КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рынок и его основные характеристики
Рынок – определенная система, позволяющая своим субъектам совершать свободную куплю-продажу товаров и услуг. Субъекты рынка – это продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного лица или нескольких лиц), частные фирмы и государственные предприятия. Объекты рынка – это факторы производства (земля, труд, капитал) и результаты производственной деятельности, а именно экономические блага (товары или услуги). Условия возникновения рынка: 1. общественное разделение труда; 2. экономическая обособленность субъектов рынка; 3. свободный обмен ресурсов. Таблица 1.4. Классификация рыночных систем
Основные элементы рынка: 1. спрос и предложение. 2. цена. 3. конкуренция. Функции рынка: o посредническая; o ценообразующая; o информирующая; o регулирующая; o санирующая. 1.1.3. Кругооборотдоходов и расходов в рыночной экономике. Рассмотрим диаграмму кругооборота потоков доходов и расходов в которой функционируют два ее субъекта: домохозяйства и фирмы (рис 1.1.). Данная модель показывает, что в экономике непрерывно идут два противоположно направленных потока: 1. поток производимой продукции и 2. поток расходуемых на эту продукцию денежных средств. Дано: o роль государства и внешней торговли исключена; o цены на товары, услуги и ресурсы неизменны; o уровень производства и занятости постоянны; o спрос на факторы производства предъявляют фирмы; o предложениефакторов производства исходит от домашнего хозяйства.
Внутренний кругстрелок показывает потоки благ и ресурсов в натуральном выражении. Внешний круг описывает эквивалентные денежные потоки. Разнонаправленность натурального и денежного потоков свидетельствует о том, что отчуждая натуральное благо, фирма взамен получает определенную эквивалентную сумму денег, и наоборот. Вывод: o рынок в целом регулирует натурально-стоимостные потоки; o рынок товаров и услуг при посредстве стоимостного «опроса» домохозяйств подсказывает фирмам, что должно быть произведено, какого качества и в каких объемах; o рынок ресурсов определяет величину доходов домохозяйств от реализации принадлежащих им факторов производства, что дает ответ на вопрос о том, для кого производятся товары и услуги, т.е. кто станет их потребителем. 1.1.4.Фирма, предприятие: определение, факторы, влияющие на их структурирование Фирма – организационно–хозяйственная единица, владеющая одной или несколькими предприятиями и использующая их ресурсы для изготовления товаров (оказания услуг) с целью получения прибыли. Предприятие – производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров и оказания услуг в любой отрасли экономики. На структурирование фирм (предприятий) влияют такие признаки как концентрация производства, специализация, диверсификация. Концентрация производства предполагает создание крупных предприятий с замкнутым производственным циклом, в которых сосредоточены разнообразные виды производств, применяются множество разных технологий. Концентрация производства позволяет в пределах одного предприятия осуществить вертикальную интеграцию, т.е. объединить операции по обработке сырья, материалов, производству полуфабрикатов, сборке и выпуску готовой продукции. Специализация производства предполагает выделение отдельных видов производств, их обособление по признакам производимых деталей, узлов и применяемых технологий. Чаще всего специализированные предприятия менее масштабны, сосредоточенны на узком профиле деятельности. Диверсификация производства предполагает одновременное развитие многих, не связных друг с другом видов производств, и, соответственно расширение ассортимента производимой продукции.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |