это было время верхнего палеолита с его достаточно развитой техникой изготовления различных орудий, применявшихся в первобытном охотничье-собирательском хозяйстве. Судя по костным находкам человека в местечке Мешта аль-Арби (Алжир), в Северной Африке в верхнепалеолитическое время обитали люди европеоидного облика, а к югу от них, вероятно, формировались негроидные группы. Во всяком случае, в неолите (7— 5 тысячелетие до н. э.) негроидные племена занимали значительную часть Сахары — тогда еще не пустыни, а увлажненной лесостепи (подвергшейся постепенному усыханию и запустению начиная с 3—2 тысячелетий до н. э.). Возможно, смешение негроидных и европеоидных расовых типов происходило в лесостепной Сахаро-Нильской полосе уже много тысяч лет назад, в мезолите или даже в верхнем палеолите. Хозяйственно-культурная история Африки наиболее известна с эпохи развитого неолита, когда на севере, в Сахаре и долине Нила не только совершенствовались исконные охота и собирательство, но и развивались новые для этого периода занятия — земледелие, скотоводство, керамическое дело, более высокая камнеобработка, а искусство наскальной живописи (например, фрески Тассили и др.) отразило возникновение производящего сельского хозяйства. Поселения ранних земледельцев и мастеров неолитической техники обнаружены в Западной Африке, в плодородных долинах рек Сенегала и Нигера. Своеобразием отличалась неолитическая культура земледельцев, охотников и собирателей Гвинейского побережья и бассейна р. Конго, развивавшаяся в 3— 1 тысячелетиях до н. э. в условиях тропического леса. В саванне, в степных и полупустынных районах Восточной и Южной Африки каменный век просуществовал дольше всего; обитатели здешних открытых пространств до рубежа нашей эры, а местами и позднее занимались исключительно охотой и собирательством (впрочем, в довольно развитых формах). Древняя Африка, несмотря на ее особое географическое положение — удаленность значительной части территории от Средиземноморья и Передней Азии, т. е. от древних центров и цивилизаций, как свидетельствуют многие научные факты, поддерживала определенные связи с ними. Открытием и использованием навыков культуры земледелия и скотоводства Африка в целом обязана коренным племенам Сахаро-Нильского региона, передавшим это искусство более южным соседям. Прежняя версия западноевропейских ученых о том, что земледелие и скотоводство занесены в Африку высокоодаренными пе-реднеазиатскими «хамитами», полностью дискредитирована современными археологическими находками. Что же касается зарождения первоначальных очагов металлургии, то они, по всей вероятности, возникли в Африке под воздействием передовых стран Древнего Востока. В низовья Нила (Египет) и центральную часть Сахары (область развитого неолита Тассили) культура бронзового литья пришла из первичных центров Ближнего Востока и Средиземноморья (крито-микенская цивилизация). И если культура Тассили в связи с усыханием Сахары заглохла к середине 2 тысячелетия до н. э., то сложившаяся на Ниле древнеегипетская цивилизация, обогащенная техническими достижениями бронзового века, начиная от рубежа 4 и 3 тысячелетий до н. з., все более быстро развивалась. Будучи одним из передовых государств Древнего Востока, Египет на несколько тысячелетий занял ведущую роль в истории Африки. Так, под влиянием Египта культура бронзовой металлургии, а затем и металлургии железа (в 1 тысячелетии до н. э.) распространилась вверх по Нилу на юг, за первый порог, где начиналась страна Куш. В древней стране Куш (позднее Нубия) жили племена, которых египтяне на рисунках изображали с черной кожей, курчавыми волосами и толстыми губами, т. е. негроидами; на других рисунках того же времени кушиты изображены с лицами коричневого цвета. Тем самым египетские художники хотели показать, что население страны Куш неоднородно в расовом отношении или представляет собой нечто переходное от негроидов к европеоидам (эфиопская раса). Египтяне знали и более южную страну Пунт с темнокожими обитателями, которую, по всей вероятности, надо поместить в пределах Восточного Судана и на побережье Сомали и Эритреи. Возможно, что среди жителей этой страны были представлены древние нилоты. Много лучше древние египтяне знали своих западных соседей — «ливийцев» (по цвету кожи более светлых, чем сами египтяне). Область их расселения, по-видимому, простиралась до Атлантического побережья (современные Марокко и Мавритания). Нынешние народы Северной Африки, говорящие как на языках берберской группы, так и на диалектах арабского языка, являются их потомками. Древние ливийцы очевидно имеют прямое отношение к истории формирования и последующего распада на самостоятельные подразделения семитохамитской языковой семьи. Будучи европеоидами в своей антропологической основе, древнейшие представители этой семьи первоначально формировались к западу от Нила, в сахарской лесостепной и средиземноморской зонах. По мере усыхания Сахары здешние земледельцы и скотоводы или покидали эту область, отходя на восток (предки семитов и древних египтян), юг и юго-восток (предки кушитов и чадских хауса), или же, отчасти сместившись к северу, к горам Атласа, приспосабливались к изменившийся экологической среде (предки многочисленных ранее берберов — ливийцев). В начале 1 тысячелетия до н. э. племена ливийцев оказались под влиянием торговой и культурной деятельности могущественного Центра финикийских колонистов на африканском побережье Средиземного моря — Карфагена. Карфагенские поселения протянулись Цепочкой вдоль побережья Алжира и Марокко. Карфагеняне совершали торговые экспедиции и в глубь континента, о чем свидетельствуют некоторые письменные известия античных авторов. Во время борьбы между Карфагеном и Римом (3—2 вв. до н.э.) в Северной Африке существовали два государства с ливийско-берберским населением — Нумидия и Мавритания. Нумидия занимала область восточного Алжира и южного Туниса, Мавритания—западную часть Алжира и северные районы Марокко. Наибольшее значение имела Нумидия. Поэтому прежних ливийцев чаще называли нумидийцами. Однако после захвата Римом Северной Африки упоминания о нумидийцах постепенно исчезают, и местное население стали называть маврами. Археологические находки последних лет на широкой территории Северной и Северо-Восточной Африки свидетельствуют о глубоком проникновении античной культуры в местную среду. Есть все основания считать этот регион базой высокого хозяйственного развития и самостоятельной государственности. Таковы царства Напата (12—6 вв. до н. э.) и Мероэ (6 в. до н. э. — 4 в. н. э.), расположенные к северу и югу от слияния Белого и Голубого Нила; древний Аксум (2—8 вв. н.э.) — на севере современной Эфиопии. В глубине Восточной Африки (на территории Кении и Танзании) связи античной культуры прослеживаются много слабее. Западная Тропическая Африка, Центральная Африка и Южная Африка оказались практически вообще вне античной эйкумены. Вместе с тем важно отметить, что начавшееся в позднем неолите и продолжавшееся в периоды бронзы и раннего железа усыхание и запустение Сахары привело к миграции основной массы здешних земледельцев и скотоводов на юг, в суданскую зону саванны и тропического леса. Этот процесс поднял уровень хозяйственного развития Западной и Центральной Африки. Своеобразие материальной культуры негроидного населения этого региона состоит в том, что оно не знало собственного медно-бронзового века и к железу перешло непосредственно от затянувшегося каменного века. Существует научное мнение о самостоятельном открытии населением Суданского пояса искусства плавки и ковки железа. На самом же деле, недавно открытая культура Нок раннего железного века, существовавшая в 5 в. до н.э. — 3 в. н.э. в междуречье Нигер-Бенуэ (Центральная Нигерия), имея местную основу, сложилась явно под сильным влиянием и воздействием развитой металлургии государства Мероэ на верхнем Ниле, где железоплавильные печи действовали уже в 6 в. до н. э. Железный век в Южной Африке по-настоящему начинается только в 1 тысячелетии н. э. Историческим продолжением оттока негроидного населения из Центральной, а затем Южной Сахары являлась миграция формировавшихся первоначально в Суданской зоне бантуязычных племен в центральную и южную части континента. Исходной областью переселения предков банту было плато центрального Камеруна, откуда началось их движение через тропический лес или морское побережье на юг, в бассейн р. Конго, к плато северной Шабы (юг Заира). Здесь переселенцы банту встретили благоприятные для хозяйственно-культурного развития природные условия: лесистую саванну с обильной охотничьей фауной и места, удобные для земледелия, а также легкодоступные залежи железных руд. Именно на плато Шабы сложилось то ядро народов банту, которое послужило этнической основой для дальнейших миграций бантуязычных групп по всей Экваториальной Африке. Начало этих больших переселений банту было положено на исходе 2 тысячелетия до н. э., продолжалось и позднее, а выход банту в Межозерье и Восточную Африку с последующим распространением в Южную Африку датируется суммарно 1 тысячелетием н. э. По данным арабских источников, уже в 9—10 вв. на восточном побережье Африки существовали обширные политические объединения — «царства» банту, находившиеся под властью «царя зинджей» («черных», африканцев). Широкое расселение бантуязычных племен внесло большие изменения в исконно сложившийся этнический состав населения Тропической Африки и Южной Африки. Так, проникнув в тропические экваториальные леса бассейна Конго с севера, банту оттеснили или ассимилировали здешних пигмеев, говоривших на каких-то своих, ныне неизвестных, языках. Банту, передвигавшиеся через саванну Восточной Африки, оказали сильное воздействие на нилотов и кушитов, передав части из них свой язык. Восточноафриканские койсанские племена подверглись примерно такой же участи. Под давлением банту восточнокойсанские племена, достигавшие южной Кении, отступили далеко на юг и, видимо, начали смешиваться друг с другом в языковом отношении. В настоящее время в материковой Танзании сохранились только одно готтентотское племя сандаве и одно бушменское племя хадзапи. Двигаясь на юг вслед за койсанскими группами, банту заняли удобные лесостепи Южной Африки, где, занимаясь скотоводством и земледелием, передали свой тип хозяйства готтентотам, а бушменов — собирателей и охотников — оттеснили в пустынную Калахари, Средневековая история. Заметный этап в этнокультурной и социально-политической истории Африки связан с арабскими завоеваниями 7—8 вв., вследствие чего на целую тысячу лет Африка оказалась изолированной от европейской цивилизации и в большей мере связанной с культурным миром средневекового Востока. Но надо иметь в виду, что пришедшая с арабскими завоевателями восточная цивилизация наслоилась на богатые культурные традиции аборигенов Северной Африки, оказала воздействие на приморскую часть Восточной Африки (вовлеченную через арабо-африканские города на побережье в международную торговлю стран Индийского океана) и несколькими потоками проникла в Суданскую зону, но Тропической Африки она коснулась в слабой степени. Как и в античные и раннесредневековые времена, эта важная область коренной Африки оставалась вне мировых хозяйственно-культурных связей вплоть до появления на ее побережье европейцев. Со времен арабского завоевания Северная Африка получила на Востоке название стран Магриба. На первых порах это завоевание не вызвало больших изменений в этническом составе местного населения — по-арабски «берберов» (вместо прежних ливийцев, нумидийцев, мавров). Более серьезные последствия имело широкое переселение кочевых арабских племен Передней Азии в 11 в. Пришлые кочевники отчасти сохранились как собственно арабские группы, отчасти растворились в основной массе таких же скотоводов — берберов, но одновременно арабизировали их по языку и в культурном отношении. В настоящее время большинство населения Северной Африки говорит по-арабски, исповедует ислам и считает себя арабами. Только примерно пятая часть жителей стран Магриба, расселенных мелкими группами в горных районах и некоторых оазисах, сохраняет еще берберские наречия. Определенное этнокультурное воздействие средневекового Востока на коренные народы Сахаро-Нильского и отчасти Суданского регионов северной половины Африки сомнению не подлежит. Вместе с тем и это этнокультурное проникновение и прямое политическое воздействие арабского мира накладывалось на вполне созревшие предпосылки самобытного развития народов южнее Сахары. Ученые давно обратили внимание на вполне зрелые формы устойчивых военно-племенных и государственных образований, возникших, конечно, не на пустом месте и существовавших сотни лет в наиболее развитых и передовых странах Африканского континента. К числу таких социально-политических образований принадлежало государство Гана. В 13 в. оно уступает место другому негрскому государству — Мали, сложившемуся в долине р. Нигер. К началу 15 в. политическое преобладание перешло к народу сонгаи, создавшему одноименное государство. Столетием позднее власть правителей Сонгай распространилась в глубь Африки, вплоть до границ Триполи и Марокко. Другой древний центр народов Западного Судана лежал у берегов озера Чад, где в средневековье возвысились государства Канем, Борну и др. Здесь и южнее, в бассейне Конго, существовали культуры развитого железного века, а также массового медного литья из рудничного сырья, доставляемого из богатых месторождений Шабы. Важнейшие города средневекового Судана имели оживленные связи со странами Магриба. В 11 в. в Судан проник ислам, а вместе с ним арабская письменность и обучение ей. На Гвинейском побережье существовало несколько государственных объединений — Ифе, Ойо, Йоруба, Ашанти, Дагомея и др. Часть из них возникла не позднее 15—16 вв. Могущественным государством был Бенин на островах дельты Нигера, расцвет его относится к 16—17 вв. В те же века возвысились государства южной половины Африки — Конго, Ангола, Моно-мотапа (в долине р. Замбези); входящие в их состав бантуязычные народы создали яркую и своеобразную культуру. Социально-экономические структуры. Красноречивые факты длительного существования во многих странах доколониальной Африки самобытной государственности, опиравшейся на социально-имущественные отношения неравенства, прямого господства и подчинения между местной знатью и простым народом, требуют ясного ответа на вопрос относительно конкретно-исторического типа и уровня развития этих общественных структур. Ответ оказывается не простым, ибо наблюдения историков вскрывают сложный и противоречивый характер одновременного существования и взаимовлияния в отдельных регионах и странах доколониальной Африки различных общественно-экономических укладов, специфических форм классообразования, эксплуатации, политического строя. Очевидно прежде всего то, что глубокой причиной такого разнообразия общественных форм является неравномерность процессов социально-исторического развития африканских народов, в особенности неодинаковый, нередко замедленный темп роста производительных сил и в связи с этим эволюционно затянувшаяся смена архаических социально-экономических структур новыми, исторически более зрелыми отношениями. В странах Африки южнее Сахары историками обнаружено особенно много застойных форм социальной организации — семейно-пат-ронимического (семейно-общинного), родоплеменного, военно-деспотического, кастового и иного характера. Все эти формы экономически были связаны с малопродуктивным натуральным сельским хозяйством и построены на традиционной кооперации рабочих сил узколокальных объединений ближайших родственников и соседей. Конечно, и в этих условиях вызревали отношения имущественного и социального неравенства, но в целом требовались особо благоприятные обстоятельства экономического развития (хозяйственный подъем, регулярный обмен и накопление избыточных жизненных благ), чтобы отношения зачаточного неравенства переросли в общественно выраженные формы зависимости и эксплуатации. Несмотря на общую замедленность исторического развития и длительное сохранение живых остатков архаических доклассовых отношений, во многих странах Африки в разное время возникли сословно-классовые общественные структуры. Наличие в древних государственных образованиях Северной Африки и Эфиопии рабовладельческого уклада, кабально-имущественных и даннических отношений, а позднее, в средневековье, и отношений феодальной зависимости особых сомнений в науке не вызывает. Но относительно конкретно-исторического типа средневековых социально-экономических структур в странах южнее Сахары научные мнения разделились между сторонниками признания их типично рабовладельческими или феодальными, но в специфическом «африканском» выражении. Предлагалось даже считать эти структуры порожденными особым «африканским способом производства» — патриархально-общинным в своей производственной основе при имущественном доминировании правящей социальной верхушки. В марксистско-ленинской африканистике наших дней разрабатывается более детализированная концепция разнообразия путей и особенностей перехода большинства африканских народов от доклассовых отношений к раннефеодальным, выраженного и в особенностях политического строя — от простейших предгосударственных военных союзов многих общин и племенных групп, солидарно противостоящих окружающему миру, до построенных на внутренних противоречиях государственных образований с правящей эксплуататорской корпорацией феодалов во главе. Путем анализа отношений фактического владения землей и распределения в связи с этим основного и прибавочного продукта среди социально уже неравного населения доколониальных государств южнее Сахары советские африканисты выявили существование такого распространенного порядка, при котором владеющая землей кровнородственная или соседская община передавала в пользу правящей и управляющей всеми общественными делами иерархической верхушки (во главе с царем и его приближенными) некоторую долю прибавочного продукта. Правящая верхушка могла иметь и собственное хозяйство при использовании в нем подневольного труда военнопленных и преступников, но она отнюдь не монополизировала основные средства производства — племенные земли, леса, воды и пастбища. Последние находились в полном хозяйственном использовании силами земледельческих общин. Вместе с тем давно уже возвысившаяся над общинной и взявшая политические бразды традиционная (родо-племенная) и служилая (при царе) знать явно монополизировала в своих руках основные хозяйственно-организаторские, внешнеторговые и военные функции сложившихся государственных образований (местных «империй», «королевств», «княжеств» по терминологии европейских письменных источников). Правители государств страны йорубов, Бенина, Дагомеи получали также доходы от военной добычи, работорговли, разных даней, пошлин и судебных сборов. Соответственно и общественная распорядительная власть правящего сословия была возвышена до возможного предела и освещена традицией, идущей от культа предков, а власть царей была прямо обожествлена. Среди советских африканистов распространено мнение, что описанные выше системы отношений непосредственного господства и подчинения по своему характеру были раннеклассовыми, но считать эти отношения собственно феодальными было бы упрощением реальной действительности. Африканские общества южнее Сахары совершали в доколониальный период своеобразную социально-экономическую эволюцию от структур типично общинно-классовых к структурам многоукладным, социально и имущественно дифференцированным. Отношения господства и эксплуатации, налагаемые на традиционную общину, еще не сложились в экономический порядок феодального строя общества. В структурах государственноорганизованных общественных организмов исподволь пролагала себе путь тенденция перерастания раннеклассовых дофеодальных и предфеодальных отношений в отношения собственно раннефеодальные. Однако общая картина социально-экономического состояния и развития доколониальной Африки южнее Сахары была намного сложнее, нежели только что обрисованное положение в исторически выделившихся государственных образованиях. Наука давно отметила в странах Суданского и Гвинейского регионов. Центральной, Восточной и Южной Африки поразительную живучесть социальных форм, свойственных родо-племенному строю и не преодоленных ни раннеклассовыми структурами, ни системами колониального управления. Согласно новейшим данным, различные народы стран южнее Сахары переживали три основные ступени общественной эволюции: а) стадию разложения первобытнообщинного строя; б) различные стадии перехода к раннеклассовым отношениям; в) стадию раннеклассового общества. На всех этих ступенях видную роль играла традиционная земледельческая община как основная экономическая и социальная организация непосредственных производителей материальных благ. При исключительном разнообразии конкретных форм и вариантов африканской общины, этот устойчивый социальный организм в виде «коллектива, производящего и воспроизводящего себя в живом труде» (К. Маркс) проходит через всю известную нам историю народов Африки, составляя важное структурное звено в процессе смены всех стадий их общественного развития в самом широком плане. Община как социально-экономическая организация закономерно возникает из свойственных африканцам (и не только им) докапиталистических способов производства, связанных с низким уровнем производительных сил, с господством естественных предметов и орудий труда, ручной техники, а отсюда и преобладанием живого труда над овеществленным. Община с ее коллективным трудом выступает в условиях этих способов производства как основной и главный производственный коллектив и одновременно как производственная среда. Она же есть единственная микросреда воспроизводства человека, обеспечения его существования и безопасности. В доколониальный период африканской земледельческой общине была свойственна генеалогическая (семейно-родовая) и гетерогенная (одновременно кровнородственная и, соседско-корпоративная) структура. Низшие хозяйственные ячейки общины составляли неразделенные большесемейные коллективы (численностью по нескольку десятков, даже до сотни человек). Ядро гетерогенной общины чаще составлял какой-либо кровнородственный коллектив (патронимия или отдельная большая семья), который, однако, выступал прежде всего как локальная ячейка общества и с другими подобными ему ячейками был больше связан соседско-корпоративными, чем родовыми, узами. Дуализм кровнородственного и территориально-соседского начал в организации труда и потребления выступал здесь слитным общественно-производственным основанием, определяющем собой единую систему социальных отношений. Гетерогенная форма общины была наиболее характерна для переходных общественно-экономических структур, непосредственно сочетающих элементы доклассовых и раннеклассовых отношений. Возникнув еще на стадии первобытнообщинного строя, африканская община не только сохранилась до настоящего времени, но и — в измененных, конечно, разновидностях — продолжает оставаться одной из главных форм общественной организации местного населения. В условиях колониального и послеколониального обществ совершалась модификация некоторых традиционных форм общинной организации, отходили в прошлое такие архаические институты, как система половозрастных групп и рангов, родовые общины с материнским счетом родства и пр., возникали новые формы общинной организации, порожденные колониализмом, в виде профессионально-земляческих союзов, ремесленных и торговых гильдий, племенных ассоциаций, приспособленных к условиям рынка. Традиционные связи сообщиников слабели вследствие начавшейся миграции части населения в новые города, на горнорудные разработки и строительство транспортных магистралей. Будучи видоизмененной, но все еще разносторонней по социальному назначению формой организации коренного населения, земледельческая община отнюдь не исчерпала себя как социально-производственный коллектив в условиях современной Африки. Достаточно сказать, что и в наши дни до 60—80% населения стран Африки южнее Сахары по-прежнему являются членами территориально-соседских общин, налагающих на своих уроженцев определенные экономические и социальные обязательства.
Историко-культурные особенности народов Африки При изучении этнографии народов Африки можно выделить несколько больших историко-географических областей, из которых каждая характеризуется сходством этнографических черт на обширной территории при наличии, впрочем, более или менее заметных локальных различий. Народы Северной Африки. Северную и часть Северо-Восточной Африки нередко называют Арабской Африкой, так как большинство ее жителей говорит на арабском языке. Это страны Магриба, Египет и северная часть Демократической Республики Судан; к ним Нередко относят Западную Сахару и Мавританию. Сплочение арабов и берберов, ускоренное Национально-освободительным движением против европейских колонизаторов, способствует процессам формирования крупных наций в странах Магриба — египетской, ливийской, тунисской, алжирской, марокканской. В Демократической Республике Судан с ее сложным этническим составом в суданскую нацию консолидируется арабоязычное население, но проживают там также отдельные негроидные народы различного происхождения. Во всех этих странах население в основном занято сельским хозяйством, однако соотношение земледелия и скотоводства в различных областях неодинаково. Земледельческим является население Египта и отчасти Судана, живущее в плодородной долине Нила. В южной части Демократической Республики Судан мотыжное земледелие сочетается со скотоводством и рыболовством. В странах Магриба, в прибрежной полосе и в горных районах Атласа господствует земледельческое хозяйство в сочетании с молочным животноводством. Но чем дальше от побережья, тем значительнее роль скотоводства. Во внутренних частях Магриба живут преимущественно скотоводы. Большой интерес представляет египетское земледелие, изучение которого позволяет восстановить картину возникновения и развития земледелия вообще. Долина Нила обладает неисчерпаемым плодородием, ибо ежегодно в период разлива она удобряется и орошается водами реки, несущими огромное количество ила. Вода же размягчает почву, делая излишней ее предпосевную обработку. Земледелие в Этом районе началось в глубокой древности с того, что люди попросту бросали семена злаков во влажный ил, а затем, предоставив растения самим себе, дожидались урожая. Еще в прошлом столетии таким образом совершали посев египетские крестьяне — феллахи— в случае запоздания нильского наводнения. Подобная примитивная система получила название лиманного (болотного) земледелия. Ее, по-видимому, знали уже носители неолитической бадарийской культуры 5 тысячелетия до н. э. (Средний Египет). С 4 тысячелетия до н. э. древние египтяне начинают практиковать простейшее искусственное орошение и обработку полей мотыгой. Первые свидетельства о введении легкого бесподошвенного плуга относятся к 3 тысячелетию до н. э. В последующем тысячелетии появляется устойчивый подошвенный (полозный) плуг, необходимый при обработке заболоченных площадей. Тогда же создается ирригационная система — густая сеть каналов, орошающих «высокие поля». Современное земледельческое хозяйство египетских крестьян во многом повторяет эту древнюю систему полеводства. Сельскохозяйственный год в Египте делится на три сезона — зимний, летний и осенний. В первый сезон (ноябрь — март) сеют пшеницу, ячмень, лук, бобовые и др.; в следующий сезон (апрель — август) сеют хлопок, лен, коноплю, сахарный тростник, рис, кукурузу; и, наконец, осенью (сентябрь — ноябрь), в период наивысшего подъема нильских вод, — рис, кукурузу, просо. Феллахи пользуются плугом, который мало чем отличается от древнеегипетского. Попрежнему в ходу мотыга, особенно при обработке огородов, посевов хлопка и кукурузы, рытье каналов. Созревшие злаки жнут серпами или вырывают стебли с корнем. Для молотьбы употребляют цепы или нурег — молотильную доску с металлическими дисками или каменными зубьями, в которую впрягают пару быков. В Египте применяются современные способы ирригации, но значительная часть бедных крестьян, как встарь, вынуждена поднимать воду на свои поля примитивными средствами: это шадуф, по устройству напоминающий колодец-журавль, и сакийе — водоподъемное вертикальное колесо с закрепленными на нем кувшинами. Скотоводство в Египте из-за отсутствия пастбищ не получило достаточного развития. Разводят главным образом рабочий скот, но и его немного, так как при простейшей технике обработки почвы, ухода за посевами и уборки урожая потребность в рабочем скоте сравнительно небольшая. Арабо-берберское земледельческое хозяйство Магриба имеет свои особенности. Основные районы земледелия здесь — прибрежная полоса и горные долины Атласа. Обилие водных источников, частые дожди и мягкий климат благоприятствуют земледелию искотоводству. Но в засушливых местностях приходится прибегать к искусственному орошению полей. Главные продовольственные культуры — пшеница и ячмень, в Марокко также кукуруза. Коренное население предпочитает твердую пшеницу, из которой в большом количестве приготавливается манная крупа. Арабо-берберские земледельцы — опытные садоводы. На побережье моря они разводят виноград, цитрусовые, инжир, миндаль и др. В Тунисе широко распространена культура олив. У побережья выращиваются различные овощи. В южной части Магриба одним из главных видов пищи служат плоды финиковой пальмы.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |