Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники личного происхождения: видовая модель




Конец XVII — начало XVIII века

Матвеев А. А.

Созерцание краткое лет

Медведев Сильвестр25.

Сен-Симон

Частной я именую историю, если она относится к временам автора и его стране, повествуя о том, что проис­ходит у всех на глазах. Писать историю своей страны и сво­его времени — значит тщательно и обдуманно воскрешать в уме виден­ные, пережитые, узнанные из безуп­речного источника события на теат­ре жизни.

...я не зижу ничего, что было бы полезнее этой двойной отрадной возможности просвещаться, читая историю своей страны и своего вре­мени, и, следственно, ничего более дозволительного, чем писать после­днюю...

Конец XVII века

...Подобает нам содеявшия в наша времена какие-либо дела не прида­вать забвению...

...Писанием оставити вежество, ибо мнози о тех делах глаголют и соперство между себе творят... абаче инии истинствовати не могут...

7190, 91 и 92, в них же, что содеяся

во гражданстве

...Сей автор не за любочестие свое и не праздную себе хвалу, но для общей всех памяти о том потщится сей малый труд принять, дабы все­гда в Российском государстве бла­горазумные и любопытные читате­ли, вразумляющиеся полезно, к бу­дущему известию своему, для познания родящихся сыновей своих от род в род оставляли незабвенно...

" Цит. по: ЧекуноваА. Е. Русское мемуарное наследие второй половины XVII— XVIII в.: Опыт источниковедческого анализа. М, 1995. 136 с.

Я не вижу существенных различий в целеполагании Сен-Симона, с одной стороны, и Сильвестра Медведева и А. А. Матвеева — с другой. И в этой связи крайне примечательно как название труда Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же, что содея­ся во гражданстве», так и его цель — «писанием оставити вежество».

Итак, поскольку вполне логичная на русском материале конст­рукция плохо работает при обращении к западноевропейским источ­никам, предложим скорректированную модель источников личного происхождения.

Попытаемся выстроить модель вида источников личного проис­хождения нового времени как в коэкзистенциальном (проблема клас­сификации), так и в эволюционном пространстве (проблема перио­дизации).

Проблема классификации

Первым и основным критерием классификации источников лич­ного происхождения является направленность устанавливаемых ими коммуникационных связей, которая в свою очередь рассматривается

в двух аспектах.

Во-первых, источники личного происхождения можно разделить на автокоммуникативные (дневники) и направленные на межлично­стную коммуникацию. Во второй группе можно выделить источники с фиксированным адресатом (эпистолярные источники, отчасти мему­ары-автобиографии, предназначенные для собственных потомков ме­муариста) и с неопределенным адресатом (мемуары—«современные истории», эссеистика, исповеди).

Во-вторых, направленность источника личного происхождения на установление связей в эволюционном или коэкзистенциальном це­лом.

К источникам, направленным на установление коммуникации преимущественно в коэкзистенциальном целом, относятся дневники и частная переписка. Но основная функция источников личного проис­хождения — установление вторичных социальных связей индивидуума в эволюционном целом. Это подтверждается и тем, что достаточно часто и источники, отнесенные к первой группе, предназначаются (уже в момент создания) для длительного хранения, а следовательно, потенциально, и для прочтения потомками.

Для сравнения приведем своеобразную «классификацию» источ­ников личного происхождения, которую дает Н. А. Бердяев в фило­софской автобиографии «Самопознание»:

«Книги, написанные о себе, очень эгоцентричны. В литературе "вос­поминаний" это часто раздражает. Автор вспоминает о других лю-

дях и событиях и говорит больше всего о себе. Есть несколько типов книг, написанных о себе и своей жизни. Есть, прежде всего, дневник, который автор вел из года в год, изо дня в день. Это очень свободная форма, которую сейчас особенно любят французы <...> Есть испо­ведь. Блаженный Августин и Ж.-Ж. Руссо дали наиболее прославлен­ные примеры. Есть воспоминания. Необъятная литература, служащая материалом для истории. «Былое и думы» Герцена — самая блестя­щая книга воспоминаний. Наконец, есть автобиография, рассказываю­щая события жизни внешние и внутренние в хронологическом поряд­ке. Все эти типы книг хотят с большей или меньшей правдивостью и точностью рассказать о том, что было, запечатлеть бывшее»26.

Приведенная классификация принципиально важна не только потому, что обусловливает различия в методике изучения разных ви­дов исторических источников. Например, вполне очевидны различия в установлении влияния адресата на автора при фиксированном и нефиксированном адресате и т.д. Но важно отметить, что различная адресность и направленность коммуникации на эволюционное или коэкзистенциальное целое самым существенным образом сказывает­ся на степени сохранности исторических источников, их сосредото­ченности в архивохранилищах, возможностях их поиска. Все это в конечном счете определяет степень адекватности наших представле­ний о том или ином виде исторических источников.

Говоря об общих свойствах источников нового времени, мы отме­чали, что значительная часть их уже в момент создания предназнача­лась к изданию. Что касается источников личного происхождения — то это источники с нефиксированным адресатом: мемуары—«совре­менные истории», эссеистика, исповеди. Причем и здесь мы должны разделить источники, предназначенные, как правило, к немедленно­му опубликованию (эссеистика), и источники с отложенной публи­кацией (значительная часть мемуаров—«современных историй»).

Что касается дневников как автокоммуникативных источников, частной переписки, имеющей конкретного адресата, или мемуаров-автобиографий, часто предназначенных прямым потомкам, то они за­частую если и не уничтожались самим автором или адресатом, то хра­нились небрежно и гибли, и даже если бережно сохранялись потомка­ми, то системы их приема на государственное хранение (в отличие от, например, делопроизводственных источников, также не предназначав­шихся для печати) не существовало, да и не существует до сих пор. Попасть в архив они могли, как правило, в составе личных фондов, а еще чаще коллекций, что затрудняет их поиск и использование.

С. 6. 254

Бердяев Н. А Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1990.

Кроме того, отношение к сохранению источников личного проис­хождения было различным в разных слоях общества и не оставалось неизменным на протяжении всего рассматриваемого периода. В 60-е годы XVIII в,, а затем в 60-е годы XIX в. отношение к источникам личного происхождения меняется.

Итак, прежде чем перейти к рассмотрению эволюции источников личного происхождения, подчеркнем, что наши представления о ме­муарах—довременных историях», эссеистике и исповедях гораздо более адекватны, чем о дневниках, эпистолярных источниках и мемуарах-автобиографиях с внутрифамильными целями.

Проблема периодизации21

1) XVII в.

Выделенные виды источников личного происхождения (кроме исповедей) постепенно формируются в Западной Европе на протя­жении XVI—XVII вв., в России преимущественно в XVII в., после Смуты (кроме эссеистики).

В дальнейшем эволюция источников личного происхождения в России существенно отличается от западноевропейского процесса, что сказывается в первую очередь на эволюции мемуаристики. В Западной Европе развитие мемуаристики определяется двумя факторами, от­сутствующими в России: постоянным накоплением исторических зна­ний, европейские мемуаристы имеют возможность читать античных и средневековых авторов, знакомиться со своей национальной истори­ей (достаточно напомнить, что Большие французские хроники изда­ются типографским способом с 1480 г.) и формированием обществен­ного мнения. Для России же характерно позднее становление истори­ческого сознания и формирование общества (не будем здесь дискутировать по вопросу, сформировалось ли оно вообще).

2) С начала XVIII в. до 1760-х годов

В начале XVIII в. в поступательный процесс эмансипации челове­ческой индивидуальности и создания вторичных социальных связей, формирования и структурирования общества резко вмешивается го­сударство, ускоряя и, естественно, деформируя этот процесс, что не способствует развитию источников личного происхождения, и на протяжении практически всего XVIII в. эти источники в России раз­виты мало. О степени распространенности дневников и частной пере­писки нам, в силу вышеуказанных причин, судить сложно. Эссеисти­ка практически отсутствует, а что касается мемуаристики, то в основ­ном встречаются мемуары-автобиографии. Русские мемуаристы еще в XVIII в. писали свои мемуары-автобиографии изолированно друг от

27 Решается по преимуществу на российском материале из-за недостаточной разработанности этой проблематики в историографии.

друга, Тартаковский очень точно подметил, что многочисленные ссылки русских мемуаристов на уже существующие прецеденты говорят «не о сложившейся преемственности, а как раз о почти полном ее отсут­ствии на ранних стадиях развития мемуаристики, ибо сама потреб­ность опереться на чей-то прежний опыт, оправдаться перед собой и узким кругом возможных читателей, указывает на то, каким необыч­ным, дерзким являлось для автора ведение записок, как остро ощу­щал он "новизну жанра", а отнюдь не его традиционность».

В 60-е годы XVIII в. в русском обществе начинает просыпаться интерес к истории, пока еще не к истории собственного народа и государства, а к классическим ее образцам.

3) 60-е годы. XVIII в. - 60-е годы XIX в.

Указанная тенденция хотя и весьма существенна, но затрагивает по преимуществу образованную часть общества. На «демократизацию» авторского состава мемуаристов повлиял ряд крупных исторических событий, в частности губернская реформа Екатерины II и в гораздо большей степени — Отечественная война 1812 г. Характер этого влия­ния на отдельные виды источников личного происхождения будет рассмотрен особо, а пока отметим, что на первый план постепенно выдвигаются мемуары — «современные истории».

4) С 60-х годов XIX в.

К этому времени завершается длившийся в течение века процесс становления исторического сознания русского общества. Самым убе­дительным свидетельством этого является начало издания историчес­ких журналов, в частности «Русского архива» П. И. Бартенева. Издание исторических журналов говорит не только об общественном интересе к истории. От традиционной историографии их отличает интерес пре­имущественно к недавней отечественной истории XVIII-XIX вв., чем предшествующая историография практически не интересовалась. В этих условиях мемуаристика естественно приобретает статус историческо­го свидетельства. Мемуарист пишет уже по преимуществу не о себе на фоне эпохи, а о современных ему событиях, которые общество (именно общество) признает историческими. Именно через отбор объектов описания проявляется унифицирующее влияние среды на мемуариста при переходе от нового времени к новейшему.

Отличие нашей позиции состоит не только в расширении круга источников личного происхождения за счет эссеистики и исповедей, а в том, что мы рассматриваем мемуары-автобиографии и мемуары — «современные истории» как два вида исторических источников, отли­чающихся по своим первичным социальным функциям.

Итак, представляемая нами система хотя абсолютно не противо-

речит, но существенно отличается от сложившейся в отечественной историографии. Причина этого в привлечении не только российско­го, но и западноевропейского материала.

Скорректировав таким образом видовую модель, перейдем к опи­санию отдельных ее составляющих.

4. Мемуары — ^современные истории»

В первую очередь требует пояснения сам термин. Выше отмеча­лось, что отечественная историография не разделяет мемуары на виды, а выделяет этапы становления и развития мемуаристики, однако вы­ход за пределы источников только российской истории заставляет нас выделить эту группу мемуаристики, поскольку именно она наиболее характерна для западноевропейской источниковой базы. За неимени­ем лучшего, нам пришлось воспользоваться термином, принятым в англоязычной историографии (Contemporary History), а также по смыс­лу соответствующим самоопределению данного вида во французской традиции.

Мемуары—«современные истории» — вид источников личного про­исхождения, целью которых является индивидуальная фиксация об­щественно-значимых событий с целью передачи их в эволюционном целом.

Общепризнано, что начало данному виду исторических источни­ков положили «Мемуары» Филиппа де Коммина, написанные в кон­це XV в. и впервые опубликованные в 1524 г. То, как автор описывает цель создания своих мемуаров и понимание особенностей этого жан­ра, было приведено выше. Здесь же остановимся лишь на проводимом самим Филиппом де Коммином сопоставлении его труда с трудом хро­ниста:

«...Хронисты обычно пишут лишь то, что служит в похвалу тем лицам, о которых они говорят, и о многом умалчивают или же подчас не знают правды. А я решил невзирая на лица говорить только о том, что истинно и что я видел сам или узнал от достаточно важных персон, которые достойны доверия. Ведь не бывает, надо полагать, столь мудрых государей, что не ошибались бы иногда, а при долгой жиз­ни — и частенько. Но такими они и их дела предстают тогда, когда о них сказана вся правда. Самые великие сенаты и консулы, какие только были и есть, заблуждались и заблуждаются, и это можно на­блюдать каждодневно...

...Хотя меня не было на месте этих событий, я был осведомлен о том, как там идут дела, в которых хорошо разбирался, поскольку имел о них представление и знал, в каком положении находятся обе стороны; позднее мне о них рассказали те люди с той и другой стороны, которые их вели... [С. 192]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.