Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Государство, право, основные понятия о государственно-правовых явлениях 2 страница




Для того, чтобы дать полную характеристику норме права, нужно, прежде всего, обратить внимание на ее специфические свойства (признаки).

Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, то есть рассматривает его как вид общественного отношения.

Во-вторых, норма права является повелительным предписанием, независимо, от того, каков его характер: запрет, обвязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства, так как оно им установлено, то предусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению.

В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно не схожи, как и сами отношения.

В-четвертых, норма права– общеобязательное правило поведения, оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей как возможных участников конкретного вида общественных отношений.

В-пятых, абстрактность норм права, что вовсе не означает неопределенность ее содержания.

В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, упорядочить которые она призвана.

В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшается содержание норм права, т.е. укрепляется их «истинность»; упорядочивается их структура и система в целом.

Однако полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснение всех элементов логической структуры. По своей структуре правовая норма, как традиционно считается, включает три элемента:

1) гипотеза– указание конкретных фактических жизненных обстоятельств, при которых данная норма вступает в действие;

2) диспозиция- «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило поведения, которому должны подчиняться субъекты, ели они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе;

3) санкция– вид и мера возможного наказания или поощрения.

Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей. Необходимо, используя структурные элементы нормы права, проиллюстрировать вышеупомянутые критерии.

Очень важно затронуть для проверки на прочность позиции трехзвенной структуры нормы права следующие позиции: так, например, Н.П. Томашевский, А.Ф. Черданцев придерживаются двухчленной схемы (исключая санкцию).

С.С. Алексеев предлагает четко разграничить логические нормы и нормы-предписания. Если логическая норма содержит три элемента, то норма-предписание – два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию.

Существуют и попытки дифференциации элементов на четыре звена. Так, А.Г. Братко при анализе запретов выделя6ет в них не три, а четыре элемента, так как, по его мнению, гипотеза содержит два элемента: гипотезу диспозиции, (т.е. гипотезу запрета) и гипотезу санкции.

При характеристике нормы права студент не должен путать это понятие в понятием «статья нормативно-правового акта». Для этого нужно их соотнести и выявить отличительные стороны.

Также немаловажно знать основания (критерии) классификации норм, носящих практическую значимость. Выделение тех или иных видов несет в себе определенную цель, которая внешне проявляется в функциях той или иной нормы.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотноситься как целое и часть.

Правовой обычай - это обычай, которому государство придало юридическое значение, признало его в качестве общеобязательного правила поведения и обеспечило своей принудительной силой. В современном праве правовой обычай имеет определенное распространение, особенно в религиозных традиционных правовых системах (в мусульманском, африканском праве и т.д.). В Республике Казахстан правовой обычай имеет незначительное распространение (Гражданского кодекса – она признает обычаи делового оборота в качестве правовых норм). Совокупность правовых обычаев, действующих в государстве, называется обычным правом.

Следующий источник права– правовой, судебный или административные прецеденты. Это решение судебного или административного органа по конкретному делу, являющееся образцом (нормой) при разрешении аналогичных дел. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по определённому делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio decidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В Республике Казахстан вопрос об этом источнике права является проблематичным, многие считают, что такого источника права у нас нет. Однако на практике решения высших судебных инстанций (Конституционный Совет РК, Верховный Суд РК) служат примером при разрешении аналогичных дел нижестоящими судебными инстанциями. Совокупность действующих в государстве правовых прецедентов именуется юридической или судебной практикой, или прецедентным правом.

Следующий источник– нормативный договор (договор с нормативным содержанием). Это соглашение (договор), который содержит нормы, т.е. общеобязательные правила поведения. Наиболее широкое распространение нормативный договор имеет в международном праве. Имеет определенное распространение этот источник и в национальном праве, в частности в РК нормативный договор встречается в форме республиканского договора – это источник права. Кроме этих есть ещё и нормативные договоры субъектов РК с центром, так называемые разграничительные договоры. Разновидностью нормативного договора является коллективный договор работников с администрацией предприятия, т.е. с работодателем.

Нормативно-правовые акты принято классифицировать по различным основаниям.

По субъектам правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на акты государственных органов и организаций, во-вторых, акты негосударственных органов и организаций, в-третьих, совместные акты, в-четвёртых, акты народного правотворчества.

Основной разновидностью нормативно-правовых актов являются нормативно-правовые акты, установленные государственными органами и организациями. Вторая разновидность акты негосударственных органов и организаций принимаются с разрешения государства. Третья разновидность (совместные нормативные акты) – в современной практике РК нет таких актов, но в прошлые годы они были. Это акты издаваемые органами государственной власти совместно с негосударственными органами. Четвёртая разновидность – акты народного правотворчества– это нормативные акты, принимаемые населением (например, референдум).

Вторая классификация с учетом действия нормативных актов во времени они подразделяются на: постоянные, временные и чрезвычайные. Постоянные – это нормативные акты, действующие неопределенно длительное время. Временные – это нормативные акты, срок действия которых ограничен (срок действия указа). Чрезвычайные – это нормативные акты, действующие в определенных условиях (в военное время).

Третья классификация, с учетом действия в пространстве нормативные акты подразделяются на общие и местные. Общие нормативные акты– это нормативные акты, действующие на территории страны. Местные нормативные акты действуют на территории соответствующих территориальных образований.

Четвёртая классификация, с учетом действия нормативных актов по кругу лиц они подразделяются на: общие, специальные, исключительные. Общие распространяют свое действие на всех граждан государства (конституция, гражданский кодекс). Специальные – это нормативные акты, распространяющие свое действие на определенные категории субъектов (на студентов, следователей). Исключительные- это нормативные акты, направляющие свое действие на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключают действие общих и специальных норм.

Вопрос о понятии законодательства является в определенной степени дискуссионным. Одни ученые под законом понимают только действующие законы. Согласно другой точке зрения, под законом подразумевается не только действующие законы, но и подзаконные акты общего характера. Согласно 3-ей точке зрения, подразумеваются все нормативно-правовые акты, действующие в государстве, т.е. все законы и подзаконные акты (наиболее распространенная точка зрения).

Законодательство, как и право, представляет собой определенную систему. Система законодательства рассматривается с 2-ух позиций: по вертикали и по горизонтали.

Закон - это нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органам государственной власти (законодательными органами) и обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основные признаки закона:

Закон- это определенный нормативно-правовой акт. В юриспруденции термин закон понимают в широком, смысле, когда под законом подразумевают любую норму права независимо от того содержится в законе или подзаконном акте.

Закон- это такой нормативный акт, который как правило принимается высшими представительными органами государственной власти. Кроме того, закон может приниматься непосредственно народом, населением (очень редко). В некоторых государствах законы могут приниматься и другие государственными органами (например, во Франции – правительством). Круг субъектов, принимающих законы строго ограничен.

Закон- это нормативный акт, который обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона выражается в следующем: ни один акт не должен в принципе противоречить закону. 1) Если подзаконный акт противоречит закону, то действует закон. 2) Ни один подзаконный акт не может вносить изменения в закон. 3) Закон может быть определен только законом.

Законы- это нормативные акты, нормы которых регулируют наиболее важные общественные отношения.

Законы- это нормативные акты, которые принимаются в особом порядке, т.е. процедура применения закона намного сложнее, чем процедура принятия подзаконного акта.

Виды законов. Во-первых, по юридической силе и порядку их принятия подразделяются на конституционные или основные и обыкновенные или не основные. Конституционные обладают наивысшей юридической силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся: 1) конституции, 2) конституционные законы, дополняющие конституцию. Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50% + 1 голос) голосов.

Нормативные акты, которые не являются законами, относятся к подзаконным нормативным актам. Все подзаконные акты по юридической силе ниже законов, но их юридическая сила не однородна.

Подзаконные нормативные акты обычно подразделяются на 4-ре вида: 1) общие акты; 2) ведомственные акты; 3) местные акты; 4) локальные акты. Наибольшей силой обладают общие акты. Эти акты действуют на всей территории государства и распространяются на всех граждан. В РК к ним относятся: 1) Указы президента (нормативные). 2) Постановления и распоряжения (нормативные) правительства. 3) нормативные постановления.

Следующие по юридической силе ведомственные акты. Они действуют в пределах определенных министерств и ведомств: МВД, органы налоговой службы, Минобороны, они могут издавать общие подзаконные акты. В РК к ведомственным нормативным актам относятся: инструкции, нормативные постановления и нормативные приказы министерств и центральных ведомств.

Местные - нормативные акты, которые ниже по юридической силе ведомственных нормативных актов. Действуют на территории соответствующей административно-территориальной единицы и распространяются на жителей этих территорий. К ним относятся нормативные акты органов местного самоуправления.

Локальны нормативные акты, обладающие самой низкой юридической силой. Это нормативные акты различных предприятий, учреждений и организаций. Они действуют в пределах этих организаций и распространяются на их работников.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действия нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже6 существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если законе смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают свое действие) на следующих основаниях:

- по истечении срока действия акта;

- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена)

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Республики Казахстан понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория Казахстанских дипломатических представительских за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами республики.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Республики Казахстан нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных- органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Черты системы права:

-ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования– институты, подотраслей, отраслей;

-ее элементы не противоречивы, внутренне, согласовано, взаимоувязанный, что придает ей целостности и единство;

-она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

-имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотноситься как целое и часть. Правосознание– явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Для характеристики правосознания необходимо исследовать такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль механизма правового регулирования общественных отношений в целом в обеспечении законности, а также правовом воспитании населения.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому, функцией и назначением правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

В теории выделяются следующие основные функции правосознания, которые, в принципе, поглощают все остальные: познавательная, оценочная и регулятивная.

Правосознание существует «до», «после» права и параллельно с ним. Таким образом, правосознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняя роль механизма или инструмента.

Правосознание имеет различные классификации. В частности, на основании субъектов правосознание подразделяется на:

1. индивидуальное

2. групповое

3. общественное

С точки зрения глубины отражения правовой действительности на:

1. обыденное

2. профессиональное

3. научное

Из этого следует, что различные уровни правосознания играют неодинаковую роль как в правовом понимании действительности, так и в воздействии на право.

Правосознание обладает определенной структурой. Общепризнанно, что оно складывается из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву, правовым ситуациям, включает следующие элементы: общественный интерес, мотивы деятельности, психологический уклад, чувства, эмоции, настроения, иллюзии и т.п.

Правовая культура личности– это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически поведение.

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1. психологический элемент (правовая психология);

2. идеологический элемент (правовая идеология);

3. поведенческий элемент (юридически значимое поведение);

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользователя правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Правовая культура общества– это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры обществасостоит следующих элементов:

1. уровень правосознания и правовой активности общества;

2. степень прогрессивности юридической деятельности (уровень развития права, культура юридических тестов и т.п.)

степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности) Термин «нигилизм» произошел от латинского слова nihil, которое означает «ничто», «ничего». Впервые этот термин применил немецкий философ Фридрих Генрих Якоби (1743 – 1819). Как социальное явление нигилизм характеризуется: резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям; максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания; не сопряжен с позитивной программой; несет в себе диструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Правовой (юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

Профессор Николай Игнатьевич Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

-Умышленное нарушение законов и иных нормативно – правовых актов;

-Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

-Издание противоречивых правовых актов;

-Подмену законности целесообразностью;

-Конфронтацию исполнительных и представительных структур;

-Нарушение прав человека;

-Теоретическую форму правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и т.д.).

Профессор Владимир Александрович Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Во-вторых, разделяет правовой нигилизм:

-На высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);

-На уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок стойких предубеждений и стереотипов);

-Ведомственный (проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии).

Правовой нигилизм– это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Потому пути борьбы с ним должны быть разнообразны.

Правовые отношения– это часть общественных отношений, урегулированных нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Категория «правоотношения» является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом оно воздействует на поведение людей.

Признаки правоотношения:

-это общественное отношение

-возникает на основе норм права

-носит волевой характер

-субъекты обладают правами и обязанностями

-охраняется и обеспечивается государством

Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:

1) от предмета правового регулирования они подразделяются на конституционные, уголовные, гражданские и т.п.

2) от функциональной роли – на регулятивные и охранительные

3) от состава участников – на простые, сложные

4) от продолжительности действия – на кратковременные и долговременные

5) от степени определенности сторон – на относительные, абсолютные и общие и т.п.

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность.

Субъекты – это участники правовых отношений, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями.

Выделяют субъекты индивидуальные (физические лица) и коллективные (государство и юридические лица). Понятие физического лица содержится в ст. 12 ГК Республики Казахстан. Определение юридического лица – в ст. 33 ГК Республики Казахстан.

Для того, чтобы быть субъектом правоотношения лица должны обладать правосубъектностью (право-, дее- и деликтоспособности). Данные определения содержатся в ст.ст. 13,14,17, 18, 22, 23, 27, 35 ГК Республики Казахстан.

Следующим элементом правоотношения являются субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право– это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Юридическая обязанность– это мера необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Оба этих правовых явления имеют ряд специфических признаков. Следует также указать на различие этих понятий.

Объект правоотношения– это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего они вступают в юридические связи. Выделяются две основные теории в понимании данной категории: монистическая и плюралистическая. Поведение человека– единственный объект правового отношения (монистическая теория). Плюралистическая теория объекта правоотношений. Предметы материального мира, продукты духовного творчества, личные неимущественные блага, поведение субъектов права и результаты поведения участников правоотношений – объекты правовых отношений.

Большинство ученых придерживается той точки зрения, что объекты весьма разнообразны и могут быть в виде: материальных благ, нематериальных благ, ценных бумаг и т.п.

Предпосылкой для возникновения правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям:

по характеру наступающих последствий они делятся на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие

по связи с волей участников – на: события и действия, действия могут быть правомерными и противоправными. Правомерные подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Противоправные деяние могут быть уголовными, гражданскими и т.п. Нередко для возникновения правоотношений необходим юридический (фактический) состав.

Проблема правоотношений является одной из самых сложных и важных в теории государства и права. Для наиболее полного понимания этой темы необходимо изучение самых разнообразных источников.

Список литературы: Нормативно-правовые акты: 1-8,11-13,16,18,20,21,23,24,26; учебники и учебные пособия: 1-11; источники электронных носителей: 1-3

Тема 2. Основы конституционного права Республики Казахстан

Конституционное право- это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, имеющих высшую юридическую силу, устанавливающих, регулирующих и обеспечивающих основы конституционного строя, принципы взаимоотношений личности и государства, функционирование органов государственной власти.

Основными источниками Конституционного права являются: Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями от 21 мая 2007 г.), Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года; Конституционный закон «О Парламенте и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года; Конституционный закон Республики Казахстан «О Правительстве» от 18 декабря 1995 года; Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года и другие конституционные законодательные акты. К ним относятся Конституционные законы, указы Президента, имеющие силу конституционного закона, законы и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие и регулирующие конституционные отношения.

Этапы становления конституционализма в Казахстане: 1) Конституция Казахской автономной Советской Социалистической Республики 1926 года: 2) Конституция Казахской Советской Социалистической Республики (КазССР) 1937 года; 3) Конституция КазССР 1978 года; 4) Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года; 5) Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года; 6) Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года; 7) Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.

Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 г., 7 октября 1998 г., 21 мая 2007 г. в нее внесены изменения. День принятия Конституции- 30 августа 1995 г. День вступления Конституции в силу- 5 сентября 1995 г. В этот день в газетах «Егемен Казакстан» и «Казахстанская правда» были опубликованы результаты референдума, на котором была принята Конституция. Конституция Республики Казахстан состоит из 98 статей, сгруппированных в девять разделов: Общие положения, Человек и гражданин, Президент, Парламент, Правительство. Конституционный совет, Суды и правосудие, Местное государственное управление и самоуправление, Заключительные и переходные положения.

Во вводной части (преамбуле) Конституции отмечается, что народ Казахстана создает государственность, сознавая себя гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходит из своего суверенного права, принимает Конституцию. В первом разделе закрепляются основы конституционного строя. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, которая является целостной, неприкосновенной и неотчуждаемой. Единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий.

В Конституции закрепляется единство государственной власти, которая осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.