Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Правоохранительные органы и суд в РК




«Правоохранительные органы в РК» является специальным курсом, где изучаются задачи, принципы организации и деятельности, система и структура органов правосудия, прокуратуры, предварительного расследования, юстиции, а также адвокатуры и др., участвующих в правоприменительной деятельности.

Являясь органами различных ветвей единой государственной власти (п.4 ст.3 Конституции РК), они осуществляют разные функции – правосудия (суды), высшего надзора за законностью (прокуратура), расследования преступлений (МВД, КНБ, органы финансовой полиции и таможенного контроля), организационного обеспечения деятельности судов и руководство нотариатом (Минюст). Особое место занимает адвокатура, которая не является государственным органом, но ее роль велика – оказание юридической помощи.

Признаки правоохранительной деятельности позволяют отличать ее от деятельности по охране права, присущей всем государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам, и вытекающей из конституционной обязанности уважать Конституцию, соблюдать законы и иные нормативные правовые акты.

Признаки правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность осуществляется не любым способом, а лишь с помощью юридических мер воздействия.

Эти меры юридического воздействия должны соответствовать законам или иным правовым предписаниям.

Правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

Осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально созданные государственные органы.

Под правоохранительной деятельностью понимается такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им (законом) порядка.

Место судебной власти в системе ветвей государственной власти. Отправным моментом в понимании данного вопроса служит п.4 ст.3 Конституции РК, согласно которому «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».

Функции судебной власти:

осуществление правосудия по гражданским, уголовным и иным делам;

контроль за законностью принимаемых решений и действий органов дознания, следствия и прокурора;

рассмотрение заявлений о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, а также жалоб на действия и решения, нарушающие права, свободы и законные интересы граждан;

принятие в лице Верховного суда РК нормативных постановлений, которые согласно п.1 ст.4 Конституции РК являются одним из источников действующего права;

осуществление вышестоящими судами судебного надзора за судебной (процессуальной) деятельностью нижестоящих судов;

внесение частных постановлений в государственные и иные органы и организации об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

изучение и обобщение практики применения законов и иных нормативных правовых актов судами.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами. В соответствии с п.1 ст.75 Конституции правосудие в РК осуществляется только судом. Пункт 1 ст.1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» провозглашает: «Судебная власть в РК принадлежит только судам, в лице постоянных судей». Ст.23 этого же закона, посвященная правовому статусу судьи, гласит: «Судьи всех судов РК обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья в установленном Конституцией РК и настоящим Конституционным законом порядке наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти».

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РК, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами,

П.4 ст.75 Конституции РК предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РК и конституционным законом.

Единство судебной системы:

Судебная система установлена Конституцией РК и конституционным законом РК.

Судьи судов РК рассматривают дела по единым правилам, закреплённым в ГПК РК, УПК РК.

Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

Судьи и суды финансируются из республиканского бюджета.

Все судьи независимы и подчиняются Конституции РК и закону.

Судебные постановления, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению на территории РК.

Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов.

П.3 ст. 79 Конституции РК: Судьями могут быть граждане Республики, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики.

П. 3 ст. 82 Конституции РК: Председатели и судьи других судов Республики назначаются на должность Президентом Республики по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции.

Ст. 29 Конституционного Закона РК: «О судебной системе и статусе судей РК»: Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдавший квалификационный экзамен; успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда.

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника, независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности.

Основные принципы закреплены в Конституции РК (ст.83)и в Законе РК «О прокуратуре» (ст. 3). Законодательное закрепление принципов определяетих правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.

Согласност. 83Конституции РК прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики. Принцип единства прокурорского надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является выявление и принятие мер к устранению правонарушений.

Осуществляя высший надзор за применением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает иные решения.

Единоначалие повышает персональную ответственность прокуроров за принимаемые решения, в особенности, когда они сопряжены с применением мер государственного принуждения и ограничения прав граждан. Сказанное не означает полного отсутствия в системе прокуратуры коллегиального обсуждения и решения вопросов прокурорского надзора. В Генеральной прокуратуре и в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы на совещаниях при руководителях прокуратур и в других формах. Однако реализуются решения этих совещательных органов через приказы прокуроров.

Законность как принцип прокурорского надзора означает, что все органы прокуратуры, осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за применением Конституции, законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов, прокуроры могут действовать только в пределах своих определенных законом полномочий.

Согласноп. 2 ст. 83 Конституции РК прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики.

Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РК) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

Список литературы: Нормативно-правовые акты: 1, 4-10,12,14,15,23,35,58-61; учебники и учебные пособия: 12-18; источники электронных носителей: 1-3

 

Тема 4. Органы государственной власти в Республике Казахстан

Государственная власть в Республике едина. Она осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Он символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Правовой основой деятельности Президента является Конституция и Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан» от 25 декабря 1995 года с изменениями и дополнениями.

Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Он избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет. Также, в соответствии с Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан», кандидат в Президенты не должен являться служителем какого либо культа и должен обладать активным избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд.

Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. На период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Свои полномочия он осуществляет на основе Конституции и Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года с изменениями и дополнениями.

Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов. Избрание девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народов Казахстана.

Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат. Срок полномочий депутатов Сената -шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет. Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет.

Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана, он не связан каким-либо императивным мандатом.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики и реализуется исключительно в Мажилисе. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

-правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

-режима собственности и иных вещных прав;

-основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

-налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;

-республиканского бюджета;

-вопросов судоустройства и судопроизводства;

-образования, здравоохранения и социального обеспечения;

-приватизации предприятий и их имущества;

-охраны окружающей среды;

-административно-территориального устройства Республики;

-обеспечения обороны и безопасности государства.
Все иные отношения регулируются подзаконными актами.

Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики. Законы вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из палат. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат. Законодательные акты Парламента и его палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов палат, если иное не предусмотрено Конституцией. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно.

Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются Конституцией и Конституционным законом Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а также подотчетно Парламенту Республики.

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;

2) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;

3) вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов;

4)организует управление государственной собственностью;

5)вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики;

6) руководит деятельностью министерств, государственных комитетов и иных центральных и местных исполнительных органов;

7)отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов Республики;

8)назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства;

9)выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Премьер-министр Республики Казахстан:

1)организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу; в течение месяца после своего назначения представляет Парламенту доклад о Программе Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторный доклад о Программе в течение двух месяцев;

2) подписывает постановления Правительства;

3) докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

4) выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства.

5)Члены Правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность перед Премьер-министром Республики за работу подчиненных им государственных органов.

6)Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра имеют обязательную силу и не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента Республики.

Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного совета являются экс-президенты Республики. Организация и деятельность Конституционного совета регулируются Указом Президента, имеющим силу конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 г.

Конституционный совет:

1)решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом
законы на их соответствие Конституции Республики;

3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;

4) дает официальное толкование норм Конституции;

5)дает заключения в случаях, предусмотренных Конституцией.

6) рассматривает обращения судов в определенных Конституцией случаях. Законы и международные договоры, признанные не соответствующими

7) Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими закрепленные.

Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению. Решения Конституционного совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами:

1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;

2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4) в суде каждый имеет право быть выслушанным;

5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;

6)обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7)никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10) применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

Прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики. Компетенция, организация и порядок деятельности Прокуратуры Республики определяются Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 года с изменениями и дополнениями.

Дознание и предварительное расследование по уголовным делам осуществляются специальными органами и отделены от суда и прокуратуры. Органами следствия и дознания являются:

1) органы внутренних дел;

2) органы национальной безопасности;

3) органы юстиции

4) органы финансовой полиции;

5) таможенные органы

8) органы военной полиции

9) органы государственной противопожарной службы и другие органы в зависимости от конкретной ситуации могут осуществлять дознание (например, командиры пограничных частей, руководители дипломатических представительств в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан).

Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Местные представительные органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление. Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. Гражданин Республики может быть депутатом только одного маслихата. К ведению маслихатов относятся:

1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

2) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно- территориального устройства;

3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;

4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;

5) осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

6) Местные исполнительные органы- акиматы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

К ведению местных исполнительных органов относятся:

1) разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

2) управление коммунальной собственностью;

3) назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

4) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики.

5) Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и Правительства Республики. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей. Маслихат вправе двумя третями голосов от общего числа его депутатов выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

Помимо центральных и территориальных органов власти в Казахстане есть отраслевые органы. Среди них органы непосредственно подчиненные Президенту: Комитет национальной безопасности, Агентство по делам государственной службы.

Основными органами, осуществляющими исполнительную отраслевую деятельность и входящими в состав правительства, являются министерства. Министерство - это центральный исполнительный орган республики, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию (Министерство внутренних дел, министерство обороны, министерство образования и науки и другие).

Центральным исполнительным органом, не входящим в состав Правительства, является агентство Республики Казахстан, образуемое, реорганизуемое и упраздняемое Президентом республики по предложению Премьер-министра республики. Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (Агентство по чрезвычайным ситуациям. Агентство финансовой полиции, агентство таможенного контроля, Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса и другие агентства).

Ведомством является комитет центрального исполнительного органа республики. Ведомство может иметь свои территориальные подразделения. Ведомство образуется, реорганизуется и упраздняется Правительством республики по представлению руководителя соответствующего центрального исполнительного органа. Ведомство, в пределах компетенции центрального исполнительного органа республики, осуществляет специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию либо руководство подотраслью (сферой) государственного управления (Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел, Комитет по государственным закупкам Министерства финансов, Комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции и др.)

Список литературы: Нормативно-правовые акты: 1,6-9,10,11,15,22-24,58-61; учебники и учебные пособия 55-58; источники электронных носителей: 1-3

Избирательная система Республики Казахстан

В системе институтов непосредственной демократии важное место при­надлежит выборам и республиканскому референдуму. Конституция закре­пила право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в представительные органы, на выборные государственные должности, а также право на участие в референдумах. Основу избирательного права и избирательной системы РК со­ставляют гарантии избирательных прав граждан РК. Ядром этих гарантий является принцип участия граждан в выборах. Основными принципами избирательного права Республики Казахстан является всеобщность, равенство, тайности голосования, прямых и косвенных выборов, закрепленные в Конституции и конституционных законах.

В выборах и республиканском референдуме вправе участвовать все граждане РК, достигшие 18-летнего возраста, обладающие активным избирательным правом. В тоже время пассивное избирательное право ограни­чено определенными цензами. В частности, имеется возрастной ценз в от­ношении депутатов представительных органов и должности Президента. Образовательный ценз распространяется на депутатов Сената Парламента. Ценз оседлости применяется в отношении депутатов Сената Парламента и Президента РК.

Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих избирательную систему, статус избирателей, отношения, складывающиеся в ходе избира­тельного процесса.

В Республике Казахстан организацию и проведение выборов регулирует конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" от 28 сен­тября 1995 года с изменениями и дополнениями от 19 июня 1997 года, 8 мая 1998 года, 6 ноября 1998 года и 6 мая 1999 года, который характеризует изби­рательную систему и избирательный процесс в Казахстане.

Выборы в РК бывают прямые и косвенные. Путем прямого избирательного права выбираются Президент, депутаты Мажилиса Парламента, Маслихатов и члены местного самоуправления. Косвенное избирательное пра­во осуществляется при выборах депутатов Сената Парламента.

В основе избирательной системы положена как пропорциональная так и мажоритарная системы. В Республике Казахстан применяется как мажоритарная избирательная система абсолютного, так и относительного боль­шинства. В частности в I туре выборов Президента используется мажори­тарная система абсолютного большинства. Если же предстоит П тур голосо­вания, то применяется мажоритарная система относительного большинства.

Пропорциональная избирательная система применяется при выборах депутатов Мажилиса Парламента. В соответствии с Конституцией 10 депутатов избирается на основе партийных списков по системе пропорциональ­ного представительства и по территории единого общенационального из­бирательного округа.

Систему избирательных органов возглавляет центральная избирательная комиссия, избираемая Мажилисом Парламента по представлению Пре­зидента РК. К избирательным органам относятся участковые избиратель­ные комиссии, территориальные и окружные избирательные комиссии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.