Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной закон государства




Конституция. Основные этапы конституционного развития России. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 года.

Одним из признаков любого государства считается наличие законодательства как некой системы законов и подзаконных актов, иных юридических актов. При этом законов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих те или иные правовые нормы, в государстве может быть множество. Так, в России ежегодно принимаются более 300 федеральных законов, затрагивающих различные сферы правоотношений. При таком активном законотворчестве, что в свою очередь вызвано естественным ускоренным развитием общественных отношений, актуальным является вопрос о недопустимости отклонения от основных правовых устоев общества, о сохранении определенной стабильности в правовых отношениях между членами общества.

В связи с этим у государства и общества имеется потребность среди множества обычных законов иметь один основной закон, которой бы принципиально регулировал наиболее важные общественные отношения и которому должны были бы соответствовать все остальные законы. Такой основной закон принято называть конституцией.

Конституция (от лат. constitutio – установление) – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основные принципы государственного строя, закрепляющий основы правового положения человека и гражданина, систему и полномочия органов государственной власти.

Мировой истории известно немало актов конституционного значения. Однако первым официальным документом, являющимся конституцией не только по содержанию, но и по форме, считается Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая специально созванным Конвентом в 1787 году. Что характерно, Конституция эта действует и по сей день. За более чем двухсотлетнюю свою историю она претерпела сравнительно небольшое количество изменений – в настоящее время Конституция США насчитывает 27 поправок (в том числе знаменитые первые десять поправок – так называемый Билль о правах, – принятые в 1789 году).

Европа, без сомнения, имеет большие конституционно-правовые традиции, нежели США, однако первые конституции на территории Старого Света появляются только в 1791 году в Польше и Франции. В отличие от американской, эти конституции не отличались длительным постоянством: первая польская конституция просуществовала чуть менее одного года, французская – менее двух лет.

Начало конституционному развитию России положили, пожалуй, Манифест Императора Всероссийского от 17 октября 1905 года и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года, которыми провозглашались основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов, учреждалась фактически двухпалатная парламентская система – Государственный совет и Государственная дума, без участия которых принятие законов стало невозможным, несмотря на сохранявшуюся сильную царскую власть. Власть Императора по сути стала ограниченной. А способность реально ограничивать власть высших органов управления государства – наиважнейшее свойство конституции.

Тем не менее первый юридический документ под названием «Конституция» принимается в нашей стране уже после Октябрьской социалистической революции 1917 года и прихода к власти большевиков. Конституция (Основной Закон) РСФСР, принятая 5-м Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, провозглашала своей основной задачей установление «диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти». Кроме того, Конституция впервые закрепляла за Россией статус федеративного государства.

В 1922 году образуется СССР, в состав которого входит и РСФСР. Соответственно, принятие всех последующих российских конституций связано с принятием конституций СССР. Конституции РСФСР принимаются практически годом позже конституций СССР: в 1924 году утверждается текст Конституции СССР, а в 1925 – Конституции РСФСР; в 1936 году принимается новая Конституция СССР (так называемая «Конституция победившего социализма», «сталинская конституция»), в 1937 – Конституция РСФСР; очередная Конституция СССР (так называемая брежневская) выходит в свет в 1977 году, а полностью соответствующая ей Конституция РСФСР – в 1978.

Стоит отметить, что если Конституция РСФСР 1925 года мало чем отличается от Конституции 1918 года, то Конституция РСФСР 1937 года по своему формальному содержанию выглядела очень демократично для своего времени и той обстановки, в которой она принималась: закладывались основы разделения властей, провозглашался принцип равноправия граждан, впервые устанавливались личные, политические и социально-экономические права и свободы. Хотя, конечно, следует понимать, что многие из этих прав на практике были очевидной фикцией.

Конституция РСФСР 1978 года, принятая в связи с вступлением в силу Конституции СССР 1977 года, при сохранении существовавшей антидемократической организации власти расширила перечень гражданских прав и свобод. Однако и здесь была своя капля дегтя, способная испортить всю бочку меда, – известная статья 6, провозглашавшая Коммунистическую партию Советского Союза руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века Конституция РСФСР 1978 года претерпевает значительные изменения, что связано с необходимостью юридического закрепления проводимых в стране реформ (так называемая перестройка), затронувших и государственно-правовую сферу. Так, отменяется статья 6 Конституции о монополии КПСС на руководство государством, создается новая система высших органов народного представительства – Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

Первый Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года принимает Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В соответствии с этой Декларацией РСФСР хоть и оставался в составе СССР, но уже в качестве полностью самостоятельного и независимого государства, провозглашалось верховенство Конституции и законов РСФСР над Конституцией и законами СССР. 12 июня и сейчас ежегодно официально отмечается как День России и является праздничным (выходным) днем.

Спустя ровно год после принятия Декларации, 12 июня 1991 года впервые в российской истории всенародно избирается глава государства – Президент РСФСР сроком на пять лет. Им становится Борис Ельцин. Уже в конце 1991 года юридически оформляется окончательный распад СССР на пятнадцать суверенных, независимых государств.

В апреле 1992 года в Конституцию РСФСР вносятся изменения, официально закрепившие переименование РСФСР в Российскую Федерацию – Россию.

Однако уже совсем скоро между законодательной и исполнительной властями новой России назревают серьезные разногласия. Политические конфликты Президента с Верховным Советом в конце концов перерастают в полномасштабный конституционный кризис. 21 сентября 1993 года Президентом Российской Федерации издается известный Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», пункт 1 которого постановлял прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. На всей территории России фактически вводилось прямое президентское правление, которое, однако, заявлялось как временное. К тому времени уже несколько лет специально созданной Конституционной комиссией, а затем и Конституционным совещанием подготавливался проект новой Конституции. И вот 12 декабря 1993 года проект был вынесен на всенародное голосование.

В референдуме по принятию Конституции приняли участие 54,8% всех зарегистрированных избирателей. Из них за принятие Конституции проголосовало 58,4% избирателей. Таким образом, Конституция Российской Федерации была принята. Одновременно 12 декабря прошли всенародные выборы депутатов Совета Федерации и Государственной Думы – палат Федерального Собрания – вновь создаваемого законодательного и представительного органа государственной власти.

Вступила в силу Конституция Российской Федерации со дня ее официального опубликования в «Российской газете» 25 декабря 1993 года. Одновременно прекратила свое действие Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России 1978 года с последующими изменениями и дополнениями.

Основными особенностями Конституции Российской Федерации 1993 года являются:

1) принятие Конституции непосредственно многонациональным народом Российской Федерации. Все предыдущие отечественные конституции принимались представительными органами власти (конституции 1918, 1925 и 1937 годов – Всероссийским съездом Советов, Конституция 1978 года – Верховным Советом РСФСР). Проект Конституции Российской Федерации перед его вынесением на референдум был официально опубликован, а также издан отдельной брошюрой и широко распространен для всеобщего сведения. Каждый гражданин, включенный в списки избирателей, имел право, ознакомившись с проектом, высказать 12 декабря 1993 года свое отношение к нему путем голосования «за» либо «против» проекта;

2) по своей структуре Конституция состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула представляет собой небольшое вступление к основному тексту Конституции. Основная задача преамбулы – показать, кем принята Конституция и исходя из каких принципов и идей она принята. Раздел первый не имеет названия, однако является основным стержнем Конституции и состоит из 9 глав, объединяя 137 статей. Именно о положениях раздела первого Конституции и пойдет далее речь в настоящей главе учебного пособия.

Наконец, раздел второй называется «Заключительные и переходные положения» и включает в себя 9 пунктов. Раздел второй устанавливает, когда вступает в силу Конституция, как следует разрешать возможные коллизии между Конституцией и уже действующими на территории России законами и другими правовыми актами, а также регулирует некоторые отношения на переходный период, т.е. на период перехода от «старой» конституционно-правовой системы к новой. Таким образом, раздел второй Конституции был изначально рассчитан на короткий срок действия, а отчасти даже на однократное действие. К настоящему времени нормативное содержание раздела второго почти полностью себя исчерпало;

3) Конституция имеет высшую юридическую силу. Иногда к особым юридическим свойствам Конституции, отличающим ее от обычных законов, относят верховенство Конституции. Это не совсем правильно, ибо согласно статье 4 (часть 2) Конституции верховенство на всей территории Российской Федерации имеет не только сама Конституция, но и федеральные законы. А вот принцип высшей юридической силы Конституции (статья 15 Конституции) означает, что ни законы, ни какие другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Логический анализ статьи 15 Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что Конституция имеет высшую юридическую силу не только по отношению к национальным законам и иным правовым актам, но и по отношению к международным договорам Российской Федерации;

4) Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Это означает, что все субъекты правоотношений и соответствующие правоприменительные органы должны непосредственно применять Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения. Иными словами, если, к примеру, статья 21 (часть 2) Конституции устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, и при этом Конституция не связывает действие этой нормы с необходимостью принятия разъясняющего ее закона, то данное положение статьи 21 Конституции должно непосредственно действовать на всей территории Российской Федерации независимо от наличия или отсутствия специального закона, разъясняющего и более подробно регулирующего вопросы, связанные с применением пыток и насилия;

5) Конституция относится к числу так называемых «жестких» конституций, изменения в которые могут быть внесены в особом, усложненном порядке. Прежнюю российскую Конституцию можно назвать «гибкой», поскольку она могла быть изменена большинством (хотя и квалифицированным в две трети голосов) депутатов Верховного Совета (позднее – Съезда народных депутатов). Такое положение способствовало частым, зачастую необоснованным изменениям конституционного текста в угоду тем или иным сиюминутным политическим соображениям.

Для изменения действующей Конституции установлена более сложная процедура. Во-первых, определен закрытый и достаточно узкий перечень органов, имеющих право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таким правом обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Во-вторых, поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Федеральный же конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме этого, поправки для того, чтобы вступить в силу, должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

В-третьих, в главы 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» вообще не допускается внесения поправок. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Со дня принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года до настоящего времени в нее не было внесено ни одной поправки. Единственное, что подверглось некоторому изменению, это положение статьи 65 (часть 1) Конституции Российской Федерации, которое дает полный перечень всех входящих в состав Российской Федерации ее субъектов. Подобные изменения статьи 65 Конституции не считаются поправками, вносятся в упрощенном порядке и связаны либо с изменением наименования тех или иных субъектов Федерации, либо с объединением нескольких субъектов Федерации в один;

6) Конституция имеет особую охрану, осуществляемую всей системой органов государственной власти. Наиболее важная роль в охране Конституции отводится двум органам – Президенту Российской Федерации и Конституционному Суду Российской Федерации. Президент провозглашается гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (статья 80, часть 2, Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд же есть судебный орган конституционного контроля; он уполномочен в установленном порядке признавать законы и иные нормативные правовые акты соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (статья 125 Конституции Российской Федерации).

 

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Раздел первый Конституции Российской Федерации открывается главой 1 «Основы конституционного строя». Такое понятие в российской Конституции встречается впервые. Советские конституционные акты использовали понятие «основы общественного строя», тем самым существенно смещая акценты отнюдь не в пользу конституционной законности, человека, его прав и свобод.

Вообще под конституционным строем, как правило, понимается порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией[1].

Основы конституционного строя – основополагающие начала, принципы, составляющие идейную и нормативную базу всей конституционно-правовой системы, предполагающей наличие конституционного строя.

Первая же статья Конституции устанавливает четыре наиважнейшие основы конституционного строя. Согласно этой статье Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Последующие статьи главы 1 Конституции содержательно раскрывают названные принципы правового государства (статья 2), демократического государства (статья 3), федеративного государства (статья 5) и т.д.

Итак, можно выделить следующие основы конституционного строя Российской Федерации:

1) принцип правового государства. Суть данной основы конституционного строя раскрывается в статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии же со статьей 18 Конституции права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

2) принцип демократического государства. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону;

3) принцип федеративного государства – отчасти раскрывается в статье 5 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации» (часть 1).

4) принцип государственного суверенитета. Статья 4 Конституции Российской Федерации провозглашает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно статье 67 Конституции территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Из принципа государственного суверенитета вытекает, в частности, невозможность отчуждения какой-либо части территории Российской Федерации.

Более подробно о понятиях суверенитета, а также правового, демократического, федеративного государства речь идет в главе 1 настоящего учебного пособия;

5) принцип гражданства Российской Федерации. Общие положения о гражданстве устанавливаются в статье 6 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению. В этом случае приобретение гражданства не требует согласия лица, его получающего, либо его родственников. Гражданство приобретается автоматически в силу самого факта рождения. Мировой практике известны два основных принципа приобретения гражданства по рождению: «принцип крови» и «принцип почвы». В соответствии с первым из них лицо становится гражданином государства, если родилось от граждан данного государства, независимо от места рождения. «Принцип почвы» предполагает, что лицо становится гражданином того государства, на территории которого оно родилось, независимо от гражданства родителей. В Российской Федерации имеет место сочетание этих двух принципов, однако все же с преобладанием «принципа крови».

Так, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

- оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

- один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

- один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

- оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации. Общий порядок приема в гражданство Российской Федерации предполагает, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации при условии, если указанные граждане и лица:

- проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно;

- обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

- имеют законный источник средств к существованию;

- обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

- владеют русским языком.

Для отдельных категорий лиц (например, тех, у которых хотя бы один родитель имеет гражданство Российской Федерации и проживает на территории Российской Федерации) устанавливается упрощенный порядок приема в гражданство;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения;

6) принцип социального государства. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;

7) принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1, Конституции Российской Федерации);

8) принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (статья 8, часть 2, Конституции Российской Федерации);

9) принцип использования и охраны земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 Конституции Российской Федерации);

10) принцип разделения властей. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;

11) принцип осуществления государственной власти строго уполномоченными на то органами. В силу статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

- Президент Российской Федерации;

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

- Правительство Российской Федерации;

- суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти;

12) принцип местного самоуправления – в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации);

13) принцип идеологического и политического многообразия, многопартийности (статья 13 Конституции Российской Федерации). Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим основным требованиям:

- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации;

- в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии.

Данная основа конституционного строя предполагает также равенство перед законом всех общественных объединений. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Особо подчеркивается, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

14) принцип светскости государства. В силу статьи 14 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

15) принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов (статья 4, часть 2, статья 15, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а Конституция Российской Федерации, кроме того, имеет высшую юридическую силу. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

16) принцип официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов. Согласно статье 15, часть 3, Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальным опубликованием нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иного федерального органа исполнительной власти считается первая публикация его полного текста в «Российской газете». Официальным опубликованием закона Новгородской области (областного закона), нормативного правового акта Губернатора Новгородской области, Новгородской областной Думы, Администрации Новгородской области считается первая публикация его полного текста в газете «Новгородские ведомости». Официальным опубликованием решения Думы Великого Новгорода, нормативного правового акта Мэра Великого Новгорода, Администрации Великого Новгорода считается первая публикация его полного текста в газете «Новгород»;

17) принцип признания общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Глава 1 Конституции Российской Федерации занимает особое место в системе конституционных положений. Не случайно эту главу иногда называют «конституцией в конституции», имея в виду то, что никакие другие положения данной Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Об этом прямо говорит статья 16 Конституции Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.