Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения




Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке

Понятие товара и услуг. Стоимость, полезность, ценность.

Рынок и условия его возникновения.

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА

3. Деньги как развитая форма товаро – денежных отношений.

Исторически первой формой организации экономики является натуральное хозяйство. Натуральное хозяйство – это такая форма организации экономики, при которой люди производят продукты лишь для удовлетворения собственных потребностей. Материальной основой натурального хозяйства является низкое развитие общественного разделения труда. Натуральной форме хозяйстве присущ замкнутый, локальный, ограниченный рамками данного хозяйства характер производства. Натуральное хозяйство исторически основывалась на земельной собственности, являющейся фундаментом всех отношений собственности. Общество, в котором натуральное хозяйство господствует, состоит из массы разобщенных и оторванных друг от друга хозяйства (семей, общин, поместий, хозяйственных регионов). Каждое из них опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Здесь выполняются все виды требующихся для этого работ, начиная с добывания сырья и кончая подготовкой продуктов к потреблению.

Товарная форма хозяйства является более развитым и сложным, по сравнению натуральным. Товарное (рыночное) хозяйство -

общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Товар – это продукт труда (или услуга), предлагаемый покупателям с целью его последующего приобретения и использования.

Товарная форма организации производства зарождается как противоположность натурального хозяйства, сначала в отношении между общинами, а затем проникая и в них, постепенно превращая натуральное хозяйство отмирающий элемент экономической жизни общества. Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда, что является условием существования товарного производства, характеризуемое определенным условием развития производительных сил. Осуществление товарных отношений между субъектами возможно благодаря рынку.

 

Рынок является экономической категорией, он тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Рынок возник примерно 6 – 7 тыс. лет назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Условием возникновения рынка как было выше сказано, являются общественное разделение труда и специализация. Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации возможно только на рынке.

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1) натурально вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка.

Характерными чертами последнего типа отношения являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли – продажи товаров и услуг.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов

рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Сущность рынка находит свое отражения в главных его экономических функциях:

1) согласование производство и потребление в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре. Эту функцию регулирования пропорций выполняет путем установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю – продажу товаров и услуг;

2) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет

затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и отдачи;

3) экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получения достаточной прибыли; стимулирование научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

4) обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками экономического соглашения по созданию условий функционирования единого всероссийского рынка;

5) обеспечения экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

2. Результатом производство как было выше сказано, является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.

Блага – это средство для удовлетворения потребностей. В экономической литературе есть и другие определения блага. А. Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы. Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие – либо потребности человека. Для понимания благ большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы материальных и нематериальных благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

1) Материальные блага включат: естественные дари природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

2) Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей и т.д.

Различают две подгруппы нематериальных благ:

внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух, способности к науке и т.д.);

 

внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

К экономическим благам относят те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями (с точки зрения ограниченности по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах). Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная производственная деятельность) в условиях

ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и

постоянного удовлетворения определенных потребностей (воздух, вода, свет и т.д.). Другими словами, это такие блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве. Но есть и такие блага, которые по отношению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими.

- Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высшего порядка, или предметы потребления и средства производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги. Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация).

- Частные и общественные блага. Для понимания различий между названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыночного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить некоторые блага вообще или предоставить их в качестве примеров общественных благ национальную оборону, законотворчество, общественный порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага – поездки в метро, посещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т.п.), таким

образом, современное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ.

 

В процессе производство создается валовой национальный продукт. В своем движении он проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.

Воспроизводство представляет собой единый процесс производства материальных продуктов и услуг их распределения, обмена и потребления, протекающих в постоянном повторении и возобновлении.

Различают простое, расширенное и суженное воспроизводства.

При простом воспроизводстве количество произведенного продукта, а также его количество в каждом последующем цикле остается неизменным. Факторы производства также не претерпевают изменений. При расширенном воспроизводстве количество и качество произведенного продукта в каждом последующем цикле возрастают. Не остаются неизменными и факторы производства. Воспроизводство бывает и суженным. Это может быть связано либо с абсолютным сокращением производства продукта в целом, либо сокращением производственном цикле по отдельным элементом.

Специфической формой экономического блага является товар.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Важнейшими характеристиками товара являются потребительная ценность и меновая ценность.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную ценность. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.);

другие – косвенно, опосредованно как средства производства (станок, сырье).

Меновая ценность – это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на

потребительную стоимость другого рода. Например, 1 топор обменивается на 20 кг зерна. В этом количественном отношении обмениваемых товаров и выражена их меновая стоимость.

Категории «потребительная стоимость» и меновая стоимость» введены в научный оборот много столетий назад Аристотель, А. Смит, Д. Риккардо, К.Маркс и многие другие ученые – экономисты отмечали различие между этими категориями.

Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий

«стоимость» и «ценность». Прежде всего, отметим, что стоимость

товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях. В условиях товарного производства экономические

 

 

ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости. Итак, экономическая ценность – это

единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребности, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно полезными.

Теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистических теорий полезности, которые имеют давнюю историю и своими корнями восходят еще к Аристотелю. Более отчетливую формулировку теория полезности получила в работах экономистов ХVIII в. Э.Б. де Кондильяка (1725 – 1780) и Ф. Галиани (1728 – 1789).

Наряду с этой концепцией развивалась другая, так называемая затратная, которую представляли А. Смит, Д. Риккардо, Мак – Куллох и др., сводившие стоимость к издержкам. Однако противопоставление этих теорий выражает не только их взаимоотрицание, но и взаимообусловленность. Попытки объединить их предпринимал Беем – Баверк («Основные теории ценности хозяйственных благ»). Более поздний период были попытки объединить теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности (А. Маршалл, Дж. Кларк, П. Самуэльсон и др.).

 

 

3. Вопрос о происхождении денег различными теоретическими школами связывается с процессом развития обмена. Самой простой формой обмена является бартер. Бартер – это непосредственный обмен одного товара на другой. Например, землевладелец обменивает 500 кг зерна на одну корову, принадлежащую скотоводу. По мере развития обмена выделяется товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту (ликвидностью). Ликвидный товар – это легко реализуемый товар. Действительно, в прошлом многие вещи использовались как деньги: ракушки, слоновая кость, соль, скот, меха и др.

Существуют разные научные концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Это идея о деньгах как договоре безраздельно господствовала вплоть до конца ХVIII в. взглядах и многих современных буржуазных

 

 

экономистов. Субъективно – психологический подход к происхождению денег присутствует во взглядах и многих современных буржуазных экономистов.

П. Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Американский экономист Дж. К. Гэлбрейт считает, что «закрепление денежных функций за благородными

металлами и другими предметами – продукт соглашения между людьми».

Таким образом, деньги – это продукт соглашения между людьми.

Согласно эволюционной концепции происхождение денег, история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег и специальным назначением которого является роль всеобщего эквивалента. Итак, деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.

Сущность денег раскрывается в их функциях, особую роль среди которых играют следующие основные, фундаментальные: меры стоимости; средства обращения, средства накопления и средства платежа, мировых деньг.

Функции денег как меры стоимости заключается в выражении стоимости товаров, приравнивая стоимости всех товаров к определенному количеству денег. Деньги выполняют ее идеально как мысленно представляемые деньги.

Деньги как средство обращения выполняют роль посредника в обмене товаров (Товар 1 – Деньги – Товар2): осуществив продажу товаров (Т1 – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые товары (Д – Т2). Причем при выполнении этой функции деньги должны существовать как реальные; акты купли и продажи могут быть разделены во времени. Деньги в процессе обращения выполняют эту роль мимолетно, непрерывно переходя из рук в руки. Мимолетность позволяет заменить полноценные деньги из благородных металлов неполноценными деньгами, например бумажными знаками, символы. К неполноценным деньгам относятся также серебряные, медные деньги. В качестве форм денег, связанных с функцией денег как средства обращения, выступают бумажные деньги. Это представители золота, замещающие его в обращении. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости, они являются знаками золота, вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс. Бумажные деньги будут обращаться по стоимости замещаемых ими золотых денег в том случае, если их выпущено столько, сколько, сколько необходимо золотых денег в соответствии с законом бумажных денег.

Если выпуск бумажных денег превышает потребности товарооборота в золотых деньгах, они обесцениваются. Имеет место рост цен. Все это характеризует инфляцию.

Следовательно, большое значение имеет проблема необходимого для обращения количества денег. Основоположниками так называемой количественной теории денег были Ш. Монтескье, Дж. Локк и Д. Юм. Однако эволюция денег обусловила и новый подход к определению количества денег в обращении, что нашло свое отражение в неоклассической теории количества денег (А. Маршалл, И. Фишер).

Согласно этой теории, определяется зависимость уровня цен от денежной массы, которая выражается формулой.

М V = РQ

где М – масса денежных единиц;

V – скорость обращения денег;

Р – цена товара;

Q – количества товаров, представленных на

рынке.

 

Если продавец, получив деньги за свой товар, не израсходует их сразу же на покупку других товаров, то деньги начинают выполнять функцию средства образования сокровищ и накопления. Накопление денег позволяет предохранить себя от колебаний рынка или накопить сумму, требуемую для дорогостоящей покупки.

Функцию средства образования сокровищ могут выполнять только полноценные и реальные деньги. Золото является важнейшим компонентом официальных резервов стран с рыночной экономикой. Кроме того, накопление сокровищ осуществляется в также виде предметов роскоши, изготовленных из золота и серебра. Сокровища – это резервуары, в которые при необходимости уходят избыточные деньги и из которых приходят в сферу обращения при возникновении потребности увеличить находящуюся в обращении массу денег.

Деньги как средства платежа. С развитием товарного производства и обращения возникают отношения, при которых происходит продажа товаров в кредит Эта функция создает возможность взаимного погашения долговых обязательств, что экономит наличные деньги. Основными видами кредитных денег является чек, кредитная карточка, вексель, банкнота.

Функцию мировых денег – деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами. Особенности мировых денег заключаются в том, что они: функционируют в качестве всеобщей меры стоимости; выступают как всеобщее средство платежа; является всеобщим покупательным средством; служат всеобщим воплощением богатства, например, перемещения золота из одной страны в другую.

 

4. Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти основные элементы рыночного механизма должны стать, прежде всего объектом нашего анализа.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент (цена, спрос, предложение) теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Главное свойство рыночной экономики заключается в том, что ее основным координирующим механизмом служит система ценообразования. Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуется через систему рынков. Обычно рынок трактуют как механизм осуществления контрактов между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров).

Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос – на предложение, а предложение – на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. При этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Она определяется экономическими показателями, характеризующими

состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д.

В основе действия рыночного механизма лежат законы стоимости, ценности, полезности, которые реализуются через различные типы цен: цены эквивалентного обмена (определяемые не только полезностью, но и затратами, которые общество должно заплатить за производство того или товара или услуги), равновесные, монопольные, дискриминационные, зональные и другие цены.

Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночном механизме две стороны:

1) механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;

2) механизм конкуренции с целевой с функцией стимулирования товаропроизводителей.

 

Конкуренция (от латинского «конкурро») - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.

Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей. Когда конкуренция среди продавцов ослабевает, спрос начинает превышать предложение товаров. Конкуренция среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими выступает как сила, вызывающая движение цены к уровню равновесия.

Спрос – отражает количество товара, который потребители готовы и в состоянии купить, по некоторой цене в течении определенного периода. Между рыночной ценой товара и его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенная связь: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар и наоборот. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически (рис.4.1).

Кривая D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Кривая спроса иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: чем выше цена на товар, тем ниже будет предъявлен спрос потребителя на этот товар. Если при цене Р1 составляет Q1, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до

Q2 и т.д. При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

QD = а – b х Р

 

 

Р

       
 
   
 

 


Р1

 
 

 

 


Р2

D

 

 

0 Q1 Q2 Q

Рис. 4.1. Кривая спроса

 

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает как изменится реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. При большем доходе после уплаты налогов потребители могут расходовать больше денег на покупку любого товара, и потребители так и поступают в отношении большинство товаров. Классический пример, при снижении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. можете купить не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежне уровне, т.е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мясо, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.

В экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижении цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – повышению спроса на товары. Это ситуация называется эффектом Гиффена, а низшие товары, которые занимают значительное место в структуре потребления называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837 – 1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Эффект дохода в случае с

низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и следовательно, при снижении цены – увеличивается (как в случае с картофелем).

Имеются и другие исключения закона спроса. Например, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его употребления растут, а данная категория потребителей не хотят быть «как все» - эффект сноба. Спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары могут даже вырасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары руководствуясь прежде всего из-за престижных соображений – эффект Веблена.

Однако науки известно, что существуют и другие факторы, которые влияют на покупки, называемые неценовые факторы. Неценовые факторы, которые влияют на спрос потребителей.

1. Вкусы и предпочтение потребителей. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Например, появление нового продукта способно привести к изменению потребительских вкусов.

2.Число покупателей. Очевидно, что увеличение числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Например, увеличение продолжительности жизни повышает спрос на медицинское обслуживание.

3. Доход потребителей. В отношении большинство товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса и наоборот при снижении доходов спрос на такие товары падает.

4.Цены на взаимосвязанные товары. Термин «взаимосвязанные товары» относится к товарам, для которых изменение в цене одного товара приводит к изменению спроса на другой товар. Существуют два типа взаимосвязанных товаров: взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Примером товаров заменителей могут служить масло и маргарин. Примером взаимодополняющих товаров; автомобиль и бензин.

Рассмотрим два товара масло и маргарин. При возрастании цены на масло и неизменной цене маргарина часть потребителей будут склонны к увеличению спроса на последний и наоборот.

Для взаимодополняющих товаров характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара на бензин ведет к увеличению спроса на автомобили более мощным двигателем.

5.Ожидание потребителей. Ожидания потребителей относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущее могут побудить их покупать теперь же. Ожидание увеличение доходов способствует тому, что потребители начинают меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Понятие «изменение в спросе» не следует смешивать с понятием «изменение величины спроса». Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (уменьшение спроса). Причиной этого является изменение одного или более неценовых факторов спроса (рис. 4.2).

 

 

Р

       
 
   
 

 


D2

D1

D3

0 Q

Рис. 4.2. Изменения в спросе на товар

 

Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на одной и той же кривой спроса, то есть переход од одной комбинации «цена – количества продукта» к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного товара.

Предложения выражают количество продукта которое производитель желает и способен произвести и предложить к продажи по некоторой цене из возможных цен в течении определенного периода времени. Предложения показывают какое количество продукта будет предъявлено к продажам по разным ценам. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения и наоборот. Прямую связь между ценой продукта и величиной предложения можно изобразить в виде двумерного графика, показывающего, как в случае спроса, цену на вертикальной оси, а величину предложения на горизонтальной оси (рис. 4.3).

 

Р S

5

4

3

2

1

 

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 4.3. Кривая предложения

 

На величину предложения влияют и неценовые факторы, к которым можно отнести:

1.Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы при производстве товаров, снизит затраты на производство и увеличит предложение.

2.Технология. Совершенствование технологии ведет к тому, что единицы продукции можно производить с меньшей затратой ресурсов.

3.Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает затраты сокращает предложение. Дотации же, наоборот.

4. Цены на другие товары. Например, снижение цены на пшеницу может побудить сельскохозяйственных производителей выращивать и предлогать к продаже больше кукурузы.

5.Ожидание. Например, сельскохозяйственные производители могут задержать вызов кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышение цены на нее в будущем.

6.Число продавцов. Чем больше число поставщиков продукции, тем больше рыночное предложение.

Рассмотрим механизм формирования равновесной цены в концепции. На рис. 4.4 показаны в наиболее общем виде динамичные процессы, которые происходят в сфере движения товаров и цен.

Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как

результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать.

 

 
 


Р

D S




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.