КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие системы публикации законодательных актов в XIX в
Порядок ознакомления с законодательными актами государственных служащих Как уже упоминалось, именной указ от 22 января 1724 г. «0 важности Государственных уставов и о неотговорке судьям неведением Законов по производимым делам под опасением штрафа», опубликованный 27 января 1724 г., устанавливал специальный порядок ознакомления с законодательными актами государственных служащих. Указание на причины издания этого указа свидетельствует о том значении, которое стали придавать законодательным актам: «Надлежит обретающимся в Сенате, Синоде, коллегиях, Канцеляриях и во всех судных местах всего Государства ведать все уставы Государственные и важность их, яко первое и главное дело, понеже в том зависит правое и незазорное управление всех дел, и каждому для содержания чести своей, и убежания от впадения неведением в погрешение, и в наказание должно». Санкции, предусмотренные для должностных лиц при незнании законов, весьма суровы: «И дабы впредь никто неведением о Государственных уставах не отговаривался.., и для того от ныне, ежели о каком указе где при каком деле помянуто будет, а кто в то время не возмет того указа смотреть и пренебрежет, а станет неведением отговариваться: таких наказывать в первые отнятием чина на время и штрафу год жалованья, в другой ряд третьею долею всего движимого и недвижимого имения, в третий раз лишением всего имения и чина вовсе». Обращает на себя внимание весьма конкретный и вполне разумный принудительный порядок ознакомления с законами должностных лиц, устанавливаемый этим указом. Предельно конкретные меры ознакомления чиновников с законодательством предусматривали и другие законодательные акты. Например, статья 55 «Устава Благочиния или Полицейского», изданного 8 апреля 1782 г. [Т. XXI. № 15379], гласит: «Председателям, Заседателям и прочим по силе Учреждений употребленным людям читать и перечитывать узаконении и Учреждении, и по крайней мере им на то употребить един досужий час в сутках, дабы отчасу учинились известнее и памяти их возобновлялось положенное на них, и в чем ежечасно подвержены по силе присяги дать отчет и ответ небу г земли». Кстати, в предыдущей, 54-й статье, говорится о необходимости иметь «узаконения и учреждения в заседательной горнице». Итог складывания системы публикации законодательных актов в XVIII в. подведен был в «Предисловии» к первому Полному собранию законов Российской империи, где говорится: «Законы, от Самодержавной Власти исходящие, и общия постановления, Именем Ея от учрежденных мест издаваемый, двумя путями достигают общаго сведения и исполнения: 1) через объявление и обнародование каждого из них в свое время, посредством мест и властей, для сего установленных; и 2) чрез издание их, уже по обнародовании, в виде собраний. Первый путь: обнародование, всегда признаваем был существенным, и для обязательной силы Закона необходимым». В XIX в. развиваются оба эти направления. В 1826—1830 гг. Второе отделение собственной его императорского величества канцелярии в связи с работой по созданию Свода законов Российской империи проводит грандиозную работу по собиранию законодательства, начиная с Соборного Уложения. В результате в 1830 г. издается 45 томов первого Полного собрания законов Российской империи, включающего законодательные акты от Соборного Уложения до начала правления Николая I. Второе Полное собрание законов Российской империи начинает готовиться параллельно с первым, и его первый том выходит также в 1830 г. Начиная со второго Собрания законодательные акты включаются в эту публикацию по мере принятия, поэтому если первое Собрание было издано полностью в 1830 г., то очередные тома второго и третьего Собраний выходили один раз в несколько лет и их издание растянулось на весь охватываемый ими период. Второе Полное собрание законов охватывает время правления Николая I и Александра II. Третье Полное собрание законов включает законодательство Александра III и Николая II, его издание прерывается с началом Первой мировой войны. Текущую публикацию осуществляет Правительствующий Сенат, за которым в XIX в. закрепляется функция хранителя и публикатора законодательных актов. С 1863 г. начинает выходить «Собраниеузаконений и распоряжений, издаваемых при Правительствующем Сенате». Оно выходит дважды в неделю и публикует текущее законодательство. Особенностью его структуры является то, что в нем законодательные акты публикуются не в порядке их утверждения, а в порядке их поступления в Сенат. Среди новых характеристик законодательства установление порядка обязательной публикации законодательных актов надо отметить особо, поскольку здесь проявляется взаимосвязь многих новых свойств законодательства. Во-первых, на протяжении XVIII в. начинает устанавливаться порядок прохождения законодательных актов, который определяет их юридическую силу, что также связано с установлением приоритета закона. И хотя на протяжении всего XVIII в. этот порядок остается весьма зыбким и неустойчивым, одно правило соблюдается весьма четко: публикация законодательного акта — обязательное условие его вступления в силу. Во-вторых, вполне очевидна взаимосвязь публикации законодательных актов и установления принципа: «незнание закона не освобождает от ответственности», которую неоднократно подчеркивал и сам законодатель. Например, в конце именного указа от 28 января 1720 г. «О делании юфти с ворванным салом» говорилось: «А ныне для исполнения, чтоб всяких чинов люди о том о всем чинили по вышеписанному Его Царского Величества указу неотменно, сим Его Царского Величества указом паки публикуется, дабы в том впредь никто неведением не отговаривался». Изначально были рассчитаны на самую широкую публикацию и законодательные акты такой разновидности, как манифесты, также возникающие в XVIII в. и продолжающие существовать в XIX — начале XX в.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |