Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обобщающего повторения




1. Перечислите этапы формирования мирового хозяйства.

2. Назовите причины возникновения территориального разделения труда. Какие критерии используются для оценки этого процесса? Какие экономико-географические понятия с ним связаны?

3. *Используя различные источники информации, охарактеризуйте один из технополисов мира (по выбору)

4. Какие интеграционные объединения существуют в мире?

5. *. Почему энергия относится к факторам, оказывающим большое влияние на уровень жизни? Выскажите предположения о перспективах будущего обеспечения человечества энергией.

6. Почему размещение НПЗ чаще всего не совпадает с местами добычи нефти?

7. В каких отраслях машиностроения наиболее ярко проявляется кооперация? В чём особенности развития машиностроения в развивающихся странах?

8. Почему в развитых странах наблюдается уменьшение производства чугуна?

9. Какие изменения происходят в географии мирового производства минеральных удобрений?

10. Назовите основные факторы, влияющие на размещение отраслей химической промышленности? Почему химическая переработка древесины получила преимущественное развитие в развитых странах?

11. *Используя различные источники информации, охарактеризуйте одну из ТНК (по выбору).

12. Какой фактор оказывает решающее влияние на размещение отраслей лёгкой промышленности?

13. Какие факторы оказывают решающе влияние на размещение отраслей сельского хозяйства? Назовите наиболее интенсивные отрасли животноводства.

14. Объясните возрастающую актуальность решения мировых глобальных проблем.

15. Охарактеризуйте внешние признаки глобальных экологических проблем.

16. * Можно ли утверждать, что чем больше численность населения в какой-либо стране, тем хуже состояние окружающей природной среды? Приведите примеры, доказывающие, что указанная связь не является прямой и однозначной.

  1. *Какое воздействие на атмосферный озон оказывают хлорфторуглероды? С какими именно химическими свойствами хлорфторуглеродов связана их необыкновенно мощная разрушительная способность?
  2. *Докажите, что практически все важнейшие экологические проблемы атмосферы носят глобальный характер и требуют международного сотрудничества и усилий всего мирового сообщества.
  3. До каких пределов возможно самовосстановление природы? Приведите примеры, когда деятельность человека подрывала способности природы к самовосстановлению.
  4. *Подумайте, какие меры должно предпринять современное человечество для того, чтобы остановить прогрессирующее расползание процессов опустынивания.
  5. Почему Мировой океан иногда называют «мировой свалкой мусора и отходов»?
  6. *Что может произойти в случае исчезновения планктона? Что может предпринять современное человечество для того, чтобы не допустить уменьшения фитопланктона в морях и океанах нашей планеты?
  7. *Сохраняться ли глобальные проблемы человечества в ХХ11 веке?
  8. Возможно ли претворение в жизнь стратегии устойчивого развития в современном мире?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершив изучение курса «Общая география», вы еще раз убедились в многообразии географии как науки и как учебной дисциплины. Вы узнали, что география, не отвергая романтики географических путешествий по странам и континентам, красочных неповторимых описаний природы М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, В.К. Арсеньева и др., содержит в себе очень много сложной информации об окружающем нас мире, требующей серьезного осмысления с тем, чтобы понять происходящие в природе и обществе процессы. При этом получить первичную и достоверную информацию о состоянии природных и природно-антропогенных объектов может только географ, т.е. специалист, обладающий глубокими знаниями об образовании, функционировании и эволюции географических систем. Особенно это важно сейчас, когда первичная информация зачастую подменяется случайными, не проверенными данными из Интернета и других источников, а без этого невозможно ни правильно оценить состояние окружающей среды, ни тем более, при необходимости, принять правильные решения в оценке взаимоотношений между природой и обществом. Особенность географии как науки состоит в том, что она решает как природные (физические), так и общественно-экономические проблемы Земли, образуя тем самым физико- и экономгеографические ветви. Данные ветви имеют больше общего (объединяющего), чем различного (разъединяющего), что и является основой единой географии. Но это не препятствует образованию научных направлений на стыке с другими науками (геофизика, геохимия и др.). В то же время в пределах самой единой географии образовались комплексные науки, призванные решать конкретные задачи (геоэкология, медицинская география, мелиоративная география, рекреационная география и др.).

Отличительной особенностью географических исследований является то, что при их проведении применяется комплексный подход. География – единственная наука, которая рассматривает природу, человека и хозяйство в комплексе, т.е. в их взаимодействии и взаимовлиянии. Наряду с комплексностью в географии имеет место и такое важное направление, как системность. Системный анализ позволяет изучать взаимосвязи между отдельными компонентами природного, социального и экономического характера и дать им всестороннюю объективную оценку. Комплексность и системность ставят географию в ряд наук, незаменимых при решении сложных экологических, социально-экономических, прогностических и других жизненно важных задач.

Находясь на стыке естественных и общественных наук, география имеет большой мировоззренческий потенциал, позволяющий расширять общий кругозор человека, воспитывать его в духе гуманизма и патриотизма. Благодаря географии эти принципы позволяют решать многие геоэкологические задачи как локального, так и регионального и глобального масштабов.

Исключительно важное практическое значение в географии имеет географическое прогнозирование. По выражению известного географа В.С. Жекулина, «прогноз – это венец географического исследования». Благодаря географическим прогнозам можно предвидеть будущее состояние природных и природно-антропогенных геосистем, заранее предусмотреть мероприятия по предотвращению негативных последствий хозяйственной деятельности человека, обеспеченность хозяйства природными ресурсами и т.д.

Для достоверных прогнозов требуется объективная количественная информация, которую можно получить только в результате проведения географических исследований.

Незаменимым источником информации является географический мониторинг, предусматривающий наблюдение и оценку изменений, произошедших под влиянием хозяйственной деятельность человека. Такие исследования, как правило, ведутся на географических стационарах. Организация стационарных наблюдений и всего географического мониторинга требует дифференцированного подхода к территориальным исследованиям. Этот подход является обязательным также при обосновании и проведении мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы. Реализация дифференцированного подхода возможна путем проведения географического районирования (физико-, экономгеографического и др.), т.е. разделении территории по заранее разработанным признакам.

В перспективе роль географии в жизни общества будет возрастать. Это связано с непрерывным усилением воздействия человека на природу, истощением старых и поиском новых месторождений полезных ископаемых, необходимостью решения обостряющихся геоэкологических проблем.

 

 

 

Приложение 1

Геохронологическая шкала

Эры, (продолжи-тельность в млн. лет) Периоды (продолжи-тельность в млн. лет) Главнейшие события истории Земли Характерные полезные ископаемые, образовавшиеся в данное время
       
Кайнозойская 70 млн. лет Четвертичный 2 млн. лет (Q) Общее поднятие суши. Неоднократные покровные оледенения, особенно в Северном полушарии. Появление человека Торф, россыпные месторождения золота, алмазов, драг. камней
Неогеновый 25 млн. лет (N) Возникновение молодых гор в областях альпийской складчатости. Омоложение гор в областях всех древних складчатостей. Господство цветковых растений Бурые угли, нефть, янтарь
Палеогеновый 41 млн. лет (P) Разрушение гор мезозойской складчатости. Широкое развитие цветковых растений, птиц и млекопитающих Фосфориты, бурые угли, бокситы
Мезозойская 165 млн. лет Меловой 70 млн. лет (K) Возникновение молодых гор в областях мезозойской складчатости. Вымирание гигантских пресмыкающихся (динозавров). Развитие птиц и млекопитающих Нефть, горючие сланцы, мел, уголь, фосфориты
Юрский 50 млн. лет (J) Образование современных океанов. Жаркий и влажный климат на большей части суши. Расцвет гигантских пресмыкающихся (динозавров). Господство голосеменных растений Каменные угли, нефть, фосфориты
Триасовый 40 млн. лет (Т) Наибольшее за всю историю Земли отступание моря и поднятие суши. Разрушение гор каледонской и герцинской складчатостей. Обширные пустыни. Первые млекопитающие Каменные соли
Палеозойская 330 млн. лет Пермский 45 млн. лет (Р) Возникновение молодых складчатых гор в областях герцинской складчатости. Сухой климат на большей части суши. Появление голосеменных растений Каменные и калийные соли, гипсы
Каменноугольный 65 млн. лет (С) Жаркий и влажный климат на большей части суши. Широкое распространение болотистых низменностей в прибрежных районах. Леса из древовидных папоротников. Первые пресмыкающиеся, расцвет земноводных Каменный уголь, нефть
Девонский 55 млн. лет (Р) Жаркий климат на большей части суши. Первые пустыни. Появление земноводных. Многочисленные рыбы Соли, нефть
Силурийский 35 млн. лет (S) Возникновение молодых складчатых гор в областях каледонской складчатости. Первые наземные растения (плауны и папоротники)  
Ордовикский 60 млн. лет (О) Уменьшение площади морских бассейнов. Появление первых наземных беспозвоночных  
Кембрийский 70 млн. лет Возникновение молодых гор в областях байкальской складчатости. Затопление обширных пространств морями. Расцвет морских беспозвоночных животных Каменная соль, гипс, фосфориты
Протерозойская эра 600 млн. лет Начало байкальской складчатости. Мощный вулканизм. Развитие бактерий и сине-зеленых водорослей Железные руды, слюда, графит
Архейская эра 900 млн. лет Формирование материковой земной коры. Напряженная вулканическая деятельность. Время примитивных одноклеточных бактерий Руды

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.