Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа № 16. 1. Принципы орфографии. Ведущий принцип русской орфографии




План

Часа

1. Принципы орфографии. Ведущий принцип русской орфографии.

2. Орфографическая норма. Орфографическое правило. Орфограмма.

3. Трудные случаи русской орфографии.

Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. -С. 150-151.

2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной прав­ке.-М, 2002.

3. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи. - М., 2006. - С. 175-178.

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание буквы о или е после шипящих.

Горяч..., танц...вщик, облуч...нный, алыч...вый, гребет...к, верб-люж...нок, девч...нка, распаш...нка, свеж..., закопч...нный, ситц... вый, понож...вщина, борщ...к, коч...вка, облиц... ванный, добряч...к, крюч...чек, парч...вый, выкорч...вывать, изображ...н.

2. Перепишите текст, раскрывая скобки.

Две недели (не)уверенные в завтрашнем дне люди (не)видели солн­ца Сидя в холодном, (не)топленом помещении, все (не)щадно страдали от голода и жажды. (Не)легко было переносить страдания тела, но преодолеть (не)щадящий взрослых и детей страх было еще сложнее. (Не)боятъся в условиях (не)воли (не)возможно.

Как всякая (не)позноваемая категория, страх обрастает огромной раковиной (не)линейного постижения. Трусам - (не) преодолеть (не)избежности испуга, храбрецам - (не)испугаться даже перед самой (не)постижимой опасностью (неизвестности.

Люди выходили на свет, щуря (не)привыкшие к яркому солнцу гла­за, еще (не)веря в (не)вероятное (не)сколько часов назад освобождение. Но это была (не)свобода в полном смысле этого слова, а только (не)смело забрезживший свет в (не)скончаемом тоннеле борьбы и (непримиримости с рабством.

3. Запишите в две колонки слова с приставками при- и пре- и разъяс­ните их значение.

Пр...образователъ, пр...школьный, пр...успевать, пр...луниться, пр...красный, пр...рвать, пр... остановить, пр...прятать, пр...верженный, пр...касаться, пр...мерять, пр...бытие, пр...ображатъ, пр... взойти, пр...верженец, пр...тяжение, пр... возносить, пр...сечь, пр...служиватъся, пр...низить, пр...бирать, пр...одеть, пр...забавный, пр...беречь, пр...поднять, пр...восходить, пр...выше всего, прообразованный, пр... полярный, пр...дисловие, пр...избыток, пр... мириться, пр...нуждение, пр... командированный, пр...емлемый, пр...вносить, пр...одолеть, пр...гнуть, пр...мудрый, пр...вить.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание н или нн.

Кипяче...ая вода - вскипяче...ое молоко; краше...ый пол -покраше...ый забор, рама покраше...а; коше...ый или некоше...ый луг, скоте... ая трава, трава скоте... а; стреля...ый воробей -под стреле... ая птица; жже...ый кофе - сожже...ое письмо; копче...ая колбаса - закопче...ые стены; балова...ый ребенок -избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистилирова...ая вода.

5. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Различайте слитное на­писание наречий и раздельное написание предлогов с существительными.

1. (С) начала подумай, потом отвечай. 2. Дожди шли беспрерывно (с) начала весны. 3. Как хорош лес (в) начале осени. 4. (В) начале я не по­чувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5. (Во) время по­ездки к Эльбрусу экскурсанты любовались бурным Баксаном и чудес­ными горами. 6. Все собрались (во) время, никто не опоздал. 7. Кругом было (на) столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в) перед и (в) верх. 8. (На) сколько километров (в) верх поднялись (без) отдыха альпинисты? 9. Березка склонилась (на) бок. 10. (В) ширь и (в) даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 11. (В) даль туман­ную двигались отряды партизан. 12. Несмотря (на) конец сентября, под Москвой было (по) летнему тепло.

6. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущен­ные буквы.

1. (В) следств... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени... дороги мы два раза переехали через реку (Акс). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем на­правлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г). 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кав.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) ви­ду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. (По) среди обшир­ных трудов своих не переставал осведомляться о своем любимце (П.). 12. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 13. (В) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс). 14. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение явля­лось причиной ващей задержки (Акс). 15. У многих русских рек, (на) под оби... Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 16. Телеграф­ные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде ма­леньких палочек (Ч.). 17. Имейте (в) виду - задание ответственное (Эренб.).

Тема: «Культура письменной речи: русская пунктуация»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.