Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и источники экологического права




Предмет и методы правового регулирования,

Экологическое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Экологическое право как самостоятельная отрасль права имеет свои предмет и методы правового регулирования. Предметом экологического права являются общественные отношения:

- по природопользованию;

- по охране окружающей среды;

- по поводу собственности на природные объекты и ресурсы;

- по защите экологических прав и законных интересов граждан и их объединений.

В экологическом праве, как в других отраслях публичного права, наибольшее распространение имеет императивный метод правового регулирования – метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях.

Так, например, в соответствии со статьей 10 Водного кодекса Российской Федерации основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является: 1) нецелевое использование водного объекта; 2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации; 3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

Система экологического права представляет собой главным образом его разделение на две большие подотрасли: природоохранное право и природоресурсное право.

Природоохранное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности.

Природоресурсное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны отдельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа. Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений[4].

Кроме того, система экологического права представлена определенными институтами права – совокупностями правовых норм, регулирующих однородные группы общественных отношений.

Можно обозначить следующие институты экологического права:

- институт экологических прав и обязанностей физических и юридических лиц;

- институт охраны окружающей среды;

- институт экологического контроля;

- институт экологического мониторинга;

- институт экологического нормирования;

- институт юридической ответственности за нарушение экологического законодательства и т.д.

Источниками экологического права, т.е. внешними проявлениями эколого-правовых норм являются:

1) Конституция Российской Федерации – обладает высшей юридической силой среди источников не только экологического, но и всего российского права. Конституция регулирует наиболее важные вопросы, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды, используя преимущественно нормы-принципы.

Так, в соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья 42 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Одновременно устанавливается и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции);

2) федеральные законы, в частности:

- Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Названный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- Земельный кодекс Российской Федерации (от 25 октября 2001 года);

- Лесной кодекс Российской Федерации (от 4 декабря 2006 года);

- Водный кодекс Российской Федерации (от 3 июня 2006 года);

- Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»;

- Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

- Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире»;

- Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

3) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, например Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере»;

4) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, например постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора»;

5) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, например приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 июля 2006 года № 675 «Об утверждении Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)»;

6) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, например Закон города Москвы от 20 октября 2004 года № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве», Закон Новгородской области (областной закон) от 3 марта 2008 года № 254-ОЗ «О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства»;

7) нормативные правовые акты органов местного самоуправления, например решение Думы Великого Новгорода от 28 июня 2007 года № 575 «Об утверждении Правил содержания и охраны зеленых насаждений в Великом Новгороде».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.