КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристики коммуникационных сетей
Проблемы в межличностных отношениях Проблемы, снижающие эффективность процесса коммуникации, часто связаны с различием в восприятии сотрудниками одной и той же информации. Эти различия часто носят психологический характер. Наиболее существенными межличностными коммуникационными барьерами являются: ---преграды, обусловленные восприятием; ---семантические барьеры (разные символы кодировки имеют разное значение для различных людей); ---невербальные преграды; ---плохая обратная связь между отправителем и получателем информации; ---неумение слушать; ---субъективная оценка; ---слабые навыки делового общения. Коммуникационные проблемы возникают вследствие следующих обстоятельств, сложившихся в организации: ---слабая мотивация сотрудников; ---плохая взаимная информированность работников о состоянии дел, как у отдельных сотрудников, так и в организации в целом; ---низкий морально – нравственный климат в организации; ---безответственность работников. Помимо проблем в межличностных контактах, имеющих психологическую природу, часто приходится сталкиваться с трудностями организационного характера. К ним относятся: ---необходимость фильтрации информации (упрощение и т.д.); ---перегрузка каналов связи; ---нерациональная организационная структура управления (лишние уровни, дублирование функций и т.д.). Наличие проблем в коммуникационных отношениях ведет к следующим негативным последствиям, влияющим на эффективность работы организации в целом: ---нечеткость постановки целей и задач развития организации; ---неудовлетворительный контроль за процессом управления; ---плохая координация деятельности организации в целом; ---низкая эффективность хозяйственной деятельности.
Коммуникационная сеть включает потоки посланий, или сигналов, между двумя или более индивидами. Она соединяет определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков. Коммуникационная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи осуществляются сверху вниз от руководителя к подчиненному. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням работниками или частями организации. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и подчиненными. Взаимосвязь этих сетей создает коммуникативную структуру организации. Возможности развития коммуникационной сети ограничивают, как правило, размеры подразделений в организации. Увеличение размера группы приводит к возрастанию количества возможных коммуникационных отношений. Поэтому от того, как построена коммуникационная сеть, зависит ее влияние, как на сокращение, так и на увеличение разрыва между посланным и полученным значением. Соответственно деятельность персонала может отличаться большей или меньшей эффективностью. Особенно важно знание типов коммуникационных сетей или структур коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей для групп разной численности можно выделить четыре основных типов: колесо, цепь, круг, «всеканальная». На рис. 10.2. для группы из пяти человек представлены образцы данных коммуникационных сетей.
«Круг» «Цепь» «Колесо» «Всеканальная»
Рис. 10.2. Образцы коммуникационных сетей для группы из пяти человек
Централизованность информационных контактов связана со степенью свободы субъектов - участников коммуникации. Как это и следовало ожидать, свобода субъектов существенно выше в конфигурациях без центра. Различные коммуникационные сети по своим качественным характеристикам неодинаковы (табл. 10.1). Формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные общаются друг с другом только через своего начальника, представлена в сетях типа «колесо». При этом одно лицо занимает центральное место в коллективе и большинство членов этой группы при определении своей позиции сориентированы на центр.
Таблица 10.1. Характеристики коммуникационных сетей Это связано с лидерскими функциями лица находящего в центре «колеса», его возможностями оказывать больше социального влияния на других членов группы. Оно также связано с ответственностью за передачу информации и принятие окончательных решений. Если члены группы соединены между собой, как звенья одной цепи, в которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним, то мы имеем сеть типа «цепочка». Последний тип коммуникаций представляет тип властной иерархии. В сетях типа «круг» члены группы могут общаться только с тем, кто расположен рядом с ними. Примером полностью децентрализованных групп являются «всеканальные» сети, которые используются, как правило, тогда, когда необходимо участие всех членов в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями. Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Сложная взаимозависимость требует «командного» подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу.
Краткие выводы 1. Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. 2. Внешние коммуникации - это коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. 3. Внутренние коммуникации - это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. Этот тип коммуникаций подразделяется на неформальные и формальные коммуникации. 4. Формальные коммуникации - это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Эти коммуникации состоят из горизонтальных и вертикальных. 5. Под коммуникационным процессом понимают обмен информацией между двумя или более людьми. 6. Процесс передачи информации состоит из нескольких этапов – зарождение идеи; кодирование; передача сигнала по каналу связи; прием и расшифровка; обратная связь. В этот процесс может вмешиваться «шум». 7. Проблемы, снижающие эффективность процесса коммуникации, часто связаны с различием в восприятии сотрудниками одной и той же информации. Эти различия часто носят психологический характер. 8. Помимо проблем в межличностных контактах, имеющих психологическую природу, часто приходится сталкиваться с трудностями организационного характера. 9. Коммуникационная сеть включает потоки посланий, или сигналов, между двумя или более индивидами. Она соединяет определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков. 10. Особенно важно знание типов коммуникационных сетей или структур коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей для групп разной численности можно выделить четыре основных типов: колесо, цепь, круг, «всеканальная».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |