КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к методике педагогического исследования 2 страница
Конкретная ситуация 6................................................................................................................................................................................ 160 Genentech: эйфория прогнозирования....................................................................................................................................................... 160 8. Изучение потребителей............................................................................................................................................................................. 162 8.1. Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей........................................................................... 162 8.2. Направления изучения потребителей.......................................................................................................................................... 168 Конкретная ситуация 7................................................................................................................................................................................ 179 IКЕА: стильная мебель для дома................................................................................................................................................................ 179 по приемлемым ценам.................................................................................................................................................................................... 179 9. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе.............................................................. 180 9.1. Привлекательность отрасли и конкурентная борьба внутри нее............................................................................................ 181 9.2. Выявление приоритетных конкурентов...................................................................................................................................... 183 и определение силы их позиции................................................................................................................................................................... 183 9.3. Исследование конкурентоспособности............................................................................................................................................ 185 продуктов и эффективности маркетинговой деятельности............................................................................................................ 185 9.3. Исследование конкурентоспособности организации в целом.............................................................................................. 188 Конкретная ситуация 8................................................................................................................................................................................ 192 Юго-Западные Авиалинии............................................................................................................................................................................. 192 10. Предплановый маркетинговый анализ.................................................................................................................................... 200 10.1. Сегментация рынка.............................................................................................................................................................................. 200 10.2. Выбор целевых рынков........................................................................................................................................................................ 205 10.3. Выбор позиции на рынке..................................................................................................................................................................... 207 Конкретная ситуация 9................................................................................................................................................................................ 213 Гейторид: необходимость эффективного.............................................................................................................................................. 213 позиционирования........................................................................................................................................................................................... 213 IV. Проектирование элементов комплекса маркетинга......................................................................................... 214 11. Формирование продуктовой политики........................................................................................................................................... 214 11.1. Продукт как элемент комплекса маркетинга............................................................................................................................... 214 Конкретная ситуация 10.............................................................................................................................................................................. 224 Авиакомпания «Народный экспресс»........................................................................................................................................................ 224 11.2. Управление разработкой новых продуктов................................................................................................................................. 232 Конкретная ситуация 11.............................................................................................................................................................................. 243 Каким потребитель видит новый легковой............................................................................................................................................ 243 автомобиль?.................................................................................................................................................................................................... 243 Конкретная ситуация 12.............................................................................................................................................................................. 253 Компания «Майкрософт»............................................................................................................................................................................ 253 12. Формирование ценовой политики.................................................................................................................................................... 253 12.1. Ценообразование в системе маркетинга....................................................................................................................................... 253 12.2. Факторы, влияющие на величину цены........................................................................................................................................... 255 12.3. Определение базисных цен.................................................................................................................................................................. 258 12.4. Установление цены продажи............................................................................................................................................................ 264 12.5. Изучение цен............................................................................................................................................................................................ 266 Конкретная ситуация 13.............................................................................................................................................................................. 270 Лосьон «Аврора»............................................................................................................................................................................................. 270 13. Формирование сбытовой политики.................................................................................................................................................. 278 13.1. Структура и типы каналов распределения.................................................................................................................................. 279 13.2. Процесс товародвижения.................................................................................................................................................................. 286 13.3. Оптовая и розничная торговля......................................................................................................................................................... 291 Конкретная ситуация 14.............................................................................................................................................................................. 296 Корпорация «ЛОТУС».................................................................................................................................................................................. 296 14. Формирование коммуникационной политики........................................................................................................................... 303 14.1. Продвижение продукта и маркетинговые коммуникации....................................................................................................... 303 Конкретная ситуация 15.............................................................................................................................................................................. 314 Новая задача для «Пепси» и «Кока-колы»:............................................................................................................................................. 314 кола на завтрак............................................................................................................................................................................................... 314 14.2. Реклама как инструмент продвижения продукта.................................................................................................................. 315 14.2.1. Понятие рекламы и планирование рекламной кампании........................................................................................................ 315 Конкретная ситуация 16.............................................................................................................................................................................. 338 Продвижение и приватизация компании................................................................................................................................................ 338 «Бритиш телеком»........................................................................................................................................................................................ 338 14.3. Стимулирование сбыта...................................................................................................................................................................... 348 Конкретная ситуация 17.............................................................................................................................................................................. 355 «Easco Tools, Inc.»........................................................................................................................................................................................... 355 14.4. Персональная продажа....................................................................................................................................................................... 363 Конкретная ситуация 18.............................................................................................................................................................................. 367 Автоматизация труда торгового персонала........................................................................................................................................ 367 компании DEC.................................................................................................................................................................................................. 367 14.5. Связи с общественностью.................................................................................................................................................................. 368 Конкретная ситуация 19.............................................................................................................................................................................. 372 Кризис в компании Perrier и ПР.................................................................................................................................................................. 372 V. Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности.......................................... 375 15. Планирование маркетинга................................................................................................................................................................... 375 15.1. Общие концепции планирования маркетинга............................................................................................................................... 375 15.2. Структура плана маркетинга.......................................................................................................................................................... 380 и последовательность его разработки.................................................................................................................................................... 380 15.3. Конкретизация и оценка маркетинговых стратегий и мероприятий.................................................................................. 395 15.4. Разработка программ в области маркетинговой деятельности.......................................................................................... 403 15.5. Организация планирования маркетинга......................................................................................................................................... 405 Конкретная ситуация 20.............................................................................................................................................................................. 409 «Кларион Косметикc»................................................................................................................................................................................... 409 Конкретная ситуация 21.............................................................................................................................................................................. 411 Программа «Выход на рынок Испании»................................................................................................................................................... 411 16. Организация маркетинга....................................................................................................................................................................... 413 16.1. Оргструктуры управления маркетингом....................................................................................................................................... 414 16.2. Распределение задач, прав и ответственности.......................................................................................................................... 421 в системе управления маркетингом.......................................................................................................................................................... 421 16.3. Совершенствование организации управления.............................................................................................................................. 429 отечественными предприятиями на принципах маркетинга............................................................................................................ 429 Конкретная ситуация 22.............................................................................................................................................................................. 433 Монреальский банк......................................................................................................................................................................................... 433 17. Контроль маркетинга.............................................................................................................................................................................. 445 Конкретная ситуация 23.............................................................................................................................................................................. 452 Аудит.................................................................................................................................................................................................................. 452 Приложения......................................................................................................................................................................................................... 454 Приложение 1.................................................................................................................................................................................................. 454 Матрица выбора направлений развития как средство стратегического планирования*....................................................... 454 Приложение 2.................................................................................................................................................................................................. 464 Вопросник для проведения ситуационного анализа.............................................................................................................................. 464 Приложение 3.................................................................................................................................................................................................. 465 Модель имитационного моделирования................................................................................................................................................... 465 Приложение 4.................................................................................................................................................................................................. 466 Организация управления фармацевтическим отделением................................................................................................................. 466 корпорации «Сиба-Гейги»........................................................................................................................................................................... 466 Приложение 5.................................................................................................................................................................................................. 471 Организация управления чисто маркетинговыми компаниями......................................................................................................... 471 Приложение 6.................................................................................................................................................................................................. 473 Права и обязанности руководителей отдельных подразделений отдела управления продуктами и маркетинговых услуг (корпорация «Нестле»)................................................................................................................................................................................. 473 Приложение 7.................................................................................................................................................................................................. 474 Маркетинговые функции.............................................................................................................................................................................. 474 Приложение 8.................................................................................................................................................................................................. 475 Положение об отделе маркетинга предприятия «Фили-кровля»*................................................................................................... 475 Приложение 9.................................................................................................................................................................................................. 484 Анкета для оценки эффективности маркетинговой деятельности*.............................................................................................. 484 Предметный указатель................................................................................................................................................................................. 486 Общий список литературы........................................................................................................................................................................... 495 Методика исследования должна отвечать ряду требований, главные из которых: 1) релевантность, 2) репрезентативность, 3) валидность (внутренняя, внешняя, конструктивная). Рассмотрим эти требования. Релевантность предполагает сбор в процессе исследования информации, на основании которой может быть принято обоснованное решение относительно гипотезы. Это требование часто нарушается неопытным исследователем. По ходу исследования возникает много наблюдений, каждое из которых чем-то интересно, резонирует с какими-либо догадками, идеями или просто ассоциациями исследователя. Он все это заносит в протоколы опытов, перенасыщая их наблюдениями до такой степени, что теряет нить исследования. Вместо гипотезы, которую он взялся проверить, в голове его образуется "каша из полуоформленных мыслей", протоколы опытов в конечном итоге приобретают такой вид, что никакая определенная информация из них извлечена быть не может. Вместо протоколов мы имеем бессвязный набор иллюстраций, примеров, которые не могут быть обработаны рациональным способом. Бывают, правда, исследователи, которые полагаются на свою память, либо небрежно ведут протоколы. Результат тот же: непригодность протоколов для рациональной обработки результатов опыта. Таким образом, одной из причин нерелевантности исследования является неряшливое или плохо спланированное ведение протоколов опыта. Прежде чем приступить к исследованию, исследователь должен четко уяснить себе, как ему ве- сти протокол, что он должен в них фиксировать. Этот вопрос следует строго оговорить с научным руководителем темы. Причиной нерелевантности может быть, конечно, и ошибка исследователя. Например, ваша гипотеза заключается в том, что некоторый прием обучения эффективнее традиционного. В эксперименте вы сравниваете две группы испытуемых, одна из которых обучалась с использованием нового приема, а другая -традиционного. Перед вами стоит вопрос, по какому критерию их сравнивать. Вы решили - по успеваемости (отметкам, которые были получены учащимися по данной теме). Однако, является ли информация, которую вы сможете извлечь из анализа успеваемости, вполне релевантной вашей гипотезе? Учитель как известно, ставит отметки, ориентируясь не только на уровень освоения детьми того или иного материала (оценка учащегося опосредствуется педагогическими установками учителя, она корректируется на основе того, каков средний по классу уровень выполнения работы и пр.). В результате сравнение групп (классов) учащихся по успеваемости можно не получить значимых различий между группами, и вы вынуждены будете отвергнуть гипотезу (принять утверждение, что новый прием не эффективнее традиционного). Но если бы вы выбрали другие критерии для сравнения групп, то, возможно, получили бы более значимые различия. Поэтому, следует хорошо продумать, какие наблюдения действительно будут свидетельствовать "за " или "против" гипотезы. Второе требование к методике педагогического исследования - репрезентативность. Речь идет о том, что в ваших наблюдениях верно и полно должен быть представлен изучаемый объект (или из результатов эксперимента должна быть извлечена вся релевантная информация). В противном случае, вы можете принять решение на основе фантома ("призрака"). Шуточным примером одновременно нерелевантного и нерепрезентативного исследования является опыт, которым некто пытался доказать, что тараканы слышат ногами. Для этого он положил на стол таракана и громко хлопнул в ладони. Таракан побежал. После этого исследователь оборвал таракану ноги и опять хлопнул в ладони. Таракан остал- ся на месте. "Вот видите, он теперь не реагирует на звук!" - победно заключил исследователь. Мог ли в данном случае исследователь заключить по результатам наблюдений, что таракан не реагирует на звук? Или, была ли реакция таракана на звук представлена его поведением? Или, были ли данные наблюдения за поведением репрезентативны относительно реакций таракана на звук? Это и есть вопрос о репрезентативности исследования. Мало того, что мы должны решить, какие факты будут свидетельствовать за или против гипотезы (вопрос о релевантности), мы должны еще решить, какие наблюдения будут репрезентативны относительно искомых фактов. Так, наше горе-исследователь правильно решил, что определить, слышит или не слышит таракан, можно на основании того, как он ведет себя при хлопке, но он не учел, что двигательная реакция перестает быть репрезентативной в случае отсутствия у таракана средств передвижения. Проблема репрезентативности, конечно, шире. Во-первых, это вопрос о том, каким должно быть количество наблюдений, чтобы ими было адекватно и достаточно полно представлено какое-либо явление. Например, вы хотите определить эффективность некоторой методики обучения. На каком количестве испытуемых достаточно ее апробировать? Понятно, что 1, 2 или даже 5 испытуемых будет недостаточно. Количество испытуемых (или наблюдений), достаточное для репрезентативного представления какого-либо факта может быть определено по статистическим таблицам (о работе с ними см. ниже). Вообще, определенное число наблюдений определяется тем, что в опыте мы имеем дело с неоднородным материалом. Например, учащиеся характеризуются индивидуальными особенностями, в зависимости от которых эффективность того или иного метода может оказываться разной для определенных контингентов детей. Поэтому, мы должны исключить возможное влияние на результат опыта особенностей того или иного испытуемого (или специально исследовать те индивидуальные особенности, от которых зависит эффективность метода). В обоих случаях мы вынуждены работать с обширными выборками испытуемых.
Во-вторых, нерепрезентативным может быть способ представления результатов опыта. Приведем пример. Учитель сетует, что формы проверки его методики неадекватны. Приходит комиссия, проводит контрольные работы в его и параллельном классах, затем для каждого класса подсчитывает среднюю арифметическую отметок и сравнивают между собой эти средние. К чему это ведет? Например, в одном из классов все учащиеся написали контрольную работу на 2. В другом -треть учащихся получили 3. Подсчитав средние арифметические, обнаружили, что разница между классами невелика и делается вывод, что новая методика обучения неэффективна. Но суть заключается в том, что в одном из классов никто не справился с работой, а в другом справилась треть учащихся! В одном классе про каждого можно сказать, что он не знает материала, в другом - треть учащихся знает и кое-как разбирается в материале. Учитель возмущается справедливо. Он уловил, что среднее арифметическое является в данном случае нерепрезентативным показателем. Поэтому, он предлагает изменить процедуру первичного представления знаний (2 - 0, что-то знает - 1, хорошо знает - 2). Фактически, учитель желает так изменить способ представления знаний учащихся, чтобы приспособить его для использования средней арифметической. Он, однако, не замечает, что дело не так просто. Вводя 3-балльную систему оценки вместо 5-балльной мы вынуждены будем изменить критерии оценки и еще неизвестно, где тогда окажутся бывшие троечники: в "нулевиках" или "единичниках". Если бы учитель был более искушен в дескриптивной эпистемологии, для него бы обозначенная им проблема не стояла. Дело в том, что кроме арифметической средней существуют другие статистические характеристики выборки, например, так называемая мода (показатель того, насколько часто встречается некоторое событие). Используя статические критерии принятия решений, обращенные к тому или иному статическому показателю (средней, моде, медиане), мы можем в каждом конкретном случае решить, какой способ представления наблюдений будет репрезентативным.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |