Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франция




США

Автомобили

0 1 2 3 4 5

D

 
 


5 Е

*Y

F

 
 


Рис. 3.2. Кривая производственных возможностей

(кривая трансформации)

 

Кривая трансформации может иллюстрировать и различия, существующие в области производственных возможностей в каких – либо странах. Так, на рис. Изображены кривые производственных возможностей двух стран – Франции и США.

Очевидно, что производственный потенциал США мощнее, чем у Франции. Даже если бы Франция решила полностью сосредоточиться на производстве только автомобилей, ее потенциал позволил бы ей достичь максимум в точке А1. США, поставив аналогичную задачу, достигнут максимума производства автомобилей в точке А2, что объясняется превосходством ресурсного обеспечения США в сфере автомобилестроения (рис. 3.3).

 

А2

 
 


А1


0 II1 II2 Пщеница

 

Рис. 3.3. Производственные возможности двух стран

 

 

4. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди.

Ограниченность свойственна ископаемым, капитала, знаниям и информации о технологиях производства. Так, ограниченность ресурса труда проявляется в том, что человек как работник способен производить только какой – либо один вид продукта, работать только в

одной отрасли. Однако его потребности не могут быть удовлетворены одной разновидностью продукта, который он производит. Его потребности, как и потребности всех людей, исчисляются миллионами наименований потребительских благ. Но ни один человек, только вследствие физиологических пределов своего организма, не может одинаково эффективно трудиться даже в течение одних суток. Это возможно лишь в рамках определенного количества часов рабочего дня. Любая отрасль может испытывать потребность в трудовых ресурсах, а общество – в продуктах их труда. Но занятость каждого трудоспособного человека в одной отрасли исключает возможность его одновременной занятости во всех остальных.

В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой величину фиксированную. Применение практически всех, в особенности первичных, ресурсов (труд, земли, капитал) в какой – либо одной отрасли исключает возможность их применения в какой – либо другой.

Если слишком много будет произведено в каком – то одном направлении, меньше может быть произведено в другом, и это будет ощущаться сильнее, чем выигрыш от перепроизводства. Удовлетворяя потребности возрастающим выпуском одних товаров и отказываясь от дополнительного количества других, приходится уплачивать за осуществленный выбор соответственно возрастающую цену от неполученных выгод и отвергнутых возможностей. Таков смысл идеи альтернативных издержек, получивших название «закон Визера» в теории маржимализма.

Выбор решений, относящихся к проблеме что, как и для кого производить, издержки такого выбора, а соответственно и альтернативные издержки рыночной организацией «перекладываются» на частное предпринимательство. В этом случае «ценой» риска за

сделанный выбор выступает либо прибыль, либо убытки. По существу они и выступают предпринимательской оплатой использования части ограниченных ресурсов общества для производства и предложения, разнообразных благ. Если предлагаемые блага не пользуются спросом и не удовлетворяют потребности общества, они не будут куплены потребителями и издержки предпринимательского выбора не будут возмещены. Кроме того, сделав неправильный выбор о том, что, как и для кого производить, частный предприниматель не имеет практически никакой возможности «переложить» издержки своего ошибочного выбора на общество и потребителей, не желающих покупать произведенные им товары.

 

Только потребительский спрос, факт оплаты цен предложения служит свидетельством рационального выбора альтернатив использования ограниченных ресурсов общества на производство необходимых ему благ.

На вопрос «что производить?» могут ответить только потребители фактов оплаты собственными деньгами произведенных благ, потребители возмещают издержки ресурсов и «подтверждают целесообразность данного производственного выбора. Уплаченные деньги попадают к предпринимателю и частично становятся его прибылью за удачный выбор, частично направляются на оплату вновь привлекаемых ресурсов на новый производственный выпуск. Оплачиваемые предпринимателем ресурсы превращаются в доходы собственников этих ресурсов. Если он использует ресурсы земли, недвижимости или ископаемые сырьевые ресурсы, то собственники этих ресурсов получают доходы в форме ренты и арендной платы. Если для производства он привлекает капитальные ресурсы, он платит либо их рыночную цену, либо процент по лизингу, выступающий формой дохода собственника капитальных ресурсов (техники, оборудования, машин). Наконец, если предприниматель привлекает ресурсы труда рабочих и специалистов, он выплачивает им заработную плату или иные формы денежного вознаграждения за труд, интеллект, квалификацию.

Вопрос «Как производить?» также решается путем риска и предпринимательского выбора. Конкуренция производителей диктует необходимость обеспечить: массовость выпуска; минимизацию ресурсных затрат на единицу продукции; эффективность технологий (качество труда и техники); совершенствование потребительских свойств выпускаемых изделий. Выстоять в конкуренции цен товаров и получить

прибыль можно, только снижая издержки при сохранении высоких стандартов качества и эффективности производства.

Ответ на вопрос «для кого производятся разнообразные блага?» зависит от платежеспособности потребителей, определяемой их доходами от труда, интеллектуальной собственности, собственности на землю, недвижимость, капитальные активы, ценные бумаги, денежные вклады, трансфертные и иные выплаты от государства.

Итак, важнейший вывод, который мы должны сделать в заключение заключается в следующем: каким бы видом деятельности ни занимался экономический субъект, он всегда несет издержки упущенных возможностей. Экономический образ мышления предполагает умение оперировать понятием альтернативной стоимости, и без этого навыка нельзя считать себя экономически грамотным человеком.

 

Тема 3. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНЕТЫ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.