КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие образования и культуры
Составной частью социалистического строительства в СССР выступали глубокие преобразования в области народного образования и просвещения, общественного сознания и культуры. Эти преобразования носили коренной качественный характер и получили определение «культурная революция». Необходимость ее осуществления обосновал Ленин. Она предусматривала утверждение в советском обществе такой системы образования, которая базировалась на принципах коммунистической партийности, твердого партийно-государственного руководства. Цели и принципы такой революции определялись в программных документах и решениях Советской власти. «Культурная революция» охватила все сферы духовной жизни общества. Ее партийно-государственные установки были обязательны и для Московской области. Главная роль в осуществлении «культурной революции» отводилась общеобразовательной школе и народному учителю. На первом этапе становления советской системы народного образования и культурно-просветительной работы выступала ликвидация неграмотности. Так, например, в Московской губернии, по данным переписи 1897 г., неграмотным было около 50% населения в возрасте от 10 лет и старше. В соответствии с декретом «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (от 26 декабря 1919 г.) в 1920 г. при Наркомате просвещения РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, руководившая всей работой в этом направлении. Повсеместно открывались школы взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликпункты); массовыми тиражами издавались буквари и учебно-методическая литература. Политика ликвидации безграмотности активно велась и в Московской области. И она дала положительные результаты. По данным 1926 г. в Подмосковье грамотное население в возрасте старше 10 лет составляло свыше 75%, а по переписи 1939 г. – уже около 90% грамотных. Неграмотность населения была практически ликвидирована. В системе народного образования еще больше возрастала роль общеобразовательной и профессиональной школы. Незадолго до революции 1917 г. на территории Московской области (без Москвы) имелось 2 717 общеобразовательных школ (в том числе 2 653 начальные), в которых обучалось 194 тыс. учащихся, а также 3 средних специальных учебных заведения с 300-ми учащихся. К середине 20-х гг. и в последующие годы число общеобразовательных школ увеличилось. Одновременно существенно и быстро изменялся и расширялся контингент учащихся, росла наполняемость школ. Наряду со средними и начальными школами в городах были созданы неполные средние школы. Наглядное представление о статистике изменений общеобразовательных школ на территории Московской области может дать следующая таблица:
Наряду с общеобразовательными школами в систему народного образования 20-30-х гг. включались также школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (ШКМ), создававшиеся на базе начальной школы и готовившие кадры квалифицированных рабочих для заводов, фабрик, совхозов и колхозов. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, в специальных профессиональных школах, на краткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведения были индустриально-технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, художественные техникумы с трехлетним сроком обучения. К концу 30-х гг. в Московской области насчитывалось 155 средних специальных учебных заведений (техникумы, фабрично-заводские училища и другие), в которых обучалось около 33 тыс. учащихся, а также 9 рабочих факультетов, готовивших к поступлению в вузы около 2 тыс. юношей и девушек. История народного образования 20-х гг. наполнена различного рода преобразованиями, экспериментами и дискуссиями, поисками новых форм организации, материального обеспечения, содержания и методов обучения и воспитания молодежи и взрослых. Не все из опыта этих лет выдержало проверку временем. Не закрепились в школе, например, «комплексные темы» обучения по программам Государственного ученого совета (ГУСа), бригадный, лабораторный методы, метод проектов и некоторые другие новации. Тем не менее, к 1930 г. в стране были созданы необходимые предпосылки и условия для введения всеобщего обязательного начального обучения - всеобуча. С 1931 г. восстанавливается предметная система школьного обучения, на самом высоком, партийно-правительственном уровне строго регламентируются и стабилизируются на многие годы вперед режим, содержание, формы и методы обучения, а также правила поведения учащихся. Введение всеобуча обусловило необходимость расширения системы подготовки учительских кадров, но в Московской области на тот момент не было педагогического вуза. Подготовка учителей для области осуществлялась в трех педагогических техникумах. Наиболее крупным из них был Сергиево-Посадский педагогический техникум. К 1927 г., за 9 лет его существования, в нем было подготовлено 310 школьных, 48 внешкольных и 39 дошкольных работников. Педагогов для детских садов и начальных классов готовили также педагогические училища. Их число на территории области с годами возрастало. К 1932 г. в педагогических училищах, техникумах и на различных курсах в Московской области получили подготовку 13 455 учителей. Вместе с тем народное образование Московского края нуждалось и в специалистах с высшим образованием. В 1931 г. в Московской области был образован первый областной педагогический институт. В новом вузе было всего три отделения: общественно-литературное, физико-техническое, химико-технологическое, а также 12 кафедр, каждая из которых обеспечивала преподавание ряда учебных дисциплин. С 1932 г. в институте организуется заочный сектор с четырьмя отделениями: русского языка и литературы, математическим, физическим и химическим. В ряде районов Московской области создаются консультационные пункты для работы со студентами-заочниками. С 1933 г. по 1939 г. институт перешел на факультетскую систему. Число факультетов в последующие годы увеличивалось, и Московский областной педагогический институт стал одним из крупнейших вузов Российской Федерации. Но потребность в педагогических кадрах оставалась. Поэтому в 1939 г. в Коломне открылся учительский институт с двухгодичным сроком обучения, а в 1940 г. был образован учительский институт в Орехово-Зуево. На 1 января 1940 г. в городах и селах Московской области корпус педагогических кадров увеличился до 25 457 человек. За годы советской власти он вырос в 2,7 раза, а по отношению к 1914-1915 годам - 4,8 раза. Первоочередная задача в области народного образования в Подмосковье по обеспечению школы учителями со средним и высшим педагогическим образованием была решена. Формирование многочисленного корпуса учительских кадров во многом обеспечивало подъем уровня образования, мировоззрения, морали и общей культуры народных масс, пополняло и укрепляло ряды новой, советской, народной интеллигенции. Подмосковные учителя в той, или иной, мере способствовали тому, что в Московской области на 1 января 1940 г. работали, не считая педагогов, 18 835 специалистов с высшим образованием. В том числе 7945 инженеров, 3632 врача, и 779 агрономов. Большой вклад в культурно-просветительную работу вносили многочисленные избы-читальни, массовые библиотеки, школы взрослых, советско-партийные школы, коммунистические университеты, клубные и музейные учреждения. Направлял и координировал их работу Главный политико-просветительный комитет республики - Главполитпросвет. Наглядное представление о численности культурно просветительных учреждений на этапе 20-30-х гг. в Московском крае дает следующая таблица:
Статистика народного образования и культурного строительства в Московской области свидетельствует об их небывалом размахе и создании реальных предпосылок для приобщения всего населения Подмосковья к современным знаниям, достижениям культуры, литературы и искусства. Коммунистическая партия и советское государство на первый план в этой сфере ставила, прежде всего, насаждение и поддержку ростков социализма и коммунизма, теорий и принципов классового подхода, партийности и революционности в общественном сознании и убеждениях советских людей. Наряду с этим выдвигалась и установка на бережное отношение к культурному наследию прошлого. Показательно, например, что Большой, Малый и Художественный театры в Москве еще в 1919 г. получили особый статус и почетные звания академических театров. И одновременно создавались молодые революционные театры. В числе первых были созданы театр Московского губернского Совета профессиональных союзов (МГСПС) - ныне театр имени Моссовета; театр Революции - ныне театр имени В.В. Маяковского; театр имени В.М. Мейерхольда, театр Красной Армии и другие. В Московской губернии до 1917 г. профессиональных театров за пределами столицы не было, если не считать частных театров во дворцах и усадьбах богатых аристократов. Но после революции в театры пришла новая многочисленная публика, интерес к театральному, синтетическому в своей основе и понятному для большинства людей, искусству стремительно вырос. В Подмосковье, как и везде, складывались любительские группы и коллективы театральной и художественной самодеятельности, а также студии и театры рабочей и крестьянской молодежи (ТРАМы). В репертуаре театров и различных коллективов художественной самодеятельности появились новые пьесы, спектакли, представления и инсценировки по сюжетам таких литераторов и драматургов как Л.М. Леонов, В.В. Иванов, К.А. Тренев, Б.А. Лавренев, Д.А. Фурманов, Н.Ф. Погодин, В.П. Катаев, А.Н. Афиногенов, В.В. Вишневский и др. Ярким талантом и новаторством выделялись театральные работы В.М. Мейерхольда по пьесам В.В. Маяковского «Клоп», «Баня» и др., пафос которых направлен против мещанства в различных его проявлениях. Жители Москвы и Подмосковья были первыми зрителями и ценителями многих работ и постановок выдающихся мастеров искусств. Призывы и стремление сделать театр «общедоступным» создавали немало творческих и материальных проблем. Тем не менее, с первых лет советской власти складывались и закреплялись традиции культурного шефства города над деревней, выездных спектаклей и бесплатных спектаклей для «рабочего зрителя». Практиковались массовые культпоходы, расходы по которым полностью или частично брали на себя государственные и общественные, а чаще всего, профсоюзные организации. Осуществлялась продажа льготных билетов членам профсоюза со скидкой до 70% против номинала. Несмотря на многие хозяйственные и финансовые трудности, с которыми встречалось советское государство, цены на билеты в театры, на культурно-массовые представления, в музеи и другие центры культуры всегда оставались вполне доступными для рядовых, как столичных, так и провинциальных, зрителей. Исключительно большую роль в формировании образа жизни, труда, быта и отдыха, характера и культуры советского общества на этапе его становления играло кино. Для партии большевиков и ее лидеров оно выступало важнейшим из искусств, поскольку оказалось в первой половине ХХ века самым массовым, доступным, увлекательным, а потому и наиболее влиятельным, мощным и эффективным средством пропаганды, инструментом идейного и эмоционального воздействия на сознание и настроения людей. К 1917 г. по всей стране было немногим более одной тысячи киноустановок. Позднее их число быстро увеличивалось. В годы гражданской войны Московский кинокомитет (реорганизованный со временем во Всероссийский фотокиноотдел Наркомпроса РСФСР) создал 13 художественных, 35 агитационных, 6 детских, 12 научно-популярных фильмов и около 1500 короткометражных кинохроник. Главными достижениями советского кино последующих лет явились фильмы «Броненосец «Потемкин»» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.) С.М. Эйзенштейна; «Мать» (1926 г.) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927 г.) В.И. Пудовкина; «Арсенал» (1929 г.) и «Земля» (1930 Г.) А.П. Довженко. Создатели этих фильмов смогли наиболее ярко рассказать о революции, гражданской войне, борьбе народных масс за новую жизнь средствами тогда еще немого кино. На рубеже 20-30-х годов кино становиться звуковым. Первым советским художественным звуковым стал фильм «Путевка в жизнь» (1931 г., режиссер Н.В. Экк) о перевоспитании, обучении и труде бывших беспризорников. Некоторые фрагменты этого фильма снимались в подмосковном Люберецком районе и именно в Люберцах был построен и открыт в ноябре 1932 г. первый в Московской области оборудованный звуковой киноаппаратурой двухзальный на 1200 мест кинотеатр «Планета». Использование звука расширяло возможности кино, сближало его с литературой, театром, музыкой. Сильное влияние на культуру советского общества оказали музыкальные кинокомедии Г.В. Александрова «Веселые ребята» (1934 г.), «Цирк» (1936 г.), «Волга-Волга» (1938 г.), «Светлый путь» (1940 г.). Яркая народность положительных образов, жизнерадостная музыка И.О. Дунаевского, замечательное актерское мастерство Л.П. Орловой, И.В. Ильинского, В.С. Володина и другие достоинства этих фильмов определили их успех у миллионов зрителей разных поколений. Они до сих пор демонстрируются в кинотеатрах и на телеэкранах, отражая пафос и, одновременно, сложности и противоречия своей эпохи. В эстетическом образовании и воспитании советского народа видное место занимало музыкальное искусство. Оно во многом опиралось на творчество таких известных композиторов как Д.Б. Кабалевский, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Д.Д. Шостакович, Р.К. Щедрин, Т.Н. Хренников. Выдающимися дирижерами и исполнителями стали Е.А. Мравинский, Е.Ф. Светланов, А.В. Свешников, С.Т. Рихтер, Э.Г. Гилельс, А.В. Нежданова, А.С. Пирогов, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев. Со сцен, на эстрадах, а затем и по радио, звучала музыка разных жанров. Особой популярностью пользовались народная музыка и песенное творчество. Мастера изобразительных искусств Подмосковья в 1928 г. объединялись в Обществе Московских художников (ОМХ). Для членов этого общества характерно было стремление отразить материальное богатство мира с помощью энергичных и смелых художественных форм, приемов и средств. Художники московской школы во главе с В.А. Фаворским прославились, в частности, своим высоким искусством графики. Видное место в истории советского изобразительного искусства занимает творчество Г.Г. Ряжского (1885-1952 гг.), родившегося в селе Игнатьево (ныне Ступинский район Московской области). С 1912 г. Г.Г. Ряжский успешно участвовал во многих российских и зарубежных выставках, вырос в крупного портретиста, писал главным образом женские портреты, создавая образы новых, советских людей, - «Птичница», «За книгой», «Рабфаковка» (1926 г.), «Делегатка» (1927 г.), «Председательница» (1928 г.), «Колхозница-бригадир» (1932 г.). Мировую известность получил портрет-шедевр «Председательница», отмеченный Золотой медалью на международной выставке в Париже в 1938 г. Приведенные материалы культурного развития Московской области в 20-30-е гг. подтверждают вывод о важных успехах в этой сфере. Была ликвидирована неграмотность, создана новая общедоступная, бесплатная, народная школа. Обеспечены необходимые условия для образования народа. Была создана и действовала широкая сеть культурно-просветительных учреждений. Получили развитие все сферы художественной культуры, искусства, музыки. В них усилились народные мотивы. Они стали более доступны для широких масс трудового народа. Но утвержденный в них принцип коммунистической партийности и партийно-государственного контроля ограничивал творческие начала в развитии культуры, придавал всей духовной сфере партийную ограниченность. В целом, давая общую оценку итогам социалистического строительства в Московской области в 20-30-е гг., нельзя не подчеркнуть, что, как и по всей стране, она носит неоднозначный характер. На этом этапе были достигнуты важные успехи в индустриализации страны и Московской области, строительстве новых фабрик, заводов, в развитии образования, культуры. И на этой основе в принятой в 1936 г. Конституции торжественно объявлялась победа социализма в основном в Советском государстве, провозглашались демократические свободы в обществе. Но этот вывод оказался преждевременным, а сам социализм искаженным, государственным. Вместо широкой демократии и политических свобод продолжались сталинские репрессии. Жизненный уровень населения оставался низким. Тем не менее, несмотря на тяжелые издержки социалистического строительства миллионы людей еще верили в провозглашенные идеалы и активно трудились во имя их реализации. Они мирились с трудностями, надеясь, что это временное явление. Вера и надежда на лучшее будущее умножали народный оптимизм, порождали у населения патриотические чувства и трудовой энтузиазм, были главными побудительными мотивами высокой трудовой активности советских людей и жителей Подмосковья в их борьбе за социалистическое строительство. Глава XI. Историческая победа в Московской битве в годы Великой Отечественной войны
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |