Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность оператора в особых условиях





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

Деятельность оператора зачастую протекает в ус­ловиях, которые предъявляют к нему повышенные требования. Такие условия называются особыми (ус­ложненными, уникальными). Их изучением занимает­ся специальное направление прикладной психоло­гии— психология труда в особых условиях [144]. К числу таких условий относятся: наличие факторов риска, высокая психологическая «цена» деятельности, усложнение функций оператора, расширение диапа­зона скоростей управляемых процессов, увеличение темпа деятельности, монотонность работы в условиях ожидания сигнала к действиям, совмещение различ­ных по цели действий в одной деятельности (совмещен­ная деятельность), переработка больших объемов и по­токов информации (перегрузкаинформацией), дефицит времени на выполнение требуемых действий, сложная динамика изменения функциональных состояний, воз­никновение аварийных ситуаций, недостаток инфор­мации (сенсорный голод), ограничение двигательной активности (профессиональная гипокинезия) и др.

Особые условия предъявляют повышенные требо­вания к оператору, часто являются причиной ошибок и срывов в его работе, неблагоприятно влияют на его работоспособность и состояние здоровья. Особые ус­ловия всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстренных ситуаций. В зависимости от степени периодичности или частоты их появления различают:

■ собственно особые условия деятельности, которые спра­ведливы для тех ситуаций, когда деятельность сопряжена с эпизодическим действием экстремальных факторов;

■ экстремальные условия деятельности (как крайняя форма особых условий), связанных с постоянным действием эк­стремальных факторов.

Например, деятельность космонавта или летчи­ка в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях; т. е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоля­ция, потенциальная угроза и т. п. В то же время ра­бота машиниста локомотива, водителя автотранспор­та, оператора энергосистемы осуществляется в особых условиях, связанных с определенной вероятностью аварийных ситуаций, с возможным резким измене­нием функциональных состояний от монотонии и опе­ративного покоя до стрессовых состояний.



Особые и экстремальные условия могут носить различный характер (см. выше), однако работа в них характеризуется определенными закономерностями. Рассмотрим некоторые из них.

1. Напряженность работы оператора в таких усло­виях может быть эмоциональной, вызванной дей­ствием эмоциональных факторов, и операционной (деловой), являющейся результатом большой слож­ности выполняемой работы.

2. Особые и экстремальные условия вызывают коле­бания работоспособности оператора или ее явное понижение, особенно при сильной эмоциональной

напряженности. При этом увеличивается количе­ство ошибок, нарушается последовательность опе­раций, замедляется темп реакций и т. п. В особо тяжелых случаях происходит распад трудовых навыков. Понижение работоспособности наиболее часто проявляется у молодых операторов.

3. Понижение работоспособности и эффективности деятельности существенно зависит от индивидуаль­ных свойств операторов, и прежде всего от свойств их нервной системы. Так, люди с сильной, уравно­вешенной нервной системой более выносливы к экстренному напряжению, чем лица, обладающие слабой или неуравновешенной нервной системой. «Слабые» более подвержены утомляющему влия­нию сверхсильных воздействий. Важна и подвиж­ность нервных процессов, быстрота и легкость смены возбуждения и торможения. Люди с малой подвижностью нервных процессов труднее пере­ключаются с одного режима деятельности на дру­гой [118].

4. Эмоциональная устойчивость и работоспособность операторов существенно повышается, если они заранее детально изучили особенности предстоя­щей деятельности, объекты управления, возмож­ную обстановку и последствия неправильных дей­ствий.

5. Существенное влияние на работоспособность опе­ратора в особых и экстремальных условиях оказы­вает предварительная тренировка, как специаль­ная, так и психологическая. Это объясняется тем, что степень неожиданности ситуации значительно понижается, если эти ситуации предварительно были проиграны на тренировках. Другими слова­ми, к экстремальным ситуациям, в известной мере, можно привыкнуть или подготовиться, об этом, в частности, свидетельствует опыт проведения дело­вых (оперативных) игр при подготовке операторов энергоблоков [197].

6.Большое значение имеет формирование моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности степень развития чувства от­ветственности. Велика также роль оперативной ус­тановки, которая в экстремальных условиях выетупает как механизм избирательной компенсации, посредством которого организуется целостное по­ведение и деятельность человека [111, ч. 1].

7. Особые и экстремальные условия характеризуются нелинейной и немонотонной зависимостью измене­ний продуктивности деятельности от интенсивнос­ти и продолжительности экстремальных воздей­ствий (рис. 2.2). Обычно существует оптимальный уровень воздействия, в то время как слабые, так и сверхсильные воздействия могут способствовать снижению результативности деятельности.

8. Особые и экстремальные условия характеризуют­ся, как правило, воздействием на оператора не од­ного, а нескольких факторов одновременно (ком­бинированные факторы). Их общий эффект определяется характером взаимодействия отдель­ных компонентов. Оно может носить аддитивный, синергический или антагонический характер. При этом общий эффект будет соответственно равен, больше или меньше суммы эффектов отдельных факторов. Антагонизм факторов (например, неве­сомость -I- физические нагрузки) позволяет сни­зить экстремальный характер одного из них; си­нергизм факторов (например, вибрация 4- холод) важно учитывать в том случае, когда каждый из них в отдельности не оказывает существенного вли­яния на человека, но в совокупности они могут стать экстремальным фактором [76].

9.Во многих случаях особые и экстремальные усло­вия деятельности человека таковы, что их принци­пиально невозможно исключить или изменить. Это исключает возможность активного влияния на них и создания для оператора функционального ком­форта. Большое значение в этом случае имеет про­фессиональный отбор, хорошая профессиональная подготовка и специальная психологическая трени­ровка операторов.



Таковы наиболее общие особенности и закономер­ности деятельности оператора в особых и экстремаль­ных условиях. Помимо них каждый фактор, вызывающий возникновение таких условий, имеет свои специфичес­кие особенности. Рассмотрим важнейшие из них.

В первую очередь необходимо рассмотреть фактор риска, то есть такой психологический фактор необыч­ных условий, которые характеризуются наличием уг­розы для жизни человека. Изучение фактора риска является одной из важнейших задач психологии безо­пасности [79]. Здесь считается, что понятие «риск» расценивается или как опасное условие, при котором выполняется деятельность, или же как действие, совер­шаемое в условиях неопределенности. Примером про­явления риска как условия может служить деятельность оператора в опасной зоне (например, при обслужива­нии высоковольтной установки), примером же риска в действии — случаи, когда люди преднамеренно нару­шают правила безопасности в надежде, что все обой­дется.

К особым условиям относится и работа человека в режиме ожидания. Такая ситуация характерна для высокоавтоматизированного производства. В деятельно­сти человека различают пассивное и активное ожида­ние. В первом случае процесс ожидания имеет строго регламентированный характер, его начало и оконча­ние заранее известны, известны также действия, кото­рые должен выполнить человек. Примером является работа на станках-полуавтоматах, где задача операто­ра заключается в том, чтобы установить деталь, вклю­чить станок в автоматический режим, по окончании обработки вынуть деталь и приступить к обработке следующей. Трудовая деятельность характеризуется пассивным вниманием, скудностью раздражителей, малой двигательной активностью, что вызывает у че­ловека состояние однообразия, скуки, монотонии. Для такой работы наиболее приспособлены лица с инерт­ным типом нервной системы, интроверты.

В режиме активного ожидания при нормальном протекании производственного процесса задача опе­ратора состоит в сосредоточенном наблюдении за его ходом и принятии активных действий при его отклоне­нии от нормы. Монотонность обстановки, отсутствие активной деятельности, гиподинамия способствуют снижению функционального состояния организма. В то же время психологическая установка на сохранение-готовности к экстренному действию, неопределенность его появления как во времени, так и по характеру, необходимость длительного сосредоточенного наблю­дения вынуждает оператора сохранять активность систем организма, прежде всего анализаторов и цент­ральной нервной системы, на высоком уровне. Поддер­жание такого состояния требует определенных психо­логических и энергетических затрат, следовательно режим ожидания является достаточно сложным видом операторской деятельности. Поэтому его можно ква­лифицировать как труд ожидания [58].

Еще одним из проявлений измененных условий деятельности является десинхроноз (от лат. de — отда­ление, греч. synchronismos — совпадение во времени) — неблагополучие организма вследствие нарушения его циркадианных (суточных) ритмов. От слаженности цир-кадианной системы организма прямо зависит состоя­ние физиологической нормы, поэтому воздействия, по­вреждающие циркадианные ритмы, выражаются в различных отклонениях от этой нормы.

Основными причинами десинхроноза являются:

■ рассогласование биологических датчиков времени и цир­кадианных ритмов организма, которое может возникать как при смене часовых поясов (например, трансмеридиан­ные перелеты), так и при устойчивом рассогласовании по сну — бодрствованию с местной системой датчиков вре­мени (чередование ночных и дневных рабочих смен);

■ частичное или полное исключение датчиков времени(ус -ловия Арктики или Антарктики, космические полеты, длительное пребывание в условиях изолированного про­странства и т. п.);

■ воздействие экстремальных факторов: физические и пси­хические (особенно эмоциональные) перенапряжения, мышечные нагрузки, физические воздействия.

Следствием десинхроноза является расстройства сна, снижение аппетита, снижение умственной и фи­зической работоспособности, различного рода невро­тические расстройства. Различают острый и хрони­ческий, явный и скрытый, тотальный и частичный десинхроноз. Профилактика десинхроноза основана прежде всего на установлении рационального режи­ма труда и отдыха.

Проявлением особых условий деятельности в ряде случаев является изоляция — обособление человека или группы людей (групповая изоляция) от привычных условий жизни и общения с другими людьми. Изоля­ция может быть длительной (космический полет, отда­ленные экспедиции и т. п.) и кратковременной (опера­торская деятельность в кабинах малого объема, в режиме оперативного покоя; ожидания экстренных действий). В последних случаях с проблемой изоляции тесно связана и проблема гипокинезии (ограниченной двигательной активности).

Разновидностью изоляции в сенсорно-перцептив­ной сфере является депривация (от лат. deprivitio — лишение, потеря) — сенсорная недостаточность (сен­сорный голод), наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы органов чувств. В условиях депривации у человека усиливается потреб­ность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального го­лода. В ответ на это активизируются процессы вообра­жения, которые определенным образом воздействуют на образную память.

В условиях депривации нарушается режим сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния. Чем жестче условия депривации, тем быстрее наруша­ются процессы памяти и мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последо­вательно обдумать проблемы. Отмечается также сни­жение функции экстраполяции и продуктивности при выполнении умственных действий. Состояния, близкие к депривации, могут встречаться у операторов при нахождении их в режиме оперативного покоя.

В ряде случаев особые условия могут быть связа­ны с необходимостью непрерывной работы в течение довольно продолжительного времени. Это явление носит название режима непрерывной деятельности (РНД). Он характеризуется временным промежутком, в течение которого человек выполняет деятельность в условиях вынужденного бодрствования.

Наиболее хорошо изучены психологические осо­бенности непрерывной высокомотивированной дея­тельности продолжительностью до 72 часов. В этих условиях происходят закономерные изменения в состо­янии функций организма, в структуре действий и свой­ствах личности, обусловленные как суточной периоди­кой, так общей длительностью РНД.

Характерным для влияния на показатели суточной периодики работоспособности человека является нали­чие нескольких периодов, отличающихся однонаправ­ленностью изменения качества выполнения трудовых действий, функционального состояния организма и личностных свойств операторов. Такими периодами являются с 18 — 27, с 38 —47, и с 63 — 72 часы РНД, ко­торые совпадают с ночью и ранним утром.

Характерным для влияния общей продолжительнос­ти бодрствования является наличие трех фаз качествен­ного различных изменений показателей оператора. Пер­вая фаза продолжается от начала РНД до середины первой ночи и сопровождается небольшими изменения­ми физиологических функций, отражающими гомеос-татическое регулирование на обычном уровне стабили­зации. Вторая фаза продолжается до середины второй ночи. Наблюдается рост показателей состояния и деятель­ности, в которых произошли сдвиги значений. Увеличи­вается время восприятия приборной информации. Эта фаза может рассматриваться как фаза быстрой адапта­ции. Третья фаза наступает с вечера третьих суток и проявляется в биохимических сдвигах, снижается каче­ство всех типов познавательной деятельности. Эта фаза по своим проявлениям напоминает первый период стрес­са — реакцию тревоги [53].

К особым условиям относится также необходимость выполнения совмещенной деятельности. Под ней по­нимается разновидность деятельности оператора, воз­никающая в ситуации, когда ему приходится решать две и более одновременно возникшие задачи. Выпол­няемые в совмещенной деятельности действия разде­ляются на два класса: связанные и несвязанные. К первому из них относят, например, действия по уп­равлению такими параметрами динамики самолета, как крен и тангаж, ко второму — пилотирование в со­четании с радиообменом. В процессе тренировки от­дельные действия, относящиеся к классу связанных, сливаются в «полное совмещенное действие». В общем виде под связанными действиями понимаются такие, которые направлены на достижение одной общей для обоих действий цели. Наличие лишь одной цели позво­ляет сформировать единый перцептивный или мотор-но-перцептивный образ.

Класс несвязанных действий есть как раз то, что обычно и называют собственно совмещенной дея­тельностью. Ее отличительным признаком является одновременное наличие двух и более целей. Важ­ным вопросом при изучении такой деятельности яв­ляется выяснение того, в каких случаях выполнение различных действий, направленных на достижение разных целей, происходит параллельно, а в каких случаях они осуществляются последовательно путем переключения внимания. Экспериментально уста­новлено, что при совмещении действий происходят разные процессы в зависимости от условий их вы­полнения. Если хотя бы одно из действий автомати­зированное, то два действия могут осуществляться практически параллельно. Во всех остальных слу­чаях в соответствии с концепцией включения [80] происходит формирование новой структуры дей­ствий.

При отсутствии дефицита времени происходит поочередное переключение с одного действия на дру­гое. В случае дефицита времени происходит измене­ние способов выполнения действий. Если потенциал одного действия значительно больше другого, то преж­де всего упрощается алгоритм менее доминантного действия. В ряде случаев может происходить сопря­жение действий на основе формирования единой новой программы выполнения ранее изолированных действий и образования новых оперативных единиц [53].

Таковы специфические особенности некоторых ви­дов деятельности оператора в особых условиях. Рассмот­реть их все в рамках данной книги не представляется возможным. Однако некоторые из них будут рассмот­рены в ходе последующего изложения материала. К ним относятся: дефицит времени, недогрузка и перегрузка информацией, производственная гипокинезия и гипо­динамия, монотония, динамика функциональных состо­яний.

Совершенно особое место в рамках рассматрива­емого вопроса занимает деятельность оператора в ус­ловиях потока сигналов. Это обусловлено рядом обсто­ятельств: во-первых, поток и обусловленная им очередь сигналов создает совершенно новые условия деятельности, отличные от работы по обработке отдельных, изолированных сигналов; во-вторых, работа в услови­ях потока сигналов является весьма распространенным видом операторской деятельности; в-третьих, в лите­ратуре имеется лишь описание отдельных сторон этой деятельности, ее всесторонняя характеристика прак­тически не проводилась.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.