Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательная программа и учебник




Типы образовательных программ. Образовательная (учебная) программа и учебник — ключевые элементы общеобразователь­ного процесса. Вместе с выбранной за основу дидактической мо­делью они служат средствами реализации образовательных стан­дартов в практике. Образовательный результат учащихся напря-


 




мую зависит от выбранной или составленной учителем програм­мы и используемых учебников.

Образовательные программы называют также учебными про-граммами или программами обучения. Термин «образовательная программа» официальный, поскольку он соответствует Закону РФ «Об образовании».

Образовательная программаэто системно организованное един­ство целей, ценностей и содержания образования, а также условий организации образовательного процесса.

Согласно закону система образования в Российской Федера­ции представляет собой совокупность:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независи­мо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа устанавливает содержание образо­вания определенного уровня и направленности. В России реализу­ются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профес­сиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение за­дач формирования общей культуры личности, адаптации лично­сти к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

В число профессиональных программ входят следующие: началь­ного профессионального образования, среднего профессиональ­ного образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной обще­образовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специ­альности) устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основ­ных образовательных программ в государственных и муниципаль­ных образовательных учреждениях определяются законом и/или типовыми положениями об образовательных учреждениях соот­ветствующих типов и видов или соответствующим Государствен­ным образовательным стандартом.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях на­чального общего, основного общего, среднего (полного) общего


образования, в том числе в специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с от­клонениями в развитии, в образовательных учреждениях для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закон­ных представителей).

Образовательные программы делятся на типовые, рабочие и

индивидуальные.

Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органа ми управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организа­ции обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ. Типовые образовательные программы могут сопровождаться примерным тематическим планированием с разбивкой на отдельные уроки.

Рабочие образовательные программы составляются или подби­раются самими учителями для осуществления реального обуче­ния в конкретных условиях. Рабочая образовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как правило, на учебный год. При этом учитываются государственные образо­вательные стандарты, национально-региональный компонент (на­пример, включение региональной тематики), принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя, ин­дивидуальные предпочтения учеников и их родителей.

Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляют­ся для каждого ученика. Эти программы могут иметь различные вид и форму, относиться к отдельным учебным курсам или ком­плексному образованию ученика. В их составлении явно или кос­венно принимают участие сами ученики. В программах данного типа индивидуально для каждого ученика указываются цели обу­чения в целом и по отдельным предметам, направления и общий план деятельности, предметы и темы по выбору, мастерские и факультативы, график участия в олимпиадах и конференциях, названия творческих работ, планируемые образовательные резуль­таты, их сроки, формы проверки и оценки достижений и т.д. Индивидуальные образовательные программы школьников учи­тываются педагогом при конструировании общей рабочей про­граммы и осуществлении образовательного процесса.

Образовательными называют не только программы обучения отдельным учебным курсам, но и программы, регламентирую­щие деятельность всего образовательного учреждения.

Образовательная программа школы состашгается ежегодно и включает в себя: обшие сведения о школе, анализ предыдущей


 




деятельности, основные достижения и проблемы, образователь­ные потребности учащихся и родителей, специфику педагогиче­ского коллектива, структуру школы, режим работы, образователь­ную концепцию, цели и задачи, учебный план, структурно-функ­циональная схему образовательного процесса, специфику отдель­ных образовательных направлений и программ, характеристику общеобразовательного процесса на разных уровнях, функции от­дельных структурных подразделений и должностных лиц, план опытно-экспериментальной и методической работы, план обще­школьных мероприятий, связь с другими организациями и уч­реждениями, систему диагностики и оценки результатов, форму и порядок проведения аттестации учеников и педагогов и др.

Конструирование образовательной программы. Программа учеб­ного курса — живой организм. Сначала она создается в виде типо­вой программы, а затем осмысливается, конкретизируется, уточ­няется и преобразовывается учителем.

Личностное образовательное движение каждого ученика пред­полагает наличие у учителя, школы, региона, государства осо­бым образом сконструированных образовательных программ. Ко­ординация образовательных программ перечисленных уровней — прерогатива педагога, работающего с конкретными школьника­ми. Образовательные программы, не предусматривающие инди­видуальную тактику обучения отдельно взятых учеников, должны отвечать следующим требованиям:

-допускать возможность и необходимость существования про­грамм другого типа;

- учитывать возможность различий в установочных целях обра­зования учителей и учащихся;

- предполагать вариативность достижения обозначаемых в про-1рамме конкретных целей и постановку других целей;

- обеспечивать соответствующий баланс заданное™ и выбора в каждом из структурных компонентов программы.

Федеральные образовательные программы, например, уста­навливают базовые требования на уровне международных, кон­ституционных, законодательных положений; что же касается со­держания образования или его форм, то в государственной про­грамме обозначаются варианты их конкретизации на каждом уровне, включая личность ученика, которому предоставляется возможность уточнить свою индивидуальную образовательную программу.

Работа педагога над программой — непрерывный процесс. Про­грамма может иметь разный объем, относиться к отдельной теме, курсу, образовательной области, классу, школе и различную про­должительность (учебный год, четверть, неделя, день, урок). Годовая программа описывает стратегию обучения, программы изучения отдельных разделов или тем курса воплощают эту сгра-


тегию, учитывая происходящий процесс и реальную ситуацию обучения конкретных детей.

Существует три основных способа конструирова­ния образовательных программ: линейный, концент­рический и спиральный.

Линейный способ построения программы состоит в том, что от­дельные части (порции) учебного материала выстраиваются по­следовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, напри­мер через несколько лет, предусматривая усложнение и расшире­ние его содержания.

Спиральный способ компоновки материала программы предпо­лагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную пробле­му, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Программа — средство достижения цели, сами цели тоже вклю­чаются в программу. Рабочая программа всегда субъективна, т. е. имеет своего автора и относится прежде всего к его деятельности.

Педагог на каждую учебную четверть и год осуществляет кор­рекцию примерной программы по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуж­даются (защищаются) на школьном педсовете и/или на заседаниях районных методических объединений. После этого данные про­граммы утверждаются и могут использоваться в учебном процессе.

Критерии анализа и оценки авторских образовательных программ. Выделяют несколько критериев анализа и оценки авторских об­разовательных программ. Рассмотрим их подробнее.

1. Смысловая глубина. Анализируется, на каком уровне прорабо­тана программа, есть ли в ней четкое и конкретное обозначение смысла данного курса, продолжают и раскрывают ли обозначен­ный смысл цели, задачи и другие компоненты программы.

2. Проверяемость целей и задач. Выясняется форма задания обра­зовательных целей и задач, возможность их однозначной провер­ки в конце планируемого периода (месяца, четверти, года). Выяс­няется наличие инструментария для контроля и оценки уровня достижения целей.

3. Соответствие образовательным стандартам и нормативам. Программа должна соответствовать образовательному минимуму, учебному плану школы, профилю классов, в которых будет при­меняться, учитывать индивидуальные программы учеников.

4. Наличие дидактической основы. В программе указывается ди­дактическая система, на основе которой предполагается обучение. Данная система должна быть соотнесена с общешкольной обра­зовательной концепцией и системами учителей, работающих с теми же учениками, для которых предназначена программа.


 




5. Продуктивная и личностная ориентация программы. Выявля­ются заложенные в программе возможности обеспечения инди­видуальной траектории и творческой самореализации учеников. Выясняются пропорции между ученическим компонентом содер­жания образования и другими компонентами (школьным, нацио­нально-региональным, федеральным),

6. Целостность программы. Полнота, логичность, взаимосвязан­ность отдельных компонентов программы между собой — условие ее эффективной реализации.

7. Практическая ориентация и гибкость программы, предполага­ющая наличие связен программы с образовательной реальностью, учет конкретных условий обучения. Степень детализации програм­мы, проработка программных установок на технологическом и техническом уровнях характеризуют реалистичность программы. Общая программа должна предполагать возможность существова­ния индивидуальных программ учеников.

На основе составленной программы учитель разрабатывает си­стему занятий, планирует и проводит конкретные уроки.

Рабочая программа по учебному курсу предназначена не толь­ко учителю, ведущему этот курс, но и ученикам (старшеклассни­ки и учащиеся среднего звена должны знать ориентиры своего образования и участвовать в их построении), другим учителям-предметникам, работающим с этими детьми (для целостного по­нимания всего образования); родителям (в программу могут быть включены специальные разделы для них); администраторам и уп­равленцам (для согласования позиций разных педагогов и выра­ботки общей стратегии обучения в школе); ученым-методистам.

Составляемые педагогами образовательные программы явля­ются достоянием школы, входят в ее информационный банк пе­дагогических данных, который непрерывно обновляется. Эффек­тивно размещать образовательные программы в единой компью­терной сети школы для оперативного доступа к ним учителей и администраторов.

Как составить рабочую образовательную программу. Приори­тетным элементом содержания любой учебной дисциплины явля­ются выяснение и актуализация для учителя и учеников смысла изучаемого курса, т.е. того, зачем и для чего необходим данный курс каждому субъекту обучения.

В обычной образовательной практике проблема различных смыс­лов одного и того же учебного предмета, в сущности, не обсужда­ется. Считается, что смысл известен и задан учителю и не требует пересмотрения. Например, за школьной математикой закрепляет­ся, как правило, вычислительный, функционально-логический или теоретико-множественный смысл; за русским языком — гра­мотность, обеспечиваемая знанием и применением учениками изложенных в учебниках правил. Возможности, например, фило-


софской смысловой ориентации при изучении школьного курса математики или развитие врожденной грамотности как смысла занятий русским языком почти не используются. Вместе с тем нельзя стандартизировать смыслы образовательных областей и учебных дисциплин, так как это существенно ограничивает раз­вивающие возможности обучения.

Личностно ориентированное обучение предполагает, что пред­варительное обозначение в программе смысла (смыслов) занятий по изучаемому предмету не является неизменно заданной нормой. Смысл курса может быть различен с точки зрения его составите­ля, учителя-практика, учеников, родителей. Творческий педагог должен иметь возможность устанавливать или выбирать смысл курса, который он будет воплощать в действительность со своими учениками при изучении базовых тем. Во время уточнения, кор ректировкн и реализации учебной программы учитель соотносит возможные смыслы между собой, определяется вместе с ученика­ми относительно их смыслов и осуществляет их в ходе обучения.

Смысл курса конкретизируется в целях, которые представляют собой предвидимый результат обучения. Рассмотрим источники формирования целей курса, обозначаемых в учебной программе.

Основой конструирования общеобразовательного процесса выступает мысленно представленный образ ученика, устанавлива­емый на каждом этапе его обучения в совокупности освоения уче­ником всех базовых образовательных областей. Данный образ кон­кретизируется целевыми ориентирами, которые, с одной сторо­ны, имеют универсальное обшепредметное (обшеучебное) содер­жание, а с другой -— отражают специфику изучения конкретной образовательной области или предмета.

Универсальные целевые ориентиры формулируются в виде ве­дущих групп личностных качеств учеников — когнитивных, креа­тивных, оргдеятельностных, коммуникативных и иных. Группы личностных качеств, соответствующих специфике изучаемых наук или областей бытия, выражаются, как правило, в виде опреде­ленных знаний, умений, навыков, ценностных установок, спосо­бов деятельности и других параметров, отвечающих изучаемой дисциплине.

Нецелесообразно выносить универсальные общеобразователь­ные цели за рамки учебных предметов, придавая им отчужден­ный общедидактический характер. Наоборот, там, где это воз­можно, предметные цели учебной программы должны формули­роваться как способ конкретизации универсальных общеучебных целей. Например, универсальная креативная цель — «научиться прогнозировать явления и события» — при изучении ботаники может быть выражена следующим образом: «Представить и нари­совать, как будет выглядеть выращиваемый учеником росток го­роха через 5 дней». А цель — «овладеть методами рефлексивного


 




мышления» — на занятиях физикой может быть сформулирована так: «Выявить и сравнить способы действий, выполняемые при решении задач с избыточными и недостающими данными».

Смысловые цели, обозначенные в курсе, корректируются пе­дагогом с учетом реальных условий обучения. Поставить цель — значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель сама «наводит» на соответ­ствующий результат. Цели программы формулируются относитель­но разных субъектов обучения:

- учителя («научить детей тому-то»);

-ученика («выполнить исследование листа березы»);

- общей деятельности учеников и учителя («сформулировать
несколько версий происхождения алфавита» или «представить
математическую картину мира»).

При формулировании образовательных целей целесообразно придерживаться всех трех типов целей, не упуская из виду ни одного из субъектов обучения.

С точки зрения личностно ориентированного обучения в обра­зовательных программах по каждому учебному курсу должны быть отражены структура личности, структура деятельности и структу­ра изучаемой области действительности. В программе необходимо указывать развиваемые умения и способности детей, приоритетные для каждой темы, например: умение находить факты, задавать вопросы, способность целостного многоаспектного видения яв­ления, когда явление рассматривается с различных сторон, реф­лексивные способности по осознанию применяемых способов ре­шения задач. Каждому развиваемому умению или способности соответствуют виды деятельности учеников (общеучебные, пред­метные, оргдеятельностные и иные), которые обусловливают раз­витие определенных качеств личности и овладение способами дея­тельности. В результате школьники овладевают предметными и уни­версальными компетентностями — наборами усвоенных спосо­бов и развитых способностей, определяющими их умения дей­ствовать в рамках изучаемых образовательных областей и в более широких рамках.

Реализация запланированных видов учебной деятельности школьников и развитие соответствующих способностей происхо­дят на основе педагогических технологий, включающих определен­ным образом сконструированные системы форм и методов обуче­ния. Иногда говорят, что формы, методы и технологии обучения не должны отражаться в учебных программах по предметам, по­скольку каждый учитель имеет право на их самостоятельный вы­бор. Однако наличие данного права, не подкрепленного средства­ми его реализации, приводит к тому, что для многих учителей самостоятельный подбор форм и методов обучения, оптимальных для изучения конкретной темы или раздела, оказывается слишком


сложным. В условиях нехватки времени на подготовку к занятиям учитель становится перед необходимостью применения техноло­гии типа «объяснил, закрепил, проверил». В результате многие эффективные педагогические технологии остаются за бортом школьной практики, что приводит к ее обеднению и косности. С точки зрения деятельностного подхода в типовые учебные про­граммы по предметам должны быть включены примерные фор мы, методы и технологии обучения, а также механизмы их опти­мального подбора и применения учителем. Если этого нет, то учи­телю приходится самостоятельно подбирать и устанавливать оп­тимальные формы и методы занятий для каждой темы.

В учебных программах целесообразно фиксировать возможность изучения тех или иных вопросов с помощью средств телекомму­никаций и ресурсов сети Интернет. Например, изучение особен­ностей Австралии будет более продуктивным в ходе совместного краткосрочного дистанционного проекта с учениками одной из австралийских школ, а техническую мощь современных астро­номических средств сможет применить каждый школьник, «зай­дя» на сайт с изображением, полученным самым мощным в мире электронным телескопом. Недалек тот день, когда изучение гео­графии, истории, физики и даже физической культуры будет неразрывно связано с использованием глобальных телекомму­никаций.

Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал. С целью предотвращения отчуждения учащихся от изучаемой действительности в учебную программу, включаются как реальные объекты (дерево, животное, вещество, явление, звук, речь, текст, цвет), так и идеальные (знак, цифра, буква, понятие, правило, закон). Тем самым обеспечивается пер­вичное познание учеником реальной действительности методами изучаемых наук и последующее сопоставление получаемых им результатов с общекультурными аналогами (знаниями). В резуль­тате ученик имеет возможность создания собственного образова­тельного продукта и индивидуальной фаектории освоения как реальной действительности, так и знаний о ней.

Продуктивную деятельность учеников и учителя обеспечиваю! включенные в программу фундаментальные образовательные про блемы, например: «Какими способами можно получить точку?», «Чем живое отличается от неживого?», «Чем сказка отличается от мифа?», «Каковы причины зимы?», «В чем сходства и отличия буквы "А" в английском, французском и русском языках?»

Программа включает культурно-исторические аналоги предпо­лагаемой образовательной продукции учеников: содержит ссылки на тексты первоисточников, материал из учебников, мнения спе­циалистов об изучаемых объектах и проблемах.


Программа допускает возможность корректировки и видоиз­менения тематического содержания в процессе обучения Чтобы обеспечить каждому учащемуся возможность осуществления ин­дивидуальной образовательной траектории, предусматривается включение специфического содержания, формирующегося в со­знании самого ученика в ходе его учебной деятельности, т. е. лич­ностное содержание образования. Один из источников личностного содержания образования — это предполагаемая в учебной про­грамме образовательная продукция учеников: элементы творче­ства на уроках, тематика творческих работ, другие планируемые учителем и школьниками образовательные результаты.

Человеческая жизнь и деятельность, в том числе и образова­тельная, проходят определенные циклы. Учет этого фактора — важная составляющая планирования обучения. Занятия в сентяб­ре должны проводиться не так, как занятия в мае. Урок утром не должен быть таким же, как и урок после обеда. Это понимание должно быть отражено в учебных программах.

Ритмической основой конструирования рабочей программы вы­ступают культурно-исторические, природные, биологические, кос­мические, индивидуальные и иные циклы. Для достижения целост­ности и гармоничности образования учащихся необходимо, чтобы в течение каждого учебного года школьники обращались к основ­ным фундаментальным образовательным объектам и соответству­ющим ключевым проблемам. В каждой образовательной области учебный год отличается от предыдущего степенью проработки уче­никами образовательного материала, углубленностью и детализи-рованностью познания фундаментальных образовательных объек­тов, новыми способами образовательной деятельности, развиваю­щимися способностями учеников и учителей, требующими непре­рывного уточнения и переопределения целей. Динамика образова­ния определяется изменениями, происходящими как во внешнем мире (природа, культурные, научные и общественные изменения, солнечные циклы), так и во внутреннем мире самих учеников.

Может возникнуть вопрос: все ли курсы можно и нужно изу­чать в соответствии с годовыми циклами? Так, математика обыч­но изучается вне связи с окружающими нас изменениями. Опора на окружающую реальность и личностные особенности учеников помогают решать проблему мотивации и создания качественных продуктов ученической деятельности. Если ритмические законо­мерности, например смена времен года, дни недели и т.п., не могут быть положены в основу структуры программы, то, по край­ней мере, возможен их учет. Использование соответствующих се­зону материалов возможно в любом школьном предмете — мате­матике, музыке, английском языке и др.

Одни и те же фундаментальные образовательные объекты про­являются подчас в разных курсах, поэтому каждый год они могут


изучаться детьми с помощью различных учебных дисциплин. На­пример, фундаментальные образовательные объекты такой обра­зовательной области, как «Культура Руси», доступны для рассмот­рения учениками на занятиях словесностью в I классе, историей в V, мифологией в VIII, философией в XI классе.

Одной из проблем конструирования учебных программ явля­ется учет индивидуальных особенностей каждого конкретного уче­ника при изучении им предмета по общей для всех программе. Для решения этой проблемы в программу включаются такие ме­тодологические элементы, которые обеспечивают индивидуаль­ность каждого учащегося и их Личностную реализацию при изуче­нии общеобразовательных дисциплин. Такими элементами явля­ются личностные цели ученика, интериоризируемое им содержа­ние образования, рефлексия ученика, самоконтроль и самооцен­ка. Не следует, однако, забывать, что всему этому нужно сначала научить.

Условием фиксации личностного содержания образования яв­ляется использование учеником рефлексивных приемов и техно­логий. С их помощью выявляется, осознается и фиксируется дей­ствительное образовательное приращение, уникальное для каж­дого ученика.

В связи с переходом к Единому (выпускному и вступительно­му) государственному экзамену особую актуальность приобретает разработка применяемых в школе систем контроля. Очевидно, что контролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях программы образовательные результаты. В соответствии с целями программы обозначаются формы контроля, рефлексии и оценки ре­зультатов обучения.

Элементы программы должны соответствовать друг другу: це­лостность и логичность составленной учебной программы — ус­ловие эффективности ее реализации. На стадии контроля резуль­татов обучения необходимо обеспечить проверку уровня достиже­ний каждой поставленной цели курса, а не только целей, тради­ционно проверяемых с помощью контрольных работ или экза­менов.

От структуры учебной программ, согласованности поставлен­ных целей и проверяемых результатов зависит успех решения до­статочно типичной для массовой школы проблемы, когда плани­руется одно, происходит другое, а проверяется третье.

Итак, основными компонентами учебной про­граммы по общеобразовательным курсам являются:

1) смыслы учебного курса;

2) цели и задачи курса;

3) развиваемые личностные качества учеников (умения и спо­собности);

4) основные виды деятельности учеников;


5) деятельностное содержание образования (технологии, фор­мы и методы обучения);

6) тематическое содержание программы, группируемое вокруг:

а) фундаментальных образовательных объектов;

б) фундаментальных образовательных проблем;

в) культурно-исторических знаний;

г) ритмической основы конструирования программы;

7) личностное содержание образования (образовательная про­дукция учеников);

8) формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

Знания и деятельность в образовательной программе. Цель про­граммы личностно ориентированного обучения по любому курсу состоит прежде всего в создании условий для самоопределения и самореализации личности по отношению к изучаемой и познава­емой области.

Протрамма образования - это карта, с помощью которой уча­щийся и педагог могут ориентироваться и самоопределяться в окружающем мире. Для этого необходимо владеть инструментом познания, способами решения возникающих проблем, видами различной деятельности. Таким образом, кроме системы знаний в программу обучения входит система деятельности. Раскроем содержание этих двух компонентов на примере программы по физике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 7600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.