Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многоуровневое описание операторской деятельности




 

Вид деятельности Алгоритмическое описание Программная интерпретация
Элементарное действие «Оператор» алгоритма Микропрограмма
Деятельность по выполне­нию частной задачи Последовательный алго­ритм Микропрограмма
Деятельность в частном режиме Объединенный последова­тельный алгоритм Подпрограмма
Индивидуальная деятель­ность Объединенный последова­тельный алгоритм высшего уровня Программа
Групповая деятельность Переменно - последова­тельный алгоритм Сетевая про­грамма

 

Вместе с тем необходимо отметить, что алгоритми­ческий способ описания деятельности человека-опера­тора предполагает ряд ограничений и поэтому он неиз­бежно существенно упрощает реальную деятельность. К их числу относятся:

■ последовательный характер описания алгоритмов;

■ детерминированность функции переходов;

■ бинарность логических условий;

■ допущение о нулевых затратах на проверку логических условий.

Поэтому дальнейшая модификация способов ал­горитмического описания деятельности оператора должна проходить по пути учета вероятностного характера алгоритмической модели и отражения много­значности проверяемых человеком логических усло­вий (использование правил многозначной логики). Для учета параллельного характера выполнения отдель­ных действий весьма плодотворным может быть при­менение сетевых графиков и биологических графов. Последний представляет собой модифицированную граф-схему алгоритма, пригодную для описания па­раллельно-последовательных процессов.

Анализ схемы алгоритма позволяет получить и не­которые количественные характеристики трудового процесса: показатели стереотипности, логической слож­ности, динамической интенсивности [52].

Показатель стереотипности оценивается по наличию в алгоритме непрерывных последовательностей без логи­ческих условий, а также по длительности этих последова­тельностей. Этот показатель определяется поформуле

(5.1)

где Хn(O)— число последовательных элементов в груп­пе без логических условий по 1, 2,..., К членов; Pn(O)— вероятность таких групп.

Показатель стереотипности достигает максималь­ного значения, равного К, когда в алгоритме нет логи­ческих условий, т. е. последовательность действий опе­ратора однозначно детерминирована и не зависит ни от каких условий. Минимально возможное значение этого показателя равно 1; оно получается в том случае, если после каждого оператора следует логическое условие.

Показатель логической сложности определяется выражением

(5.2)

где — число проверяемых логических условий в

группе из 1, 2..., n таких условий; — вероятность таких групп.

Этот показатель определяет необходимость пере­стройки системы действий в случае изменения системы сигналов. Он может быть использован для оценки динамического компонента деятельности оператора. Возможные пределы изменения 0<L<m.

Помимо рассмотренных показателей Z и L при инженерно-психологической оценке используются также их модифицированные значения [10].

Напряженность (интенсивность) выполнения алго­ритма определяется числом элементарных оператив­ных единиц, выполняемых в единицу времени. Этот показатель оценивается по формуле

(5.3)

Общую сложность выполнения алгоритма челове­ком-оператором, учитывающую все стороны выполне­ния этого алгоритма, предлагается оценивать по фор­муле

(5.4)

где S — средняя скорость переработки информации, вычисляемая по формуле (2.5).

Рассмотренные показатели позволяют дать коли­чественную оценку деятельности оператора. Они ис­пользуются для сравнительной оценки однотипных видов деятельности, широко применяются также при проведении инженерно-психологической оценки СЧМ.

Однако при практическом использовании этих показателей нужно иметь в виду, что они определяют не столько сложность деятельности оператора, сколь­ко сложность записи алгоритма на языке ЛСА. Недо­статками такого подхода являются следующие:

■ не учитывается реальная сложность отдельных операций алгоритма;

■ не учитываются логические связи (т. е. структура алго­ритма), так как во внимание принимается лишь число, со­став и группировка операций алгоритма. Другими слова­ми, оценивается только один, наиболее типичный вариант реализации алгоритма;

■ не учитывается вероятность (частота встречаемости) ал­горитма в деятельности оператора. Исследования показывают, что в ряде случаев именно этот фактор оказывает более сильное влияние на результаты работы оператора, чем показатель S0.

Данные обстоятельства ограничивают область при­менения алгоритмических методов в инженерной пси­хологии. Дальнейшее развитие этих методов должно происходить путем введения в расчетные соотношения для определения показателей Va, So переменных, харак­теризующих сложность выполнения (трудозатраты, напряженность и т. п.) отдельных действий, входящих в общий алгоритм деятельности оператора. Необходи­мо учитывать также вероятностные характеристики различных алгоритмов.

Рассмотренные методы описания деятельности оператора являются основой для ее последующего анализа, в результате которого вскрывается сущность отдельных ее элементов и деятельности в целом, дают­ся указания о способах ее выполнения. Наиболее раз­работанным является системный подход к анализу деятельности, разработанный В.Д. Шадриковым [202]. При таком подходе предусматривается несколько уровней анализа: личностно-мотивационного, компо­нентно-целевого, структурно- функционального, ин­формационного, психофизиологического, индивидуаль­но-психологического.

Уровень личностно-мотивационного анализа пред­полагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны и возможностей их удовлетворения, заложенных в особенности профессии, — с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов оп­ределяется уровень мотивации трудового поведения. На уровне компонентно-целевого анализа вскрывают­ся цель и значение каждого действия в общей струк­туре трудовой деятельности. При этом должна рассмат­риваться не только внешняя сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работ­ника и психических процессов, участвующих в выпол­нении действий. На уровне структурно-функциональ­ного анализа изучаются принципы организации и механизмы взаимодействия отдельных действий в це­лостной структуре деятельности. При этом вскрывают­ся связи между отдельными действиями, их значимость и вес. На уровне информационного анализа выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются спо­собы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информаци­онного потока во времени и т. п. На психофизиологи­ческом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энергетических процес­сов. Уровень индивидуально- психологического анали­за предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств. В результате сочетания всех перечисленных уров­ней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое яв­ление в развитии, что по отношению к профессиональ­ной деятельности выступает, в частности, как требо­вание изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Даль­нейшая разработка методов системного анализа дея­тельности требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их дина­мики. В качестве одного из таких приемов можно использовать регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия. В ре­зультате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессио­нально важных свойств работника (структурограмма).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.