КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование цен на образовательные услуги
Формирование цен на образовательные услуги является важной проблемой современного рынка. При их формировании применяют два метода расчета: нормативный и рыночный. При нормативном методе расчет ориентировочной стоимости обучения в образовательных учреждениях составляется на основе учета расходов по таким статьям, как: 1) оплата труда с начислениями на заработную плату; 2) отчисления в централизованный фонд образовательного учреждения и его структурных подразделений, определяемые положением о внебюджетной деятельности этого учреждения; 3) материальные затраты; 4) отчисления в фонд развития образовательной структуры (отделения). Необходимо различать два вида цен (тарифов) на образовательные услуги. Одни тарифы устанавливаются и регулируются государством – на услуги, оказываемые в рамках государственных программ и стандартов, а другие формируются на свободном рынке. В основу государственного регулирования цен на образовательные услуги в условиях рынка следует положить использование цен, рассчитанных по утвержденным методикам с учетом научно обоснованных, общественно необходимых норм и нормативов затрат ресурсов. Нормативная цена образовательных услуг включает две части: нормативную себестоимость и прибыль. Нормативная себестоимость состоит из текущих затрат и амортизационных отчислений на содержание основных фондов. Особую значимость в финансировании высшего и среднего профессионального образования имеют нормативы бюджетного финансирования образовательных учреждений. Они варьируются между двумя полюсами. Верхней границей является цена образовательной услуги (стоимость обучения одного учащегося в год). Нижняя граница определяется реальными возможностями бюджета, а также сложившейся финансово-бюджетной практикой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (норматив минимальной бюджетной обеспеченности). Цена образовательной услуги (Ц) определяется по формуле:[74] , где (8.5) Т – текущие затраты, которые являются самой представительной статьей расходов; к ним, прежде всего, относится фонд оплаты труда, куда включается заработная плата с учетом обязательных взносов на социальное и медицинское страхование и в Пенсионный фонд, а также стипендии, учебные и хозяйственные затраты, И – затраты на содержание и капитальный ремонт основных фондов, Р – расходы на развитие, включая капитальное строительство. Заработная плата составляет примерно 44-45% всех расходов, на хозяйственные нужды выделяется 15%, на поддержание и развитие материальной базы – 19%, социальные расходы составляют 30%. Структура перечисленных затрат заметно различается в зависимости от типов образовательных учреждений и конкретных ситуаций. Составляющая Т отражает потребности образовательных учреждений, неполное удовлетворение которых неизбежно приводит к нарушению образовательного процесса. Составляющая И характеризует затраты, сокращение которых приводит к старению основных средств и, как следствие, к снижению качества обучения. Сумма Т+И представляет собой себестоимость образовательной услуги. Третья составляющая Р определяет расходы на развитие образовательных учреждений, то есть на расширенное воспроизводство трудовых и материальных ресурсов образовательного учреждения. Эти затраты невозможно отложить или уменьшить, поскольку проводимая в 1990-е годы политика привела к резкому снижению потенциала образовательной отрасли (рис. 8.10).[75]
Рисунок 8.10 - Структура цен образовательных услуг
В общем случае границы возможных значений норматива бюджетного финансирования Н определяются из соотношений: (8.6) В нормативах бюджетного финансирования образования не учитываются: 1) дотации и субсидии, направляемые образовательным учреждениям в соответствии с государственными и общественными приоритетами; 2) субвенции, стимулирующие отдельные направления образовательной деятельности (например, компьютеризацию образовательного процесса и др.) Размеры финансирования образовательных учреждений складываются из следующих показателей: 1) норматива финансирования на одного студента учреждения высшего или среднего профессионального образования; 2) нормативов потребности в финансировании по основным статьям классификации расходов бюджета; 3) системы нормативов, агрегированных по основным направлениям или по группам расходов. Такое построение нормативной базы позволяет приводить и обосновывать разноплановые автономные расчеты потребности в бюджетных средствах с их детализацией по отдельным статьям (при необходимости). Прибыль используется на развитие учебного заведения и материальное поощрение сотрудников и обучающихся, общественные, научные, методические мероприятия и др. Разумеется, теоретически нормативная цена должна совпадать с реальной, сложившейся на основе спроса и предложения. Фактически же это не так, что объясняется несовершенством методик расчета государственных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося в зависимости от типа, вида и категории образовательного учреждения. Свободный рыночный метод появляется в связи с переходом к рыночной экономике и проблемы ценообразования приобретают первостепенное значение. Цена товара – это основное звено рыночного механизма, который приходит в движение с помощью двух других его звеньев – спроса-предложения и конкуренции. Цена услуг представляет собой денежное выражение их стоимости. Она может отклоняться от стоимости в зависимости от соотношения спроса и предложения. Однако цены на услуги образования имеют существенные особенности, обусловленные их спецификой как разновидности насущных общественных благ и некоммерческого характера многих учебных заведений. Услуги образования относятся к товарам дорогостоящим, что объясняется целым рядом обстоятельств. Они производятся в результате высококвалифицированного педагогического труда с применением современного учебно-лабораторного оборудования. Высокие цены на образовательные услуги в значительной мере связаны с их предельной полезностью, уникальностью, некоторые из них имеют монопольную цену. За большую часть образовательных услуг расплачиваются не непосредственные потребители этих услуг, обучающиеся, а государство, через расходы бюджетов соответствующих уровней. Однако поступающие в учебные заведения бюджетные средства в лучшем случае оказываются достаточными лишь для текущих расходов: на выплату заработных плат, стипендий, канцелярские и другие расходы. Этих финансовых ресурсов часто не хватает для обновления материально-технической базы учебных заведений и на капитальный ремонт основных фондов. В таком случае цена услуг оказывается не только ниже их стоимости, но и ниже их себестоимости. Чтобы поправить свое финансовое положение, учебные заведения вынуждены привлекать иные источники финансирования, главными из которых являются: предоставление платных образовательных услуг, сдача в аренду помещений, оказание непрофильных услуг, реализация методической литературы и др. Полученные от них доходы в системе профессионального образования являются чуть ли не единственным более или менее стабильным и реальным источником получения средств. На образовательные услуги государственных и негосударственных учебных заведений применяются свободные рыночные тарифы, способные возместить издержки образовательного учреждения по предоставлению образовательных услуг. Общие и текущие расходы в негосударственных образовательных учреждениях в расчете на одного обучающегося относительно больше, чем в государственных, потому что негосударственные образовательные учреждения часто не имеют собственных зданий, необходимого оборудования, поэтому арендуют их за высокую плату. Оплата труда работников в них значительно выше. Все это объясняет более высокую плату за обучение в данных учреждениях. Это обусловлено тем, что явно недостаточна финансовая помощь со стороны местных органов власти, не предусмотрены финансовые льготы по аренде частным учебным заведениям, практикуется их «коммерческое» налогообложение. Частные школы приравнены к коммерческим предприятиям. Даже в тех случаях, когда в образовательном учреждении за уменьшенную плату или бесплатно обучают детей-сирот или детей из малообеспеченных семей, эти образовательные учреждения не имеет льгот. Но, с другой стороны, высокая плата за обучение не всегда соответствует его качеству и предоставляемым услугам: нередко завышенные суммы запрашиваются за евроремонт и различные детали интерьера в классах. Иногда негосударственные образовательные учреждения требуют, кроме ежемесячной платы, внести вступительный («благотворительный») взнос. Все это приводит к увеличению цен на образовательные услуги. Таким образом, при определении затрат на образовательные услуги необходимо учитывать не только нормативный метод, но и рыночный.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 16344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |