КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности ценообразования на рынке труда
Различают рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Признаки рынка труда совершенной конкуренции: o одинаковая квалификация и качество труда; o абсолютно одинаковая доступность к информации о наличии свободных рабочих мест; o невозможность воздействовать на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца; o нет явного и неявного принуждения к труду. Рассмотрим на примере, как работает конкурентный рынок труда: зависимость объема выпуска продукции от количества нанимаемых работников представлена функцией Q = 200L0,5 , где L – количество работников. Цена готовой продукции- 300 долл ., а уровень заработной платы одного работника 3000 долл. Определим, сколько работников наймет фирма, максимизирующая свою прибыль Рассуждения: Фирма, максимизирующая прибыль, нанимает работников до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRRL = w), т.е. издержкам, связанным с его покупкой. А работник предлагает свой труд в зависимости от средней заработной платы, которую предложили бы ему в альтернативных сферах производственной деятельности. Следовательно, предложение труда зависит от средних общих издержек (АТС). Предельная доходность ресурса(MRPL- MarginalRevenueProduct) или предельная производительность труда в денежном выражении, - это прирост объема дохода в результате использования дополнительной единицы труда: MRPL= MPLx PQ, где o MRPL – предельная доходность труда; o MPL – предельная производительность труда; MPL = (Q)̛′L o PQ - цена произведенной продукции. Отсюда MRPL= (200L0,5)̛x 300 = (200 x 0,5L-0,5) x 300 = 30 000L-0,5 Средние общие издержки на труд в денежном выражении (АТC) представляют собой издержки, приходящиеся на одну единицу труда в среднем (в нашей ситуации это цена единицы ресурса, равная 3000 долл.).
Очевидно, что фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции будет увеличивать спрос на труд до тех пор, пока предельная доходность труда не сравняется со средними общими издержками по найму рабочей силы в денежном выражении, которые представляют собой цену труда, то есть заработную плату работника: MRPL = АТCL = PL = w. Проведя нехитрые расчеты (30 000L-0,5 = 3000) мы получим, что фирма, максимизирующая прибыль наймет 100 работников. Рассмотрим ценообразование на рынке несовершенной конкуренции (монопсонии, олигопсонии). Монопсония на рынке труда – единственная на рынке фирма, которая является потребителем трудовых ресурсов. Олигопсония (несколько покупателей) – структура рынка труда, когда небольшое количество фирм (2 – 10) закупает все рыночное предложение. Например, спорт, покупающий услуги спортсменов. Ситуация когда монопсония и монополия совпадают фирма обладает двойной властью. Признаки рынка труда несовершенной конкуренции: o данный вид труда является относительно немобильным в силу географических или профессиональных навыков; o работодатель нанимает работников до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRRL= w), т.е. издержкам, связанным с его покупкой; o предложение труда зависит от предельных издержек на труд. Предельные издержки на ресурс в денежном выражении (MC - MarginalResourceCost) представляют собой прирост издержек в денежном выражении в результате использования дополнительной единицы ресурса.
Рис. 1.4. Условие максимизации прибыли на рынке труда.
o а – равновесие на рынке совершенной конкуренции; o в – равновесие на рынке монопсонии (MCL= MRRL= w); o w b – заработная плата, которую предлагают установить профсоюзы на рынке монопсонии; o wа - заработная плата на рынке совершенной конкуренции; o wс – заработная плата на рынке монопсонии; o MRPL = MCL = PL = w – условие максимизации прибыли монопсонистом. o количество нанимаемых работников на рынке монопсонии всегда меньше чем количество работников рынка совершенной конкуренции. o ставка заработной платы монопсониста устанавливается на уровне меньшем, чем ставка заработной платы рынка совершенной конкуренции. 1.3.4.Блага: неэкономические и экономические Блага – это материальные (товары) или нематериальные (услуги), продукты природы и человеческой деятельности, которые прямо (потребительские блага) или косвенно (ресурсы) служат удовлетворению человеческих потребностей. Классификация благ: o по натуральным характеристикам (продукты и услуги); o по степени удаленности от конечного потребления (потребительские блага и ресурсы); o по длительности использования (кратковременные и долговременные); o по характеру потребления (частные и общественные). Блага делятся на неэкономические и экономические. Неэкономические блага или свободные блага – это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. Например, свободным благом является солнечный свет в безоблачный день, или вода на берегу моря и т.п. Характерные черты: o не обладают относительной редкостью; o необходимость производства и распределения данных благ не существует, поскольку их предложение чрезмерно велико; o нет рыночной цены. 1. Экономические блага - это блага, которые для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому не могут потребляться в неограниченном количестве. 2. Экономические блага – это блага (товары или продукты, услуги), обладающие относительной редкостью. Потребность в них больше, чем возможность их произвести и предоставить. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. Э кономические блага делятся на:
частные; общественные. Частные блага – это блага, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Частные блага – блага, потребление которого является конкурентным как со стороны производителя, так и со стороны потребителя. Частные блага бывают: а) индивидуальные - блага, предоставление которых возможно каждому отдельному лицу в связи с тем, что такие блага обладают свойствами исключительности или конкурентоспособности. б) люксовые - предметы роскоши, сбережения и т.п.. в) низшие - блага, которые потребители покупают в меньших или больших количествах при любых ценах, когда их доходы соответственно увеличиваются или уменьшаются. г) нормальные - блага, потребление которых возрастает с ростом доходов потребителя, что приводит к увеличению спроса. д) антиблаго - товар, обладающий отрицательной полезностью для потребителя (они доставляют ему неприятные ощущения). Например, антиблагом может быть громкий шум, комары и т. п. Общественные блага - блага, которые потребляются коллективно всеми индивидами, независимо от того, оплачиваются они или нет. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п. Особенности общественных благ: o неизбирательностьв потреблении - потребление блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное для потребления другим; o неисключаемостьв потреблении – не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами. - Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |