Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства ощущений. 3 страница





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

В корковом отделе каждого анализатора находится ядро, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Рецепторные клетки ядерной части анализатора находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (пе­риферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечи­вается участие в отдельном акте ощущения значительной доли коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анали­за, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки; пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусствен­ного раздражения, позволяют в настоящее время довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствитель­ности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в сред­ней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т.д.

Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определенного свойства: глаз реагирует на световые раздражители, ухо – на звуковые.

Для возникновения ощущения нужна работа всего анализатора как целого. Ощущение не возникнет, если будет повреждена хотя бы одна любая часть анализатора. В состав каждого ощущения входит движение (сужение сосудов, мышечный рефлекс и т.д.).



 

 

Рис. 6. Анализаторы и их локализация в коре головного мозга

Все многообразие разбросанных по организму рецепторов английский физиолог Ч.Шеррингтон разделил на три боль­ших разряда: экстероцепторы, интероцепторы и проприоцепторы.Наружную поверхность организма он описал как экстероцептивное поле. Его отличает обилие рецепторов, откры­тых для улавливания бесчисленных изменений и факторов внешнего мира.

Внутренние органы содержат интероцепторы, которые воспринимают главным обра­зом действие химических агентов (например, на пищевари­тельный тракт). Наконец, третья группа рецепторов локали­зована в органах движений (в скелетных мышцах, связках и суставных сумках), сигнализируя о том, что с ними происхо­дит, в каком положении находится тело, как оно перемещается. Эта группа получила название проприоцепторов (от латинско­го слова «проприус» - собственный).

Одним из критериев классификации экстероцепторов, учи­тывающим жизненные запросы организма, стало их разделе­ние на контактные и дистантные.Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные.

Классификация ощущений.

Рассмотрим несколько классификаций ощущений.

1. Ощущения, возникающие в результате воздействия внешних раздражителей на экстероцепторы, можно разделить на следующие виды.

¾ Зрительные ощущения. До 90% информации из внешнего мира поступает через зрительный анализатор. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть глаза – сетчатку, на которой расположены светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки (130 млн. палочек и 7 млн. колбочек). Днем работают колбочки, в сумерках палочки. Существует болезнь, при которой человек хорошо видит днем, но плохо ночью – «куриная слепота» (нарушена работа палочек). Название пошло из-за того, что куры, голуби не имеют палочек и ночью ничего не видят. А, например, совы, летучие мыши имеют только палочки, поэтому днем они слепы. В некоторых случаях наблюдается нарушение нормального цветоощущения. Чаще встречается красно-зеленая слепота (дальтонизм).

¾ Слуховые ощущения. Раздражителем являются звуковые волны, которые вызывают колебание барабанной перепонки. Эти колебания переходят во внутреннее ухо к улитке, которая воспринимает звуки. Выделяют слуховые ощущения: речевые (звуки, их длительность, интервалы), музыкальные и шумы.

¾ Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде (например, сухой кусок сахара не даст вкусовых ощущений). Вкусовым рецепторов являются вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба. Их четыре вида, следовательно - четыре элементарных вкусовых ощущения: сладкое, кислое, соленое и горькое.

¾ Обонятельные ощущения. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в носовой полости. Раздражителем являются пахучие вещества, которые попадают в нос вместе с воздухом.

¾ Кожные ощущения. Делятся на тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущение тепла и холода).

2. Ощущения, которые отражают состояние организма.

¾ Органические ощущения (голод, жажда, сытость, тошнота, удушье).

¾ Ощущения равновесия. Органом ощущения равновесия является вестибюлярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о движении и положении головы.

¾ Двигательные ощущения. Это ощущения движения и положения частей тела.

3. Выделяют группу особых ощущений.

¾ Осязательные ощущения: комбинация нескольких ощущений (например, кожных и двигательных при ощупывании предмета). Особенно развиты у слепых.

¾ Болевые ощущения. Могут возникать при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Кроме этого существуют «болевые точки». Повреждение органов также дает болевые ощущения.



1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.д.

2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – определяется временем действия раздражителя и функциональным состоянием органа чувств. Причем, при воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Этот период различен для различных видов ощущений. Ощущения также и не исчезают сразу с прекращением действия раздражителя (так называемое последействие). Например, болевые, звуковые, температурные, зрительные ощущения (в темноте зажечь лампу и сразу выключить). Благодаря такому последействию мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров.

3. Адаптация.Чувствительность анализаторов, определяемая ве­личиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, сре­ди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствитель­ности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущенияв процессе про­должительного действия раздражителя. В случае дейст­вия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощу­щение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произволь­ные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерыв­ность зрительного ощущения.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к опи­санному, которое выражается в притуплении ощущения под влияни­ем действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном свето­вом раздражении называют световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительно­сти под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адап­тации, свойственный некоторым видам ощущений, можно опре­делить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда уве­личивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время адаптации к темноте достигает нескольких десят­ков минут), обонятельный и вкусовой.

4. Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одного органа чувств под влиянием раздражения другого органа. Также проявляется в понижении или повышении чувствительности (слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии). Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией.

Хорошо развита у слепых, глухих, появляется с возрастом, при беременности повышается вкусовая чувствительность, при некоторых профессиях. Тренируется с помощью упражнений (заниматься музыкой и развить звуковысотный слух).

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздра­жителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

5. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречается зрительно-слуховая синестезия, когда под воздействием звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Также, например, цвета звучат, звуки окрашиваются (высокие звуки – светлые, низкие - темные).

6. Пороги ощущений.Из всего диапазона возможных раздражителей человек воспринимает лишь те, которые находятся в узкой области, которая называется зоной подлинных ощущений. Нижняя граница зоны подлинных ощущений определяется минимальной величиной раздражителя, уже вызывающего ощущения. Эта граница называется абсолютным нижнимпорогом чувствительности. Верхняя граница зоны подлинных ощущений – это абсолютный верхний порогчувствительности – величина раздражителя, уже перестающего вызывать ощущения данной модальности (например, человек испытывает боль при сверхярком свете, ультразвуке).

Пороги чувствительности могут незначительно меняться в зависимости от характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения.

Также выделяют понятие разностного порога ощущений – это та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой обнаруживается разница в качестве раздражителя.

 

3. Понятие и виды восприятия.В окружающем мире существуют не звуки, а предметы, производящие звук, не свет, а светящие предметы и т.д. Поэтому, на основе ощущений должен строиться процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Такое целостное отражение предметов в совокупности их свойств и качеств возможно благодаря процессу восприятия, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Восприятие(перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением. Таким образом, восприятие участвует в приеме информации и вместе с ощущениями обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире.

Виды восприятия.В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Но, необходимо заметить, что во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное.

Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства – необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват­ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис­ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.

Восприятие времени – отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос­приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель­ной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо­ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт переме­щения и на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время находился в другом месте. Движение воспри­нимается непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза при данной остроте зрения и дистанции наблюдения. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Таково умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах.

 

4. Свойства восприятия.Наиболее важные свойства, особенности восприятия - предмет­ность, целостность, структурность, константность и осмыс­ленность.

Пред­метностьвосприятия выражается в так называемом акте объек­тивации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.Без такого отнесения восприятие не может выпол­нять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практи­ческой деятельности человека. Предметность восприятия не врож­денное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздей­ствующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность.Вос­приятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом.

Константность восприятия. Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к вос­принимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт вос­приятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окру­жающие предметы как относительно постоянные по форме, величи­не, цвету и т.п.

Осмысленность восприятия.Хотя восприятие возникает в ре­зультате непосредственного воздействия раздражителя на рецепто­ры, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно вос­принять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изо­лированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребно­сти, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость вос­приятия от содержания психической жизни человека, его прошлого опыта, от особенно­стей его личности носит название апперцепции.

Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

 

Тема 14. Память

1. Понятие и виды памяти.

2. Процессы памяти.

 

1. Понятие и виды памяти.Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. Память – обязательное условие любой деятельности. Никакое актуальное действие немыслимо без памяти, т.к. протекание даже самого элементарного психического акта предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими.

Виды памяти.Выделяют память генетическую(это информация, которая передается по наследству) и прижизненную. Если говорить о прижизненной памяти, то существуют следующие классификации.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют следующие виды памяти:

1. Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Обнаруживается раньше других видов памяти (т.к. первым условным рефлексом новорожденного является память на положение тела при кормлении). У некоторых людей этот вид памяти является ведущим. Признаками этого будет физическая ловкость человека, сноровка в труде («золотые руки»).

2. Эмоциональная память – память на чувства. Проявляется в сохранении и последующем воспроизведении определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

3. Образная память – память на картины жизни и природы, а также на звуки, запахи, вкусы. Информация накапливается в виде образов. Образы бывают единичные (образ единичного объекта) и общие (воссоздаются объекты с некоторой степенью обобщения, например, лес, город). Виды образной памяти: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Кроме этого, выделяют особый вид образной памяти – эйдетическую память - это способность воссоздать образ ранее воспринятого предмета или ситуации во всех деталях, с яркостью равной восприятию.

4. Словесно-логическаяпамять (символическая) – память на слова, символа, мысли.

По продолжительности закрепленного и сохраненного материала выделяют:

1.Мгновенная память – чувственный образ раздражителя в течении нескольких долей секунды. Данная информация не поддается управлению, ее нельзя задержать, воспроизвести. Но ее значение велико: она обеспечивает слитность образа, например, при просмотре кино.

2.Кратковременная память – характеризуется кратким сохранением материала (несколько секунд) после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала). Например, память машинистки. При повторении может удерживать на более длительный срок.

3.Долговременная память – длительное сохранение материала. Время хранения и объем сохраняемой информации неограничен. Основной механизм ввода данных – повторение (осмысленное) на уровне кратковременной памяти. Здесь хранится смысл, но может теряться поверхностная форма материала. Важно отметить, что каждый момент времени человек не осознает всего, что хранится у него в долговременной памяти.

4.Оперативная память – обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Время хранения – до нескольких часов. Если через несколько часов материал не повторить, то он забудется.

 

2. Процессы памяти.В памя­ти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в про­цессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятель­ности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забы­ванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный мо­мент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

1.Запоминание – это обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Это удержание происходит благодаря закреплению нового материала с уже приобретенным ранее. Запоминание называют мнемическим процессом.

Выделяют два вида запоминания: непроизвольное и произвольное. При непроизвольном запоминании человек не ставит задачу запомнить и запоминание осуществляется без волевых усилий. Но при этом виде запоминания, в памяти удерживается не все, а лишь то, что интересно, важно и т.д. (как и при непроизвольном внимании). Произвольное запоминание является специальным действием, конечной задачей которого стоит запомнить на максимальный срок с целью последующего воспроизведения. Для того, чтобы лучше запомнить тот или иной материал, существуют специальные способы произвольного запоминания:

¾ составление плана;

¾ выделение смысловых опорных пунктов;

¾ представление материала в форме наглядного зрительного образа;

¾ соотнесение с имеющимися знаниями;

¾ конкретизация (пример на правило);

¾ понимание материала;

¾ сравнение;

¾ воспроизведение;

¾ нахождение искусственного смысла;

¾ установка на запоминание;

¾ установка на время запоминания и т.д.

2.Забывание и сохранение – два обратных процесса. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, в невозможности воспроизвести или даже узнать то, что было известно. Сохранение – это удержание того материала, который человек запомнил. Забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельности (проактивное торможение, «наперед действующее») или отрицательным влиянием последующей деятельности (ретроактивное торможение, «назад действующее»). Это проявляется особенно, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью, если деятельность следует без перерыва. Поэтому важно чередовать предметы по сложности, соблюдать перерывы. В связи с этим, как правило, хуже запоминается середина материала, т.к. она подвергается влиянию и проактивного и ретроактивного торможения. Иногда встречается явление реминисценции (временное забывание), когда отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем непосредственное.

Процесс забывания особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, затем замедляется (поэтому рекомендуется повторять урок сразу придя домой). Забывание происходит быстрее, если материал непонятен, неинтересен, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Т.о., скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения. Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание быстрее наступает при утомлении, при действии посторонних раздражителей. Нужно предупреждать процесс забывания в учебном процессе, но сам по себе этот процесс необходим. Если бы человек вообще не обладал способностью забывать, то память была бы заполнена массой ненужных деталей и фактов.

3.Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного содержания психики путем извлечения из долговременной и перевода в оперативную или кратковременную память.

В зависимости от различной степени трудности процесса актуализации усвоенного материала выделяют такие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания не вызывает у субъекта никаких сомнений в знании объекта, человек может безошибочно отнести объект к определенной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия объекта, который воспроизводится. В тех случаях, когда не удается вспомнить то, что необходимо и приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности, воспроизведение будет проходить в виде припоминания (человек припоминает, но с трудом).

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.