Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меркантилизм




Эволюция развития экономической науки.

Первые научные труды, касающиеся хозяйственной жизни, были сделаны еще во времена глубокой древности древнеиндийскими, древнекитайскими правителями и философами. Более зрелые очертания экономическая наука приобретает во времена Античности в трудах древнегреческих философов Ксенофонта и Платона.

Основные понятия экономической науки и их взаимосвязь отражены в трудах древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), именно он считается родоначальником экономической науки. До Аристотеля экономическая наука называлась "хрематистика" (хремата - богатство). Поэтому раньше предметом науки были источники и способы обогащения.

Аристотель внес огромный вклад в становление и формирование фундамента науки. Он сформулировал и исследовал основные экономические категории, такие как: собственность, деньги, товар, обмен и др. В отличие от своего учителя Платона Аристотель считал, что собственность должна быть частной. Только в этом случае она будет использоваться максимально эффективно. Аристотель рассматривал причину обмена и пытался определить его эквивалент.

Аристотель заметил, что любой товар обладает двумя свойствами: потребительной и меновой стоимостью.

· Потребительная стоимость - способность любого товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это то, что все товары различает.

· Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другой товар, т.е. это то что все товары объединяет, все товары имеют цену.

В своих трудах Аристотель пытался создать проект «идеального государства»

Экономическая мысль Средневековья (Ф.Аквинский)

Ф. Аквинский был философом, который придерживался добродетели и богоугодности. Он создал учение "О справедливой цене": цена должна отражать затраты и обеспечивать продавцу средний доход, который бы позволил ему безбедное существование, т.е. цена должна устраивать и продавца, и покупателя. А если торговец получал высокую прибыль, то он непременно должен был использовать ее на богоугодные цели. Ростовщичество он всячески отвергал и считал, что источником дохода должен быть только труд.

Следующий этап в развитии науки характеризуется возникновением первых экономических школ.

Эта школа сформировалась и развиваласьв XV-XVI веке. («меркантос» - купец. итал.) Меркантилизм зародился в эпоху бурного расцвета торговли. Это период развития транспортной инфраструктуры и караванных путей.

Представителями школы меркантилистов являются: Т. Ман, А. Монкретьен, Дж. Ло и др. Ученые-экономисты этой школы рассматривали основным богатством сферу торговли, т.е. источником обогащения служит неэквивалентный обмен - подешевле купить, подороже продать. Богатство они видели в золоте и серебре. Чем его больше, тем страна богаче.

Заслуга ученых-экономистов этой школы заключается в том, что они сформировали принципы мировой торговли. Эти принципы легли в основу теории конкурентных преимуществ. Эти принципы основывались на решении вопросов, что страна должна закупать (завозить), а что продавать (вывозить). Любая страна должна продавать то, что ей дешево достается либо то, что у нее есть в избытке. Желательно вывозить готовые товары, а не сырье, так как сырье дешево продавать, а производство товаров обеспечит занятость внутри страны. Завозить страна должна те товары, которых у нее нет либо дорого достаются. Завозить желательно сырье, так как за него меньше нужно платить.

Ученые школы меркантилистов ввели понятие торгового баланса и проповедовали протекционизм - запрет импорта с целью поддержания отечественных производств.

Школа физиократов

Название этой школы включает две составляющие: физио - природа, кратос - власть. Представителями школы физиократов являются: П. Буагильбер, А. Тюрго, Ф. Кенэ, У. Петти

Появление этой школы - огромный прорыв в развитии экономической мысли. Заслуга экономистов этой школы заключается в утверждении, что источником дохода служит не торговля, в торговле богатство только перераспределяется, но не создается, богатство создается лишь трудом в производстве и только там, где существует природа.

Их девиз: труд - отец, земля - мать богатства. Промышленники, с их точки зрения, бесплодный, стерильный класс. Богатство создают только земледельцы. Полученную прибыть земледельцы отдают как арендную плату землевладельцам, а они, в свою очередь, на эти деньги закупают товары у промышленников.

Физиократы создали учение о чистом продукте. Согласно этому учению, чистым продуктом выступает остаток дохода после уплаты всех расходов.

 

Школа классической политической экономии

 

 
 

 

 


Исторический период существования и развития классической политической экономии пришелся на расцвет буржуазии, формирование и расцвет капитализма, т.е. это период постпромышленных революций.

В это время предмет исследования от одного человека, его жизнедеятельности и обогащения сместился к государственности, т.е. предметом исследования служило государственное устройство, государственная политика, взаимоотношения между классами и слоями общества. В общем, они исследовали производственные отношения.

Английская школа.

Более зрелые сформировавшиеся очертания политической экономии получили в английской школе. Основатель английской школы А.Смит. В 1776 г. вышел его труд "Исследование о причинах и природе богатства народов". С его точки зрения, ценность создается только в материальном производстве, и ее величина распадается на доходы трех классов:

Ø Зарплата – это доход рабочих;

Ø прибыль – это доход капиталиста;

Ø земельная рента – это доход фермеров.

Ученые-экономисты этой школы создали трудовую теорию стоимости: стоимость любого товара может быть измерена количеством труда, затраченного на его создание.

С точки зрения государственного вмешательства в экономику представители этой школы относятся к либеральному направлению, т.к. они отрицают любую регулирующую силу в рыночной экономике, их принцип: "laise faire" - ничего не делать. С их точки зрения, рынок - высоко организованный самонастраивающийся организм, способный самостоятельно справиться с нестабильностью и несбалансированностью. Роль государства, с их точки зрения, сводилась к роли арбитра или "ночного сторожа". То есть основные функции государства:

- охрана собственности граждан,

- содержание государственных учреждений: тюрем, судов и т.д.

- обеспечение обороноспособности страны.

Д.Рикардо рассматривал производство в сельском хозяйстве, исследовал причину и источник возникновения земельной ренты. Он выделяет два вида ренты:

- абсолютная (земельный налог).

- дифференциальная, которая бывает двух типов. Первый образуется на плодородных землях, а второй - на землях, худших по качеству.

Итальянская школа

В экономическую науку Ж.Б.Сэй вошел со своим знаменитым законом рынка сбытов: «товар при изготовлении создает равный по своей стоимости рынок сбыта», т.е. количество товара будет складываться из совокупных доходов всех экономических субъектов:

Q = W + P + Rуравнение экономического равновесия

Q – количество товаров; W – зарплата; P– процент; R – рента;

Это уравнение отражает равенство доходов и расходов в обществе. Этот закон соблюдается только при выполнении следующих условий: отсутствие сбережений (все полученные деньги используются только на потребление), отсутствие заемных денег, действие законов совершенной конкуренции.

Т.Мальтус вывел теорию народонаселения, которая противоречит развитию капиталистического строя. В своей работе "Теория народонаселения" (1814) заметил, что население земного шара по своей численности увеличивается, т.е. земли будут использоваться все более интенсивно. Рост интенсивности будет приводить к оскудению плодородия земель, будут расти расходы на восстановление плодородия, вследствие этого будет увеличиваться рента, и доходность сельскохозяйственного производства будет падать. Отсюда с/х предприниматели будут терять интерес к своему делу и в странах начнется массовый голод.

Такого же направления придерживался Дж. Милль. Он утверждал, что развитие и накал конкуренции будут приводить к тому, что цены на товары будут снижаться, следовательно, будет падать норма прибыли и предпринимательская активность.

Марксистская школа. К.Маркс (1818-1883) в основном труде "Капитал" исследовал структуру производственного капитала. Маркс разделил весь капитал на:

· постоянный - включает машины, станки и оборудование, а также сырье и материалы, необходимые для создания товаров и услуг

· переменный - капитал, финансирующий найм рабочей силы.

В ходе своей работы Маркс создал "теорию прибавочной стоимости", которая заключается в раскрытии причин обогащения капиталистов.

Все время труда наемного работника он подразделяет на две части:

· необходимое - время, в течение которого человек окупает свои затраты на труд,

· прибавочное - когда он работает на капиталиста и создает ему прибыль.

Таким образом, источником обогащения капиталиста служит неоплаченный труд. Чем больше человек трудится, тем большую он создает прибыль капиталисту. К.Маркс вводит понятие "отчуждение", смысл которого заключается в том, что работник не заинтересован в интенсивном и качественном труде, т.к. он отчужден от процесса производства и результата труда. Поэтому Маркс соглашается с Миллем о падении нормы прибыли капиталистов.

Важное значение в трудах Маркса приобретает "теория макроэкономического равновесия". Маркс разбивает все общественное производство на два сектора:

· производство средств производства (машины, техника, здания);

· производство товаров потребления (одежда, обувь, бытовая техника).

Маркс выводит равновесие между этими секторами через схемы использования в пропорциях постоянного и переменного капитала. Из теории Маркс выходит на исследование цикличности развития экономической системы и определяет причину, характер и структуру циклов. В заключение своих трудов Маркс рассматривает процесс концентрации капитала и производства, отмечая, что в процессе развития капитализма высокими темпами будет происходить концентрация капитала, накопление прибыли, будут увеличиваться экономические противоречия эксплуатации рабочих и произойдет неизбежная гибель капитализма.

Социалистическая школа.

Это направление представлено учеными социалистами-утопистами: Р.Оуэн, К.Сен-Симон и Ш.Фурье. Социалисты – утописты отрицают возможность эволюционных или революционных социально-экономических преобразований, взывая к агитации, пропаганде идей социальной справедливости, присущей социализму. Ученые этой школы пытались создать внутри существующего капиталистического строя островки справедливых обществ. Они считали, что капиталистическое общество – переход к индустриальному обществу, в котором крупная промышленность будет развиваться по определенному плану. Труд станет потребностью, и рабочий будет заинтересован трудиться качественней и лучше. Основная нить исследований этой школы – государственный социализм (государственная защита наемных рабочих).

Реформисты.

Представителями этого научного направления являются: Ш.Жид, А.Шеффле, А.Вагнер, Л.Брентано (государственный социализм), Г.Джордж. Основной идеей их научных концепций была контрактная договоренность между наемным работником и капиталистом. Они не видели необходимости в существенном изменении всего капиталистического строя. Необходимо провести только некоторые реформы, которые будут направлены на защиту интересов рабочих, на ослабление степени эксплуатации наемного труда, формирование у капиталистов образа скромных промышленников, т.е. капиталисты должны изменить свое отношение к наемным работникам, уважать, ценить и заботиться о подчиненных.

Историческая школа

Ф.Лист дал начало данной школе. Он отмечал, что экономика отдельных стран подчиняется своим собственным законам.

В.Рошер считал, что общей экономической теории для всех стран существовать не может. Особое внимание он отводил истории развития экономической нации и отрицал экономические законы, т.к. в хозяйственной жизни нет повторяемости.

Позже возникла новая историческая школа. В рамках этой школы была создана теория формаций - теория эволюционного развития обществ. И выявлены экономические противоречия между основными классами. Столкновение экономических интересов является основным толчком перехода от одной формации к другой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.