КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое тестирование
Широкое место в арсенале психологических методов исследования деятельности оператора принадлежит тестам. Тест (от англ. test — испытание, исследование) представляет собой стандартизированную методику психологического измерения, предназначенную для диагностики выраженности у человека психических свойств или состояний при решении практических задач. Психологическое измерение нормируется в величинах межиндивидуальных различий. Тест представляет собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Тесты разделяются на два основных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений (испытания знаний, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки). Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. В зависимости от способа и возможностей интерпретации полученных результатов различают стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (неформализованные) тесты. В стандартизированных тестах получается объективный показатель обследования в виде показателя качества или продолжительности выполнения задания испытуемыми. При использовании нестандартизированных методик результатом является мнение специалиста, реализующего данную методику. Примером таких тестов являются проективные тесты, применяемые при исследовании свойств личности. По предмету диагностики выделяют тесты способностей, личности и социально-психологические тесты. Тесты способностей представляют собой методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Тесты способностей включают задания на интеллект, на проверку творческих способностей, которые используются для определения общей одаренности человека. К ним относятся также тесты на проверку свойств восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторики и др. Эти тесты наиболее широко используются при профессиональном отборе. По способу реализации тесты делятся на бланковые, аппаратурные, опросные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Бланковые методики наиболее широко представлены тестами, позволяющими оценить основные психические процессы человека. С помощью таких методик сравнительно просто выявляются особенности узнавания образов и наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания, ассоциации, обобщения, конкретизации, умозаключений, объема оперативной памяти и др. Для оценки количественных и качественных характеристик восприятия используют методики: «Компасы», «Шкалы приборов», «Кубики» и др. Например, методика «Шкалы приборов» (рис. 6.5), предназначена для исследования зрительного восприятия приборной информации и способности быстрой и точной ее оценки. Задачей испытуемого является определить возможно более точно показание каждого прибора. Оценка результатов определяется по времени выполнения задания и числу допущенных ошибок. Для оценки качества внимания: объема, переключения, распределения, концентрации, интенсивности и устойчивости используют корректурные пробы с кольцами (кольца Ландольта), методики: «Перепутанные линии», «Расстановка чисел», «Отыскание чисел с переключением» и др. Например, методика «Красно-черная таблица» предназначена для исследования Рис. 6.5. Бланк теста «Шкалы приборов». Рис. 6.6. Психологический тест «Красно-черная таблица».
способности оператора к переключению и распределению внимания. В таблице (рис. 6.6) изображаются в беспорядке цифры красного и черного цветов (на рисунке они показаны соответственно жирным и светлым шрифтом) от 1 до 24. Испытуемый должен назвать и показать цифры по очереди — одну с начала, другую — с конца ряда чисел, обязательно указывая при этом цвет цифры. Оценка проводится по скорости и точности ответа. Оценку свойств кратковременной и долговременной памяти (объем, точность, длительность, быстрота) проводят по специальным заданиям «Зрительная память», «Слуховая память», «Информационный поиск» и др. Так, для проверки объема оперативной памяти испытуемому предъявляют на несколько секунд таблицу с символами, изображенными на рис. 6.7 (с учетом особенностей исследуемой деятельности). На пустом бланке испытуемый обязан после предъявления таблицы обозначить запомненные символы. Оценка результатов: учитывается общее количество зарисованных фигур и допущенных ошибок. Проверка индивидуальных особенностей мыслительной деятельности осуществляется с помощью специальных методик типа «Установление закономерностей», «Составление фраз», «Исключение понятий», «Силлогизмы» и др. В качестве примера рассмотрим методику «Силлогизмы». Силлогизмом (отгреч. sillogismus) называется умозаключение, состоящее из двух и более суждений (посылок), из которых делается третье суждение (вывод). Подобного рода умозаключения часто приходится делать операторам, деятельность которых связана с принятием решения. Так, им нередко приходится принимать решение о преобладании одного параметра над другим не путем их прямого измерения, а на основании сравнения с третьим параметром [52]. В абстрактной форме эти решения можно представить как силлогизм вида: А больше Б в 2 раза А значительно больше Б __________________ или _____________________ А?В А?В
Рис. 6.7. Бланки тестов для исследования оперативной памяти.
В методике «Силлогизмы» испытуемому предъявляется серия двухпосылочных силлогизмов, на основании которых он должен сделать правильное умозаключение. Оценка задания ведется по времени его выполнения и количеству правильных ответов. В последнее время в инженерной психологии большое внимание уделяется изучению когнитивных стилей деятельности. Для оценки когнитивных стилей разработан ряд специальных тестов: «Скрытые фигуры» (для оценки полезависимости — поленезависимости), «Тест схематизации» (для оценки сглаживания — подчеркивания различий), тесты Дж. Келли и Дж. Биери (для оценки сложности познавательных структур), «Парные фигуры» Кагана (для оценки импульсивности — рефлексивности) и др. Из этой группы тестов довольно широко используется тест «Скрытые фигуры», предложенный Л. Торстоном. Фрагмент теста приведен на рис. 6.8. Задача испытуемого состоит в выявлении простых геометрических фигур (они расположены слева в каждой строке), включенных в состав скрывающего их сложного узора. Оценка результатов ведется по общему числу просмотренных фигур и количеству ошибок. Время выполнения теста (всего 196 фигур) составляет 10 минут. Более высокая эффективность выполнения теста характерна для поленезависимых [126].
Рис. 6.8. Фрагмент теста «Скрытые фигуры».
Для некоторых типов операторской деятельности, и прежде всего для операторов-руководителей и особенно операторов-исследователей предъявляются высокие требования к их творческим способностям. Для проверки этих качеств служат специальные тесты — тесты креативности. Под креативностью (от лат. creatio — созидание) понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и т. п. В тестах креативности, разработанных П. Торренсом, используются модели творческих процессов, отражающие их природную сложность в различных сферах деятельности. Эти тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей. Для оценки креативности могут использоваться также специальные опросники. Деятельность оператора в ряде случаев может быть связана с выполнением действий категоризации. К ним относятся такие психологические операции по переработке информации, которые приводят к разбиению некоторого множества сигналов на отдельные подмножества — категории или классы. Различают два основных вида категоризации: бинарную (разбиение на два подмножества) и многоальтернативную [53]. Для исследования таких процессов могут быть использованы психосемантические методики. Психосемантика (от греч. semantikos — обозначающий) — это область психологии, изучающая различные формы существования значений (образы, символы, знаковые формы) в индивидуальном сознании человека, а также влияние эмоциональных мотивационных факторов на формирующуюся у него систему значений. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов, понятий и т. п. на основе анализа их значений. Для построения субъективных семантических пространств используются такие методы, как метод семантического дифференциала (от лат. differentia — разность) и метод семантического радикала (от лат. radikalis — коренной). Их применение позволяет дать характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений [148]. Одним из довольно распространенных является цветовой тест Люшера. Его применение основано на том, что воздействие цвета может вызвать у человека определенный психологический и физиологический эффект. В тесте используется четыре основных (синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, серый, черный цвета). Испытуемому предлагается расположить карточки с названными цветами в порядке предпочтительности для его восприятия. По расположению карточек делаются выводы о функциональном состоянии, настроении, работоспособности человека, а также о некоторых свойствах его личности. Испытания по тесту Люшера во многих случаях тесно коррелируют с результатами испытаний по методике САН (см. ниже). Рис. 6.9. Прибор «Аттенциометр»: 1 — измерительные приборы; 2 — счетчики импульсов; 3 — модель самолета; 4 – 7 — органы управления. Аппаратурные методики позволяют измерять и регистрировать важные психологические и физиологические показатели оператора. Примером аппаратурного теста для проверки качеств внимания служит прибор «Аттенциометр» (рис. 6.9). На его лицевой панели расположена модель самолета, лампочки, счетчики и измерительные приборы. При работе с аппаратом испытуемый должен, действуя одной рукой, непрерывно корректировать положение самолета, удерживая его в заданном положении. Одновременно он должен следить за лампочками и приборами и, действуя другой рукой, производить заданные переключения органов управления [129]. Таким образом, как и работа с красно-черной таблицей (рис. 6.6), так и работа на аттенциометре требуют от человека одновременного выполнения нескольких действий. Успешное решение задачи в обоих случаях обусловлено прежде всего способностью испытуемого к распределению и своевременному переключению внимания. Аппаратурные тесты широко используются для проверки свойств психомоторики, под которой понимается связь восприятия и движения. Иными словами, психомоторика изучает двигательные реакции человека в ответ на поступивший сигнал. Примерами исследования в этой области является время простой и сложной зрительномоторной и звукомоторной реакции, реакции на движущийся объект, частота тремора (она позволяет оценить способность к тонкой сенсомоторной координации движений). Широко известны методики определения свойств нервной системы, основанные на измерении времени сенсомоторных реакций. Известно, что сила нервной системы характеризуется ее способностью выдерживать сильные или длительные раздражители. Поэтому ряд методик основан на учете физиологического закона силы, проявление которого сводится к тому, что испытуемые со слабой нервной системой лучше реагируют на раздражители слабой интенсивности, а люди с сильной нервной системой — на раздражители высокой интенсивности. В группе других методик испытуемому предлагается в довольно высоком темпе осуществить серию простых сенсомоторных реакций (зрительных или акустических). Чем быстрее ухудшается производительность работы (увеличивается время реакции), тем у испытуемого слабее нервная система. Лабильность нервной системы может оцениваться путем измерения критической частоты слияния (КЧМ) мельканий. Под ней понимается та минимальная частота пробелов, при которой возникает их слитное восприятие. Чем больше КЧМ, тем выше лабильность нервной системы. Подвижность нервных процессов оценивается по предельному темпу сложной реакции выбора из трех альтернатив по методике А.Е. Хильченко [126]. Для оценки свойств нервной системы могут использоваться также специальные опросники [147]. Довольно часто аппаратурные методики применяются для определения мышечной выносливости, под которой в общем случае понимается способность к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. Различают динамическую (при подвижных мышцах) и статическую (при неподвижных мышцах) выносливость. Для оценки динамической мышечной выносливости и состояния двигательного анализатора используется специальная методика — теппинг-тест. Обследование заключается в том, что испытуемому предлагают в максимальном темпе работать в течение двух минут на телеграфном ключе. Учитывается общее количество замыканий ключа, которое и характеризует динамическую выносливость. Этот показатель снижается при утомлении. Статическая мышечная выносливость оценивается временем, в течение которого испытуемый удерживает на заданном уровне дозированное по величине усилие. Статическая выносливость зависит от особенностей высшей нервной деятельности и свойств нервной системы. Аппаратурные методики позволяют во многих случаях более полно оценить оператора по сравнению с аналогичными по назначению бланковыми методами. Однако они требуют больших материальных затрат на изготовление и эксплуатацию аппаратуры. Поэтому приборы для психофизиологических исследований стараются делать комбинированными, позволяющими одновременно реализовать несколько различных методик. Некоторые из таких приборов рассматриваются в главе X. Возможности аппаратурных методик расширяются путем использования ЭВМ, с помощью которых реализуются специальные компьютерные тесты. Весьма распространенной разновидностью психологических тестов являются личностные опросники. Они базируются на самооценке испытуемым тех или иных собственных качеств и предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт (характера, темперамента, особенностей мотивационной сферы) и других психологических характеристик, количественным выражением которых служат суммарное число ответов на пункты опросника. Разработаны и применяются различные опросники для диагностики устойчивых черт личности, отдельных видов мотивации, психологических и эмоциональных состояний, профессиональных и других интересов, склонностей, способностей (например, креативности), свойств нервной системы и др. С помощью опросников можно получить информацию, характеризующую личность в широком диапазоне — от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Вопросы в опросниках группируются таким образом, чтобы ответы на них позволили оценить какие-либо свойства или состояния человека. Эти сгруппированные вопросы носят название шкал; они различаются по наименованию изучаемого свойства или состояния личности (например, шкалы тревожности, активности, интро-экстраверсии, эмоциональной устойчивости и др.). Опросники могут быть одномерными, диагностирующими одну и ту же характеристику, и многомерными, дающими информацию о целом ряде различных характеристик. Опросники применяются в прикладных или исследовательских целях, в индивидуальных или групповых исследованиях. В настоящее время широко используется перевод опросников на компьютерную основу с автоматизированным предъявлением и обработкой результатов [148]. Конкретные примеры построения опросников более детально рассматриваются в конце данной главы. Процедура применения тестов для решения практических задач психологической диагностики (профессионального отбора и обучения, контроля функционального состояния операторов, психологического консультирования, клинической практики и др.) называется тестированием. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делается вывод о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных качеств у испытуемого. Поскольку для решения многих задач психологической диагностики необходимо измерить у человека не одно, а несколько психологических качеств человека, применяют совокупность тестов, которая называется батареей. Например, батарея тестов для профессионального отбора военных связистов включает в себя такие бланковые методики, как «Корректурная проба с кольцами», «Перепутанные линии», «Отыскание чисел с переключением», «Шкалы приборов», «Компасы», «Датчик» [128]. Независимо от характера решаемых задач процедура тестирования включает в себя три этапа: 1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста); 2) проведение тестирования (определяется инструкцией к тесту и методикой его использования); 3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования). На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного, специально подготовленного человека. К тестам, применяемым для решения задач психологической диагностики, предъявляется ряд требований, основными из которых являются следующие. 1. Валидность или прогностическая ценность теста — соответствие его своему назначению. Она заключается в том, что результаты обследования находят подтверждение в успехах обучения и профессиональной деятельности. Валидность теста часто измеряется коэффициентом корреляции результатов его выполнения с внешними критериями (независимыми от этого теста). Получение при этом коэффициента корреляции, равного 0,3 — 0,4, можно считать очень хорошим показателем, свидетельствующим об удачном выборе теста. 2. Надежность теста, определяемая стабильностью его результатов при выполнении задания одним и тем же испытуемым. Надежность обычно измеряется коэффициентами корреляции между рядами результатов измерения по одному и тому же тесту (например, четными и нечетными) при первом и повторном измерении (в условиях, когда внешние факторы не могли еще повлиять на результаты). Надежность тестов возрастает с их продолжительностью. Минимально допустимым значением коэффициента надежности обычно считают величину 0,7. 3. Научность теста, т. е. научная обоснованность его применения. Выбор теста должен осуществляться на основании психографического изучения профессии, выявления ее структуры, требований с ее стороны к личности работника, к некоторым психическим процессам и психомоторным свойствам с учетом возможности их компенсации и развития. Необходимо также учитывать, что многие тестовые показатели, характеризующие искусственно изолированные свойства, выглядят иначе при моделировании целостной деятельности. 4. Дифференцированность и адекватность теста — направленность его на оценку определенного качества или группу качеств. Они определяются путем расчета коэффициентов корреляции с показателями тестов, направленных на оценку других показателей (чем выше коэффициент, тем ниже дифференцированность теста) и с показателями тестов, адекватность которых изучаемому качеству установлена (чем выше коэффициент, тем выше адекватность). 5. Объективность и достоверность тестов достигается стандартизацией условий обследования, исключением влияния посторонних факторов (условий среды, особенностей экспериментатора, функционального состояния испытуемого, ошибок аппаратуры и т. п.)- Должны быть исключены: предвзятость мнения экспериментатора, отсутствие мотивации у испытуемого, возможности индивидуальной предварительной подготовки к тесту. Тестирование должно проводится в точном соответствии с соответствующей инструкцией [111]. В заключение необходимо еще раз заметить, что к проведению тестовых испытаний следует подходить с большой осторожностью. Их результаты ни в коем случае нельзя абсолютизировать, — тестирование не должно полностью заменить другие виды психологического обследования. Однако в сочетании с другими методами тестовые испытания могут дать весьма ценный материал для изучения психических свойств и состояний человека.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |