Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждане как субъекты административного права




Среди субъектов административного права особое место занимают граждане.

Каждый гражданин Республики Беларусь обладает на ее территории всем перечнем демократических прав и свобод и несет равные конституционные обязанности. Ч.1 ст.2 Конституции Беларуси объявляет, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Соответственно во всех сферах государственного управления, административно–правового регулирования эти конституционные положения должны соблюдаться, выступать в качестве ориентира. Ведь сфера государственного управления является наиболее широким полем для создания условий, необходимых для практической реализации и защиты общего правового статуса гражданина, установленного Конституцией Республики Беларусь, Законом о гражданстве и другими законодательными актами.

Нормы административного права, содержащиеся в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах, решениях местных Советов депутатов, актах органов исполнительной власти, определяют административно–правовой статус гражданина Республики Беларусь, содержанием которого обычно являются права, свободы, обязанности и ответственность гражданина, а также гарантии реализации этих прав, свобод и обязанностей. В нормах административного права конституционные права, свободы и обязанности граждан не только конкретизируются, детализируются, но и получают наиболее ощутимые гарантии, механизмы для своей реализации. Так, нормы административного права:

· влияют на реализацию конкретных конституционных прав граждан (к примеру, право жалобы обеспечивается распоряжением Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1997 г. №128 «О мерах по улучшению работы с обращениями граждан», Положением о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 1 октября 1996 г. №643);

· непосредственно обеспечивают реализацию прав граждан (например, реализация права на образование, на государственную службу предполагает издание ряда нормативных и индивидуальных административно–правовых актов);

· выступают в качестве гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей граждан, закрепляя порядок производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрения органами исполнительной власти многих индивидуальных жалоб, устанавливая ответственность должностных лиц, граждан за невыполнение возложенных на них обязанностей;

· закрепляют права и обязанности граждан в различных областях государственного управления, а равно обязанности органов государственного управления, государственных служащих по отношению к гражданам (например, Правила предоставления услуг местными телефонными сетями, Правила дорожного движения, Положение о специальных приемниках при органах внутренних дел, положения о министерствах, управлениях и отделах исполкомов, должностные инструкции и др.).

Административно–правовой статус граждан определяется объемом и характером их административной правоспособности и дееспособности. Административная правоспособность гражданина означает закрепленную за ним нормами права фактическую возможность быть субъектом административного права, вступать в административно–правовые отношения, иметь права и обязанности. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Ее объем может изменяться только законом. Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, которая возникает в полном объеме, как правило, по достижении гражданином 18–летнего возраста.

Административная дееспособность гражданина заключается в способности им своими личными действиями осуществлять, приобретать права, создавать для себя обязанности и исполнять их, а также нести юридическую ответственность за свое поведение. Административная правоспособность служит основой для осуществления дееспособными гражданами субъективных прав и обязанностей, вступления их в конкретные административно–правовые отношения.

Отдельные административисты (Д.Н.Бахрах, Ю.А.Тихоми-
ров) выделяют общий (базовый) и специальные (видовые) административно–правовые статусы граждан (например, Ю.А.Тихомиров, Курс административного права и процесса. М., 1998.
С. 345–347).

Понятие государственной службы

Государственная служба – особый важнейший вид службы вообще. До 1994 г. в условиях отсутствия института государственной службы под государственной службой понималась работа, выполнение служебных обязанностей в любой государственной организации (в органах государства, на предприятиях – руководители, инженерно–технический персонал и др., учреждени-
ях – школы, культурно–просветительные и медицинские учреждения и др.). В результате до недавнего времени под государственными служащими понимался весьма широкий круг граждан, занимавших должности в любых государственных организациях. 23 ноября 1993 г. был принят Закон об основах службы в государственном аппарате, в котором четко выражено ограничительное, узкое понимание государственной службы через раскрытие понятия «служба в государственном аппарате». Согласно ст.1 указанного Закона, государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемый гражданами на профессиональной основе в определяемых законом государственных органах в целях выполнения задач и функций государства.

В понятии «государственная служба» ведущим признаком является прилагательное «государственная», что подчеркивает прямую зависимость государственной службы, ее сущности и назначения от природы, основных черт и функций государства.

Государственная служба – это, прежде всего, профессиональная деятельность публичного характера, осуществляемая в рамках полномочий от имени и по поручению государства. Государственная служба является профессией для государственных служащих, которая требует специальных теоретических знаний и практических навыков.

С учетом указанных признаков государственной службы в ст.8 Закона об основах службы в государственном аппарате дается более узкое определение государственного служащего. В настоящее время с помощью декретов и указов Президента Республики Беларусь активно формируется правовой институт государственной службы, в который входит преобладающее число норм административного права. Под государственной службой, как правовым институтом, следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (на республиканском и местном уровнях, в государственных органах исполнительной власти, в аппаратах представительной и судебной властей, в контрольно–надзорных органах, таможенных и налоговых органах, органах финансовых расследований и др., принципы службы, государственная должность и ее виды, реестры государственных должностей), формирования статуса государственного служащего и эффективных гарантий осуществления должностных полномочий, а также механизма прохождения государственной службы и прекращения государственно–служебного отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.