Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды государственных органов




Согласно Конституции Российской Федерации одним из путей осуществления многонациональным народом Российской Федерации своей высшей власти являются органы государственной власти (статья 3, часть 2).

Надо сказать, что Конституция Российской Федерации использует как понятие «орган государственной власти» (статьи 3, 5, 11, 12 и т.д.), так и понятие «государственный орган» (статьи 33, 120). В соответствии с одной точкой зрения орган государственной власти есть орган государства, осуществляющий законодательную, исполнительную или судебную власть, в то время как понятие «государственный орган» более широкое и включает в себя также все органы, которые хоть и обладают властными полномочиями, но ни в одну из трех ветвей государственной власти не входят (прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, избирательные комиссии и др.).

Однако при дальнейшем изложении материала в настоящем учебном пособии мы будем исходить из другой, более распространенной в специальной литературе позиции, согласно которой термин «орган государственной власти» практически идентичен термину «орган государства» («государственный орган»), под которым следует понимать лицо или группу лиц, уполномоченных государством на осуществление его властных функций.

Между тем такое понятие государственного органа (органа государственной власти) не является полным и требует дополнения в виде, как минимум, трех основных признаков государственного органа:

1) государственный орган создается в силу Конституции Российской Федерации либо федеральных законов, иных нормативных правовых актов. Например, наличие всех высших органов государственной власти (Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) предусмотрено непосредственно Конституцией Российской Федерации. Упразднение (как и преобразование) таких органов без изменения текста Конституции невозможно.

Часть государственных органов не упоминаются в Конституции Российской Федерации и созданы были на основе федеральных законов. К таким органам, к примеру, относится Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, действующая в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

2) государственный орган наделен публично-властными полномочиями. Решения такого органа, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для всех иных органов и должностных лиц, граждан и их объединений. При этом важно, чтобы государственный орган не выходил за рамки своих предметов ведения и не вторгался в полномочия иных органов публичной власти.

Компетенция (совокупность предметов ведения и полномочий) государственного органа должна быть исчерпывающем образом прописана в законодательстве. Если для граждан, как правило, действует известный принцип «разрешено все, что не запрещено законом», то государственные органы в своей деятельности руководствуются обратным правилом – разрешено только то, что прямо предусмотрено законом;

3) государственный орган действует в установленном законодательством порядке. Так, порядок деятельности Правительства Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», порядок деятельности Конституционного Суда Российской Федерации – Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», порядок деятельности федеральных министерств – положениями об этих министерствах, а также регламентами, в том числе административными регламентами.

Выделяют несколько видов государственных органов в зависимости от основания классификации.

По уровню своей деятельности органы государственной власти разделяются на:

1) федеральные органы государственной власти;

2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

К первым относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и иные органы исполнительной власти федерального уровня, суды Российской Федерации.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Так, к органам государственной власти Новгородской области относятся Губернатор Новгородской области, Новгородская областная Дума, Администрация Новгородской области, иные органы исполнительной власти: комитет образования Новгородской области, комитет социальной защиты населения Новгородской области и т.д.

Исходя из основополагающего принципа разделения властей, органы государственной власти делятся на:

1) органы законодательной власти (например, Федеральное Собрание, Новгородская областная Дума);

2) органы исполнительной власти (например, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства, Администрация Новгородской области);

3) органы судебной власти (например, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суда Российской Федерации, Новгородский областной суд, Боровичский районный суд, Арбитражный суд Новгородской области).

Отдельно следует выделить органы государственной власти, которые в силу своей специфики не входят ни в одну их трех ветвей власти (например, Президент Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации).

По количественному внутреннему составу государственные органы можно разделить на:

1) государственные органы в виде организаций, состоящих из нескольких лиц – депутатов, государственных служащих и др. (например, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства, Администрация Новгородской области);

2) государственные органы в лице одного человека – единоличные государственные органы (например, Президент Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Губернатор Новгородской области.

В зависимости от принципов осуществления деятельности государственные органы разделяются на:

1) государственные органы, осуществляющие свою деятельность на принципе коллегиальности – коллегиальные государственные органы (например, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, Новгородская областная Дума, избирательные комиссии). Такие органы принимают свои решения (правовые акты) коллегиально, на заседании членов (депутатов) соответствующего органа, как правило, большинством голосов;

2) государственные органы, осуществляющие свою деятельность на принципе единоначалия (например, федеральные министерства и ведомства, прокуратура Российской Федерации, Администрация Новгородской области). Ответственность за деятельность этих органов лежит на их руководителях, которым подчиняются все иные сотрудники данных органов.

 

Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации выступает гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В соответствии с данным Федеральным законом Президент Российской Федерации избирается по мажоритарной избирательной системе. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. При этом днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выборах, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. Однако регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов, может осуществляться без сбора подписей избирателей.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование (так называемый второй тур) на выборах Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Полномочия Президента Российской Федерации довольно-таки широки, отчасти даже чрезмерны для смешанного типа республики.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

3) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

4) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

5) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

6) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

7) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

8) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

9) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

10) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

11) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

12) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

13) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

14) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

15) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

16) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

17) вносит законопроекты в Государственную Думу;

18) подписывает и обнародует федеральные законы;

19) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

20) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

21) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

22) подписывает ратификационные грамоты;

23) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

 

24) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

25) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

26) осуществляет помилование.

В целях реализации указанных полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Это означает, что в период исполнения своих полномочий Президент не может быть подвергнут аресту, задержанию, привлечен к уголовной или административной ответственности, принудительно доставлен в судебный или иной орган в качестве свидетеля.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает три случая досрочного прекращения Президентом Российской Федерации исполнения полномочий:

1) отставка Президента Российской Федерации. Этот случай был реализован на практике, когда 31 декабря 1999 года Президент России Борис Ельцин издал указ о своей отставке;

2) стойкая неспособность Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешение Президента Российской Федерации от должности. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Попытка отрешить Президента Российской Федерации от должности была предпринята депутатами Государственной Думы в том же 1999 году, однако потерпела неудачу: ни по одному из шести пунктов обвинения против Президента Российской Федерации не удалось набрать две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. При этом исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

 

Федеральное Собрание.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Представительный орган – коллегиальный орган публичной власти, состоящий из депутатов (представителей), избираемых непосредственно населением. Федеральное Собрание возглавляет всю систему представительных органов в Российской Федерации, в которую также входят законодательные органы субъектов Российской Федерации (например, Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, Новгородская областная Дума, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга) и представительные органы муниципальных образований (например, Дума Старорусского муниципального района, Дума Великого Новгорода, Совет депутатов Панковского городского поселения).

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В соответствии с Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Таким образом, выборы депутатов Государственной Думы проходят по пропорциональной избирательной системе[3].

Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации. При этом днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право принимать участие в выборах.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией. Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тысяч подписей.

Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Однако палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии (например, комитеты Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по труду и социальной политике, по бюджету и налогам и др.), проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Кроме того, в составе Государственной Думы действуют фракции – объединения депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе (например, фракция партии «Единая Россия», фракция КПРФ, фракция ЛДПР, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ»). Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

7) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

8) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

1) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

2) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Совета Федерации и постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в трех случаях:

1) после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой;

2) если Государственная Дума в течение трех месяцев дважды выразит недоверие Правительству Российской Федерации;

3) если Государственная Дума откажет Правительству Российской Федерации в доверии, вопрос о котором поставлен перед Государственной Думой самим Правительством Российской Федерации.

Однако по двум последним основаниям Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания.

Государственная Дума также не может быть распущена:

1) с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

2) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

3) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.