Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Методические указания




Методические указания

ТЕМА 4. Философия Древнего Востока

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

 

1. Основные черты и особенности философской мысли Древней Индии (брахманизма, джайнизм, буддизм, чарвака)

2. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, легизм, моизм)

3. Сущность и специфика восточной философии, ее отличия от западного стиля философствования.

В ходе изложения данной темы следует подчеркнуть, что главной осо­бенностью восточной философии является ее направленность к человеку, обращенность к его духовному миру, к самосозерцанию. Наиболее ярко это проявилось в неортодоксальных направлениях, таких как джайнизм, буддизм, для которых характерны призыв к самосозерцанию, тактика невмешательства в гармонию природы, самоустраненность от реальной жизни. Принципиальным отличием обладала школа чарвака (локаята), в которой доминировали ярко выраженные материалистические и атеистические тенденции.

Для философских школ древнего Китая присущи элементы социальной направленности: принцип семейно-государственного соподчинения и порядка (Ли), идеал совершенного человека (Цзюнь-цзы), ритуал как важное условие человеческого бытия (Ли-этикет). Характерные черты древнего Китая: натурализм, приверженность к сохранению традиций, ориентация на авторитет. При анализе древнекитайской философии следует дать характеристику таким направлениям как конфуцианство, даосизм, легизм, моизм.

 

Буддизм – религиозно-философское учение древней Индии, ставшее впоследствии первой мировой религией, проповедующей избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения высшего просветления – нирваны. Основатель Сиддхартха Гаутама – Будда («Просветленный»).

Даосизм – одно из основных направлений китайской философской мысли, обожествляющее Дао – Путь, Источник бытия, олицетворяющий мир, подчиненный естественной необходимости самой природы, равновесие которой обеспечивается взаимодействием двух противоположных начал бытия – Ян и Инь. Основатель Лао-цзы, проповедовавший принцип невмешательства, недеяния (принцип Увей).

Джайнизм – индийское религиозно-философское учение, оформившееся в качестве идейного противовеса кастовому аристократическому брахманизму, проповедавшее жесткий аскетизм, святость любой формы жизни и единство материальной и духовной субстанции. Основатели Вардхамана Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»).

Чарвака (локаята) – единственное направление в древней Индии, характеризующееся яркой направленностью идей материализма и атеизма.

Конфуцианство - одно из основных философских течений Китая, ориентированное на сохранение традиций, нравственное совершенствование человека, соблюдение принципа семейно-государственного соподчинения и порядка. Основатель Кун-Фу-цзы (Конфуций).

Легизм (школа Фа-цзя) – философско-политическая доктрина, в основу которой положена идея Закона (Фа), не являющаяся кодексом прав и обязанностей граждан, но представляющая собой систему жестких регламентирующих тоталитарных установок, за невыполнение которых следуют суровые наказания. Основатели Шан Ян, Хан Фэй.

Основная литература:

Будда. Конфуций. Савонарола. Торквемада: Биогр. очерки. - СПб.: ЛИО Редактор, 1993.

Лейбниц, Г.В. Рассуждения о религии и философии в Китае. Письмо о китайской философии Николаю Ремону / Г.В. Лейбниц // Вопросы философии – 1999 - № 12 – С.84 –139.

Щербатской, Ф.И. Философское учение буддизма / Ф.И. Щербатской // Восток – Запад. Исследования. Переводы. – Вып. 4 – М., 1989. - С.224.

Философия йоги. В поисках свободы. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 944 с.

Дополнительная литература:

Буров, В.Б. Духовная культура Китая. Энциклопедия т. II / Мифология и религия / В.Б. Буров // Вопросы философии. – 2008.- № 6. – С. 172-176.

Бродов, В.В. Истоки философской мысли Индии / В.В. Бродов. – М., 1990.

Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М., 2000. – 432 с.

Григорьева Т.П. Конфуций / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. – М, 2011. - № 2. – С. 82-92.

Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.

Крушинский, А.А. Язык и мышление в Древнем Китае / А.А. Крушинский // Вопросы философии.- 2007.- № 5 – С.99-111.

Крушинский, А.А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект / А.А. Крушинский // Вопросы философии. – 2009. - № 1. – С. 104-108.

Куда прыгает дракон: [Китай] // Знание сила. – 2005. - № 10.- С.36-39.

Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке / А.Е. Лукьянов. - М., 1990.

Мюллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. – М.: «Искусство», 1995. – 448 с.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М., 1988.

Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон. – М., 2002. – 384 с.

Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / Чанышев А.Н. - М.: Высш. шк., 1998.

Человек как философская проблема: Восток – Запад /Отв.ред. Н.С. Кирабаев. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.

Шохин, В К. Первые философы Индии: Учеб. пособие для университетов / В.К. Шохин. - М.: НИЦ "Ладомир", 1997.

Хамидов, А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой важности / А.А. Хамидов // Вопр. филос. – 2002. - №3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.