Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По написанию курсового проекта




Методические рекомендации

ВВЕДЕНИЕ. Его следует начинать с обоснования актуальности предлагаемого тура. Для этого необходимо провести анализ туров, предлагаемых турфирмами региона и привести доказательства того, что: а) такого тура никто не предлагает; б) подобных туров мало на рынке и т. д.

Во введении необходимо указать район проведения проектируемого тура и нитку маршрута. Далее необходимо определить объект и предмет исследования курсового проектирования. При этом надо помнить, что объект – это процесс или явление, избранное для изучения (в данном случае – туристская услуга «Путешествие»), а предмет – это то, что находится в границах объекта. Затем формулируются цель и задачи курсового проекта. Цель – это желаемый конечный результат курсового проекта. Формулировка цели должна быть по возможности четкой и краткой. Задачи – это шаги по достижению цели. Они раскрывают сущность процедур выполнения данного проекта. Они, как правило, фиксируются в форме перечисления: изучить…, описать…, установить…, выявить…, определить… и т.п.

Затем необходимо дать краткую характеристику методов исследования, применяемых в курсовом проектировании.

Во введении рассматриваются особенности структуры проекта и краткое содержание глав и параграфов основной части работы.

Далее обосновывается выбор использованных в подготовке курсового проекта источников, с перечислением основных групп (архивные материалы, законодательные и нормативно-правовые акты, документальные публикации, статистические данные, карты и т.д.), и указывается на характер специальной литературы (научные публикации, монографии, статьи, материалы конференций), позволившие изучить тему.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ

«ОЦЕНКА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ РАЙОНА

ТУРИСТСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ»

 

Для разработки нового турпродукта необходимо выявить и провести оценку туристских ресурсов района планируемого путешествия. Поэтому курсовой проект начинается с главы, содержащей технологическую оценку туристских ресурсов, в результате чего выбираются наиболее привлекательные ресурсы для предполагаемого тура. Алгоритм оценивания туристских ресурсов включает выбор вида ресурсов (природные, историко-культурные и др.), формулирование критериев и параметров их оценки. По выбранным критериям дать характеристику ресурсам, определив параметры оценки провести процедуру оценивания и выбрать наиболее привлекательные объекты.

В параграфах главы даётся оценка следующих групп ресурсов: природных, историко-культурных и инфраструктуры. Последовательность параграфов определяется в каждом конкретном случае. Так, если тур культурно-познавательный, то первым параграфом будет «Оценка историко-культурных ресурсов», если тур экологический – то первый параграф – «Оценка природных ресурсов».

Параграф Оценка природных ресурсов, в зависимости от выбранной темы тура может иметь разную структуру. Например, если предлагаемый тур экологический, имеющий целью знакомство с природой края, включающий такую услугу как поход или природопознавательные экскурсии, то необходимо провести оценку климата, рельефа, гидрографии, растительного и животного мира, природных комплексов и природных достопримечательностей, включая памятники природы.

Если знакомство с природой не является основной целью выбранного вида туризма, то количество рассматриваемых ресурсных элементов, а, следовательно, параграфов может быть меньше. Обязательно даётся рекреационная оценка климата и природных комплексов вдоль нитки маршрута.

Рекреационная оценка климата даётся с целью выявления благоприятных и неблагоприятных периодов и выявления сроков проведения тура. Оценка даётся на основе характеристики, которая составляется как по климатическим справочникам, так и по специальным климатическим работам и разделам по климату в географических публикациях.

Характеристика климата дается в последовательности:

– тип климата;

– солнечная радиация (интенсивность солнечной радиации, число часов солнечного сияния, число ясных дней, число пасмурных дней);

– температура воздуха (среднемесячные температуры июля, января, октября, апреля; суточные колебания температур, характерные для сезонов);

– осадки (количество осадков, их интенсивность и периоды выпадения, характер осадков (ливни, моросящие дожди, снежная пыль, пурга);

– относительная влажность воздуха (количество дней с оттепелью, гололедом, количество дней с туманами);

– снежный покров (длительность залегания снежного покрова, даты установления и схода устойчивого снежного покрова, высота снега (средняя декадная и наибольшая из среднедекадных высот) и равномерность распространения, его характер (рыхлый или плотный, наличие или отсутствие наста), наличие снежных лавин). Характеристика снежного покрова дается в том случае, если в предлагаемом вами туре есть лыжный поход;

– ветровой режим (скорость ветра, направление и сила преобладающих ветров).

Далее по сезонам определяются преобладающие типы погод, это необходимо для определения благоприятного и неблагоприятного периодов. Выводы по данному параграфу содержат рекомендации по срокам проведения тура, по организации тура на основе выявленных особенностей климата и его оценки.

Рельеф района проведения тура рассматривается в том случае, если в туре предлагается услуга «поход». В таком случае необходимо указать:

– тип рельефа; дать характеристику основных его форм;

– среднюю высоту над уровнем моря (как фактора, влияющего на акклиматизацию, связанную с перепадом давления и трудностями подъема);

– степень расчлененности (длина склонов, крутизна склонов, относительные высоты или перепады высот (для речных долин и междуречий)); характер расчленения (наличие оврагов, карстовых воронок, балок) с точки зрения проходимости и преодоления препятствий. Крутизна склонов позволяет судить об их преодолимости и о характере их использования в туристских целях.

– характеристику перевалов (абсолютные высоты, крутизну, длину склонов и их характеристику). Необходимо указать категорию сложности перевалов. Для высокогорных районов следует дать характеристику фирновых полей и ледников с их уклонами, трещиноватостью, наличием снежных мостов, подвижек ледника и ледопадов.

Кроме того, необходимо выявить и определить наиболее привлекательные объекты – геологические и геоморфологические памятники природы и достопримечательности по следующим критериям: живописность (выразительность), уникальность, экзотичность, познавательная ценность, научная значимость, сохранность и доступность.

В пункте Гидрография рассматриваются особенности рек и озер, встречающихся на маршруте, гидрологические памятники природы и достопримечательности (водопады и др.). Если проектируемый тур включает путешествие по озерам, то необходимо дать оценку с точки зрения обеспечения безопасности путешествия (волновой и ветровой режим). Оценка рек проводится в том случае, если вы проектируете тур с водным сплавом или например, путешествие по Байкалу.

В пункте Бальнеологические ресурсы дается описание минеральных источников, которое включает характеристику минерального состава, наличия сопутствующих газов, температуры, дебита источников и их оценку. Этот пункт обязателен, если проектируемый тур – лечебно-оздоровительный.

Пункт Растительность имеет смысл выделять отдельно, если предполагается оказание услуг, связанных с данным компонентом природного комплекса, например, ботаническая экскурсия, сбор лекарственных трав, фотосъемка объектов флоры.

В этом случае предлагается общая характеристика растительности, которая преследует, с одной стороны, эстетическую оценку, с другой стороны – возможности сбора дикорастущих ягодных, лекарственных растений, организации массовых и групповых мест отдыха. Растительность характеризуется также с точки зрения оценки для познавательной рекреационной деятельности. В таком случае важна информация о типичных, редких, эндемичных видах и местах их обитания, имеющих большое значение для науки. Важно указать на видовое разнообразие растительности.

Пункт Животный мир выделяется, если предполагается оказание услуг, связанных с организацией наблюдения редких животных, птиц и т.п., фотоохоты. Общая характеристика животного мира рассматривается по плану: видовой состав, оценка его разнообразия, эндемичность и т.п. Указываются места распространения – места обитания. Эта информация важна, с одной стороны, для выявления мест наблюдения, с другой стороны – для охраны мест обитания животных и птиц, особенно в период появления потомства.

При характеристике животного мира выявляются места, пригодные для рыболовного спорта. Важно выявление факторов, ограничивающих отдых (места концентрации гнуса) и представляющих опасность для человека (наличие энцефалитного клеща, змей и др.).

Вывод по параграфу включает обобщение о привлекательности природных туристских ресурсах района путешествия для вашего тура.

Параграф Оценка историко-культурных ресурсов района путешествия включает оценку историко-культурного комплекса района путешествия. Сначала характеризуются и оцениваются объекты предполагаемого показа. Ведущую роль в организации познавательного туризма играют памятники истории и культуры, уникальные инженерные сооружения, производственные предприятия и т.д. Основными критериями, по которым даётся оценка – это информативность, познавательная ценность, аттрактивность, доступность, сохранность.

В зависимости от тематики тура может проводиться оценка археологических памятников, памятников истории, культуры, архитектуры, религиозных объектов.

Кроме памятников истории и культуры может представлять интерес традиционное природопользование народов проживающих на данной территории. В тексте необходимо указать на особенности традиционного природопользования и возможности их использования в предлагаемом туре.

Из элементов материальной культуры народов, проживающих на той или иной территории, интерес представляют жилища. В тексте необходимо указать, каким образом традиционные жилища можно использовать в предлагаемом туре и указать их местоположение.

Почти каждому народу и даже отдельным этническим группам присущ особый вариант костюма с неповторимыми деталями покроя или орнамента[2]. В тексте параграфа необходимо указать на особенности костюма и возможности использования народного костюма в туре.

Способы приготовления и ассортимент употребляемых продуктов питания – весьма стойкие отличительные элементы той или иной материально-бытовой культуры народов. К тому же они часто находятся в тесной связи и с духовной надстройкой – моральными нормами, религиозными запретами и пр. Поэтому знакомство с тем, что можно назвать пищевыми навыками человечества, представляет большой интерес. Национальная специфика питания связана как с природной средой – климатом и ассортиментом доступных продуктов, так и с конкретными историческими судьбами того или иного народа. Поэтому при оценке этого элемента культуры (пища) нужно указать особенности национальной кухни, где и как это можно использовать в проектируемом туре.

Интерес для туристов представляет духовная культура народов. Это различные стили изобразительного искусства, представляют интерес живописные школы. Выраженными особенностями обладает танцевальное и музыкальное творчество, фольклор. К элементам духовной культуры относятся народные праздники, обрядово-ритуальные элементы, религиозные праздники. Если цель планируемого Вами путешествия – знакомство с культурой народов, то данный параграф и описание особенностей сохранившейся культуры дается подробнее.

В этом случае следует обратить внимание на характеристики праздников, обрядов, знакомство с которыми можно включить в программу путешествия.

В параграфе Оценка инфраструктуры рассматриваются средства размещения, пункты питания, социально-культурные объекты, транспорт и связь.

Средства размещения, используемые туристскими организациями для оказания гостеприимства и предоставления услуг размещения во время путешествия, оцениваются по следующим критериям: количество объектов (круглогодичного пользования, сезонных), количество мест размещения, перечень предлагаемых услуг и их стоимость. Оценка средств размещения в одном населенном пункте проводится как минимум двух объектов, чтобы обосновать выбор одного из них.

При оценке пунктов питания учитывается: количество объектов (круглогодичного пользования, сезонных), количество посадочных мест, перечень предлагаемых блюд (меню, ассортимент, наличие национальной кухни). Необходимо обосновать выбор предприятий питания в данном туре.

Средства коммуникации (транспорт и связь). В данном пункте оценивается степень дорожного покрытия, наличие транспортных предприятий и режим работы транспорта, автозаправочные станции, ремонтные станции по пути следования. Стоимость услуг перевозки. Важно обосновать, какие возможности и ограничения необходимо учесть при разработке тура.

Социокультурные объекты. Дается оценка предприятий розничной торговли, предприятий службы быта, банков, почты, медицинских предприятий, учреждений культуры (музеи, театры, кинотеатры), спортивного досуга и т.д. Оценка проводится по критериям: наличие социокультурных объектов, режим их работы, перечень услуг. Следует также обосновать, какие возможности и ограничения необходимо учесть при разработке тура.

Вывод по главе включает результаты оценки по трем группам ресурсов.


СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ «МОДЕЛЬ ТУРА»

 

Во второй главе необходимо рассмотреть все вопросы, касающиеся структуры проектируемого тура, организации обслуживания и др. Содержание главы может быть представлено так:

2.1. Особенности организации < > тура.

2.2. Характеристика целевой группы.

2.3. Основные характеристики тура.

2.4. Обоснование программы путешествия по маршруту.

2.5. Расчет себестоимости и цены тура.

2.6. Обоснование технологических документов тура.

В название первого параграфа Особенности организации <....> тура необходимо указать вид тура, который вы проектируете (например: особенности организации культурно-познавательного тура или особенности организации экологического тура и т.п.). В этом параграфе нужно указать следующие особенности организации туров: возможное количество туристов в группе, требования к продолжительности тура, к количеству и подготовленности персонала и туристам (их физической подготовке), наличие обязательных услуг, правовые вопросы и т.д. Например, если вы проектируете охотничий тур, то в этом параграфе вы должны проанализировать все тонкости организации этого вида туризма. Коротко описать вид и способ охоты, объект охоты. Проанализировать, каким образом это повлияет на сроки проведения тура, на количество туристов и персонала, на протяженность тура. Особое внимание уделите правовым вопросам, таким как разрешенные сроки охоты, наличие лицензии, провоз оружия через границу и т.п.

Если в выбранном вами виде туризма существуют какие-либо ограничения для туристов (возраст, состояние здоровья, физическая подготовка, религиозная принадлежность и т.д.), необходимо их указать.

В данном параграфе необходимо описать меры обеспечения безопасности туристов на маршруте.

В параграфе также нужно представить результаты анализа предложений на туристском рынке аналогичных туров и ответить на вопрос о том, чем отличается предлагаемый вами тур от существующих на рынке.

В параграфе Характеристика целевой группы необходимо дать описание потенциальных клиентов тура, с учетом интересов и потребностей которых, будет разработана программа путешествия, определены экскурсионное и анимационное обслуживание.

Характеристика целевой группы должна быть дана по следующим признакам:

географический (страна прибытия туриста);

социально-демографические (возраст, пол, профессия туриста, национальность, религиозные убеждения и т.д.);

психологические (мотив поездки, потребности туристов в размещении, питании и т.д.);

экономические характеристики – уровень дохода клиента.

В зависимости от характеристики целевой группы необходимо определить класс обслуживания и дать его описание.

В параграфе Основные характеристики тура необходимо описать следующие характеристики тура:

Вид тура (познавательный, религиозный, этнографический, событийный, спортивный, гастрономический и т.д.);

Цель тура (например: познакомить с культурой народов; познакомить с природными достопримечательностями озера Байкал, принять участие в подготовке и праздновании Пасхи);

Тип маршрута (линейный, кольцевой, радиальный или комбинированный). Линейный маршрут – с посещением одного или нескольких пунктов. Например, г. Улан-Удэ – пос. Усть-Баргузин – пос. Хужир – г. Иркутск. Радиальный маршрут – с посещением одного пункта и возвращением в отправную точку. Например, г. Улан-Удэ – с. Тарбагатай – г. Улан-Удэ. Кольцевой маршрут – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Например, г. Иркутск – г. Слюдянка – пос. Танхой – г. Улан-Удэ – пос. Турка – бухта Песчаная – г. Иркутск.

Протяженность тура (в км). Указывается общая протяженность тура и в том числе: на автомобильном транспорте (автобусы, автомобили); на водном, железнодорожном, воздушном транспорте.

Продолжительность тура (количество дней/количество ночевок). Например, 5 дней/4 ночи.

Количество туристов в группе. В данном пункте необходимо не только указать количество туристов в группе, но и объяснить, почему именно такое количество людей является оптимальным и возможным в данном туре.

Начало обслуживания на маршруте первой группы. В данном пункте необходимо не только указать дату начала обслуживания первой группы, но и объяснить, почему именно с этой даты возможно обслуживание на данном маршруте. Например, в турах с привлечением водного транспорта на юго-западе Байкала, дата начала обслуживания на маршруте может варьироваться в промежутке с 20 мая по 10 июня.

Конец обслуживания на маршруте последней группы. В данном пункте необходимо не только указать дату окончания обслуживания последней группы, но и объяснить, почему именно в этот период необходимо завершить обслуживание на данном маршруте.

Описание тура по дням. В данном пункте необходимо дать краткое описание тура по дням.

Например:

1 день. Прибытие туристов в город Улан-Удэ. Размещение в гостинице «Гэсэр». Завтрак. Свободное время. Обед. Обзорная экскурсия по городу (автобус). Ужин.

Параграф Технологические документы туристского предприятия состоит из двух пунктов. Первый пункт Обоснование программы путешествия по маршруту состоит из двух частей: обоснование программы путешествия и сам документ, выполненный в форме таблицы (см. табл. 2).

В обосновании определяются:

– класс обслуживания туристов;

– перечень туристских предприятий – исполнителей/поставщиков услуг необходимых для данного класса обслуживания;

– состав экскурсий и достопримечательных объектов;

– перечень туристских походов, прогулок;

– комплекс досуговых мероприятий;

– продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

– потребность в гидах, экскурсоводах, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;

– виды транспорта для внутренних перевозок;

– необходимое количество транспортных средств.

После этого необходимо обосновать принцип построения программы обслуживания (каким образом планировались услуги по дням, как распределялось свободное время и т.д.) и определить соответствие услуг, выбранных вами, классу обслуживания клиентов.

При составлении программы путешествия необходимо в первую очередь заполнить графу № 6 (см. табл. 2) «Программа тура». Вы не сможете заполнить всю таблицу, если начнете работать над ней с первой графы. Каждую услугу пишите в новой строке, в этом случае исправлять ошибки, добавлять новые услуги будет значительно легче.

Каждый день в программе обслуживания во избежание переутомления туристов должно быть свободное время, которое должно составлять не менее 2 часов. Например, предоставлять туристам 1 час свободного времени до обеда и 1 час после обеда до ужина.

Далее необходимо заполнить всю таблицу. В графе №1 «Пункты маршрута» необходимо указывать название того населенного пункта (г. Иркутск) или географического объекта (пляж Кресты, бухта Змеевая), где туристы будут ночевать.

В графе № 2 «Промежуточная остановка» должны быть вписаны те пункты маршрута, где туристы будут получать какие-либо туристские услуги (услуги питания, экскурсию и т.д.), но ночевать в этом пункте они не будут.

В графе № 3 «Расстояние» необходимо указывать количество километров, пройденных туристами пешком или на транспортном средстве (автобусе, катере, поезде и т.д.).

В графах № 4 и № 5 «Время» необходимо указывать конкретное время получения туристами той или иной услуги, причем потребление каждой новой услуги должно начинаться с той же минуты, на которой закончилось потребление предыдущей.

В графах № 7 и № 8 «Основные услуги» в разделе «Размещение» (7) нужно указать название той гостиницы, где будут ночевать туристы. Например, ГК «Гэсэр». В разделе «Питание» (8), напротив услуг «завтрак», «обед» и «ужин», необходимо указать название того предприятия, где туристам будет предоставляться питание.

В графе № 9 «Методические указания по организации тура» нужно для каждой услуги написать ряд действий, которые необходимо предпринять, чтобы услуга была успешно реализована. Так же в этой графе указываются услуги, которые турист может получить за дополнительную плату.

В туристских фирмах эту графу заполняют очень подробно, чтобы специалист, который не принимал участия в проектировании, мог успешно организовать тур.

Таблица 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.