Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнические особенности и их роль в социализации




Классификация и общая характеристика факторов социализации

Классификация факторов социализации. Социализация осущест­вляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требу­ет от него определенного поведения и активности.

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

В отечественной и западной науке имеются различные класси­фикации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик(1991).

Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей пла­неты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

-микрофакторы - социальные группы, оказывающие непо­средственное влияние на конкретных людей (семья, группы свер­стников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общест­венные и др.).

Макрофакторы. В последние годы все большее значение уче­ные придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и косвенным путем оказывают влияние на ста­новление личности. Знание макрофакторов социализации позво­ляет понять специфику проявления общих законов развития ин­дивида как представителя Homo sapiens (рода человеческого), убедиться в могуществе воспитания.

На развитие человека оказывает влияние географический фак­тор, или природная среда.

В течение длительного времени влияние природно-географической среды не выявлялось. Однако экологические изменения биосферы, загрязнение окружающей среды, нарушение экологиче­ского равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельно­стью, заставили человечество отнестись к этой проблеме с доста­точной серьезностью. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влия­ние природных факторов на здоровье и деятельность человека.

В 30-е годы XX столетия В.И.Вернадский отмечал начало но­вого этапа развития природы как биосферы. На первом, завер­шившемся этапе изменения в биосфере таковы, что она в состоя­нии заглушить их и продолжить свое функционирование и вос­производство в динамическом равновесии. На этом этапе влияние биосферы (т. е. человека) безвредно и приятно.

Второй, только начавшийся этап характеризуется тем, что изменения в биосфере становятся настолько грандиозными и масштабными, что она не в состоянии с ними справиться. В результате происходят изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на Земле, включая и че­ловека. Этот этап получил название современного экологического кризиса. В настоящее время констатируется факт превращения экологического кризиса в глобальный и общепланетарный.

Сегодня прогнозируется наступление следующего - третьего этапа, который может пойти по двум противоположным путям: ли­бо человечество активизирует свое взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо не сумеет это осу­ществить и тогда погибнет. Экологическая катастрофа, становясь реальностью, заставляет принимать меры, активизирующие взаи­модействие общества и природы. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к ок­ружающей среде.

Современный мир изобилует такими проблемами, которые имеют глобальный, планетарный характер, так как они затраги­вают жизненные интересы всего человечества или, во всяком случае, его большинства. Таким образом, общественное созна­ние все более четко фиксирует систему качественно новых про­блем, которые и получили название глобальных проблем.

Несомненно, что эти проблемы появились не вдруг. Они в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития цивилизации. Вырастая из локальных, национальных проблем, общечеловеческие проблемы требуют для своего решения совме­стных действий мирового сообщества.

Глобальные проблемы человечества не могут не отразиться в индивидуальном сознании. Вот почему проблемы глобалистики стали реальностью социализирующейся психики человека, кото­рый должен осознавать, что они угрожают деградацией и гибелью всему человечеству, нуждаются в позитивном решении, требуют общей координации и совместных усилий всех народов мира. Ка­ждый человек должен осознать свою индивидуальную ответст­венность за увеличение числа и масштабов происходящих гло­бальных катаклизмов, остроту этих преобразований и их угро­жающих размеров.

Мезофакторы. Рассматриваемая проблема связана также с во­просом взаимосвязи природы и этноса, так как у каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демогра­фическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки.

Специфика географической среды формирует структуру этни­ческой общности, региональную специфику, культуру, физиче­ский тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объедине­нии складываются свои виды деятельности, межэтнические отно­шения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.

Этнические традиции дают о себе знать в способах защиты от воздействий природной среды, в создаваемых культурных цен­ностях (образах художественного и научного творчества). В ка­ждой этнической группе складывается свое представление о личности, ее поведении и менталитете. Проектирование эколо­гического пространства становится реальной задачей образова­тельных институтов.

Микрофакторы. Общество всегда обеспокоено тем, чтобы тем­пы социализации подрастающего поколения не отставали от тем­пов и уровня развития самого общества. При рассогласовании этих темпов начинается торможение общественно значимых процессов.

Общество осуществляет социализацию через различные инсти­туты социализации - общепринятые социальные нормы, тради­ции, обычаи, семья, а также государственные и общественные уч­реждения и организации. Ведущая роль в этом процессе принад­лежит образовательным учреждениям - детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Все вместе они образуют систему образовательных учреждений, которая подробнее будет рассмотрена позднее.

Влияние институтов социализации противостоит стихийным со­циальным взаимодействиям, которые можно «просчитать», спрогнозировать, направить по какому-то определенному пути.

Стихийные и управляемые процессы взаимодействуют, влияя на результаты друг друга. В рамках функционирования того или ино­го института социализации имеют место оба процесса. Воспиты­вающее, целенаправленное воздействие может не привести ни к каким результатам или даже обусловливать отрицательные, незапла­нированные «воспитывающие» результаты.

Цели деятельности социальных институтов непостоянны. Из­менения, происходящие в обществе, меняют характеристики иде­альных типов личности, характеризующихся набором многочис­ленных показателей и свойств.

В этом плане всегда можно говорить о социальном заказе об­щества институтам социализации. В соответствии с заказом ин­ституты социализации меняют концептуальные (теоретические) модели. Изменения происходят соответственно переменам в го­сударственной политике, в том числе и в образовательной. Ве­роятно, именно этим можно объяснить происходящую сегодня повальную концептуализацию всех образовательных звеньев, «задающих» основные требования к личностно-развивающей среде, личностному пространству, образу жизни, ценностным ориентациям, поведению и другим параметрам, вплоть до тре­бований к внешнему облику субъектов образовательного про­цесса. Следовательно, социализация на деле оказывается госу­дарственной и образовательной политикой в действии.

Понятие этноса. Этнос - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, об­ладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также созна­нием своего единства и отличия от других подобных образова­ний» (Краткий словарь по социологии. - М., 1988. - С.461). Эт­ническая или национальная принадлежность человека, как ус­тановлено, определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этно­су, он - макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос пред­ставляет собой интенсивно общающееся национальное меньшин­ство в том или ином поселении, он - микрофактор (Гарлем в Нью-Йорке). В России этнос - мезофактор, так как даже многочислен­ные этносы, имеющие собственную государственность (автоном­ные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характер­ные для них свойства и признаки (А. В. Мудрик).

Известно, что современное человечество многообразно по сво­ему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей.

Существующие сегодня на Земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России.

Влияние этноса. Каждый этнос имеет специфические особенно­сти, совокупность которых образует его национальный характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, пред­ставлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характери­зуют не отдельного человека, а многочисленные группы - нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влия­нием природно-географической среды, экономических, социаль­ных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, малозначима для испанцев и еще меньше для жителей Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нель­зя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков. основное внимание уделялось развитию самостоя­тельности и стремления к успеху, у девочек - чувства долга, забот­ливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаб­лоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе (Шибутани Т. Социальная психология. - С. 424).

Все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия состоят в том, каким образом реша­ются эти задачи. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные).

Под витальными особенностями этноса понимаются способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер пи­тания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.).

На социализацию подрастающего поколения большое влияние оказывают и ментальные особенности - духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и формиру­ется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа.

Социализация в условиях влияния нескольких этносов. В России существует значительное количество этносов. Поэтому часто успех процесса социализации зависит от влияния на челове­ка культуры двух или более этносов. И здесь огромное значение имеют последствия межкультурных контактов.

Витальные, и в особенности ментальные, проявления этноса за­трудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специаль­ными исследованиями установлено, что вхождение в новую этниче­скую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чув­ствами дискомфорта, отверженности, потерей статуса, друзей, сни­жением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражи­тельностью, психосоматическими расстройствами.

Наряду с негативными имеют место и позитивные следствия пе­рехода в новую этническую группу - принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста.

Время адаптации в новой этнической группе и степень выражен­ности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе и от индивидуальных особенностей (личностных и демогра­фических); от готовности к переменам и знания языка, культуры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.

Школа, принявшая беженцев, переселенцев, должна быть готова к встрече с невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся и даже преступным поведением. Успешное при­способление «чужака», его благополучие и душевное здоровье за­висят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.

Выделяют различные типы межкультурных контактов:

«Перебежчик» - человек, отбрасывающий собственную куль­туру в пользу чужой.

«Шовинист» - приверженец собственной культуры.

«Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур.

«Посредник» синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.

У индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиляция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Продуктивным выбором является интеграция, которую называют «конструктивной маргинальностью», «межкультурной компе­тентностью», а индивида, сделавшего такой выбор, - «человеком мультикультуры».

Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в новом об­ществе, вместе с тем может сохранять особенности своей этниче­ской или культурной группы. Он может овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной.

Представители разных народов и культур по-разному интер­претируют причины поведения и результаты деятельности. За­дача учителя - помочь им понять причины поведения друг дру­га, освоить характерные черты взаимодействующих культур. Для этого целесообразно использовать тренинг, направленный на решение задачи объяснения поведения представителей другой культуры. В этом случае дети не отказываются от собственной культуры, чтобы стать похожими на представителей другой культуры, а учатся видеть ситуации с точки зрения ряда этниче­ских групп, понимать диапазон видения мира членами разных этносов.

Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы. Они называются «культурными ассимиляторами». Первые «культурные ассимиляторы» были разработаны американскими психологами в начале 60-х годов и были предназначены для американцев, взаимодействующих с арабами, греками-тайцами и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами.

К настоящему времени создано много «культурных ассимиля­торов», но пока ими пользуется узкий круг лиц, к тому же нет ас­симиляторов, в которых были бы учтены многонациональные субъекты взаимодействия, что особенно актуально для России. В то же время во многих регионах страны работают учителя, не имеющие опыта межкультурного общения, четких представле­ний об этнических различиях между народами и уж тем более о моделях подготовки к межкультурному взаимодействию и про­граммах типа «культурного ассимилятора».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.