Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восстановительная стоимость капитала 1 страница




Рыночная стоимость установленного капитала

q = ---------------------------------------------------------------

Числитель в q Тобина - стоимость капитальных активов, складывающихся на рынке ценных бумаг. Знаменатель - цена капитальных благ, по которой они могли бы быть приобретены в настоящее время.

Тобин полагает, что объем чистых инвестиций должен зависеть от того, больше q единицы или меньше. Если q больше единицы, то рынок ценных бумаг оценивает установленный капитал в сумму большую, чем стоимость его замещения. И наоборот, если q меньше 1, то рынок ценных бумаг оценивает установленный капитал в сумму меньшую, чем стоимость его замещения. В этом случае менеджеры не будут возмещать капитал по мере его выбытия.

Преимущество q Тобина как средства измерения стимулов к инвестициям заключается в том, что этот показатель отражает как ожидаемую будущую прибыльность капитала, так и его сегодняшнюю прибыльность. Предположим, например, что Конгресс США принимает закон о снижении налога на прибыль корпораций с начала нового года. Ожидаемое снижение налога означает более высокую прибыль для владельцев капитала. Эти высокие ожидаемые прибыли увеличивают рыночную стоимость акций сегодня, что повышает значение q Тобина и, таким образом, стимулирует сегодняшние инвестиции. Таким образом, теория q Тобина означает, что принимаемые инвестиционные решения зависят не только от текущей экономической политики, но и от политики, которая будет проводиться в будущем.

Теория q Тобина полезна и в том плане, что она позволяет достаточно точно интерпретировать роль рынка ценных бумаг в экономике. Предположим, что Вы наблюдаете снижение цен на акции. Поскольку издержки по возмещению капитала остаются достаточно стабильными снижение цен на акции, как правило, означает снижение величины q Тобина. Уменьшение q отражает пессимизм инвесторов относительно текущей или будущей прибыльности капитала. В соответствии с теорией q, уменьшение q приведет к сокращению инвестиций, которое может снизить совокупный спос. Кроме того, теория q дает основания полагать, что колебания рынка ценных бумаг тесно связаны с колебаниями выпуска и занятости. Таким образом, не удивительно, что рынок ценных бумаг является одним из индикаторов экономической активности, за которым внимательно следят специалисты.

 

ФИНАНСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Когда фирма желает осуществить инвестиции в новый капитал, например, строительство новой фабрики, она часто собирает необходимые средства на финансовых рынках. Это финансирование может принимать различные формы - получение банковских ссуд, продажа облигаций населению или продажа акций на рынке ценных бумаг.

В неоклассической модели предполагается, что если фирма готова оплатить издержки на капитал, то средства на финансовом рынке обязательно найдутся.

Вместе с тем, фирмы иногда сталкиваются с предельными размерами сумм, которые они могут получить на финансовых рынках. Ограничения финансирования могут помешать фирмам осуществить прибыльные инвестиции. Когда фирма не в состоянии получить требуемые средства на финансовых рынках, объем средств, которые она может потратить на приобретение новых инвестиционных товаров, ограничен текущими поступлениями от продаж. Эти ограничения так же сказыаются на инвестиционном поведении фирм, как ограничения по заимствованию сказываются на потребительском поведении домашних хозяйств. Ограничения по заимствованию заставляют домашние хозяйства строить свое потребление на основе текущего, а не постоянного дохода. Аналогично, ограничения финансирования заставляют фирмы определить свои инвестиции на основе текущих доходов, а не ожидаемой рентабельности.

Ограничения финансирования делают инвестиции более чувствительными к текущей экономической ситуации.

 

ИНВЕСТИЦИИ В ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Обратимся теперь к другому компоненту инвестиционных расходов - инвестициям в жилье. Рассмотрим простую модель, показывающую, какие факторы определяют обьем инвестиций в жилье. Инвестиции в жилье включают в себя приобретения новых домов как людьми, собирающимися в них жить, так и домовладельцами для последующей сдачи в аренду. Для простоты предположим, что в домах живут их владельцы.

Строительные фирмы строят жилье, которое потом продают по рыночной цене. Их издержки зависят от общего уровня цен, а доходы от цены жилья. Чем выше цена жилья, тем больше стимулов строить дома, и тем активнее жилищное строительство. Строительство новых домов, т.е. инвестиции в жилищное строительство, таким образом, зависит от равновесного значения цены на рынке существующего жилья.

В свою очередь, относительная цена жилья зависит от спроса на жилье, определяемого выгодами от владения собственным жильем. Таким образом, относительная цена жилья играет для инвестиций в жилье во многом такую же роль, какую "q" Тобина играет для инвестиций в основные фонды.

Одним из важнейших факторов, определяющих спрос на жилье, является реальная ставка процента. Многие люди берут ссуды под заклад строящегося дома для финансирования расходов на его строительство; ставка процента выступает в качестве издержек по погашению ссуды. Даже те немногие люди, которым не приходится занимать для того, чтобы купить себе дом, отреагируют на на изменение ставки процента, так как ставка процента выступает в качестве альтернативных издержек при решении вопроса о том, стоит ли вложить свои деньги в жилье или держать их в банке. Таким образом, снижение ставки процента увеличивает спрос на жилье, цены на жилье и инвестиции в жилищное строительство.

 

ИНВЕСТИЦИИ В ЗАПАСЫ

Инвестиции в запасы - один из самых небольших компонентов расходов, составляющий около 1% ВНП, например, США. Вместе с тем, его значительная изменчивость придает ему определенную важность. Во время спада обычно более половины сокращения расходов связано с сокращением инвестиций в запасы.

Причины создания запасов.Запасы служат многим целям. Прежде чем перейти к рассмотрению модели колебаний инвестиций в запасы, давайте обсудим некоторые мотивы образования фирмами запасов.

Одной из причин создания запасов является сглаживание колебаний обьема производства. Рассмотрим фирму, которая переживает временные взлеты и падения обьема продаж. Вместо того, чтобы менять обьем производства в соответствии с колебаниями обьема продаж, может быть более выгодным стабильно производить определенное количество товаров. Когда обьем продаж низкий, фирма производит больше, чем продает, а избыточные товары формируют запас. Когда обьем продаж высок, фирма производит меньше, чем продает и извлекает товары из запаса. Такой мотив образования запасов получил название предотвращения колебаний производства.

Вторая причина образования запасов заключается в том, что запасы могут позволить фирме функционировать эффективнее. Розничные магазины, например, могут эффективнее распродать товар, когда они непосредственно располагают товаром, который можно показать потребителю. Производственные фирмы имеют определенное количество запасных частей, чтобы сократить время простоя сборочной линии из-за поломки оборудования. В некотором смысле мы можем рассматривать запасы как фактор производства: чем большими запасами располагает фирма, тем больше она может произвести готовой продукции.

Третья причина образования запасов - возможность избежать нехватки товаров при неожиданно большом обьеме продаж. Фирмам часто приходится принимать решения, касающиеся призводства, не зная, на какой обьем будет предьявлен спрос. Например, издатель решает, сколько выпустить экземпляров новой книги, не зная, окажется ли она популярной или нет. Если спрос превысит обьем производства, то в течение определенного времени товара не будет в наличии, и фирма потеряет сбыт и прибыль. Наличие запасов может не допустить этого. Такой мотив получил название защиты от исчерпания запасов.

Четвертый мотив образования запасов диктуется самим процессом производства. Многие товары проходят несколько этапов производства, поэтому на их изготовление уходит время. Когда производство товаров не закончено, его компоненты учитываются как часть запасов фирмы. Этот вид запасов получил название незавершенного производства.

 

МОДЕЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА ЗАПАСОВ

Поскольку причин образования запасов много, экономисты разработали множество моделей инвестиций в запасы. Модель акселератора - простая модель, не опирающаяся исключительно на один мотив создания запасов, которая достаточно хорошо обьясняет статистические данные.Эта модель была создана около полувека назад, и ее пытались использовать для анализа всех видов инвестиций. Здесь мы применим ее к тому компоненту инвестиционных расходов, к которому она больше всего подходит - инвестициям в запасы.

В модели акселератора запсов предполагается, что фирма обладает запасами, пропорциональными ее обьему выпуска. Таким образом, если N - уровень запасов, а Y - выпуск, то:

N = bY,

где b- параметр, показывающий, какое количество запасов желает иметь фирма на единицу выпуска.

 

Существует много причин такого определения обьемов запаса. При большом обьеме выпуска у производственных фирм скапливается больше материалов для последующего использования, и больше продукции находится в стадии незавершенного производства. Когда экономика находится на подьеме, предприятия розничной торговли предпочитают иметь на полках больше товаров, демонстрируя их покупателям.

Инвестиции в запасы I равны изменению обьема запасов bN.

Таким образом,

I = bN = bY

Из акселераторной модели следует, что инвестиции в запасы пропорциональны изменениям выпуска. При росте выпуска фирмы желают увеличить запасы, и они осуществляют необходимые инвестиции. При падении выпуска фирмы желают сократить запасы, и они не осуществляют инвестиции. Другими словами, позволяют запасам сокращаться.

Теперь видно, откуда модель получила свое назание. Поскольку переменная Y - это скорость, с которой фирмы производят товары /напомним, что размерность показателя Y - обьем производства в единицу времени/, то bY - это "ускорение" производства. Таким образом, из модели следует, что инвестиции в запасы зависят от того, ускоряется или замедляется развитие экономики.

 

ЗАПАСЫ И РЕАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА

Как и другие составляющие инвестиций, инвестиции в запасы зависят от реальной ставки процента. Когда фирма имеет запас товара и продает его не сегодня, а завтра, она отказывается от процента, который она могла бы получить между сегодняшним днем и завтрашним. Таким образом, реальная ставка процента представляет собой альтернативные издержки хранения запасов.

При повышении реальной ствки процента хранение запасов становится более дорогостоящим, поэтому рационально поступающие фирмы стремятся сократить свои запасы. Таким образом, повышение реальной ставки процента ведет к снижению инвестиций в запасы. Например, в 80-е годы многие фирмы приняли систему поставок "точно в срок", нацеленную на сокращение запасов, производя товары прямо перед моментом продажи. Высокие значения реальной ставки процента, преобладавшие на протяжении большей части этого десятилетия, являются одним из возможных обьяснений этой смены деловой стратегии.

 

4. Фискальная политика

Фискальной политикой с легкой руки Дж.М.Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субьектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему. Представление о том, что фискальные действия правительства могут иметь стабилизирующее воздействие на экономику, стало приобретать широкое признание в период "Великой депрессии" 30-х годов. Ключевую роль в том играла кейнсианская теория занятости. В 1946 г., когда в связи с завершением 2-й мировой войны обострилась проблема безработицы, федеральное правительство США закрепило меру своей ответственности за обеспечение экономической стабильности в Законе о занятости, обязывающем федеральное правительство предпринимать некоторые действия, используя денежную и фискальную политику для поддержания экономической стабильности.

Сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального обьема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением роста осуществляется с помощью дискреционной фискальной политики. Это манипулирование заключается в следующем. Увеличение государственных расходов ведет к росту величины чистого национального продукта. При этом обратите внимание - правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Увеличение правительственных расходов финансируется не за счет роста налогов, иначе говоря, этот процесс сопровождается бюджетным дефицитом. Рост же налогов вызовет моментальное снижение величины чистого национального продукта. Именно фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии.

Далее, рост налогообложения вызовет сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение, в свою очередь, вызывает снижение обьмов потребления и сбережений. И в конце концов, рост налогов вызовет сокращение величины чистого национального продукта.

Наши рассуждения подсказывают, как фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает:

1/ увеличение государственных расходов;

или

2/ снижение налогов;

или

3/ сочетание 1/ и 2/.

Другими словами, если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому соответствует сдерживающая фискальная политика, включающая:

1/ увеличение правительственных расходов;

или

2/ увеличение налогов;

или

3/ сочетание 1/ и 2/.

 

Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит проблма контроля над инфляцией. Однако нужно помнить и о том, что размеры чистого национального продукта зависят не только от разницы между правительственными расходми и налогами, но и от абсолютных размеров бюджета.

Итак, можно отметить, что фискальная политика стремится регулировать ход коньюнктуры с помощью антициклических мер в области государственных доходов и расходов.

Имеются два вида стабилизации экономического развития с помощью антициклической финансово-бюджетной политики.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ - в силу содержащихся в самом законе стабилизирующих факторов автоматически срабатывает ограничительным образом в период бума и расширительно - в период спада экономической активности.

РЕГУЛИРУЕМАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ - здесь речь идет о частных случаях вмешательства государства, которое предпринимается в зависимости от состояния конъюнктуры.

 

ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Инструменты, предусмотренные в Законе о стабилизации, служат в первую очередь для оказания влиния на динамику спроса /в ФРГ, например, на основе Закона о стабилизации регулируется антициклическая финансово-бюджетная политика/.

ПОЛИТИКА РАСХОДОВ. Государство варьирует свои расходы, для того чтобы сбалансировать обусловленные конъюнктурой колебания спроса со стороны индивидуальных домашних хозяйств, предприятий и внешнего рынка.

В период подъема деловой активости государство сдерживает чрезмерно высокий по сравнению с предложением совокупный спрос на рынке, прибегая к сокращению своих расходов и временному ограничению доходов /устранение инфляционного разрыва/. В период спада оно компенсирует относительно низкий совокупный спрос с помощью своих расходов /выравнивание дефляционного разрыва/. Для этой цели Законом о стабилизации предусматриваются следующие меры регулируемой стабилизации.

Ограничительное действие: отсрочка государственных расходов, например, на цели строительства; приостановка поступления доходов путем образования компесационного резервного фонда конъюнктуры в Немецком федеральном банке.

Расширительное действие: финансирование дополнительных расходов из компенсационного фонда конъюнктуры или путем получения ссуд; ускорение реализации инвестиционных проектов.

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ. Эффект автоматической стабилизации на спрос в частном секторе оказывает в ФРГ система подоходного налога с ее тарифом прогрессивного налогообложения. Рост доходов в период бума приводит к тому, то в еще большей пропорции увеличиваются налоги на заработную плату и подоходный налог. Если эти налоговые поступления временно приостановить, то в результате сдерживается также совокупный спрос. В период экономического кризиса чистый доход, стимулирующий спрос, уменьшается не столь резко по сравнению с валовым доходом, так как налогообложение уменьшается непропорционально быстро. Подобная автоматическая стабилизация может быть подкреплена следующими регулируемыми мероприятиями.

Ограничительно воздействует повышение корпоративного и подоходного налогов.

Расширительн о воздействует понижение подоходного и корпоративного налогов.

Величину налогообложения в течение не более одного года можно варьировать максимально до 10%. Кроме того, уплату подоходного налога вперед можно привести в соответствие с развитием конъюнктуры.

Далее, инвестиционный спрос предприимателей - это величина, которая во многом определяется развитием конъюнктуры. Значительные инвестиции вытекают, с одной стороны, из их воздействия на совокупный спрос и, следовательно, на национальный доход /эффект дохода/. С другой стороны, инвестиции в значительной мере предопределяют производственные возможности в будущем /эффект производительности/ и тем самым - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Следующие мероприятия призваны влиять на инвестиционную активность предпринимателей.

Ограничение возможностей амортизации на новые /экстенсивные/ инвестиции должно замедлить инвестиционный спрос.

Предоставление инвестиционных льгот, например, позволяет получить скидку с подоходного и корпоративного налогов в размере до 7,5% затрат на приобретение или изготовление определенных средств производства.

Дополнительное воздействие оказывается путем изменения ставок подоходного и корпоративного налогов, а также согласования предварительной уплаты налогов с условиями сложившейся к данному времени конъюнктуры.

Финансовая политика должна быть сосредоточена не только на том, чтобы от случая к случаю сглаживать конъюнктурные колебания. Необходимо в долгосрочном плане создать благоприятные условия для частных и государственных инвестиций, благодаря чему будут появляться новые рабочие места с постоянной занятостью. Точно так же следует уменьшать дефициты бюджетных организаций и снижать долю государственного сектора, с тем чтобы иметь возможность снижать налоги и тем самым стимулировать инвестиционную активность.

Однако следует иметь в виду, что, к сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть некоторые особые проблемы, возникающие в процессе осуществления соответствующей фискальной политики.

Прежде всего отметим, что осуществление фискальной политики требует решения некоторых проблем времени. Одна из них - ВРЕМЕННОЙ ЛАГ РАСПОЗНАВАНИЯ. Он относится к тому промежутку времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место. Исключительно трудно точно предсказать будущий ход экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как система лидирующих индикаторов /индекс группы переменных, который в прошлом давал предупреждение об изменениях валового национального подукта/, дают представление о направлении развития экономики. Экономика может уже иметь четырех - или даже шестимесячный спад или инфляцию, прежде чем этот факт появится в соответствующей статистике и будет осознан.

Следующая проблема - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЗАДЕРЖКА. Колеса демократического правительства часто крутятся довольно медленно. Обычно пройдет значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты. Так, сокращение налогов на 11 млрд.долл, ставшее законом в феврале 1964 г., впервые предлагалось президенту Кеннеди Советом экономических консультантов в 1961 г., а, в свою очередь, было внесено в конгресс президентом в конце 1962 г. Дополнительный налог на личные и корпоративные доходы 1968г. был принят практически через год после того, как он был внесен президентом Джонсоном. В действительности конгресс иногда требует так много времени для корректировки фискальной политики, что экономическая ситуация в это время полностью изменяется и предлагавшиеся меры становятся совершенно неподходящими.

Не менее ощутимо ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ. Несмотря на то, что можно довольно быстро ввести изменения в ставки налогов, правительственные расходы - такие, как строительство плотин, сооружение дорог и т.д., - предполагают длительные плановые периоды и еще более долгие сроки строительства. Поэтому такие расходы имеют весьма сомнительную пользу в противодействие коротким - скажем от 6 до 18 месяцев - спадам. Из-за возникновения проблем подобного рода дискреционная фискальная политика ориентируется в основном на изменения налогов.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики. Прокомментируем коротко указанные проблемы.

Вспомните, что экономическая стабильность не является единственной целью правительственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство вовлечено также в решение задач обеспечения товаров и услуг общего потребления и перераспределения доходов.

ПРИМЕР: в течение второй мировой войны правительственные расходы на товары военного назначения резко возросли, вызвав сильное и устойчивое инфляционное воздействие на экономику в начале 40 -х годов. Победа над нацистской Германией и Японией была просто более приоритетной целью по сравнению с поддержанием стабильности.

Отметим также, что фискальная политика правительств штатов и местных органов власти часто имеет проциклический характер. Таким образом, указанные органы, так же как и домашние хозяйства и частные предприниматели, стремятся увеличить расходы в период процветания и урезать их в период спада.

Далее, Вы знаете, что дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные излишкм воспринимаются очень болезненно. Т.е., может быть, существует политическая предрасположенность в пользу дефицитов, другими словами, фискальная политика может олицетворять пристрастие к стимулированию экономики и инфляции. Почему? Сокращения налогов очень популярны в политическом плане. Так же популярны приросты государственных расходов, особенно если избирательные округа конкурентных политиков получают от этого выигрыш. Увеличение же налогов обычно беспокоит избирателей, а сокращающиеся государственные расходы могут оказаться политически рискованными. Например, для сенатора из сельскохозяйственного штата голосование за увеличение налогов и против аграрных субсидий будет равносильно политическому самоубийству.

Кроме того, некоторые экономисты подчеркивают, что всепоглощающая цель политических деятелей не обязательно действие в интересах национальной экономики, а скорее стремление быть переизбранными. Недавно выдвинуто предположение о том, что существует деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. Т.е., полагают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимальной поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику. В соответствии с этими взглядами, фискальная политика может быть коррумпирована, исходя из политических целей, и стать причиной экономических колебаний.

Возможный сценарий выглядит, например, следующим образом. Население при голосовании принимает во внимание экономические условия. Власти придержащие будут наказны на избирательных участках, если экономика находится в депрессивном состоянии; если же экономика процветает, они будут вознаграждены. Следовательно, по мере приближения срока выборов администрация, находящаяся у власти, обратится к сокращению налогов и повышению правительственных расходов. Эти шаги будут весьма популярны не только сами по себе, но и как результирующий стимул, данный экономике, который подтолкнет все ключевые экономические индикаторы в нужном направлении. Возрастают производство и реальные доходы; сокращается безработица; а уровень цен будет относительно стабилен. В результате находящиеся у власти политики будут пользоваться преимуществом очень "сердечной" экономической обстановки, благоприятствующей их борьбе за переизбрание.

Но после выборов продолжающийся экономический рост выражается во все большей степени в росте цен и в меньшей - в росте реальных доходов. Нарастающая общественная обеспокоенность подсказывает политикам ввести в этой ситуации сдерживающую фискальную политику. Грубо говоря, спад со штампом "сделано а Вашингтоне" будет иметь элементами своего механизма сокращающиеся правительственные расходы и возрастающие налоги с целью сдержать инфляцию. Но не повредит ли этот спад тем, кто находится у власти? На самом деле, нет, поскольку следующие выборы предстоят еще через 2 или 3 года, а боль­шинство избирателей формируют свое отношение к администрации по состоянию экономики за период в течение около 12 месяцев до выборов. Действительно, спад создает новую стартовую площадку, с которой снова может быть использована фискальная политика, для того чтобы вызвать новый экономический подьем в период следующей избирательной кампании.

Это возможное извращение фискальной политики является одновременно очень беспокоящим и по своей природе очень трудно доказуемым. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны и непоследовательны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.

Теперь давайте перенесем наше внимание с практических вопросов применения фискальной политики на проблему более серьезной критики фискальной политики как таковой, т.е. проблему "эффекта вытеснения", состоящего в том, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Рациональное зерно здесь состоит в том, то в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важной детерминантой координат кривой спроса на инвестиции.

Другое, имеющее отношение к делу соображение касается денежной политики. Органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы уравновесить вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная ставка процента не должна измениться, и эффект вытеснения будет полностью элиминирован.

В 80-е годы органы денежной политики ограничивали предложение денег и, как следствие, эффект вытеснения, порожденный большими дефицитами 80-х годов, мог быть весьма значительным. По сравнению с этим в 60 -е годы экономические органы были жестко настроены стабилизировать ставку процента. Следовательно, они должны были бы стремиться увеличить предложение денег в ответ на повышение ставки процента, вызванное правительственным заимствованием. В результате вытеснение, возможно, было весьма малозначительным.

 

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

Наши рассуждения до настоящего времени ограничивались сложностями осуществления фискальной порлитики, проводимой в условиях закрытой экономики. Дополнительные сложности возникают, когда мы начинаем учитывать то обстоятельство, что наша экономика представляет собой часть широкой мировой политики. Вы уже знаете, что те события и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, которые влияют на наш чистый экспорт, влияют и на нашу экономику. Формулируя это в терминах современного анализа,мы можем быть подвержены действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить наш чистый национальный продут и обесценить меропрития нашей фискальной политики. Например, предположим, что мы ожидаем спад и изменили правительственные расходы и налоги до размеров, достаточных для того, чтобы увеличить совокупный спрос и чистый национальный продукт без того, чтобы вызвать инфляцию.

Теперь предположим, что экономика стран, являющихся нашими основными торговыми партнерами, неожиданно и энергично начинает расти. Возросшая занятость и увеличившиеся доходы в этих странах ведут к росту покупок американских (украинских) товаров. Наш чистый экспорт увеличивается, совокупный спрос возрастает слишком быстро, и мы стоим перед проблемой инфляции спроса. Если бы мы заранее знали, что наш чистый экспорт будет увеличиваться столь значительно, мы ввели бы менее стимулирующую фискальную политику. Вопрос состоит в том, что наше возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.