Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями




Как и среди остальных людей, среди психологов бывают мудрые и не слишком, но речь не об этом. Речь о еще одном искушении «сверхчеловечеством» — искушение ролью Великого Учителя, мессии, пастыря, гуру — искушение тем более соблазнительное, что многие приходящие за помощью готовы в психологе такового признать. Разумеется, есть психологи, на такую роль претендующие — как вообще достаточно людей, полагающих, что именно они ведают главные истины жизни и зовут (а то и тащат насильно) за собой, полагая, что именно они «знают, как надо». Но если кто–то и знает истину — то лишь Тот, кто Выше, а самообожествление, вероятно, лишь проявление мелкой гордыни и неудовлетворенного самолюбия. Психолог — не священник и не имеет права говорить от Божьего имени; он не вправе навязывать свой путь и свое мировидение, он может лишь постараться помочь другому увидеть собственный его — другого — путь или его возможность.

6. Психолог имеет дело с «ненормальными» людьми. Нормальный, здоровый человек к психологу не пойдет. Один из самых популярных мифов. Прежде всего, психолог чаще всего имеет дело со здоровыми людьми, имеющими те или иные трудности, проблемы. С психическими отклонениями имеет дело врач, психиатр. Психолог не имеет медицинского образования и даже не имеет права лечить. Что касается разделения психолог и психотерапевт, то оно не столь очевидно. Однако можно сказать, что психотерапевт имеет дело с более сложными случаями, более глубокими психологическими травмами, личностными проблемами. Психотерапия предполагает более глубокую и долгосрочную работу, в ходе которой довольно существенно может измениться внутренний мир клиента. Психолог же скорее консультирует, разбирается с частными случаями, дает рекомендации (к примеру, психолог вместе с клиентом может наработать список приемов, помогающих расслабиться или, наоборот, сосредоточиться и т.п.). Однако пока это разделение довольно условно. Да и работа, начавшаяся как консультация, может перерасти в серьезную и длительную психотерапию.

7. «Психоаналитик» и «психолог» – это одно и то же. На самом деле эти слова – не синонимы. Психоанализ – лишь одно из направлений в психологии, со своими принципами и спецификой работы. Именно работу психоаналитика вы наблюдаете, когда видите, как человек ложится на кушетку и начинает рассказывать о себе. Кстати, хоть кушетка и считается традиционно атрибутом психоанализа, но современные психоаналитики уже далеко не всегда ее используют. Кроме психоанализа существует еще несколько направлений (подходов) в психологии, в рамках которых могут работать психологи: гештальт-психология, когнитивная психология, экзистенциальная психология и др. У каждого подхода свои принципы, способы работы и т.д.

8. У психолога не должно быть проблем, иначе какой же он психолог и как может помочь другим?! Психолог – не Бог. У него могут быть и бывают проблемы. Единственное, что требуется от хорошего специалиста, это осознавать свои проблемы, держать их под контролем, чтоб вовремя отследить, если его проблемы начинают мешать эффективной работе с клиентом. Для этого, по-хорошему, психолог сам должен периодически проходить личную психотерапию.

Как показывает опыт, люди, приходящие на факультеты психологии, как правило, в той или иной степени ориентируются на один или несколько упомянутых мифов, стоящих за тем, как они формулируют причины своего профессионального выбора. Чаще всего звучит следующее:

«Хочу лучше в себе разобраться». Мотив по–человечески весьма достойный, но, согласитесь, разбираться в себе — это не профессия.

«Хочу помогать людям». Весьма достойно и красиво — если сказано честно. Действительно, практический психолог — один из тех (но не единственный), кто помогает другим. Но что за этим стоит? Почему выбрана именно психология? Ведь помогает другим и священник, и педагог, и социальный работник, и благотворитель, и милиционер, и многие другие.

«Хочу научиться владеть собой».

«Хочу научиться лучше общаться».

«Интересная наука».

Вообще говоря, за каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки, отчего становится иллюзорной и «искушающей», ведя по пути иногда опасному не только для себя, но и для других (о чем в дальнейшем будет специальный разговор).

 

Мифы о психологии и психологах[8]:

1. Психология – наука, все знающая о человека и его душе, психолог – человек, «видящий людей насквозь».

2. Психолог – человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

3. Психолог – человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

4. Психолог – человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

5. Психолог – мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

За каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличено, обретает ложные оттенки,

По этим же причинам мотивы своего профессионального выбора будущие психологи озвучивают следующим образом:

- «Хочу лучше разобраться в себе»;

- «Хочу помогать людям»;

- «Хочу научиться владеть собой»;

- «Хочу научиться лучше общаться»;

- «Интересная наука».

Профессиональный выбор - центральный компонент формирования жизненного плана. Жизненный план – явление одновременно социального и этического порядка. Он возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся (И.С.Кон).

Выбор той или иной профессии молодым человеком помимо собственного интереса к ней, потребности в самоактуализации и самовыражении зачастую определяется ее социальной престижностью, образовательным уровнем, профессиями родителей, благосостоянием семьи, уровнем предполагаемой зарплаты. Любой выбор должен быть осознанным, особенно выбор профессиональный. Каждый человек должен хорошо представлять себе, насколько выбранная им сфера соответствует его склонностям, способностям, интересам, его призванию.

Профессиональное самоопределение – сложный, многомерный и многоступенчатый процесс, включающий осознание запросов общества на данный вид профессиональной деятельности, оптимизацию баланса своих предпочтений, интересов, склонностей и принятие решений на личностном уровне и процесс формирования индивидуального жизненного стиля, частью которого и будет выбранная профессия.

В любом случае профессия должная пробуждать любопытство, нравиться, быть романтичной, увлекательной, вызывать положительные эмоции, приносить удовлетворение, стимулировать непрерывный познавательный и практический интерес и обогащать духовную жизнь.

 

Принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.

 

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их не способен увидеть. «Задача высшего образования заключается не в том, чтобы сделать человека умнее …, но и в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного познания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению»,- С.И.Гессен (1995). Метод научного познания может быть использован специалистом применительно и к самому себе, и к своей научно-практической деятельности, что составляет основу для его профессиональной рефлексии, то есть «видения себя со стороны».

 

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической и формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика. Специалист выбирает методики, адекватные поставленным задачам.

 

4. Особая ответственность психолога-профессионала. Задача профессионала – постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентом, а не брать всю ответственность на себя (как это делает «любитель»).

 

5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами. Это позволяет специалисту быть в курсе событий, обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты просто получать морально-эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку.

 

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании.

 

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала. Задача психолога – создавать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале – научить его обходиться без психолога. В этом проявляется уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем.

 

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию.

 

9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, он не истощается эмоционально и психически, как правило. Психолог должен уделять особое внимание сохранению своего психического и физического здоровья. Это делает его более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям.

 

10. Осторожное и критичное отношение к существующим и появляющимся методам. Профессиональная психология должна удерживать свой предмет науки и научные критерии анализа.

 

 

В полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога–профессионала могут даже далеко не все реально работающие психологи–специалисты. Да и некоторые психологи–любители все–таки могут приближаться к настоящим профессионалам. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической науки и практики.

Профессионализация вообще, и применительно к развитию психолога-профессионала в частности, является длительным и даже противоречивым процессом.

Говоря о профессионализации, выделяют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений, между которыми существуют довольно интересные взаимоотношения. Знания чаще носят осознаваемый характер (и поэтому они приобретаются гораздо быстрее). А вот умения - менее осознаваемые и приобретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания (хотя начинающий специалист еще не обладает настоящим умением, но он уже знает, как надо работать), затем по мере освоения умения оно все менее осознается, все больше «автоматизируется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший специалист с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо работает. Но иногда необходимо все–таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его) и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по–новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала–психолога.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями.

 

Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». Видимо, поэтому Е. А. Климов считает высшим уровнем развития профессионала уровень «наставничества», когда специалист не просто хорошо сам работает, но и способен передать свой лучший опыт другим специалистам (Климов, 1996). Но при этом специалист и сам продолжает свое развитие (продолжается его профессионализация), поскольку, объясняя что–то другим, он начинает лучше в этом разбираться — вот такой «парадокс» профессионализации.

Психолог–профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами (а также коллегами, администрацией, «заказчиками» и т. п.), но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Только преодолевая какую–то сложность, можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности. Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот «шанс» развития, ведь кризисы, к сожалению, иногда «ломают» человека. Поэтому кризисов надо не бояться, к ним надо готовиться.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.