Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к различным видам контроля




Возможности различных методов контроля

 

 

Методы Требования и возможности их реализации
инфор матив- ность поме- хоустой чивость про­стота непре рыв- ность отсут­ствие помех опера­тив­ность исклю­чение субъек- тивизации
Психологические + + + + + + - - - -
Физиологические + - + + + - + + + +
Биохимические + + - - - + + +
Психофизиоло­гические + + - + + + - + + + +
Цито-биофизи- ческие + + + + + + + + + + + +
Актограмма + + + + + + + + + +
Речевой сигнал + + + +- + + + + + -
Тепловые + + - - + + + + + + +

 

отвлечь его от выполнения основной деятельности. По этой причине психологические методы не могут обес­печить непрерывность контроля и создают помехи работе оператора.

Электрофизиологические методы (регистрация кардиограммы, пульса, дыхания, кожно-гальванической реакции и т. п.) позволяют обеспечить непрерыв­ность, просты в реализации. Вместе с тем их отличает низкая информативность (малая прогнозирующая спо­собность), хотя для проведения других видов контроля, например медицинского, эта информативность доста­точно высока. Кроме того, почти все физиологические методы требуют установки на теле операторов датчи­ков или электродов, что создает ему неудобства, отвле­кает и мешает работе.

Необходимо отметить, что в последнее время дела­ются интенсивные попытки объединения достоинств психологических (высокая информативность) и физи­ологических (непрерывность) методов.

В табл. 15.2 эти методы условно названы психофи­зиологическими. В частности, устанавливаются физио­логические корреляты важнейших психических процес­сов оператора. Например, обнаружено, что о некоторых характеристиках оперативной памяти, в частности о ее объеме, можно судить по такому физиологическому показателю, как электроэнцефалограмма. Применение такого подхода позволяет обеспечить высокую инфор­мативность и непрерывность контроля. Однако необ­ходимость установки электродов на теле оператора по-прежнему остается.

Биохимические методы в ряде случаев обладают неплохой информативностью. Однако их инерцион­ность и опять-таки отвлечение оператора от работы не позволяют использовать эти методы для прогнозирующего контроля состояния оператора.

Рассмотрим теперь какие требования должны вы­полняться при проведении различных видов контроля (табл. 15.3). Знак «+» означает необходимость выпол­нения требования, знак «–» – отсутствие такой необ­ходимости.

 

Таблица 15.3

 

 

Вид контроля Требования и возможности их реализации
инфор­матив­ность поме­хоустой­чивость про­стота непре рыв- ность отсут­ствие помех опера тив- ность исключение субъек- тивизации
Исследова­тельский + + - - - - +
Допусковый + + + - - - +
Профилакти­ческий + + + + + + +

Проведенный анализ возможных методов и видов контроля и диагностики состояния оператора позволяет сделать прогноз развития методов и средств контроля. Прежде всего необходимо отметить, что основное вни­мание следует уделить дальнейшему совершенствова­нию методов профилактического контроля, поскольку именно к этому виду контроля предъявляются наибо­лее высокие требования, которые в полной мере еще не реализованы на практике. В первую очередь это относится к выполнению тех требований, которые позволяют обеспечить непрерывный, бесконтактный, оперативный контроль.

Другая тенденция в развитии методов контроля должна заключаться в разработке прогнозирующих, методов. Это наиболее важно для тех категорий опера­торов, которые работают в экстремальных условиях, выполняют особо ответственные функции и должны оперативно решать возникающие задачи. Во всех этих случаях необходимо предсказать изменение функцио­нального состояния человека прежде, чем это скажет­ся на результатах деятельности.

Еще одной перспективной тенденцией в развитии методов контроля должно быть их комплексное исполь­зование, т. е. создание симптомокомплексов контроля. Решение этой задачи позволяет существенно повысить эффективность контроля. Важным вопросом при реше­нии этой задачи является нахождение правил, позво­ляющих в каждом конкретном случае формировать симптомокомплекс и реализовать полиэффекторный метод контроля состояния операторов.

При такой постановке вопроса возникает еще одна перспективная задача — распознавание состояний по симптомокомплексу. Это обусловлено тем, что измене­ние одних и тех же показателей у разных людей может иметь неоднозначный характер. Поэтому важно на основании некоторого множества показателей, которые в ряде случаев могут меняться неоднозначно, дать обобщенную, интегральную оценку состояния опера­тора. Перспективным здесь является применение тео­рии распознавания образов.

Указанные обстоятельства существенным образом ограничивают возможности применения многих изве­стных методов для проведения непрерывного текуще­го контроля состояния операторов непосредственно в процессе их работы. Поэтому весьма актуальной явля­ется задача разработки бесконтактных методов, в кото­рых сигналы контроля вырабатываются автоматичес­ки, без отвлечения оператора от выполнения основной деятельности. У числу таких бесконтактных (малокон­тактных) методов относятся речевой сигнал, актограмма, некоторые из тепловых методов. Их возможности по реализации предъявляемых к контролю состояния оператора методов приведены в табл. 15.2.

Весьма перспективным является использование для целей контроля речевого сигнала оператора. Возмож­ность применения метода заключается в том, что практи­чески любой вид деятельности оператора связан с речью (разговор по телефону, ответы на запросы дру­гих операторов, доклады начальникам и т. п.). Данный метод не нарушает и не изменяет деятельности опера­торов, кроме того, он позволяет осуществить непрерыв­ный, автоматический, дистанционный и бесконтактный контроль состояния оператора.

В речевом сигнале содержатся признаки, характе­ризующие не только индивидуальные особенности оператора, но также его эмоциональное и физиологи­ческое состояние, причем эти признаки можно выде­лить и отдифференцировать. К признакам, несущим информацию о психофизиологическом состоянии, мож­но отнести:

■ изменение динамического диапазона речи;

■ смещение энергетического спектра речи;

■ изменение частотного спектра речи (увеличение или уменьшение числа спектральных составляющих);

■ смещение форматных частот относительно своего сред­него уровня;

■ изменение частоты, основного тона;

■ временные характеристики речевого сигнала, такие, как длительность слогов, слов и отдельных фраз, длитель­ность пауз между слогами и словами, латентный период речевого сигнала и т. п.

Рассмотрение перечисленных признаков показы­вает, что контроль состояния оператора может прово­диться по результатам анализа энергетических, частот­ных (спектральных) или временных характеристик речевого сигнала. Энергетические характеристики обладают сравнительно низкой специфичностью и информативностью, они могут использоваться в соче­тании лишь с другими показателями.

Спектральные характеристики речи обладают боль­шей информативностью, изменение их меньше зависит от желания и установки оператора. Однако имеются очень большие трудности с точки зрения практической реализации данного метода. Этот метод требует приме­нения сложных полосовых фильтров.

Перспективным является использование для кон­троля состояния оператора временных характеристик речевого сигнала. Большие возможности открываются здесь для диагностики состояния утомления. Извест­но, что в этом состоянии у человека замедляются мно­гие реакции, снижается активное функционирование ряда систем организма. Естественно, что это приводит к изменению длительности произношения слов в фра­зе, пауз между словами, длительности слогов и пауз между ними. При этом наиболее прогностичным ока­зывается последний показатель [45].

Еще одним из бесконтактных методов является актограмма — регистрация непроизвольных перемеще­ний положения тела оператора относительно кресла. Актограмма наиболее удобна для регистрации состоя­ния утомления у операторов, находящихся в состоянии оперативного покоя (работающих в режиме ожидания сигналов). Информация о состоянии оператора в виде электрических сигналов снимается с тензодатчиков, закрепленных на металлической основе под сидением кресла. По частоте колебаний актограммы возможна диагностика по крайней мере трех состояний операто­ра: утомление (0,23—0,32Гц), нормальная работоспособ­ность (0,15—0,23Гц), потеря бдительности, сон (менее 0,15Гц). Пороги изменения каждого из этих состояний строго индивидуальны для различных людей.

К числу бесконтактных методов относится также ВЧ-фотометрия — измерение характеристик свечения (интенсивность, спектр, динамика тока) пальца или руки оператора в поле высокочастотного разряда. Обнаружена тесная корреляция характеристик свече­ния с температурой тела и величиной КГР, являющи­мися широко известными контактными методами кон­троля [102].

Для проведения бесконтактного контроля может использоваться также регистрация плотности лучис­того потока инфракрасного диапазона с височной об­ласти головы оператора. Регистрация ведется с помо­щью серийного тепловизора, работающего в режиме радиометра. Обнаружена высокая корреляция (до 0,74) между вероятностью безошибочной работы и измене­нием плотности лучистого потока [65].

В настоящее время рассмотренные бесконтактные методы прошли успешную апробацию в лабораторных условиях. Настоятельной задачей является теперь внедрение их в практику эксплуатации СЧМ.

Важным вопросом контроля оператора является определение допустимых отклонений контролируемых физиологических и психологических показателей от своих номинальных значений. Для их определения в каждом конкретном случае можно воспользоваться одним из следующих способов.

1. Показатели состояния оператора считаются нор­мальными в процессе работы, если отклоняются не более чем на ± 10 % от своего исходного уровня.

2. В результате статистического анализа психологичес­ких и физиологических показателей определенного контингента операторов находятся математические ожидания Mi, и среднеквадратические отклонения σi этих показателей. Допустимыми в процессе ра­боты считаются те из них, значения которых лежат в интервале Мi ± σi.

3. Показатели состояния оператора считаются нор­мальными, если их изменение в процессе работы является незначимым (в статистическом смысле) по сравнению с исходным уровнем.

В зависимости от требуемой точности, собранного статистического материала, вида изучаемого показате­ля может использоваться тот или иной способ.

Как уже отмечалось в главе VII, для определения состояния оператора нужно контролировать не один параметр, а их комплекс (симптомокомплекс). Это тре­бует созданияне только отдельных устройств, но и специальных систем контроля состояния оператора. Создание системы контроля требует выбора: номенк­латуры анализируемых показателей, периодичности контроля, алгоритма обработки информации об анали­зируемых показателях и структуры измерительно-вы­числительной системы, способов и режимов использо­вания результатов контроля.

Можно выделить три режима функционирования системы контроля: исследовательский, обучения и ра­бочий. В исследовательском режиме осуществляется выбор основных характеристик системы контроля. Режим обучения позволяет осуществить «подстройку» системы к индивидуальным особенностям оператора. В этих режимах происходит набор статистики и пост­роение моделей, обеспечивающих нормальную работу в рабочем режиме.

Кроме того, в режиме обучения с помощью специальных программ по результатам замеров параметров психофизиологического состояния и тестовой проверки определяют основные данные об исходных состоя­ниях оператора. В рабочем режиме происходит пери­одический замер показателей состояния оператора. В соответствии с принятым алгоритмом принимаются диагностические и управленческие решения, т. е. ре­шения по диагностике состояния и (в случае отклоне­ния его от нормы) по его нормализации (управлению состоянием).

В соответствии со сказанным применение систем контроля позволяет: производить текущий контроль со­стояния оператора; обеспечивать выдачу рекомендаций и осуществление воздействий по управлению челове­ческими и машинными звеньями и СЧМ в целом по данным результатов контроля; производить исследова­ние СЧМ с целью оптимизации связей между челове­ком и машиной, а следовательно, и повышения эффек­тивности деятельности оператора [102].

Конечной целью контроля и диагностики состоя­ний оператора является их нормализация (управление состоянием). Она представляет собой систему воздей­ствий, направленных на предотвращение неблагопри­ятных состояний оператора, и имеет целью предупреж­дение ошибок человека и сохранение его здоровья. Множество воздействий на человека может включать в себя коррекцию режимов труда и отдыха, воздействие внешними раздражителями, различные виды саморе­гуляции состояния.

Названные методы управления состоянием явля­ются составной частью более общей системы психо­логической поддержки оператора и организации про­филактического обслуживания СЧМ. В основе этих мероприятий лежит идея о создании т.н. трехконтурных систем «человек-машина» [187]. Более подробно данный вопрос рассматривается в главах XXV и XXVI.

Однако в любом случае управление состоянием базируется на предварительной диагностике текущего состояния оператора с учетом его конкретных индиви­дуальных особенностей. При этом под диагностикой понимается отнесение текущего функционального со­стояния у одного из заранее выбранных классов. В про­стейшем случае диагностика ведется по принципу «нор­ма — не норма», в более сложных случаях учитываются и некоторые промежуточные градации, либо пытаются диагностировать различные виды состояний, например, «норма — эмоциональное напряжение» и т. п. Такая диагностика может влиять на выбираемые методы кор­рекции (нормализации) состояния в случае отклонения его от нормы, поскольку эти методы зависят от вида текущего состояния при возникновении утомления или эмоционального напряжения могут быть различными. Наиболее просто задача диагностики решается, когда контроль ведется только по одному параметру и четко определены допустимые границы его изменения. Однако такой случай на практике встречается крайне редко, поскольку контроль, как уже отмечалось, ведет­ся по симптомокомплексу показателей; при этом изме­нения этих показателей даже у одного испытуемого могут носить разнонаправленный характер. Это услож­няет процедуру диагностики состояний. Данное обстоятельство требует разработки специальных методов диагностики, большинство из которых основано на использовании теории распознавания образов. Деталь­ный анализ этих методов провел Г.Г. Маныпин, суть их сводится к следующему [102, 214].

1. Метод «R — не R» заключается в том, что множе­ство всех возможных состояний разбивается на два взаимно противоположных подмножества работос­пособных и неработоспособных состояний. Оцени­вается вероятность принадлежности текущего со­стояния к одному из этих множеств.

2. Сравнение текущего состояния с эталоном осуще­ствляется методом, называемым «скользящим пра­вилом». При этом строится диагностическая мат­рица, в которой столбцами являются диагнозы, а строками признаки (симптомы). Если симптом при данном состоянии встречается, ставится 1, если не встречается — 0. Искомый диагноз определяется по полному совпадению признаков.

3. Если практически полного совпадения структур эталонного и текущего состояний добиться затруд­нительно, целесообразно проведение оценки методом минимального расстояния. При этом осуще­ствляется сравнение структур текущего состояния со структурами элементов множества эталонных состояний.

4.Метод допустимых отклонений не требует пооче­редного сравнения с большим числом эталонов. От­несение состояния к одной из групп производится сравнением с эталонным состоянием. Критерием диагностики служит допустимое значение рассто­яния «эталон — текущее состояние», в общем слу­чае зависящее от времени.

5.Построение оптимального решающего правила Байеса производится в предположении знания априорных сведений о диагностируемых состоя­ниях, стоимости штрафов за неправильную диаг­ностику, стоимости эксперимента.

В зависимости от конкретных условий, имеющих­ся исходных данных и целей исследования применя­ется тот или иной из рассмотренных методов диагно­стики.


Литература

 

1. Аветисов Э.С., Роземблюм Ю.З. Вопросы офтальмологии в кибернетическом освещении. М.: Медицина, 1973.

2. Авиационные цифровые системы контроля и управления. / Под редакцией В.А. Мясникова и В.П. Петрова. Л: Маши­ностроение, Ленингр. отд., 1976.

3. Адамович Н.В. Управляемость машин (эргономические ос­новы оптимизации рабочего места человека-оператора). М.: Машиностроение, 1977.

4. Алексеев В.Е. Совершенствование инженерно-психологи­ческого обеспечения создания СЧМ на основе методов ситуцианного моделирования // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции. Л.: ЛГУ, 1984, с. 90-91.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного реф­лекса. М.: Медицина, 1968.

7. Аруин А.С., Зациорский В.М. Эргономическая биомехани­ка. М.: Машиностроение, 1989.

8. Бедный Г.З. Совершенствование нормирования труда: психо-физиологический аспект. М.: Экономика, 1978.

9. Бондаровская В.М. Психологические вопросы проектиро­вания и эксплуатации экранных пультов. Киев: Знание, 1980.

10. Борисов СВ. Эргатические системы военного назначения. Харьков: МО СССР, 1982.

11. Борисюк А.А. Эргономика в машиностроении. Киев: Техника, 1985.

12. Бринза В.Н., Векшин B.C., Потоцкий Е.П. Математическое моделирование условий труда в металлургии. М.: Металлургия, 1983.

13. Бочарова СП. Память как базовая функциональная систе­ма в структуре деятельности человека-оператора // Пси­хологический журнал. 1981. Т. 2, №3.

14. Бояринов И.М. Помехоустойчивое кодирование числовой информации. М.: Наука, 1983.

15.Введение в эргономику / Под ред. В.П. Зинченко. М.: Сов. радио, 1974.

16. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.

17. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем ото­бражения информации. М.: Машиностроение, 1982.

18. Венда В.Ф., Нафтульев А.И., Рубахин В.Ф. Организация труда операторов: инженерно-психологические пробле­мы. М.: Экономика, 1978.

19. Веников В.А. Теория подобия и моделирование. М.: Высшая школа, 1965.

20.Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга и Г.Е. Журавлева. М.: Наука, 1977.

21. Вершинин К.И. Ускоренная оценка предельных эргономи­ческих характеристик устройств ввода алфавитно-циф­ровой информации // Тезисы докладов всесоюзной кон­ференции «Диалог человек — ЭВМ». Л.: ЛЭТИ, 1982.

22. Войненко В.М., Мунипов В.М. Эргономические принципы конструирования. Киев: Техника, 1988.

23.Воспоминания о Марксе и Энгельсе. М.: Политиздат, 1956.

24.Выщепан Л.И., Выщепан Л.Н. Коэффициент загрузки и надежность оператора // Прикладные вопросы инженер­ной психологии. Вып.2. Таганрог: ТРТИ, 1975.

25. Гаврилов Э.В. Эргономика на автомобильном транспорте. Киев: Техника, 1977.

26. Галактионов А.И. Основы инженерно-психологического проектирования АСУ ТП. М.: Энергия, 1978.

27. Герасимов Б.М., Тарасов В.А., Токарев И.В. Человеко-ма­шинные системы принятия решений с элементами искус­ственного интеллекта. Киев: Наукова думка, 1993.

28. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.

29. Глушков В.М. Математизация научного знания и теория решений // Вопросы философии. 1976, №1.

30. Говоров B.C., Исмагилов Д.И. Преобразователи машинно­го кода в графические символы. Киев: Техника, 1983.

31. Голубев B.C., Живов Н.П., Рызикова М.Л. Пневмоэлектронные системы управления химико-технологическими про­цессами (разработка эргономического обеспечения). М.: Химия, 1977.

32. Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медицина, 1975.

33. Гриншпин И.В. Введение в психологию. М.: Межд. педагог, академия, 1994.

34. Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.

35. Губинский А.И., Евграфов В.Г. Эргономическое проекти­рование судовых систем управления. Л.: Судостроение, 1977.

36. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.

37. Гуровский Н.Н., Коснолинский Ф.П., Мельников Л.Н. Про­ектирование условий жизни и работы космонавтов. М.: Машиностроение, 1980.

38. Денисов В.Г., Онищенко В.Ф., Скрипец А.В. Авиационная инженерная психология. М.: Машиностроение, 1983.

39. Дзендзюк Б.В. Основы безопасности эргатических систем. Киев: Мин-во образования УССР, 1990.

40. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психоло­гия труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979.

41. Довгяло A.M. Диалог пользователя и ЭВМ: основы проек­тирования. Киев: Наукова думка, 1981.

42. Дружинин Г.В. Анализ эрготехнических систем. М.: Энергоатомиздат, 1984.

43. Душков Б.А. Психологические проблемы ритмов жизни и деятельности человека // Психологический журнал, № 2, 1980.

44.Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология. М.: Просвещение, 1981.

45. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Терехов В.А. Инженерно-пси­хологические основы конструкторской деятельности. М.: Высшая школа, 1990.

46. Ефимов А.Н. Информация: ценность, старение, рассеяние. М.: Знание, 1978.

47. Жуков А.Р. Разработка технологических карт и функцио­нальных схем. М.: МО СССР, 1976.

48. Ерастов Н.П. Оптимизация информационного потока в условиях управления // Проблемы инженерной психоло­гии и эргономики. Ярославль: ЯГУ, 1974. Вып.1, с. 146 — 148.

49. Забродин Ю.М. Оценка характеристик потоков сигналов // Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯГУ, 1971. Вып.1, с. 84-86.

50. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психо­физика. М.: Наука, 1977.

51. Завалишина Д.Н. Деятельность оператора в условиях де­фицита времени // Инженерная психология. М.: Наука, 1977, с. 190-218.

52. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудо­вой деятельности. М.: 1966.

53. Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функцио­нирования эргатических систем. М: Радио и связь, 1987.

54. Зигель А., Вольф Аж. Модели группового поведения в сис­теме «человек-машина». М.: Мир, 1973.

55. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: МГУ, 1980.

56.Зинченко В.П., Мунипов В.М., Смолян Г.Л. Эргономические основы организации труда. М.: Экономика, 1974.

57. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. Л.: ЛГУ, 1981.

58.Инженерная психология в военном деле / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Воениздат, 1983.

59.Инженерная психология в применении к проектированию оборудования / Пер. с англ. под ред. Б.Ф. Ломова и В.И. Пет­рова. М.: Машиностроение, 1971.

60.Инженерная психология: теория, методология, практичес­кое применение / Под ред. Б.ф. Ломова. М.: Наука, 1974.

61.Инженерно-психологическая оценка сложных систем/ Под ред. В.И. Нилова. Харьков: ХВВКИУ.1973.

62.Инженерно-психологические требования к системам уп­равления / Под ред. В.М. Мунипова. М.:ВНИИТЭ, 1967.

63.Инженерно-психологическое проектирование АСУ / Под ред. А.И. Прохорова. Киев: Будивельник, 1973.

64.Интеллект человека и программы ЭВМ / Под ред. O.K. Ти­хомирова. М.: Наука, 1979.

65. Ишин С.С. Методы анализа и синтеза систем контроля сложных объектов с учетом эргономических факторов. Л.: МО СССР, ч. 1, 1979; ч. 2, 1980; ч. 3, 1982.

66. Катыс Т.П. Объемное и квазиобъемное представление ин­формации. М.: Энергия, 1975.

67. Климов Е.А. Общая психология. М.: Юнити-дана, 1999.

68. Клещев Ю.Г., Кожан A.M. Инженерно-психологические требования к РЭА. Руководящий технический материал. Киев: Министерство судостроения, 1973.

69. Коба В.Т. Проблемы развития и экономической оценки эргатических систем. Киев: Вища школа, 1985.

70. Козлов К.С, Прохоров А.И., Смирнов Б.А. Инженерно-психологическое проектированиеъ систем управления и связи. Харьков: ХВВКИУ, 1974.

71. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.

72. Корнеев Г.В. Введение в механику человека. М.: Наука, 1977.

73. Королев А.В. Проектирование алфавитно-цифровых СОИ с учетом возможностей зрительного анализатора челове­ка // Прикладные вопросы инженерной психологии. Вып.2, Таганрог: ТРТИ, 1975, с. 62-71.

74. Королев А.В. Методы и средства обработки информации. Харьков: ХВУ, 1996.

75. Косилов С.А. Психофизиологические основы научной организации труда. М: Экономика, 1979.

76. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М: Медицина, 1976.

77. Котик М.А. Курс инженерной психологии. Таллин: Вал­гус, 1978.

78. Котик М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления. Таллин: Валгус, 1985.

79. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1989.

80. Коутс Р., Влейминк И. Интерфейс «человек-компьютер». М.: Мир, 1990.

81. Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах уп­равления. Л.: ЛГУ, 1972.

82. Ксенз СП. Диагностика и ремонтопригодность радио­электронных средств. М.: Радио и связь, 1989.

83. Кудрявцев А.В. Структурно - алгоритмический анализ эр-гатических систем. Рига: МО СССР, 1979.

84. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологи­ческие основания системного подхода // Психологичес­кий журнал, 1982, №3, с. 3-15; № 4.

85. Кузьмин И.В., Явна А.А., Ключко В.И. Элементы вероятнос­тных моделей АСУ. М.: Сов. радио, 1977.

86. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре ре­шений. М.: Педагогика, 1970.

87.Лабораторный практикум по основам инженерной пси­хологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1983.

88. Ленин В.И. Поли. собр. сочинений. М.: Политиздат, 1982.

89. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состоя­ний человека. М.: МГУ, 1984.

90. Литвак И.И., Ломов Б.Ф., Соловейчик ЕМ. Основы постро­ения систем отображения автоматизированных систем. М.: Сов. радио, 1975.

91. Литвинов В.А., Крамаренко В.В. Контроль достоверности и восстановление информации в человеко-машинных сис­темах. Киев: Техника, 1986.

92. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

93. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Сов. Радио, 1966.

94. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженер­ной психологии. М.: Педагогика, 1991.

95. Лоос В.Г. Промышленная психология. Киев: Техника, 1980.

96. Лукьянов А.Н., Фролов М.В. Сигналы состояния человека-оператора. М.: Наука, 1969.

97. Луизов А.В. Инерция зрения. М.: Госэнергоиздат, 1961.

98. Людвичек К.В., Алексеев В.Е. Моделирование операторс­кой деятельности и некоторые аспекты его практического применения // Психофизиология оператора в системах «человек-машина» / Под. ред. К.А. Иванова-Муромского. Киев: Наукова думка, 1980, с. 258-283.

99. Ляшенко Г.А. Информационное воздействие электромаг­
нитных излучений СВЧ — диапазона на элементы цент­
ральной системы операторов РЭС. // Механика та маши-
нобудування. 1998, № 1, с. 127-129.

100. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции чело­века и операторский труд. Киев: Наукова думка, 1991.

101. Малашинин И.И., Сидорова И.И. Тренажеры для операто­ров АЭС. М.: Атомиздат, 1979.

102. Маньшин Г.Г., Барзилович Е.Ю., Воскобоев В.Ф. Методы Профилактического обслуживания эргатических систем. Минск: Наука и техника, 1983.

103. Марищук В.Л., Кузнецов Р.В. Изменения некоторых пси­хологических показателей в условиях сильного пере­утомления // Вопросы психологии, 1973, №1. с. 118—121.

104. Медведев В.И., Парачев A.M. Терминология инженерной Психологии. Л.: ВМОЛА им. СМ. Кирова, 1971.

105. Майстер Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. М.: Сов. ра­дио, 1970.

106. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспери­ментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.

107. Меньшов А.И., Рыльский Г.И. Человек в системе управле­ния летательным аппаратом. М.: Машиностроение, 1976.

108.Методика и техника экспериментальных исследований операторской деятельности / Под ред. В.Г. Волкова. М.: Наука, 1982.

109.Методика и аппаратура для исследования психофизиоло­гических характеристик человека-оператора /Под ред. В.Г. Волкова. М.: Наука, 1977,

110.Методические рекомендации по анализу условий труда в Промышленности с эстетических позиций. М.: ВНИИТЭ, 1977.

113. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда /Под ред. А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1975 ч,1., 1976, ч.2.

112.Методы инженерно-психологических исследований в авиации /Под ред. Ю.П. Доброленского. М.: Машино­строение, 1975.

113.Многопультовые системы отображения информации / В.Г. Абакумов, Н.В. Косинов, В.Ф. Лескин, В.А. Шпаковс-Кий. Киев: Техника, 1983.

114. Монмолен М. Система «человек и машина». М.: Мир, 1973.

115. Навайтис Г.А., Крылов А.А., Никифоров Г.С. Исследова­ние процессов взаимодействия в летном экипаже // Проблемы инженерной психологии. Вып.З. Ярославль: ЯГУ, 1979, с. 135-136.

116. Назаров А.И., Сосновский Б.А. Латентность и длитель­ность ручных движений оператора при двух режимах на­блюдения // Психологические исследования, вып.5. М.: МГУ, 1975, с. 121-133.

117. Нафтульев А.И. Современные вопросы инженерно-пси­хологического обеспечения АСУ. Киев: Знание, 1979.

118. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1990.

119. Невельский П.Б. Запоминание в условиях разной вероят­ности запоминания символов // Вестник Харьковского университета, 1969. № 30, с. 32 — 36.

120. Нейман М.С. Курс радиопередающих устройств. М.: Сов. радио, 1965.

121. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности оператора. Л.: ЛГУ, 1977.

122. Николаев В.И. Информационная теория контроля и уп­равления. Л.: Судостроение, 1973.

123.Нойман И., Тимпе К. Организация труда: психологичес­кие аспекты контроля и управления / Пер. с немецкого И.С. Черемушкиной. М.: Экономика, 1975.

124. Носенко Э.Л. Анализатор автоматизмов речи // Иност­ранные языки в высшей школе. 1972. № 7. с. 18 — 24.

125. Обозов Н.Н. Межличностные отношения Л.: ЛГУ, 1979.

126.Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. Кн. 7. Системное проектирование взаи­модействия человека с техническими средствами / Под ред. В.Н. Четверикова. М.: Высшая школа. 1991.

127.Основы инженерной психологии / Под ред. П.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986.

128.Основы профессионального отбора военных специалис­тов / Под ред. В.И. Пухова. М.: МО СССР, 1981.

129.Очерки психологии труда операторов / Под ред. Е.А. Милеряна. М.: Наука, 1974.

130. Ошанин Д.А. Роль оперативного образа в выявлении ин­формационного содержания сигналов // Вопросы психо­логии, 1969, № 4, с. 21 -27.

131. Павлов В.В. Конфликты в технических системах. Киев: Выща школа, 1982.

132. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медици­на, 1970.

133. Повилеико Р.П., Левицкий Л.В. Человек, машина, красота. Новосибирск: Зап. сиб. кн. изд., 1974.

134. Повилеико Р.П., Смирнов Б.А., Келенджеридзе М.Б. Эко­номические аспекты проектирования пультов управления техническим оборудованием. Новосибирск: НЭТИ, 1979.

135. Полякова Л.В., Лейн В.М. Отображение измерительной информации. М.: 1978.

136. Попов Е.П., Ющенко А.С. Роботы и человек. М.: Наука, 1984.

137. Попович П.Р., Губинский А.И., Колесников Г.М. Эргономи­ческое обеспечение деятельности космонавтов. М.: Ма­шиностроение, 1985.

138. Потебня Л.Д. Описание и анализ групповой деятельности операторов АСУ с помощью сетей Петри // Проблемы инженерной психологии (тезисы VI всесоюзной конфе­ренции). Л.: ЛГУ, 1984, с. 152—153.

139.Прикладные методы военно-инженерной психологии / Под ред. Ю.Г. Фокина и В.Ф. Карлова. М: ВИА им. Ф.Э. Дзер­жинского, 1971.

140.Проблемы психологической поддержки человека-опера­тора / Под ред. Ю.М. Забродина. Саратов: СГУ, 1983.

141. Прохоров А.И. Содержание и задачи психологического обеспечения АСУ. Рига: Ин-тут повышения квалифика­ции руководящих кадров ЛА ССР, 1980.

142.Психологические состояния и эффективность деятель­ности / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Научный совет по кибернетике АН СССР, 1983.

143.Психологические проблемы взаимной адаптации челове­ка и машины в системах управления / Под ред. В.Ф. Вен­ды, Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1980.

144.Психологические проблемы деятельности в особых услови­ях / Под ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1985.

145.Психология / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999.

146.Психология и математика / Под ред. В.Ф. Рубахина.: На­ука, 1976.

147.Психология физического воспитания: Учебно-методи­ческое пособие. Омск: Юридический институт МВД РФ, 1997.

148.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.— 2-е изд. М.: Педагогика Пресс, 1997.

149. Пухов В.А., Фокин Ю.Г. Медико-техническое обеспече­ние труда специалистов. М.: МО СССР, 1979.

150. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших систе­мах. М.: Энергия, 1965.

151. Пушкин В.Н. Психология и кибернетика. М.: Педагогика, 1971.

152.Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дру­жинина, В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.

153. Репкина Г.В. Исследования оперативных единиц памяти // Проблемы психологии памяти. Харьков: ХГУ, 1969, с. 13-18.

154. Романов Г.М., Туркана Н.В., Колпащиков А.С. Человек и дисплей. Л.: Машиностроение, 1986.

155. Ронжин О.В. Информационные методы исследования эр-гатических систем. М.: Энергия, 1976.

156.Роль психологических факторов в интенсификации эко­номики / Под ред. А.В. Филиппова, Г.Е. Журавлева. М.: АН СССР, 1984, ч.1; ч.2.

157. Рубахин В.Ф. Психологические основы переработки пер­вичной информации. М.: Наука, 1974.

158. Рубахин В.Ф., Филиппов А.В. Психологические аспекты управления. М.: Знание, 1973.

159. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х то­мах. М.: Педагогика, 1989.

160.Руководство по эргономическому обеспечению разра­ботки техники / Под ред. В.М. Мунипова. М.: ВНИИТЭ, 1979.

161.Рыбаков Ф.И. Системы эффективного взаимодействия человека и ЭВМ. М.: Радио и связь, 1985.

162. Рыльский Г.И. Анализ и оптимизация систем управления пилотируемых летательных аппаратов М.: Машиностро­ение, 1981.

163. Селлерс Ф. Методы обнаружения ошибок в работе ЭЦВМ. М.: Мир, 1972.

164. Сергеев ГЛ., Романенко В.Г., Евграфов В.Г. Статистичес­кая обработка электрофизиологической информации// Проблемы инженерной психологии, вып.2. М.: Об-во пси­хологов СССР, 1973, с. 188-189.

165.Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975.

166.Словарь по кибернетике / Под ред. B.C. Михалевича. Киев: Главн. редакция Укр. сов. энциклопедии, 1989.

167. Смирнов Б.А., Самошкина Н.М. Человек, труд, техника. Харьков: Прапор, 1975.

168. Смирнов Б.А. Инженерная психология. Киев: Вища шко­ла, 1979.

169. Смирнов Б.А., Душков Б.А., Космолинский Ф.П. Инженер­ная психология (экономические проблемы). М.: Эконо­мика, 1983.

170.Соловьева Л.Ф., Гяпченко Ю.А., Рамедник Д.М. Исследо­вание работы оператора с матричным, многоступенча­тым и адресным вводом информации // Техническая эс­тетика, 1978, № 6, с. 8- 11.

171.Справочная книга по охране труда / Под ред. О.Н. Русака и А.А. Шайдорова. Кишенев: Картя молдрванеску, 1978.

172.Справочник по надежности / Пер. с англ. под ред. Б.Е. Бердичевского. М.: 1970, т.З.

173.Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982.

174.Стариков В.М. Человек-оператор в автоматизированных системах контроля и управления. Рига: РВВККУ, 1976.

175. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Фе­никс, 1997.

176. Стрельченко В.И. Особенности восприятия пиктограм­мы. Киев: Знание, 1978.

177. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972.

178. Суходольский Г.В. Структурно - алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.'. ЛГУ, 1976.

179.Тезисы докладов республиканской научной конферен­ции. Психологические вопросы безопасности деятельно­сти. Тарту: ТГУ, 1981.

180. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Акад. педагогич. наук, 1961.

181. Тимченко А.В. Психологические аспекты состояния, по­ведения и деятельности людей в экспериментальных усло­виях и методы их коррекции. Харьков: ХВУ, 1997.

182. Ульяченко Е.Ф. Методика определения времени реше­ния задачи оператором // Вопросы психологии, 1960, №6.

183.Филиппов А.В. О полисенсорной информационной моде­ли // Проблемы инженерной психологии, вып. 4. Ярос­лавль: ЯГУ, 1972, с. 103-105.

184. Фокин Ю.Г., Пухов В.А., Степанов В.Н. Эргономика уп­равления в антропотехнических системах. М.: МО СССР, 1979.

185. Фокин Ю.Г. Эргономика управления в военных системах. М.: МО СССР, 1981.

186. Фокин Ю.Г. Оператор — технические средства: обеспе­чение надежности. М.: Воениздат, 1985.

187. Фролов М.В. Контроль функционального состояния че­ловека-оператора. М.: Наука, 1987.

188. Хачатурьянц Л.С., Грамак Л.П., Хрунов Е.В. Эксперимен­тальная психофизиология в космических исследованиях. М.: Наука, 1976.

189. Хохлов Е.М. Использование кольцевого анализа отрица­тельных процессов в наладке производственного обору­дования. Киев: Знание, 1983.

190.Хрестоматия по инженерной психологии / Сост.: Б.А. Душ­ков, Б.Ф. Ломов, Б.А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1991.

191. Царьков А.С., Кондратьев В.В. Оценка пультов управле­ния автоматизированных систем на ранних этапах проек­тирования // Управляющие системы и машины, 1979, № 1, с. 8-14.

192. Цибулевский И.Е. Ошибочные реакции человека-опера­тора. М.: Сов. радио, 1979.

193. Цибулевский И.Е. Человек, как звено следящей системы. М.: Наука, 1981.

194. Чайнова Л.Д. Функциональные состояния и функцио­нальный контроль // Материалы всесоюзной конферен­ции по эргономике. Ереван: ВНИИТЭ, 1977. с. 3-7.

195. Чароян О.Г. Размытые алгоритмы мыслительных процес­сов. Ростов н/Д: РГУ, 1979.

196. Чачко А.Г. Производство-язык-человек. М.: Энергия, 1977.

197. Чачко А.Г. Подготовка операторов энергоблоков. М.: Энергоатомиздат, 1986.

198.Человек и ЭВМ / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Эконо­мика, 1974.

199. Чепкий Л.А., Шегерян В.М. Эргономика управления в во­енных системах. Рук-во к практическим занятиям. М.: МО СССР, 1981.

200.Чернышов А.С. Комплекс аппаратуры для социально-пси­хологических исследований // Психологический жур­нал, 1980, № 4.

201. Чернышов А.П. К вопросу об инженерно-психологичес­ком проектировании полуавтоматических систем слеже­ния // Психологический журнал, 1980, № 5. с. 105— 117.

202. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональ­ной деятельности. М.: Наука, 1982.

203. Шапиро СИ Мышление человека и переработка инфор­мации ЭВМ. М.: Сов. радио, 1980.

204. Шер С. Электронные дисплеи. М.: Мир, 1982.

205.Шерман Е.И. Изучение и проектирование трудовых про­цессов. М.: Машиностроение, 1971.

206. Шерстюк И.Н. Речевой вывод информации в системе управления мощным энергоблоком // Системы отобра­жения информации. Киев: НТО приборпром, 1972. с. 125-129.

207. Шибанов Г.П. Количественная оценка деятельности чело­века в системах «человек-техника». М.: Машиностроение, 1983.

208. Шило В.Н. Основы военной эргономики. М.: МО СССР, 1977.

209. Широков A.M., Козубовский В.М. Введение в инженерную психологию. Минск: МВИЗРУ, 1970.

210. Шлаен П.Я. Эргономическое обеспечение разработки и эксплуатации изделий, управляемых и обслуживаемых человеком. М.: МАИ, 1985.

211. Шнайдерман Б. Психология программирования. М.: Ра­дио и связь, 1984.

212.Эксперементально-психологические исследования в авиации и космонавтике / Г.Т. Береговой, Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко. М.: Наука, 1978.

213. Эмири О., Акоф Р. О целеустремленных системах. М.: Мир, 1974.


214.Эргатическое обеспечение автоматизированных систем / Под ред: Г.Г. Маньшина. Минск: Ин-тут кибернетики АН БССР, 1980.

215.Эргономика: принципы и рекомендации / Под ред. В.М. Мунипова. М: ВНИИТЭ, 1981.

216.Эргономика в определениях. М.: ВНИИТЭ, 1980.

217.Эргономическое обеспечение проектирования средств вычислительной техники и АСУ. М.: Труды ВНИИТЭ, № 30, 1985.

218. Юровицкий М.И. Компоновка кабин экипажа пассажирс­ких самолетов. М.: Машиностроение, 1988.

219. Ярош К.С, Сныткин А.Г. Опыт классификации форм отображения информации на экранах дисплеев // Тези­сы докладов всесоюзной конференции «Диалог чело­век — ЭВМ». Л.: ЛИАП, 1982, с. 11-14.


Содержание

Предисловие……………………………………………………………………………….. 1

РАЗДЕЛ I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.