КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательные акты: проблемы сравнительного анализа
Законодательные акты: сравнительное исследование Законодательство — вид исторических источников, объединяющий документы нормативного характера, санкционированные верховной властью. Ввиду целого ряда особенностей законодательных актов как вида исторических источников нового времени необходимо предложить принципиально иные подходы к компаративному исследованию законодательства как вида исторических источников. Во-первых, необходимо доказать, что мы в принципе можем рассматривать российское законодательство XVIII—XIX вв. как законодательство нового времени и попытаться обнаружить хронологическую грань этого перехода. Во-вторых, целесообразно соотнести российское законодательство с двумя мировыми системами права. В-третьих, целесообразно попытаться выявить структуру российского законодательства по разновидностям, что должно дать перспективы дальнейшего исследования. Сравнительный анализ законодательства вызывает особые трудности по целому ряду причин. Во-первых, законодательство как вид исторических источников не возникает в новое время, что лишает нас возможности сопостав- ления времени его возникновения в рамках рассматриваемого нами периода. Во-вторых, законодательство явно недостаточно изучено как видовой комплекс: продолжает существовать проблема определения самого понятия «закон» на протяжении большей части российской истории нового и новейшего времени; неясна номенклатура и иерархия разновидностей российского законодательства нового времени. Все это затрудняет сопоставление структур данного вида исторических источников в разных странах. В-третьих, в историко-юридических исследованиях, в которых законодательные акты рассматриваются в качестве источника права, принята систематизация законодательных норм по отраслям права, что не отражает специфику собственно законодательных актов. В свою очередь это порождает опасность подменить сравнительный анализ законодательства сравнительным анализом правовых норм (например, сравнением уголовного права, права собственности и т.д.). Основная сложность сравнительного исследования законодательства XVIII—XIX вв. состоит в том, что в историко-правоведческих исследованиях не сформировано понятие «закон» применительно к рассматриваемому периоду, что, естественно, является следствием отсутствия четкого определения этого понятия самим законодателем. В работах историков права мы находим самые общие определения этого понятия. Все исследователи отмечают, что в законодательстве оформляется воля императора. Г. В. Вернадский пишет: «Начиная с Петра Великого, единственным источником права делается вопя законодателя; это период правотворчества императорских указов...»47. Более четкое определение закона мы находим у М. Ф. Владимирс-кого-Буданова: «В период империи установилось понятие о законе как о воле государя, правильно объявленной»*8. На постепенную выработку порядка «объявления воли» императора обращает внимание и Вернадский, который пишет, что «...сами государи стремились установить незыблемый формы для отправления своей законодательной деятельности», что проявилось в том, что 47 Вернадский Г, В. Обзор истории права Русского государства XV11I-XIX вв. (Период империи). Прага, I924. С. 7. 411 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Пг.; Киев, 1915. С.260. «...определена была непременная форма публикации и регистрации законов — через Сенат...» и «постепенно делались попытки установить особую непременную форму для предварительной подготовки или особой прочности юридического бытия группы наиболее существенных законодательных актов»1". Идеологизированное, но столь же общее определение закона дает Б. М. Кочаков в работе, опубликованной в 1937 г.: «Закон, являясь общеобязательной, созданной государственной властью нормой, есть... определенное, в результате классовой борьбы созданное выражение воли господствующего класса, определенное орудие классовой политики государства...»50. Интерес в работе Кочакова представляет то, что это общее положение автор конкретизирует, исходя из характера эволюции центральной власти, с укреплением которой «...появляется необходимость в дифференциации правительственных распоряжений» и тогда «закон — это уже определенный вид распоряжения, это — указ, издаваемый определенным порядком»51. При этом в XVIII в., по мнению Кочакова, в России не было точного понятия закона, господствовал царский указ и существовало стремление, остававшееся на протяжении XVIII в. безуспешным, выделить из всего многообразия указов те, которые по их юридическому действию можно было бы рассматривать как законы. В XIX в. поиск формальных критериев разделения закона и указа продолжался и шел главным образом по пути фиксации законодательной процедуры. Формальным признаком закона со времен Петра I продолжала оставаться царская подпись, но это правило в XVIII в. нарушалось «объявленными указами», а в XIX в. также и законами от Государственного Совета, одобряемыми словесно. Таким образом, при различии исходных посылок определения понятия «закон» и Владимирский-Буданов, и Вернадский, и Кочаков выделяют два критерия: во-первых, наличие подписи императора и, во-вторых, фиксированный порядок принятия, вырабатывающийся постепенно на протяжении XVIII—XIX вв. Теоретическую разработку понятие «закон» и проблема различия закона и указа получили в XIX в. в работах Н. М. Коркунова. В «Лекциях по общей теории права» Корку нов в теоретическом ключе ставит проблему отличия естественно-научных и юридических законов". В работе 44 Вернадский Г. В. Указ соч. С. 33. 50 Кочаков Б. М. Русский законодательный документ XIX — нач. XX века// Вспомогательные исторические дисциплины, М.; Л., 1937. С. 320. 51 Там же. С. 321. н Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. 9-е изд. СПб., 1909. С. 48-53. «Указ и закон» Коркунов подходит к определению закона, отталкиваясь от исторического развития понятия власти и принципа разделения властей. Он замечает, что говорить об отличии закона от указа можно лишь в том случае, если исполнительная власть отделена от законодательной. По его мнению, в российском законодательстве «...со словом "указ" не соединяется точно определенного значения. До учреждения министерств указами назывались все вообще акты всех органов власти, обращенные к подчиненным им местам и лицам». В XIX в. указ для Коркунова — научная абстракция, собирательное название для «всех общих правил, установленных в порядке управления»™. Итак, четкого определения понятия «закон» и критериев для отделения закона от прочих распоряжений верховной власти в российской историко-правовой науке выработано не было. По-видимому, это в принципе неразрешимая задача, поскольку теоретически разграничить закон и административное распоряжение можно только, когда исполнительная власть отделена от законодательной (и здесь мы вполне можем согласиться с Коркуновым), чего в российской истории не было не только в XVIII—XIX вв., в условиях самодержавной империи, но и на протяжении большей части XX в. Но при этом необходимо учитывать, что на практике историки чаще всего относят к законодательству второй половины XVII — начала XX в. то, что было отобрано в качестве законодательных актов составителями Полного собрания законов российской империи. Стремясь избежать опасности подменить сравнительный анализ законодательства сравнительным анализом правовых норм, все же отметим, что западноевропейское и североамериканское законодательство нового времени характеризуется в первую очередь фиксацией прав личности, очевидно, что российское законодательство не знало аналогичных норм, если не считать в качестве таковых фиксацию прав сословий.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |