КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятию «профессия» можно дать несколько определений
Профессия – это общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей профессии «психологи» примерно одинаковая. Профессия – область приложения сил, связанная с выделением и уточнением самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Вся история психологии – попытки понять, что такое душа («психика»), с помощью какого метода ее лучше исследовать и развивать. Профессия – деятельность и область проявления личности, которая позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала. Профессия – исторически развивающаяся система. Само слово «профессия» происходит от латинского «profiteri» – «говорить публично». Сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста. Профессия – реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Представители данной профессии должны сами определять место своей профессии в общественной системе. Именно благодаря конкретным психологам психология развивается как наука и практика. Известный отечественный психолог С.М.Богословский дал следующее определение профессии: «Профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данной лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию … и признается за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее уточнение С.М.Богословского («признается за профессию личным самосознанием данного лица») позволяет выделить самый важный психологический аспект профессиональной деятельности и даже обозначить некоторые «парадоксы» профессионализации. В частности, человек может очень хорошо выполнять свои обязанности (делать все, что от него требуют), но при этом ненавидеть свою работу. В этом случае сложно сказать, что такая работа является «профессией» для «данного лица». О таких людях Э. Фромм говорил как о людях с «отчужденным характером», для которых характерен разрыв их сущности с основным делом жизни, что и порождает со временем многие психические проблемы и заболевания, превращая таких «работников» в пациентов[6].
В целом понятие «профессия» включает следующие характеристики:
Существует определённая классификация профессий (см. таблицу далее) [7].
Специальность Специальность - это деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций, необходимых для общества, которая дает ему возможность взамен выполненного труда получить необходимые средства существования и развития. Можно сказать, что профессия - это группа родственных специальностей. «Специальность» - это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «консультативная психология», «клиническая психология» и т.п. Еще более конкретным понятием является «должность» или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций. Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким образованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и конкретные должности. Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняется как её место в системе отношений, так и требования к специалисту.
При многообразии психологических специальностей общими для них является следующее: 1) требуют высококвалифицированного труда, длительной подготовки; 2) относятся к группе профессий «человек-человек»; 3) основными средствами в них выступают функциональные средства труда; 4) предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как: рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к людям и др.
Можно выделить три основных типа профессиональной деятельности психологов: 1) научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей); 2) практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика); 3) обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей). Можно дать общее определение: психолог — это человек, который профессионально занимается психологией в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии. Каждый из этих типов предъявляет специфические требования к профессиональной подготовке и способностям специалиста. Например, хороший учёный не обязан быть хорошим практиком или преподавателем, и наоборот. Для психолога-учёного особенно важны способности к поиску новых знаний и их обобщению. Для психолога-практика – способности применения психологических знаний на практике. Для преподавателя психологии – способности систематизировать и передавать знания другим людям.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |