Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древние жители на территории Московского края 2 страница




Первыми из восточных славян на территорию Волго-Окского междуречья в X-XI вв. продвинулись кривичи, а также выходцы из новгородских словен. В пределах северной части современной Московской области кривичи расселились к концу XI – началу XII в. В это же время южную часть области, включая территорию Москвы, заселило другое восточнославянское племя – вятичи. Москва возникла как бы на стыке двух славянских племён. Граница между ними проходила примерно в районе водораздела, отделяющего реку Истру от Клязьмы.

Различие культур кривичей и вятичей ярче всего прослеживается по женским украшениям. В вятичский убор входили ажурные семилопастные привески («височные кольца») и ожерелья из хрустальных и гранёных сердоликовых бус. У кривичей височные кольца были браслетообразные, а ожерелья состояли из стеклянных позолоченных бус бочкообразной формы. Именно по распространению в курганах характерных для вятичей и кривичей височных колец и определяется намеченная выше граница зон вятичских и кривичских племенных союзов.

Наша древнейшая летописная история – «Повесть временных лет» – так рассказывает о происхождении вятичей и другого восточнославянского племени - радимичей: «Радимичи бо и вятичи от ляхов. Были бо два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвашася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Оце [Оке], от него же прозвашася вятичи». Исследователи полагают, что слова летописца о ляхах – поляках – следует понимать не в этническом, а в географическом смысле: они свидетельствуют не о происхождении вятичей от поляков, а о том, что в древности предки вятичей жили в западных областях, где в средневековье расселились ляшские (польские) племена. Племенной вождь Вятко (уменьшительная форма от праславянского имени Вячеслав), вероятно, был предводителем первой группы славян, которая первая пришла в верховья Оки. Языковеды же связывают имя «вятичи» с древним, известным ещё римлянам названием славян «венто», от которого приставкой характерного суффикса получилось «вентичи», а затем «вятичи». В любом случае, эта первая группа отдельной этнографической единицей славянства, по-видимому, не была. Только изолированная жизнь на Оке и метисация с местными балтами привели к племенному обособлению вятичей. Славянское расселение в конце I тыс. н. э. шло вдоль основной водной магистрали – Оки, откуда вятичи постепенно продвигались на север и расселились по территории Московского края. Одним из первых следов проникновения славян в бассейн Москвы-реки, в Западное Подмосковье, является Жуковское селище в Одинцовском районе Московской области. Наиболее выдающимся, ключевым раннеславянским памятником в верхнем течении реки Москва является археологический комплекс у д. Хотяжи, расположенной под Звенигородом. В ХI в. вятичи из Вехнеокского региона заселили бассейн реки Москвы и непосредственно территорию нынешнего города. Следы вятичей найдены на Дьяковском, Кунцевском и других городищах. Их селища были в Братееве, Зюзине, Алёшкине, Матвеевском.

В VII-XI вв. земля вятичей была целостной восточнославянской территорией. Вятичи жили самостоятельно и обособленно от других восточнославянских племён и земель. В IX в. вятичи начали платить дань могущественной волжской державе Хазарскому каганату, как писал летописец «по беле и веверице от дыма» («бела» - горностай). В середине X в. киевский князь Святослав Игоревич разгромил хазарскую державу. В результате его похода земли вятичей были присоединены к Древнерусскому государству, столицей которого был город Киев. Под 964 г. «Повесть временных лет» рассказывала, как «пришел [Святослав] и говорит вятичам – кому дань даёте». Они же отвечали: «хазарам по шелягу от рала даём». «Шеляг», иначе «шеленг» – слово того же древнего происхождения, что и английское «шиллинг». Сведения о взимании дани от «рала» («сохи») подтверждает земледельческий характер края. Важны также сведения о денежном обращении у вятичей, о расчётах монетами.

В 966 г., как сообщает летопись, князь Святослав победил вятичей и «дань на них возложил». Однако вятичи не сложили оружия, ещё долго не признавая над собой великокняжескую власть, всегда стремясь сохранить свою самостоятельность. Лишь номинально они подчинялись киевским князьям. Преемникам Святослава пришлось ещё немало воевать с ними. После смерти в 972 г. Святослава между его сыновьями развернулась ожесточённая борьба за княжеский киевский престол, в этот же период Владимир Святославич дважды воевал с вятичами. В 981 г. он «…вятичи победи, и возложи на них дань…», а в следующем году «заратишася вятичи, и иде на них Владимир, и победи е второе».

Известия XI в. рисуют вятичей обособленным племенем, отделённым от других восточнославянских племён лесными дебрями. Интересно, что в летописи не называется ни одного города ни в этом столетии, ни в первых трёх четвертях XI в. Показательно, что в течение всего XI в. из Киева в Ростово-Суздальскую землю и Муром ездили кружным путём, через Смоленск и верховья Волги. Очевидно, так пытались миновать землю вятичей. Переезд из Мурома в Киев через вятичские территории был одним из подвигов былинного Ильи Муромца. Начавшаяся на Руси в середине XI в. междуусобица среди детей Ярослава Мудрого привела к разобщению вятичских земель, которые по завещанию Ярослава в 1054 г. были разделены между несколькими княжествами. Однако, несмотря на усилия князей из рода Рюриковичей, вятичи в XI в. так окончательно и не подчинились центральной власти. Известный военными доблестями князь Владимир Мономах рассказывал в своём «Поучении детям» о переходе через землю вятичей в конце XI в. как об особой удаче. Он не сообщал ни о покорении вятичей, ни об обложении их данью. В другом месте «Поучения» Мономах сообщил о двух зимних походах в «вятичи» против старейшины Ходота и его сына. В то же время в составе русских дружин воинственные вятичи неоднократно участвовали в походах на Византию.

Обширные территории, заселенные вятичами, не послужили основой формирования отдельной политико-административной области Древней Руси. Очевидно, в силу ряда исторических обстоятельств вятичи накануне сложения древнерусской государственности и в первый период её существования не образовали прочного племенного союза с вождями-старейшинами во главе. «Повесть временных лет», говоря о «княжениях», существовавших у ряда восточнославянских племён – полян, дреговичей, древлян, новгородских словен – не называет подобного княжения у вятичей. Отсутствие племенного княжения, объединявшего всех вятичей, было причиной того, что ареал этого племени со временем оказался политически и административно раздробленным. Его южная часть – бассейн верхней Оки – в XII в. оказался в составе Черниговской земли, в Среднем Поочье сформировалась самостоятельная Рязанская земля, а подмосковный регион стал юго-западным краем Ростово-Суздальской земли. Оказавшийся административно расчленённым вятичский регион своей историей теперь стал неразрывно связан с историей каждой из названных единиц Древнерусского государства. Сложная политическая обстановка Московского региона, борьба княжеских династий не помешали развитию здесь самобытной, целостной материальной и духовной культуры народа, наряду с другими факторами создавшей предпосылки для образования Московского государства.

Дошли до нас сельские кладбища вятичей XI-XIII вв. – курганы, представлявшие собой полусферические земляные насыпи над могилами. В районе расселения вятичей раскопано несколько тысяч курганов. На территории Москвы обнаружено около 70 курганных групп, которые располагались главным образом на правом берегу Москвы-реки. В Подмосковье таких курганных групп насчитывается свыше 900. Интересна история этих археологических работ. Первые археологические раскопки курганов произведены в 1838 г. московским собирателем, нумизматом и археологом А.Д. Чертковым. 40 лет спустя М.А. Саблиным предпринимаются первые попытки составления списка курганных могильников Подмосковья. Значительное число московских курганов в XIX в. было раскопано, уничтожено при застройке и кладоискательских поисках. Часто археологические раскопки проводили любители. Методика полевых исследований ещё только вырабатывалась и была далека от совершенства. Археологические работы велись, как правило, на собственные средства исследователей, реже – при поддержке научных организаций. В начале ХХ в. работами выдающегося русского археолога А.А. Спицына материалы курганов были систематизированы и отнесены к вятичам. Обобщил и классифицировал курганный материал в 1930 г. А.В. Арциховский. Раскопки их производились в районе платформы Яуза, в Зюзине, Черёмушках, Филях, Конькове, Очакове, Царицыне, Борисове, Орехове и др. Сохранились курганы в Царицыне, Филях, Узком, Чертанове. Сейчас отыскать места располагавшихся в Московском крае поселений вятичей можно только по таким располагавшимся вблизи курганам, так как сами посёлки никаких внешних признаков (глубоких рвов или высоких валов, сохраняющихся веками) не имели. Культурные слои селений обнаружить можно только случайно. Поэтому материалы из курганов – ценный исторический источник, характеризующий не только этнический состав и физический тип населения, но также экономику, культуру и социальный строй населения Московского края.

Раскопки показали, что курганы – это не просто наспех набросанные над прахом умерших кучи земли, а остатки весьма своеобразных и достаточно сложных архитектурных сооружений.

В соответствии с существовавшей у славян языческой погребальной традицией первоначально вятичи кремировали своих умерших сородичей. Остатки трупосожжения хоронили под насыпью кургана в глиняной урне, поставленной в погребальную камеру или просто на грунте. Пережитки этого погребального обряда существуют у вятичей до XI – начала XII вв. Погребальные камеры имели вид квадратных в плане замкнутых с трёх сторон срубов со сторонами в 1,2 – 1,4 м, состоящих из нетолстых брёвен, с покрытием, но без пола. Такие погребальные камеры, например, известны в курганах у д. Горышкино Одинцовского района, д. Стрелково Подольского района.

В XI в., несмотря на замену трупосожжения трупоположением (в чем прослеживается сходство с христианством), обряд остаётся языческим. Пережитки язычества в обрядах погребения явно видны ещё в XIII в., а отдельные захоронения подобного вида встречаются и позже.

В вятичской курганной группе насчитывалось, как правило, несколько насыпей – от нескольких курганов до трёх-четырёх десятков. Насыпи преимущественно полушаровидной формы, средней высотой 1,5-2 м, редко 3-5 м. Во многих курганах вятичей зафиксированы кольцевые оградки-частоколы, сооружённые из столбиков, вкопанных в отдельные ямки или одну общую канаву. По всей вероятности, связаны эти оградки были с культом солнца. Умерших хоронили по общеславянскому ритуалу – на спине, головой на запад. Часто применялись долблёные, реже – дощатые гробы. Иногда умершего заворачивали в берёзовую кору или накрывали её слоем. В курганах встречаются остатки тризны – угли от костра, кости животных, разбитая посуда. Мужские погребения обычно содержат железные ножи, металлические пряжки от поясов, серебряные бляшки от поясного набора, глиняные горшки. Обычай класть в могилу оружие и предметы труда у вятичей не был распространён. Лишь изредка в курганах попадаются калачевидные и овальные кресала, конские удила, скобели. Единичными экземплярами представлены в могильниках железные топоры и наконечники копий, железные серпы, ножницы. Довольно часто в захоронениях мужчин и женщин в вятичских курганах бывают глиняные горшки. Почти все они изготовлены при помощи гончарного круга. Ставили их к ногам умершего, очень редко – около головы. Это был языческий ритуал, который постепенно выходил из употребления. Средний возраст смерти у вятичей составлял 35,9 лет (у мужчин 36,3, у женщин 35,2 лет).

Племя вятичей, или, точнее, вятичский племенной союз, в представлении археологов непременно ассоциируется с семилопастными височными кольцами. На протяжении долгого времени эти изящные украшения входили в традиционный племенной убор, сохранивший вплоть до XIII в. многие черты древней самобытности. Височные кольца носили на головной ленте из кожи или ткани, иногда вплетали в волосы. Наборы из нескольких колец (до 6–7) и шейные гривны обычны в курганах: женщин хоронили в праздничном (свадебном) племенном уборе, который состоял из бронзовых или серебряных височных колец, на лопастях которых прочерчен затейливый, так называемый «книжный» орнамент, характерный для заглавных букв рукописных книг. Встречаются ожерелья, в которых хрустальные шарообразные бусины чередуются с сердоликовыми бипирамидальными, что относят к племенным признакам вятичей. Браслеты вятичские женщины носили витые, проволочные, пластинчатые со сложным чеканным орнаментом. В вятичских погребениях почти всегда попадаются ажурные бронзовые перстни. Их носили на пальцах обеих рук числом от одного до десяти.

В погребениях учёные обнаружили остатки льняных и шерстяных тканей местного производства и привозных шёлковых, кожаную обувь. Вместо пуговиц иногда использовались бусы и бубенчики, но чаще пуговицы были деревянными. Часто встречаются бубенчики, служившие одиночными привесками к одежде. Находки свидетельствуют о развитии деревенского ремесла, об экономических связях сельского округа с городом, о международной торговле.

Основным типом вятичских поселений VIII в. были селища – остатки неукреплённых поселений, именовавшихся в письменных источниках «село», «погост», «слобода», «займище», «печище» и др., а с XIV в. – и «деревня». Сельские поселения XI-XIII вв. мало отличались от селищ предыдущей эпохи, но к концу XII-началу XIII вв. в бассейне Верхней и Средней Оки появляются небольшие, но хорошо укреплённые городки, строившиеся на новом месте и имевшие обычно правильную геометрическую форму – владельческие поселения, или феодальные усадьбы. Они отличались от рядовых сельских поселений своей планировкой, мощными земляными укреплениями и небольшими размерами внутреннего двора (от 500 до 1,5 тыс. кв. м). На территории Московской области такая «усадьба» известна у с. Неждино Рузского района. Появление их связано с развитием производительных сил в Киевской Руси, выразившееся в численном росте городов и феодальных замков.

Основным типом жилища вятичей была наземная квадратная или прямоугольная в плане постройка размером 3-4 на 5-7 м. Стены рубились из брёвен в «обло», пол был дощатый, уложенный на лагах; иногда сруб ставился на столбы-стулья. Жилища ориентированы сторонами или углами по сторонам света. Вход в жилище находился в южной части. Круглые глинобитные печи, поставленные на деревянный опечек, находились слева или справа от входа, устьем к двери, так как топились по-чёрному. О развитии производительных сил говорят многочисленные хозяйственные постройки: амбары, сараи, загоны для скота, ямы для хранения зерна и овощей.

Славяне вели разностороннее хозяйство, в основе которого было пахотное земледелие. Они выращивали зерновые культуры (пшеницу, рожь, просо, ячмень) и бобовые (горох). Из огородных культур возделывалась репа, тыква, капуста, огурцы, лук, чеснок, различные пряности – укроп, мята, анис. Появились и первые садовые деревья: яблоня, вишня, слива. Землю пахали с помощью лошадей и быков, а основным пахотным орудием была соха, которую первоначально делали из небольшого ствола ели со специально оставленными сучьями. Огороды обрабатывались мотыгами и деревянными лопатами с железными оковками. Для рыхления почвы применялись бороны. Зерновые культуры жались серпами, а траву косили косами, также использовали грабли и вилы. Так что растительная пища была весьма разнообразной. Антропологический анализ останков по характеру заболеваний показывает, что основной физической нагрузкой населения являлось занятие земледельческим трудом.

Занимались вятичи и скотоводством. Домашний скот был разнообразным: содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней, кур, гусей. Преобладал крупный рогатый скот, чья численность составляла в зависимости от районов от 35 до 60%. Около четверти поголовья разводимого домашнего скота составляла свинья, 9-10% - мелкий рогатый скот. В некоторых районах проживания вятичей продолжали употреблять в пищу конину, и местами её процент в рационе составлял 15%. Однако более целесообразным становилось использование лошади в хозяйстве как тягловой силы. Заготовка кормов на зиму производилась с помощью косы или реже серпа.

Помимо сельского хозяйства и животноводства вятичи занимались и промыслами: охотой, рыболовством и бортничеством. Охота велась всё ещё на мясных животных, хотя начинает играть большую роль пушная охота, так как мехами торговали с иностранцами и их использовали вместо денег. Одним из важных промыслов было бортничество, то есть добыча мёда и воска диких пчёл из дупел деревьев.

У славян появились первые ремёсла: гончарное, металлургическое, кузнечное, ювелирное. Металлургическое производство было основано на местном сырье – болотных и луговых рудах, запасы которых известны по всей территории лесной полосы Восточной Европы, в том числе в бассейне верхней и Средней Оки. Добывание железа велось издревле. Одна из ранних разработок бурого железняка в виде «волчьей ямы» - круглой ямы диаметром 1 м, обмазанной глиной - известна на Оке, под Серпуховым, у села Подмоклова. Существовали в домонгольскую пору и другие способы добывания железа, например, варка железа в глиняных горшках в обычных печах. Полученная таким образом железная крица имела форму дна сосуда. Более совершенным способом было добывание железа в сыродутных печах.

С добыванием железа тесно связана и его обработка, изготовление из него многочисленных изделий в специальных кузнечных горнах, в кузницах. Продукция, полученная в результате горячей или холодной обработки чёрного металла, была очень велика и разнообразна. Это орудия труда (инструменты по обработке металла, дерева, кости, кожи), сельскохозяйственный и промысловый инвентарь (сошники, лемехи, плужные ножи, серпы, косы, рыболовные крючки, конские путы), предметы вооружения всадника и упряжи коня (копья, стрелы, сабли, топоры, кольчуги, стремена), предметы быта (замки, ключи, петли, обручи и дужки деревянных вёдер, сковородки, цепи, скобы, гвозди, гири).

Ювелирное искусство вятичей достигло высокого уровня развития. Богата и разнообразна была их продукция, изготовленная из серебра, бронзы, меди: браслеты, перстни, височные кольца, колты, бусы, привески к ожерелью, крестики, амулеты. Мастерские ювелиров с их специализированными инструментами, остатки горна, слитки металла, заготовки медной и серебряной проволоки, полуфабрикаты, литейные формы, найденные в мастерских – убедительное свидетельство развития местного ювелирного промысла.

Самым распространённым методом обработки цветных металлов являлось литьё. Более высокую ступень представляло тиснение украшений из серебра, золота на специальных медных штампах-матрицах, имеющих выпуклый рисунок. Владели мастера и методами волочения проволоки из цветных металлов. Известны были ювелирам и приёмы обработки стекла. В основном из разноцветных стёкол изготавливали бусы и браслеты, хотя иногда встречаются добавления разноцветного стекла в перстни и застёжки. Владели мастера и методом обработки драгоценных и полудрагоценных камней, которые они использовали для украшения своих изделий. Пользуясь разными приёмами, соединяя их и накладывая один на другой, вятичские ювелиры создавали прекрасные изделия, которые до сих пор поражают своими красотой и разнообразием.

Одним из показателей уровня развития ремесла, торговли, культуры населения являются предметы вооружения, изготовление которых подчас требовало большого искусства и технического мастерства. Археологические исследования позволили сделать вывод, что подавляющее большинство вооружения было местного изготовления, и только некоторые виды дорогого оружия (мечи, сабли, булавы) и защитных доспехов (кольчуги и панцири) привозились в вятичские города из Киева, Чернигова и Новгорода. Самыми многочисленными находками среди предметов вооружения являются железные наконечники стрел. По-видимому, прогресс в военном деле домонгольской Руси – развитие лёгкой конницы – не миновал и вятичей.

Предметы домашнего хозяйства, найденные археологами, позволяют реконструировать некоторые черты повседневного быта вятичей. Чаще всего находят ножи, среди которых преобладают кухонные. Часто встречаются навесные цилиндрические и врезные замки и ключи от них. Изготавливались замки из железа, детали их соединялись медной пайкой. В обиходе у вятичей хорошо известны железные и медные котлы для приготовления пищи, которые за ушки подвешивались над очагом или костром. В кургане у Серафимо-Знаменского скита в Домодедовском районе найдены остатки кожаной обуви, позволившие реконструировать её как маленькие полусапожки, затягивающиеся с основания шнурком. Перед сапожек был расшит цветными шерстяными нитками, подошва сделана их двух слоёв кожи. Как свидетельствуют другие археологические раскопки, в обиходе у населения были и маленькие подковки, крепившиеся к кожаному каблуку. Почти в каждом доме пряли пряжу и ткали из льна, конопли и шерсти овец. Были найдены детали кожаных сумок, украшенных медными пряжками.

Среди многочисленных предметов быта, найденных на поселениях вятичей, есть и свидетельства распространения грамотности: писала и книжные застёжки.

Религиозные представления вятичей, как уже отмечалось, были связаны с язычеством. Об этом свидетельствуют обряд трупосожжения, жертвоприношения животных, парные погребения мужчины и женщины под одной насыпью. В датируемом XI - первой половиной XII в. археологическом комплексе Хотяжи была найдена целая серия языческих амулетов-привесок: ложечек, коньков, топориков. Последние, повторявшие форму боевых дружинных секир, связаны были с культом Перуна и специфическими воинскими обрядами. Процесс христианизации вятичского населения был длительным. В конце XI или начале XII в. около города Серенска на реке Жиздре был убит вятичами христианский миссионер, киево-печёрский монах Кукша, прозванный церковью «просветителем вятичей». Из тысячи раскопанных курганов Подмосковья только в 36 обнаружены предметы христианского культа – кресты и образки, причём все они относятся ко второй половине XII в. Сначала они, по-видимому, использовались как украшения и свидетельствовали не о христианизации вятичского населения, а о первом соприкосновении населения с новой религией.

С вятичами связана и такая характерная черта говора позднейших москвичей, как «аканье», что восходит к особенностям языка этого славянского племени.

Основным историческим источником, на основе которого строятся выводы о развитии внешней торговли древнеславянских племён, являются найденные в кладах иностранные монеты. Вятичи в силу географических особенностей ареала обитания вели более активную торговлю с Волжской Булгарией и Хазарским каганатом, чем с Киевским славянским государством. К такому развитию внешнеторговых связей вынуждала как единая с указанными государствами речная Волжская система, так и характер даннических отношений. Окский торговый путь был частью крупного Киевско-Булгарского пути, и в этом смысле позволял вятичам контролировать значительную часть оборота между Киевской Русью и Волжской Булгарией.

В захоронениях и кладах найдено значительное количество как арабских и хазарских, так и византийских монет. Находки товаров и монет, изготовленных в Европе, менее значимы у вятичей, чем у других славянских племён: отнюдь не Европа была для них основным торговым партнёром. В XII в. устанавливается новый торговый путь из Европы в Поволжье: от побережья Балтийского моря, через Полоцк, Витебск, Смоленск, Дорогобуж, Москву, Рязань и Муром к Булгару. Благодаря этому пути возрастает значение Смоленска и Рязани, а также вятичей, которые контролировали часть пути.

Во второй половине XI в. складывается сухопутный путь из Киева в Ростов, который упоминается в «Поучении» Мономаха и сохраняется до XVI-XVIII вв. Эта дорога также проходила через московские земли.

Письменные источники и археологические памятники свидетельствуют, что в начале II тыс. н. э. у вятичей происходил распад патриархально-родового строя. На вершинах холмов – береговых мысов появились городища, укреплённые земляными валами и рвами, бревенчатыми стенами. В этих крепостях спокойней работалось мастерам: ремесло уже отделилось от земледелия, и центрами его становились посёлки на речных путях, где легче было сбывать продукцию. Одним из самых крупных поселений XI-XIV вв., площадь которого в XI в. составляла 30 тыс. кв. м, является городище Боровской курган у деревни Заозёрье Раменского района, известное как укреплённый центр сельских общинников, из которого происходило освоение близлежащей территории. Из этого комплекса, состоящего из городища, селища и курганной группы и носившего торговый характер, в XII-XIII вв. в радиусе 10 км выше и ниже реки Москвы возникает значительное число поселений.

Пашенное земледелие пришло на смену подсечному в северных лесных районах во второй половине I тыс. н. э. Если подсечное земледелие требовало коллективных усилий, то пашенное вело к развитию индивидуального хозяйства и разложению родового строя. Распаду родовых отношения у славян способствовал как рост производительных сил, так и отделение ремесла от сельского хозяйства. Появились специалисты, не связанные с сельским хозяйством – кузнецы, кожевники, ткачи, плотники, гончары – и стала шире развиваться торговля. Ремесленники сосредотачивались на речных и сухопутных дорогах в ряде старых укреплённых городищ. С течением времени некоторые из них разрастаются до городов, укреплённых мощными рвами и валами. Целый ряд удобно расположенных на земле вятичей поселений в это время становились ремесленно-торговыми центрами.

В XI-XII вв. в системе организации княжеских владений в каждом русском княжестве произошли изменения. Создаётся целая сеть далеко раскинутых княжеских городков, служивших опорными пунктами хозяйственной политики киевских, черниговских, смоленских, ростово-суздальских князей. В XII в. летописи упоминали уже до двух десятков городов, находившихся на вятичских землях, в том числе Коломну, Трубеч, Воротынск, Рязань, Козельск. Одним из таких городов, возникших на месте старого поселения вятичей, была Москва. Большинство древнерусских городов на земле вятичей возникло не на пустом месте, а использовало наиболее удобно расположенные поселения, существовавшие здесь в середине I тыс. н. э.

Таким образом, наивысший расцвет материальной и духовной культуры вятичей, связанный с интенсивным развитием пашенного земледелия, ремесла и торговли, приходится на XII-XIII в. К 1197 г. относится последнее летописное упоминание о вятичах. В XIII в. на земле вятичей возникает Московское и другие русские княжества.

Глава II. Возникновение Москвы и начало формирования Московского края




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.