Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура человека




Человек– один из наиболее сложных объектов реального мира. В науке проблема человека давно определяется как комплексная. Человек изучается и в качестве продукта биологической эволюции, в качестве главного элемента производительных сил в обществе и в качестве носителя общественных отношений. Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому и многообразны его качества. Структурная организация человека, как саморегулирующейся, саморазвивающейся и самоактуализирущейся системы носит многоуровневый характер. Поэтому одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Человека, в рамках этого подхода, изучают во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изуче­нию человека был предложен Б. Г. Ананьевым

(рис.5).

 

 

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968—1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Явля­ется основателем ленинградской психологической школы. Ав­тор фундаментальных работ в области чувственного восприя­тия, психологии общения, педагогической психологии.

Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания чело­века характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдель­ных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов иссле­дования человека.

 

Б.Г. Ананьев выделял следующие уровни изучения человека. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: инди­вид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

ИНДИВИД (телесное бытие, биологическая сущность человека) - представитель вида Homo Sapiens.

Понятие «индивид» в науке имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя че­ловеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Индивид развивается в процессе онтогенеза. Основными закономерностями развития являются гетерохронность, наличие сенситивных периодов, наличие критических периодов, акселерация и ретардация. Характеристики индивида: целостность психической организации, устойчивость и пластичность, активность Человек как индивид обладает определенными свойствами.

Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида, а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функ­циональной геометрии больших по­лушарий. (рис5)

Первичные свойства индивида.

· возрастные особенности (соответствие определенному возрасту);

· половой диморфизм (принадлежность к определен­ному полу). Выделяют пол: хромосомный, секреционных (7 недель), гормональный, морфологический (3 месяц), гражданский и пубертатный гормональный пол (психологический пол);

· конституциональные свойства индивида (согласно классификации Э..Кречмера: астеник, атлет, пикник) и У. Шелдона (эндоморфный-висцеротонический, мезоморфный соматотонический, эктоморфный-церебротонический);

· нейродинамические свойства (вертикальный контур регулирования: Блок регулирования тонуса и бодрствования Блок приема и хранения информации, блок программирования) и горизонтальный (билатеральный контур), функциональная ассиметрия мозга – функционирование правого и левого полушария..

Вторичные свойства индивида:

Совокупность первичных свойств индивида определяет его вто­ричные свойства:

· динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей.

Третичные свойства:

· темперамент и задатки.

В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темпера­мента и задатки человека.

 

Рисунок 4.

Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)

 


СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( под, перед, до, активности, действия) - это носитель предметно-практической деятельности и познания, обладающий сознанием (активный, самостоятельный, умелый). Источник активности, направленный на объект. Стать субъектом деятельности – значит освоить деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию (рис.5). Человек также творец жизни. Он способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Субъект обладает рядом родовых способностей: целостностью психических процессов, состояний и свойств. Субъект образуется из свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Сущность этой структуры составляет всемирно-исторический опыт человечества. Изучение человека как субъекта деятельности предполагает изучений сознания и деятельности, деятельности практической, теоретической, общения, способностей, творчества и таланта. Понятие субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Это понятие по своему содержанию занимает промежу­точное положение между понятиями «индивид» и «личность».

 

 

Рисунок 5.

Структура понятия «субъект деятельности» (по Б. Г. Ананьеву)

 

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целена­правленного поведения и, как след­ствие, преобразования окружающего мира.

В свою очередь, способность со­знательной деятельности по преобра­зованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъ­екта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обла­дающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматри­ваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности.

 

 

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некото­рые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельно­сти и общении. Есть и другие толко­вания этого понятия, но все они схо­дятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социаль­ное существо (рис.7). В рамках дан­ного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способ­ности и характер.

Рисунок 6.

Структура понятия - «личность» (по Б. Г. Ананьеву)

ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества (социальное существо), субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации. Появляется на основе индивида и субъекта деятельности. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства.

Личность - саморегулирующаяся система, удерживающая свою целостность, осущевляющая поиск системообразующего основания или смысла жизни, выбор себя. Выбор жизненного сценария. Колебания между бессознательными мотивами и чувствами и миром логически обоснованных мотивов.

Структурно-динамические свойства личности:

Первичные:

1) статус – экономическое, политическое и правовое положение в обществе.

2) роль личности – нормативная функция, одобренный образ поведения, ожидание от каждого занимать данную позицию.

3) ценностные ориентации – отношения личности, которые являются критериями положительной и отрицательной оценки окружающей среды.

Вторичные:

4)структура личности

5) особенности мотивов поведения

6) особенности общественного поведения.

Третичные:

7)характер и склонности.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальная, самобытная целостность (физиологических, психических, социальных особенностей), реализующая себя в творческой деятельности.

В последнее время некоторые авторы описывают новое понятие – УНИВЕРСУМ - высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнооб­разие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую ва­риативность проявлений индивидуальности.

 

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

· Никандров В.В. Психология: учебник Глава 3 (стр. 153 - 158)

· Ананьев Б. Г. Человек как предмет познанья - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Внимательно рассмотрите схему (рис.7) человека, предложенную Ганзеным В.А. и ответьте на следующие вопросы.

Рисунок 7. Психологическая структура человека
(индивид, субъект, личность, индивидуальность)

Ответьте на следующие вопросы:

1.Для чего были выделены основные уровни человека: индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.

2. Как вторичные свойства индивида соотносятся с первичными свойствами?

3. Перечислите собственные свойства как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.

Вопросы для самопроверки:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 12712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.