Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум. 1. Составьте план работы своей мастерской, которая будет работать в школе во время творческой (научной) недели




1. Составьте план работы своей мастерской, которая будет работать в школе во время творческой (научной) недели. Разработайте тематику предлагаемых ученикам на выбор творческих работ и основные виды их деятельности.

2. Разработайте фрагмент занятия с использованием одной из общих форм обучения: индивидуальной, групповой, фронтальной, коллектив­ной, парной. Постройте модель фрагмента во время студенческого семи­нара, выступив в роли учителя. Запишите и проанализируйте результаты обсуждения занятия.

3. Разработайте план занятия с использованием одной из форм орга­низации обучения: лекции, семинара, занятия с групповой работой, экскурсии, практикума, конференции, кружка, зачета, экзамена. В пла­не занятия укажите: тему, курс, класс, цели занятия, виды деятельно­сти учеников на отдельных этапах, планируемые результаты, формы их контроля и оценки.

4. Сформулируйте, по выбранной теме задание для школьников, вы­полнение которого предполагало бы использование метода прогнозиро­вания (символического видения, конструирования правил, гиперболи­зации, нормотворчества и др.). Опишите рекомендации для учеников по использованию данного метода для выполнения предложенного зада­ния.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазви­тия. — Казань, 2000.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразователь­ной школе. — М., 1985.

Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее раз­витие. — М., 1989.

Зотов 10, Б. Организация современного урока: книга для учителя / под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 1984.

Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. — Л., 1926.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики / пер. с польск. — М., 1986.

Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.


Методы обучения в современной школе: сб. ст. / под ред. Н. И Кудря-шева. - М., 1983.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / пер. с англ. — М. 1999.

Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб., 2004.

Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе: книга для учи -теля.-М., 1988.

6.4. Средства обучения и контроля

Наряду с целями, содержанием, формами и методами обуче­ния средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы, это необходимый элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду.

Средства обученияматериальные и идеальные объекты, кото­рые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Средствами обучения называют орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в ос­новном для педагога, а лабораторное — для ученика; а вот мел и доска или локальная компьютерная сеть могут использоваться ими совместно.

Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффек­тивность, поскольку служат средством достижения целей образо­вательной деятельности.

Классификация средств обучения. Классификация средств обу­чения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака. Например, выделяют:

- по составу объектов — материальные (помещения, оборудо­вание, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные экспе­рименты, модели Вселенной) средства обучения;

- по отношению к источникам появления — искусственные (при­боры, картины, учебники) и естественные (натуральные объек­ты, препараты, гербарии) средства обучения;

- по сложности — простые (образцы, модели, карты) и слож­ные (видеомагнитофоны, компьютерные сети) средства обучения;

- по способу использования — динамичные (видео) и статич­ные (кодопозитивы) средства обучения;

- по особенностям строения — плоские (карты), объемные (ма­кеты), смешанные (модель Земли) и виртуальные (мультимедий­ные программы) средства обучения;


 




- по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демон­страционные приборы), аудиалъные (магнитофоны, радио) и аудио­визуальные (телевидение, видеофильмы) средства обучения;

- по носителю информации — «бумажные» (учебники, карто­теки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (СЕ)-Кот, ОУО) средства обучения;

- по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (текстовой материал и др.), на уровне предмета (учеб­ники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

- по отношению к технологическому прогрессу — традицион­ные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (сред­ства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры) и перспективные (веб-сайты, локальные и глобаль­ные компьютерные сети, мобильные телекоммуникации, систе­мы распределенного образования) средства обучения.

Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечис­ленным выше основаниям. К таким группам относятся: натураль­ные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения1.

Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и кол­лекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реак­тивы, материалы и др. К этой группе нередко относят техниче­ские средства и инструментарий для демонстрационного и лабо­раторного воспроизведения явлений (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, уста­новки, которые также яааяются объектами изучения).

Изображения и отображения составляют группу, в которую вхо­дят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (ри­сунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транс­паранты, видео- и звукозаписи, радио- и телепередачи).

Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграм­мы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материа­лы и др.).

Технические средства обучения (ТСО) включают диапроекто­ры, кинопроекторы, кодоскопы, школьные радиоузлы, телеви­зоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры и др. К этой группе относятся также средства новых информационных техно­логий: компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео,

1 См.: Назарова Т. С. Средства обучения // Российская педагогическая энцик­лопедия: в 2 т. / под ред. В. В.Давыдова. — М., 1993. — Т. 2. — С. 387.


средства медиаобразования, учебное оборудование на базе элект­ронной техники.

Материальные средства обучения дополняются идеальными сред­ствами. Если материальные средства связаны с привлечением ин­тереса и внимания для практических действий, то идеальные сред­ства обучения ориентированы на понимание материала, логику рассуждения, развитие интеллекта. Оба типа средств в совокупно­сти влияют на развитие личностных качеств учащихся.

Идеальные средства могут быть материализованы с помощью графического или символического обозначения объекта. Матери­ализованные средства могут становиться также и вербализован­ными; возникающая при этом речь превращается в мысленную форму, возвращающуюся в область идеального.

Отметим такую область средств обучения, как медиаобразова-ние — направление в педагогике, которое предполагает изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.п. В качестве средств медиа-образования в школьном обучении используются элементы инфор­мационной среды: учебник, средства массовой информации (пе­чать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие про­граммы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.

Функции средств обучения. Дидактическая роль и функции каж­дого средства обучения закладываются в них на этапе проектиро­вания и изготовления. Основными дидактическими функциями средств обучения являются:

компенсаторность — т. е. облегчение процесса обучения, умень­шение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

информативность — передача необходимой для обучения ин­формации;

интегративность — рассмотрение изучаемого объекта или яв­ления по частям и в целом;

инструментальностъ — безопасное и рациональное обеспече­ние определенных видов деятельности учащихся и педагога.

В современной школе существует система средств обучения — совокупность предметов учебного оборудования, обладающая це­лостностью, автономностью и предназначенная для решения об­разовательных задач.

По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, системы средств обучения по гуманитар­ным курсам во многом состоят из пособий на печатной основе: учебных книг, дидактических материалов, таблиц, картин. Есте­ственно-научные курсы предполагают значительный объем нату­ральных объектов, моделей, приборов для наблюдения и экспе­римента. Курсы технологии предусматривают наличие станков, инструментов и соответствующих приспособлений.


 




Существуют официальные перечни учебного оборудования, необходимые для реализации федерального компонента образо­вания, которые обеспечивают государственный стандарт образо­вания. Состав этих документов формируется по модульному прин­ципу и включает в себя комплекты оборудования для практику­мов, лабораторно-практических работ, наборы учебных книг и т.д.

Современные социальные, образовательные и технологические изменения требуют не только систематического обновления фон­да средств обучения, но и их влияния на корректировку целей и содержания образования, разработку новых форм и методов обу­чения. Особенно ярко данная тенденция проявляется в процессе развития ресурсов сети Интернет и электронных средств комму­никаций, обусловливающих развитие интернет-образования как особого направления в педагогике.

Опыт создания в школах отдельных компьютерных кабинетов показал, что в данном случае тормозится использование компью­теров и связанных с ними технологий для изучения других учеб­ных курсов. В этом случае учителя-предметники и ученики счита­ют компьютеры лишь средством обучения информатике и не ис­пользуют их возможностей в общеобразовательном процессе. По­этому рекомендуется в каждом учебном кабинете иметь хотя бы один компьютер, подключенный к локальной школьной сети для доступа к базам данных, а также к сети Интернет.

Учебные компакт-диски. В последние годы получили распро­странение лазерные компакт-диски (СО-КОМ) и ОУО с матери­алами по различным учебным курсам. На данных носителях ин­формации размещаются различные виды экранно-звуковых средств.

Подобные средства предлагается использовать в образователь­ном процессе для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для домашней самостоятельной рабо­ты. Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаи­модействия ученика с учебным материалом, индивидуальную тра­екторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «уче­ник—учитель».

Однако в настоящее время не вся выпускаемая продукция удов­летворяет дидактическим, эргономическим и другим требовани­ям к средствам обучения и вызывает подчас справедливые наре­кания не только со стороны ученых, но и потребителей — учени­ков и учителей. Поэтому при выборе учебных СО-КОМ необходи­мо руководствоваться научными, педагогическими, эргономиче­скими и иными критериями, среди которых отметим следующие.

1. Наличие в учебном материале научно достоверной и педаго­гически обоснованной информационной системы понятий, зако­нов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому курсу. Развитая система поиска. Функции контроля, рефлексии и оценки учебной деятельности.


 

2. Соответствие гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления школьников. Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки учеников.

3. Соответствие материала стандартам соответствующей обра­зовательной области, возможность сочетания с «бумажными» учеб­никами и другими средствами обучения.

4. Интерактивность и личностная ориентация материала. Воз­можность индивидуальной траектории его изучения. Разделение учебной информации по уровням сложности и способам воспри­ятия (логического, эмоционально-образного).

5. Наличие учебно-познавательных и творческих заданий, свя­занных с изучаемым материалом и способствующих развитию кри­тического мышления, аналитического отношения к рассматрива­емым объектам и проблемам. Возможность создания учениками образовательной продукции при работе с материалом и ее сохра­нения на жестком диске компьютера.

6. Живая эмоциональная форма преподнесения информации, связанной с изучаемой темой. Преобладание зрительного ряда над речевым и музыкальным, наличие взаимосвязанного потока ин­формации, подаваемого порциями в понятной и логической по­следовательности, в доступном для учеников темпе. Возможность выбора учеником темпа и ритма деятельности, объема изучаемо­го материала.

7. Дружественный и интуитивно понятный интерфейс програм­мы. Применение стандартных меню и кнопок на панелях инстру­ментов. Использование возможностей современной компьютер­ной техники для организации интерактивной работы обучающе­гося с пособием, возможность связи с обновляемыми интернет-ресурсами и удаленными педагогами.

Электронный учебник. Электронный учебник выполняется в формате, в котором допускаются гиперссылки, графика, анима­ция, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные за­дания, мультимедийные эффекты.

Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Педагог, имеющий учеб­ную информацию по своему предмету, может достаточно быстро по-новому структурировать ее или просто поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех своих учени­ков.

Электронные учебники практически вечны, они не боятся из­носа и старения, занимают мало места и очень мобильны. Элект­ронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую удобную для чтения форму (изменить цвет фона, текста, размер шрифта); при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника, оформив ее по своему усмотрению.


Простыми в изготовлении и эксплуатации являются учебни­ки, выполненные в формате Ыт1 -- основном формате сети Ин­тернет. Его использование позволяет размещать текст учебника и отдельные его материалы на школьном образовательном сервере. Текст учебника также можно размещать на компакт-дисках, в том числе и перезаписываемых.

Материал из электронного учебника учитель может дополнить, исправить, отослать ученику по электронной почте, записать на компакт-диск или поместить на образовательный веб-сайт. Элект­ронный учебник обеспечивает режим самообучения, возможность самоконтроля.

В электронной школьной библиотеке с помощью поисковых систем значительно легче сориентироваться и найти нужный учеб­ник, а также быстро отыскать в нем нужную информацию: поня­тие, закон, имя ученого, параграф.

Вариативны и мобильны также многие виды работ с электрон­ным учебником. Педагог при необходимости может ограничить доступ дистантных учеников к электронному учебнику или его части, размещенным на веб-сайте, тем самым создавая возмож­ности индивидуального темпа и траектории обучения.

Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипер­текстовая структура учебника позволяет осуществлять индивиду­альную траекторию обучения. Однако гипертекстовая система на­вигации должна строится таким образом, чтобы сохранялись ло­гика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов.

Электронный учебник предоставляет большие возможности для творческой работы. Учитель и ученики могу! участвовать в состав­лении собственного электронного учебника, добавлять к нему ма­териалы или задания без существенных затрат на переиздание. «Бу­мажные» учебники не дают такой возможности, и при их исполь­зовании конструирование школьниками личностного содержания образования затруднено. Самое большее, что может сделать уче­ник, — это делать на полях «бумажного» учебника свои пометки.

Учащиеся могут самостоятельно пополнять свой электронный учебник творческими работами, при необходимости помещая их на веб-сайт для широкого доступа. Публикация создаваемых или отбираемых материалов, а также размещение их на веб-сайте су­щественно повышают ответственность учащихся за качество ин­формации.

Электронный учебник предоставляет возможность внесения в него изменений педагогом. Учитель может добавить в учебник све­жие данные или те материалы по изучаемой теме, которые он нашел в других электронных библиотеках, книгах или в сети Ин­тернет.


Учебник школьника дополняется личными работами, работа­ми его одноклассников и текстами первоисточников, которые он выбирает для себя. Такой учебник остается в архиве ученика и сопровождает его на протяжении всех лет обучения. В результате у каждого школьника создается личная образовательная библиоте­ка, хранящаяся в компьютере или на СГ)-КОМ.

Образовательный веб-сайт. Сайт учебного заведения в сети Интернет — сравнительно новое средство обучения, педагогиче­ские основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных техно­логий количество и роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только ус­пех взаимодействия школы с внешним миром, но и образова­тельные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Сайт (или веб-сайт) — группа взаимосвязанных веб-страниц, расположенных на сервере организации или частного лица и посвя­щенных, как правило, какой-то одной теме.

Веб-страница — отдельный документ в сети Интернет, имею­щий свой адрес. Например, интернет-журнал «Эйдос» имеет ад­рес: ,лг^\у.е1йо5.ги/)оигпа1/.

Уникальность веб-сайтов делает их универсальным средством для решения многих образовательных задач, среди которых: пре­доставление информации для учеников, учителей и школ, жела­ющих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами; использование кибербиблиотек; возможность пополнения их собственными материалами; интер­активные формы коммуникации — чаты, веб-форумы, телекон­ференции.

Как сконструировать сайт учебного заведения, чтобы с его помощью решать общеобразовательные задачи и учить детей ус­пешно действовать в образовательном Интернет-пространстве?

Основой разработки образовательного сайта является целост­ная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные техноло­гии. Школьный сайт должен не решать отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон де­ятельности школы.

Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отра­жение на его титульной странице.

Концептуальный характер построения сайта не обязательно предполагает серьезную форму выражения: школьный сайт может быть занимательным, дискуссионным, даже шутливым. Для лице­ев и школ с углубленным изучением предметов возможен и науч­ный стиль изложения. Независимо от формы, стиля и конструк-


 




тивных особенностей сайта педагогаческая концепция школы яв­ляется основой его функционирования.

Школьный сайт имеет два аспекта: внешний и внутренний. В о-первых, школа организует деятельность своих учеников и педа­гогов в открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть интересна для посетителей, которых привлекают не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. Во-вторых, школьный сайт может стать полезным инструментом для более качественного и эффективно­го решения задач учебного заведения: проведения интернет-заня­тий, конкурсов, организации дистанционных педсоветов и роди­тельских собраний, информационной поддержки обучения.

Главные принципы конструирования образова­тельного сайта — его адресность, интерактивность и про­дуктивность в отношении предполагаемых посетителей — участ­ников процессов, организуемых школой с помощью сайта.

Школьный сайт имеет разделы и функции, улучшающие сис­тему администрирования учебно-воспитательного процесса. Ди­рекция школы с помощью электронных списков рассылки опера­тивно информирует учеников, учителей, родителей о текущих мероприятиях, обсуждает насущные проблемы, осуществляет ди­агностические процедуры. Школьный сайт используется для взаи­модействия с Департаментом образования, школами региона, образовательными фондами и организациями (вузы, библиотеки, музеи, театры-, санитарная и пожарная службы, магазины учеб­ных пособий и т.д.)

К образовательному сайту и связанным с ним технологиям применимы универсальные критерии, справедливые для любых сайтов: технические, эстетические, эргономические, психологи­ческие, информационные и др. В то же время сфера образователь­ной деятельности накладываег специфические требования к кон­струированию школьных сайтов и педагогическая составляющая является в данном случае главной.

Формы и виды контроля образовательного процесса. Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется обра­зовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются диагностика, контроль и оценка.

Диагностика обучения — обязательный компонент образова­тельного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Она охватывает различные сферы — психоло­гическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.

Образовательная диагностика — это процесс определения резуль­татов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя: контроль, проверку, учет, оценивание, накопление ста-


тистических данных, их анализ, рефлексию; выявление динамики образовательных изменений и личностного приращения в содер­жании образования, формируемого у школьника; переопределе­ние целей, уточнение образовательных программ; корректировку хода обучения; прогнозирование дальнейшего развития событий.

В состав диагностики входят различные формы контроля, ко­торый предполагает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Цель проверки — определение уровня и качества обу­ченное™ ученика, объема его учебного труда, внутренних прира­щений.

Основой оценивания служат результаты проверки. Оценка име­ет различные способы выражения: устные суждения педагога, пись менные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой — условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых знаков.

К функциям оценки относятся:

мотивационная функция — оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;

диагностическая функция — оценка указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;

воспитательная функция — оценка формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

информационная функция — оценка свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, раз­витии способностей и других личностных образовательных прира­щениях.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения уче­ником образовательных стандартов. Для каждого учебного курса существуют требования к уровню подготовки выпускников ос­новной школы, которые представляют собой краткую характери­стику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описываются, как правило, в содержательно-деятелыюстной форме и характеризу­ют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учеб­ного курса. Например: «Вести диалог-расспрос, попеременно пе­реходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего» (иностранный язык, X класс) или «Использовать знание зару­бежной литературы для сопоставления героев русской и зарубеж­ной литератур» (литература, X класс).

Оцениванию подлежат также те направления и результаты де­ятельности учеников, которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах школь­ников.


 




Оценка — часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки и учит детей формули­ровать их в зависимости от постатейных целей и особенностей образовательного продукта.

Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка — это про­цесс, деятельность или действие по оцениванию, а отметка — результат этого процесса. Оценка выражается качественно, напри­мер: вербально («У тебя получилось найти второй способ реше­ния задачи», «Ты — молодец!»), символически (переходной флаг, желтый кружок), эмоционально (улыбкой, одобрением, порица­нием). Отметка же, как правило, выражается количественно (по пяти- или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процента­ми и т. п.).

Традиционной является четырехбалльная система отметок:

«5» — владеет в полной мере («отлично»);

«4» — владеет достаточно («хорошо»);

«3» — влацеет недостаточно («удовлетворительно»);

«2» — не владеет («неудовлетворительно»).

Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, добавляя к баллам знаки «+» и «-». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются десяти-, двад­цати- и стобалльные шкалы. В школах личностной ориентации вво­дят расширенные системы качественно-количественного оцени­вания: диагностические карты ученика, дневники личных дости­жений, письменные характеристики.

В обучении применяются следующие виды контроля: пред­варительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осу­ществляется, как правило, в начале учебного года или перед изуче­нием новых крупных разделов. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющи­еся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученное™ учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае мо­жет подлежать не сравнение образовательных достижений учени­ка с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уров­ня обученное™ с начальным, т.е. степень личностного прираще­ния.

Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль проис­ходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: оп-


рос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компью­терной программой, взаимоконтроль учеников в парах или груп­пах, самоконтроль ученика и др.

Повторный контроль предполагает проверку знаний параллель­но с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников.

Периодический контроль осуществляется по целому разделу учеб­ного курса. Его цель — диагностирование качества усвоения уче­ником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля является обучаю­щей, поскольку школьники обучаются систематизации, обобще­нию, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, заче­та, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результа­тов по всем ключевым целям и направлениям. Важно, чтобы ито­говому контролю подлежали заявленные параметры или их часть. Например, если в начале учебного года учитель поставил цель — обеспечить творческую самореализацию учеников на основе вы­полнения ими исследований по заданным темам — то именно эта цель и должна быть диагностирована и оценена для каждого ученика и класса в целом.

Важно определить содержание и методы контроля, т.е. выяс­нить, что именно и как будет контролироваться.

Традиционно контролю подлежат знания, умения и навыки учащихся, которые проверяются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов.

Также можно осуществить контроль достижения учащимися целей обучения, формулируемых в терминах действий учеников. В этом случае проверяются знания, понимание, применение, ана­литических действий, обобщений, оценивания.

Формы проверки разнообразны. К ним относятся: тестирова­ние, анкетирование, комплексные проектные действия, образо­вательные ситуации и др.

Единый государственный экзамен. Одна из целей перехода к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) — усиление объек­тивности контроля и оценки образовательных результатов выпуск­ников. Считается, если мы отделим функцию оценки ученических результатов от его непосредственных учителей и от него самого — это будет объективно. Однако в данном случае уменьшатся субъек­тивность контроля, а значит, и личностная значимость самого обучения. Если ЕГЭ как элемент системы диагностики и оценки образовательных результатов не учитывает (не проверяет, не оце-


 




нивает) результатов индивидуальной образовательной траектории ученика, то он не имеет никакого отношения к декларируемой в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» личностной ориентации учебного процесса. В стремле­нии объективизировать итоговый контроль ЕГЭ отодвигает субъек­тивность ученика и учителя — главных участников образователь­ного процесса.

Очевидно, что ЕГЭ должен быть не основой, а лишь элемен­том системы контроля и оценивания образовательных результа­тов выпускников общеобразовательной школы. Данный экзамен следует дополнить оценкой совокупности личностных качеств уча­щихся, их индивидуальных достижений, уровня сформированно-сти ключевых компетенций.

Необходимо разработать требования к подготовке выпускни­ков школы, т.е. описать в деятельностно-личностной форме ми­нимум предметного содержания образования и специальных учеб­ных умений, которыми в обязательном порядке должны овладеть учащиеся. Под деятельностной формой здесь понимаются указа­ния на конкретные виды и способы деятельности, с помощью которых учащийся овладевает изучаемой учебной дисциплиной, а под личностной — указание на то предметное содержание, кото­рое является результатом образовательной деятельности каждого отдельного ученика и требует личностной индивидуализирован­ной оценки.

Личностный подход предполагает не только объективные дан­ные по итогам тестирования, но и субъективизм в оценке образо­вательных достижений ученика. Результаты выполнения тестов не должны являться единственным оцениваемым параметром обра­зования выпускника школы. Необходимо повысить, а не пони­зить роль учителя в диагностике и оценке образовательных прира­щений ученика, в комплексном их представлении в соответствии с многогранными целями общего образования. Поиск эффективных механизмов сочетания между субъективной и объективной систе­мами оценивания — задача дальнейших научных исследований.

Требования к результатам обучения опираются на внешнюю сторону деятельности школьников с предметным содержанием, которая прямо вытекает из особенностей каждой образователь­ной области. Контрольные образовательные нормативы наряду с другими видами учебной деятельности предполагают наличие твор­ческой образовательной деятельности. Уровень творческой само­реализации школьника должен считаться общенациональным об­разовательным параметром, проверяемым и оцениваемым наряду с другими образовательными стандартами.

Необходимость национальной системы диагностики образования. В свете обсуждаемой проблемы не следует забывать о важной ме­тодологической составляющей любой диагностики и оценки — их


влиянии на образование. Организаторы ряда международных ис­следований (Р18А, Т1М8) не скрывают, что одна из целей диаг­ностики учебных результатов — влияние на образовательную по­литику в международном контексте. Действительно, что проверя­ется, на то и обращают внимание управленцы, учителя, сами ученики. В этом контексте России необходима национальная систе­ма диагностики и оценки результатов образования, в первую оче­редь общего образования. ЕГЭ не может претендовать на такую си­стему, поскольку не охватывает всего комплекса образовательных результатов и отражает лишь малую часть стратегических целей оте­чественного образования,- которые обозначены в «Национальной доктрине», «Концепции модернизации образования до 2010 г.>* и других аналогичных документах.

Именно личностное образование, фундаментальная общеоб­разовательная подготовка, компетентностный подход, реализа­ция творческого потенциала учашихся и другие смысловые цен­ности образования должны становиться методологическими ори­ентирами для национальной системы диагностики и контроля образования. Имея такую систему, можно будет говорить о ее взаи­модействии или сопряжении с другими системами, реализуемы­ми в том числе и на международном уровне.

Диагностика личностных качеств учащихся. Результаты обуче­ния имеют две стороны: внешнюю, представленную материали­зованной образовательной продукцией и внутреннюю — личност­ную. Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и внут­ренние качества учащихся. Образование как атрибут личности оп­ределяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития.

Для диагностики способностей применяются различные тесты. Не менее эффективным является и ситуативный подход, т.е. диаг­ностирование учащихся с помощью искусственных или естествен­ных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание конк­ретной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса. Такой подход в педагоги ке называется герменевтическим.

Согласно герменевтике основная задача образования — пони­мающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а так­же в собственный субъективный мир. Диагностика образователь­ных результатов, в том числе и определение уровня развития спо­собностей ученика, происходит путем субъективного «вчувство-вания» учителя в образовывающуюся сущность ученика. Этот под­ход не отрицает заданное™ диагностических процедур и матема­тической характеристики их результатов.


 




Личностно ориенгированному обучению свойственна диагнос­тика образовательных результатов с привлечением герменевтиче­ских, т.е. «понимающих», методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем пятидесяти за­меров деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер у пятидесяти учеников.

Применение герменевтических методов диагностики требует специальной подготовки учителей, рефлексии, проведения педа­гогических консилиумов, на которых обсуждаются индивидуаль­ные образовательные движения учеников. Рассмотрим структуру подобной диагностики и оценки результатов обучения.

Задачами диагностики уровня развития спо­собностей учащихся являются:

- обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;

- выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;

- соотнесение поставленных целей с полученными на плани­руемый период результатами.

Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной про­дукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые обра­зовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креатив­ных качеств учащихся обусловливает следующие параметры кон­троля:

- область творчества;

- степень творчества;

- уровень самостоятельности;

- степень отличия от работ других учеников (оригинальность);

- степень отличия от своих предыдущих работ (приращение).
Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика

может быть количественной или качественной, балльной или вер­бальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характери­стик предусматривает вербальную форму. Трех-, пяти-, десяти­балльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.

Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

- по количеству творческих элементов;

- по степени оригинальности элемента;

 

- по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников;

- по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;


 

- по многообразию человеческих возможностей, использован­ных для создания образовательною продукта;

- по практической пользе и использованию полученною про­дукта.

Уровень развития у школьников личностных качеств определя­ется путем сравнения результатов их диагностики в начале и кон­це учебного года. С помощью методики, включающей наблюде­ние, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, педагог оценивает уровень развития личностных качеств школь­ников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например: креативные, когнитивные, оргдеятельностные качества.

Можно вести речь об отдельных способностях, уровень разви­тия которых определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. Чтобы обеспечивать и диагно­стировать уровень развития отдельных качеств ученика, необхо димо обозначить их диапазон.

Для оценки итогового уровня развития личностных качеств школьников используются:

- текстовые образовательные характеристики ученика;
- результаты образовательных достижений школьника;

- рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика;
-результаты педагогических консилиумов, тестов и других ма­
териалов, сопровождающих эвристическое обучение.

Диагностика и оценка творческой деятельности. Результат, предъявляемый учеником, не всегда является продуктом его твор­чества: одна и та же работа может быть творческой для одного ученика и нетворческой (репродуктивной) для другого. Призна­ние субъективности и относительности творчества ученика — ру­ководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений.

Воплощение этого принципа предусматривает рефлексивный анализ учащимися своей деятельности, когда им предлагается, например, ответить на вопросы типа: «Почему я выбрал эту тему работы?», «Что я понял и чему научился, как я ее выполнял?», «Что явилось для меня новым?», «Какие у меня возникали труд­ности, как я их преодолевал?». Ответы ученика на подобные во­просы дают представление о степени его творческого участия. Одно лишь внешнее выражение результатов деятельности может не от­ражать адекватных внутренних изменений ученика.

Важным признаком творческого характера ученического обра­зовательного продукта является также его отличие от первично заданного учителем или имеющимся у школьника. Отличие про­дукта от стандарта может иметь как творческое, так и нетворче­ское проявление.

Объем личной творческой продукции в каждой работе ученика различен, что характеризуется понятием «степень творчества».


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.