Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные служащие и их категории




В советское время в силу идеологических догматов понятия «служащий» и «государственный служащий» не разграничивались. Понятие «служащий» распространялось на работников как государственных, так и негосударственных структур (партийных, комсомольских, профсоюзных и др.). Принятый в 1993 г. Закон об основах службы в государственном аппарате внес определенную четкость, ясность в определяющие признаки понятия «государственный служащий». Это позволяет сформулировать следующее определение государственного служащего: государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке должность в государственном аппарате, наделенный соответствующими должностными полномочиями и осуществляющий их на профессиональной основе от имени и по поручению государства за его денежное вознаграждение.

Согласно Закону об основах службы в государственном аппарате, к служащим государственного аппарата относятся граждане Республики Беларусь, которые занимают в установленном порядке должности в аппарате Парламента, Президента Республики Беларусь, Конституционного Суда, Центральной Комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, министерств, государственных комитетов и других центральных органов управления, органов местного управления; в судах, прокуратуре, государственных нотариальных конторах, органах государственного контроля, Национальном банке Республики Беларусь, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, таможенных органах; в других государственных органах, создающихся Национальным собранием Республики Беларусь и его органами, Президентом Республики Беларусь, наделены соответствующим полномочиями и получают за свой труд установленную государством зарплату (ч.1 ст.8).

Государственные служащие служат государству, выполняют его волю, выраженную в его предписаниях – законах и других нормативных правовых актах, проводят в жизнь государственную политику, реализуют на практике государственные функции, представляют государство в его многообразных взаимоотношениях, решают государственные задачи в экономической, социальной и административно–политической сферах.

Важно отметить, что в правовом государстве его служащие служат не должностным лицам, руководителям, а праву, закону, обеспечивая реализацию прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Они призваны, своей деятельностью, обеспечивать, создавать необходимые условия для стабильного, устойчивого развития общества и государства, производственной, социально–культурной и другой деятельности. От служащих в значительной степени зависит авторитет государства и его государственных органов, политическая стабильность в обществе и государстве.

Оплата труда государственных служащих осуществляется, как правило, из государственного бюджета.

Деятельность, государственных служащих Республики Беларусь, их правовое положение регулируется Законом об основах службы в государственном аппарате, вступившем в силу 1 марта 1994 г., и другими законодательными и нормативными актами. Наиболее важное влияние на формирование института государственной службы, повышение его престижа в обществе и государстве, укрепление правового статуса государственных служащих оказали декреты и указы Президента Республики Беларусь. Следует отметить такие указы Президента Беларуси, как: «О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» от 14 ноября 1995 г. №464, «О совершенствовании работы с руководящими кадрами в системе государственных органов» от 17 июля 1996 г. №253, «О совершенствовании организации переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов» от 24 января 1997 г. №100 и «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения классов служащих государственного аппарата и размеров надбавок за классы служащих государственного аппарата» от 27 октября
1997 г. №545. В целях обеспечения единых принципов и условий материального и социального обеспечения государственных служащих принят Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1997 г. №16 «О некоторых мерах по упорядочению материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц».

В 1967 г. Госкомитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы утвердил Единую номенклатуру должностей служащих, которая разделила служащих на три категории: руководители, специалисты и технические исполнители. Ныне действующий Квалификационный справочник должностей государственных служащих, утвержденный Постановлением Госкомтруда Республики Беларусь от 21 декабря 1993 г., выделяет две категории служащих: руководителей и исполнителей (специалисты, референты, советники, консультанты).

Руководитель – государственный служащий, возглавляющий государственный орган (его структурное подразделение), наделенный полномочиями принимать решения, давать указания подчиненным, контролировать исполнение ими должностных обязанностей.

Исполнители – это наиболее значительная по численности категория государственных служащих, имеющих необходимое профессиональное образование, навыки и способствующих выполнению задач и функций государственного органа (его структурного подразделения) или выполняющих их в рамках занимаемой государственной должности. Эта часть государственных служащих практически исполняет то, что возложено на государственную организацию.

В зависимости от характера полномочий, степени публичности функций, осуществляемых государственными служащими, обычно выделяют должностных лиц и представителей государственной власти.

Государственные служащие, которые при исполнении возложенных на них функций, осуществляют деятельность, имеющую публичную значимость, выступающую основой для иных юридически значимых действий, или непосредственно совершают юридически значимые действия, устанавливающие, изменяющие, прекращающие правовые отношения, являются должностными лицами. К ним относят руководителей государственных органов, предприятий, организаций, учреждений, их заместителей, начальников структурных подразделений и др. В пределах своей компетенции они издают административные акты, принимают на работу или увольняют с работы, распоряжаются финансовыми средствами, применяют меры поощрения или дисциплинарного воздействия, совершают юридически значимые действия и т.п.

Представители государственной власти – это должностные лица особого рода. Они совершают юридически значимые действия и т.п. Они вправе давать обязательные указания, предписания лицам, которые не находятся в их подчинении. К ним относятся, например, работники налоговых инспекций, работники таможенных органов, государственные инспекторы органов санитарно–эпидемиологического надзора, пожарного надзора, лесного хозяйства, прокуроры, большинство работников милиции.

В число государственных служащих не входят многие работники, которые осуществляют служебную деятельность, служат обществу и государству. К гражданским (негосударственным) служащим относят врачей, инженеров, учителей, преподавателей, научных и библиотечных работников и др. Они, как правило, не обладают административно–распорядительными полномочиями.

Впомогательный персонал составляют гражданские служащие, которые осуществляют техническое обслуживание и обеспечивают надлежащее функционирование государственного аппарата. К ним относят лиц, совершающих материально–технические операции (машинистки, секретари, делопроизводители, архивариусы, библиотекари и др.). Перечень таких лиц утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 1994 г. №46. Правом вносить в него изменения наделено Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов. Согласно ч.4 ст.8 Закона об основах службы в государственном аппарате, к служащим государственного аппарата не относятся лица, составляющие вспомогательный персонал.

Порядок прохождения государственной службы

Прохождение государственной службы – непрерывный процесс государственно–служебной деятельности, связанной с возникновением, развитием и прекращением государственно–служебных отношений. При этом данный процесс имеет основные этапы, которые тщательно регламентируются Трудовым кодексом, Законом об основах службы в государственном аппарате, декретами и указами Президента Республики Беларусь, актами законодательства, другими правовыми актами.

Основанием возникновения государственно–служебных отношений является в большинстве случаев приказ руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность того или иного лица (следует отметить, что наиболее распространенным способом замещения должностей в госаппарате Республики Беларусь считается назначение). С этого момента у государственного служащего возникают основные и должностные обязанности и права для выполнения возложенных на него функций.

Согласно ст.39 Конституции, граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. При поступлении гражданина на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, политических воззрений.

Не имеют права занимать должности в государственном аппарате граждане:

· профессиональная подготовка которых не соответствует квалификационным требованиям;

· ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные недееспособными, а также те, кому судом запрещено занимать должности в государственном аппарате или заниматься определенной деятельностью;

· имеющие, в соответствии с заключением медицинского учреждения, заболевание, препятствующее выполнению служебных обязанностей;

· имеющие судимость, не снятую или непогашенную в установленном законом порядке (ст.9 Закона об основах службы в государственном аппарате).

Запрещается также состоять на государственной службе лицам близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Для поступления на государственную службу гражданин должен представить ряд документов: личное заявление; документ, удостоверяющий личность (паспорт); трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; декларацию о доходах и имуществе.

Кандидаты на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, проходят медицинское обследование, специальную проверку на допуск к государственным секретам, представляя в Государственный секретариат Совета Безопасности следующие документы о себе: справку–объективку; характеристику, отражающую его деловые, профессиональные и личностные качества, организаторские способности, умение работать с людьми; выписку из протокола решения Межведомственной медицинской комиссии Республики Беларусь о его первичном медицинском обследовании; анкету; автобиографию; декларацию о своих доходах, имуществе и совершеннолетних членах своей семьи, совместно с ним проживающих и ведущих совместное хозяйство.

Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или на условиях контракта, заключенного в письменной форме на определенный срок (не менее одного года и не более 15 лет).

Для служащих государственного аппарата установлены классы: высший класс и 12 классов, из который 12–й класс является низшим. Присвоение классов служащим госаппарата производится соответствующей комиссией в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией, стажем работы в госаппарате, а также с учетом ранее присвоенного класса. Приоритетное значение при этом имеет занимаемая должность.

В целях совершенствования управленческой деятельности, определения уровня профессиональной подготовки и наиболее рационального использования государственных служащих, установления соответствия их занимаемой должности в государственном аппарате проводятся периодические аттестации. Так, руководящие работники системы государственных органов, должности которых включены в «Кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь», проходят периодическую аттестацию один раз в 2,5 года. С государственными служащими, осуществляющими служебную деятельность на условиях контракта, проводится аттестация не реже одного раза в три года.

Прекращение государственно–служебных отношений осуществляется на основании выхода в отставку госслужащего или его увольнения, в том числе и в связи с выходом на пенсию Увольнение возможно как по инициативе руководителя госоргана (его структурного подразделения), так и по инициативе государственного служащего. Например, служащие государственного аппарата имеют право на отставку при наличии общего трудового стажа (для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее
25 лет) и стажа работы в качестве госслужащего не менее 20 лет. При этом руководители высших государственных органов (Премьер–министр Республики Беларусь и другие члены Правительства, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля и др.) имеют право на отставку независимо от времени нахождения в должности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.