Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок и его основные характеристики




Рынок – определенная система, позволяющая своим субъектам совершать свободную куплю-продажу товаров и услуг.

Субъекты рынка – это продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного лица или нескольких лиц), частные фирмы и государственные предприятия.

Объекты рынка – это факторы производства (земля, труд, капитал) и результаты производственной деятельности, а именно экономические блага (товары или услуги).

Условия возникновения рынка:

1. общественное разделение труда;

2. экономическая обособленность субъектов рынка;

3. свободный обмен ресурсов.

Таблица 1.4.

Классификация рыночных систем

по экономическому назначению объектов рыночных отношений: по географическому положению: по степени ограничения конкуренции
Рынок земли Местный рынок Свободный рынок
Рынок труда Региональный рынок Монополистический рынок
Рынок капитала Национальный рынок Олигополистический рынок
Рынок товаров и услуг Мировой рынок Смешанный рынок

 

Основные элементы рынка:

1. спрос и предложение.

2. цена.

3. конкуренция.

Функции рынка:

o посредническая;

o ценообразующая;

o информирующая;

o регулирующая;

o санирующая.

1.1.3. Кругооборотдоходов и расходов в рыночной экономике.

Рассмотрим диаграмму кругооборота потоков доходов и расходов в которой функционируют два ее субъекта: домохозяйства и фирмы (рис 1.1.).

Данная модель показывает, что в экономике непрерывно идут два противоположно направленных потока:

1. поток производимой продукции и

2. поток расходуемых на эту продукцию денежных средств.

Дано:

o роль государства и внешней торговли исключена;

o цены на товары, услуги и ресурсы неизменны;

o уровень производства и занятости постоянны;

o спрос на факторы производства предъявляют фирмы;

o предложениефакторов производства исходит от домашнего хозяйства.

 

Внутренний кругстрелок показывает потоки благ и ресурсов в натуральном выражении.

Внешний круг описывает эквивалентные денежные потоки. Разнонаправленность натурального и денежного потоков свидетельствует о том, что отчуждая натуральное благо, фирма взамен получает определенную эквивалентную сумму денег, и наоборот.

Вывод:

o рынок в целом регулирует натурально-стоимостные потоки;

o рынок товаров и услуг при посредстве стоимостного «опроса» домохозяйств подсказывает фирмам, что должно быть произведено, какого качества и в каких объемах;

o рынок ресурсов определяет величину доходов домохозяйств от реализации принадлежащих им факторов производства, что дает ответ на вопрос о том, для кого производятся товары и услуги, т.е. кто станет их потребителем.

1.1.4.Фирма, предприятие: определение, факторы, влияющие на их структурирование

Фирма – организационно–хозяйственная единица, владеющая одной или несколькими предприятиями и использующая их ресурсы для изготовления товаров (оказания услуг) с целью получения прибыли.

Предприятие – производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров и оказания услуг в любой отрасли экономики.

На структурирование фирм (предприятий) влияют такие признаки как концентрация производства, специализация, диверсификация.

Концентрация производства предполагает создание крупных предприятий с замкнутым производственным циклом, в которых сосредоточены разнообразные виды производств, применяются множество разных технологий.

Концентрация производства позволяет в пределах одного предприятия осуществить вертикальную интеграцию, т.е. объединить операции по обработке сырья, материалов, производству полуфабрикатов, сборке и выпуску готовой продукции.

Специализация производства предполагает выделение отдельных видов производств, их обособление по признакам производимых деталей, узлов и применяемых технологий.

Чаще всего специализированные предприятия менее масштабны, сосредоточенны на узком профиле деятельности.

Диверсификация производства предполагает одновременное развитие многих, не связных друг с другом видов производств, и, соответственно расширение ассортимента производимой продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.