Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации




Особую роль в процессах социализации играют средства мас­совой коммуникации, которые являются разновидностью массо­вого общения людей. Синонимами понятия «массовая коммуни­кация» являются понятия «массовые информационные процессы», «массовая информация» и др.

Массовая коммуникация имеет определенную социальную на­правленность, выражающую интересы больших социальных групп. Она является фактором оптимизации их жизнедеятельности. Ос­новные функции массовой коммуникации - поддержание и укреп­ление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д.

Массовые информационные потоки могут идти сверху вниз (от правящих социальных групп к остальным социальным группам общества); снизу вверх (обратная связь от различных слоев насе­ления к правящим группам); по горизонтали (информация социальных групп друг о друге). Распространяя информацию о жизне­деятельности различных социальных групп, массовая коммуника­ция играет большую роль в формировании соответствующих соци­альных представлений и стереотипов различных социальных групп общества друг о друге.

Следует отдельно выделить социально-психологические функ­ции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребно­сти как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. В основу классификации социально-психологических функций массовой коммуникации может быть положена система отношений человека к обществу, к группе, к самому себе. Исходя из этого, выделяют следующие функции: социальная ориентиров­ка (индивид - общество), аффилиация (индивид - группа), контакт с другими лицами (индивид - другой человек), самоутверждение (индивид - он сам), эмоциональная разрядка.

Функция социальной ориентировки опирается на потребность в информации для ориентировки в социуме. Информация о со­циальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает такие процессы социализации, как усвоение отдельным человеком социального опыта общества, его преобразование в собственные ценности и установки.

Функция аффилиации имеет основой потребность человека чувствовать себя членом определенных групп, чаще всего рефе­рентных, вхождение в которые повышает его защищенность и уверенность. Массовая коммуникация предоставляет неограни­ченные возможности для этих выборов, определяемых социаль­ными установками и ценностными ориентациями. При этом наи­более продуктивным является использование механизма иденти­фикации, т. е. отождествление себя с членами этих групп.

Функция контакта обусловлена потребностью личности в свя­зях с другими людьми, которые дают возможность проявить, ут­вердить себя, персонализироваться. Чаще всего эта функция про­является, когда человек не имеет возможности проявить себя в непосредственном общении, ощущает дефицит общения и собст­венную невостребованность.

Функция самоутверждения проявляется в получении челове­ком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгля­ды. В таких ситуациях совпадение выполняет роль психологиче­ской поддержки, способствует упрочению собственных устано­вок и ценностных ориентации, вызывает ощущение правоты и надежности.

Функция эмоциональной разрядки реализуется через включение в развлекательные программы, публикации и сообщения, которые выполняют роль отвлекающих и переключающих факторов, помогают изменить диапазон личности, расширяя его «разреши­тельные» эмоциональные возможности.

Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств массо­вой коммуникации. Первое место по своему влиянию на детей за­нимают электронные средства: кино, телевидение, видео. Они значительно потеснили печатные средства.

Сегодня психологи констатируют, что у современных школь­ников происходят изменения в психике в связи с внедрением в нашу жизнь компьютеров. Появился даже термин «компьютерная психология».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.