Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники оплаты образовательных услуг




 

Предпринимательство в системе образовании связано с решением крайне важной проблемы – источника оплаты образовательных услуг.

Образование, как известно, является фактором развития экономики и общества в целом, для этого необходима всеобщая грамотность населения страны. Но получение того или иного уровня образования не должно зависеть от доходов конкретной семьи, то есть образование как важнейшая социальная ценность требует равного доступа к нему всех членов общества независимо от их платежеспособности.

Получение образования за счет бюджетных средств должно определяться не столько потребностями рынка, сколько потребностями государства и общества. Поэтому, делая долгосрочный прогноз, государство, может формировать перечень профессий и специальностей, необходимых для развития страны и осуществлять подготовку кадров по этим специальностям за счет государственных средств. Соответствующие министерства и ведомства ежегодно определяют контрольные цифры приема в высшие и средние специальные учебные заведения, что дает возможность образовательным учреждениям осуществлять обучение лиц, принятых сверх контрольных цифр приема на договорной основе.

Однако в силу специфики образовательных услуг как общественного блага, обладающего многоаспектным внешним эффектом, действие рыночного механизма и принципа платности в образовательной сфере ограничено. Поэтому ставится вопрос о концептуальном решении проблемы платности образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Проблема соотношения платности и бесплатности оказания образовательных услуг заслуживает особого внимания. В связи с этим возникает принципиальный вопрос – является ли получение высшего профессионального и среднего профессионального образования индивидуальной или социальной выгодой? При этом платежеспособностью государства, предприятий, фирм и отдельных граждан определяются границы платности получения образовательных услуг. Следует отметить, что в настоящее время сформировался состоятельный контингент, готовый оплачивать обучение как в высших и средних специальных учебных заведениях, так в школах.

В экономической науке эту проблему можно рассматривать с позиции соотношения роли государства и рынка в сфере образования. В этой связи сторонники «свободного предпринимательства» отмечают, что государство, управляя сферой образования, ограничивает частную инициативу и подавляет стимулы в конкурентной борьбе производителей образовательных услуг, нарушает принципы социальной справедливости, так как за образовательные услуги платят одни, то есть налогоплательщики, а получают их совсем другие. Более того, государственное финансирование нарушает принципы ценообразования не в пользу системы образования.

Вместе с тем современный рынок, как показала практика, имеет существенные недостатки. Потребитель образовательных услуг, удовлетворяя свои текущие потребности, не всегда может осознать даже собственные перспективные интересы, не говоря уже об интересах общества, государства, так как объективно рынок ориентирован на удовлетворение индивидуальных потребностей, а их «сумма» всегда меньше соответствующих запросов общества в целом. Поэтому обеспечить удовлетворение общественных потребностей в полной мере рынок, конечно, не способен.

Поэтому оплата образовательных услуг может осуществляться не только непосредственными потребителями образовательных услуг, то есть обучающимися, но и регионами страны, отраслями хозяйства, отдельными предприятиями, учреждениями и организациями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.