Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система таможенных органов




Таможенные органы Республики Беларусь составляют единую систему, являющую собой совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными передними едиными целями и задачами в области таможенного дела. В единую систему таможенных органов входят:

- ГТК Республики Беларусь;

- таможни.

ГТК Республики Беларусь осуществляет свою деятельность на всей территории Республики Беларусь. Таможни осуществляют свою деятельность на территории определенного региона. Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен только по вертикали вышестоящим таможенным органам. Вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих, их решения обязательны для нижестоящих таможенных органов. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и ответственностью нижестоящих та­моженных органов за выполнение возложенных на них функций на подведомственной территории.

Таможенные органы Республики Беларусь выполняют следующие основные функции:

1) участвуют в разработке таможенной политики и реализуют ее;

2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы Республики Беларусь;

3) принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении та­моженного дела;

4) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической основой суверенитета страны;

5) защищают экономические интересы государства;

6) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

7) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможен­ные платежи;

8) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, реализуют эти меры;

9) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка пе­ремещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

10) ведут борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконное перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния нашей и зарубежных Стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других материальных ценностей, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;

11) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Республи­ки Беларусь;

12) ведут таможенную статистику внешней торговли и спе­циальную таможенную статистику;

13) ведут ТН ВЭД;

14) содействуют развитию внешнеэкономических связей, осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья граж­дан, защите животных и растений, охране окружающей природ­ной среды, защите интересов отечественных потребителей ввози­мых товаров;

15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов национальной экономи­ки Республики Беларусь материалов, а также валютный контроль в пределах своей компетенции;

16) обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела;

17) участвуют в разработке международных договоров Республики Беларусь, затрагивающих таможенное дело;

18) осуществляют сотрудничество с таможенными и ины­ми компетентными органами иностранных государств, междуна­родными организациями, занимающимися вопросами таможенно­го дела;

19) проводят исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела, осуществляют подготовку, перепод­готовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и орга­низаций;

20) обеспечивают в установленном порядке Президента, Парламент, Правительство Республики Беларусь, иные государ­ственные органы, предприятия, учреждения, организации и граж­дан информацией по таможенным вопросам;

21) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу та­моженных органов, создают необходимые условия труда для ра­ботников этих органов.

В системе таможенных органов функционируют таможенные лаборатории, исследовательские учреждения, учебные заведения, подведомственные ГТК Республики Беларусь. Их основное назначение - создавать условия для выполнения таможенными органами их основных задач и функций.

 

3.2. ГТК Республики Беларусь. Организационная структура

ГТК Республики Беларусь - центральный орган исполнительной власти Республики Беларусь, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в стране.

Общее управление таможенным делом в стране осуществляет Президент Республики Беларусь.

ГТК Республики Беларусь в пределах своей компетенции издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами страны, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

Задачи ГТК Республики Беларусь:

- участие в разработке таможенной политики государства;

- обеспечение в пределах своей компетенции экономичес­кой безопасности страны, защита ее экономических интересов;

- обеспечение защиты прав, интересов граждан и организа­ций при осуществлении таможенного дела;

- руководство таможенными органами, таможенными лабораториями в осуществлении таможенного дела;

- обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле и иного законодательства;

- разработка и применение средств таможенного регулирования в целях развития торгово-экономических отношений Беларуси с другими странами;

- участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и реализация этих мер;

- совершенствование таможенного контроля и таможенно­го оформления;

- создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

- предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступ­лений и административных правонарушений в сфере таможенного дела;

- разработка и осуществление программ развития таможенного дела в Беларуси;

- обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела;

- участие в разработке международных договоров Республики Беларусь по таможенному делу.

Председатель ГТК Республики Беларусь:

 

- руководит на принципах единоначалия деятельностью ГТК;

- несет персональную ответственность за выполнение воз­ложенных на ГТК задач и функций;

- представляет ГТК и обеспечивает его взаимодействие с другими государственными органами Республики Беларусь;

- назначает на должности и освобождает от должностей ра­ботников таможенных органов, присваивает им персональные звания и т.д.

 

Председатель ГТК Республики Беларусь вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам.

В ГТК Республики Беларусь создается коллегия в составе председателя ГТК (председатель коллегии), заместителей председателя по должности, а также руководящих работников таможен­ных органов.

Члены коллегии ГТК Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Структура центрального аппарата ГТК Республики Беларусь состоит из управлений и отделов, сформированных по функциональному принципу. Деятельность каждого из них сосредоточена на осуществлении одной или нескольких функций ГТК Республики Беларусь, которые выражают его назначение и относятся к числу основных структурных подразделений.

Структура ГТК Республики Беларусь:

(См.презентацию – «Структура ГТК Республики Беларусь»)

 

1) Председатель ГТК Республики Беларусь.

2) Первый заместитель.

3) Заместители.

4) Коллегия ГТК Республики Беларусь.

5) Управление организации таможенного контроля (УОТК).

6) Управление организации борьбы с контрабандой и адми­нистративными таможенными правонарушениями.

7) Управление тарифного регулирования и таможенных пла­тежей.

8) Управление таможенной статистики и информационных технологий.

9) Управление информационных технологий, таможенной статистики и анализа.

10) Правовое управление.

11) Управление собственной безопасности.

12) Финансово-экономическое управление.

13) Управление кадров и специальной подготовки личного
состава таможенных органов.

14) Организационно-инспекторское управление.

15) Таможенная инспекция.

16) Контрольно-ревизионный отдел.

 

Финансирование ГТК Республики Беларусь и подчиненных
ему таможенных органов осуществляется за счет средств респуб-
ликанского бюджета, а также из иных источников, предусмотрен-
ных законодательством Республики Беларусь.

ГТК Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета (в том числе валютные) в банках.

 

3.3. Таможня Республики Беларусь

Таможня Республики Беларусь входит в единую систему множенных органов страны, осуществляет возложенные на нее задачи и функции в пределах закрепленной за ней зоны деятельности. Руководство деятельностью таможни осуществляет ГТК Республики Беларусь.

Структура, штатная численность и фонд оплаты труда сотрудников таможни утверждаются ГТК Республики Беларусь. Создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляется ГТК по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством. В своей деятельности таможня руководствуется Конституцией и иным законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами ГТК Республики Беларусь и Типовым положением о таможне.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, печать с изображением Государственного герба и со своим наименованием, текущие счета по исполнению доходной части республиканского бюджета, другие счета в банках. Таможня финансируется за счет средств республиканского бюджета, а также из иных источников, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Функции таможенных органов изложены в ст. 313-319 ТК Республики Беларусь.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Председателем ГТК по согласованию с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь.

Под таможенной службой понимается вид государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов.

Должностными лицами таможенных органов страны являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, на предприятиях и в учреждениях, подведомственных ГТК Республики Беларусь, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий.

Должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане Беларуси, способные по уровню образования, личным деловым и моральным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы задачи.

Должностным лицам таможенных органов присваиваются персональные звания. Порядок их присвоения утверждается Президентом Республики Беларусь.

Специальные звания:

 

государственный советник таможенной службы I ранга;

государственный советник таможенной службы II ранга;

государственный советник таможенной службы III ранга;

советник таможенной службы I ранга;

советник таможенной службы II ранга;

советник таможенной службы III ранга;

инспектор таможенной службы I ранга;

инспектор таможенной службы II ранга;

инспектор таможенной службы III ранга;

инспектор таможенной службы IV ранга;

 

Для должностных лиц таможенных органов Республики Бе­ларусь устанавливается ношение форменной одежды.

Должностные лица несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах регламентируется Положением о прохождении службы должностными лицами таможенных органов, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

 

3.4. Информирование и консультирование

В соответствии со ст. 10 ТК Таможенного союза и нформирование о таможенном законодательстве Таможенного союза осуществляется путем опубликования актов таможенного законодательства Таможенного союза в официальных и иных печатных изданиях, а также путем доведения информации о них до всеобщего сведения по телевидению и радио, с использованием информационных технологий, а также посредством иных способов распространения информации.

Комиссия Таможенного союза (далее – КТС) и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ лицам к информации о таможенном законодательстве Таможенного союза, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет.

В соответствии со ст. 11 ТК Таможенного союза т аможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством государств – членов Таможенного союза.

При консультировании должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а также не составляют такие таможенные декларации и документы.

Консультации, связанные с заполнением документов, указанных в части первой настоящего пункта, проводятся в устной форме без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом.

При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе:

1) проводить консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;

2) вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы;

3) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

4) сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством.

Информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.

Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций.

Информация по запросу заинтересованного лица предоставляется в возможно короткие сроки, но не позднее одного месяца со дня получения указанного запроса.

Консультирование таможенными органами осуществляется как в устной, так и в письменной форме. По требованию заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме.

Порядок оказания консультаций определяется ГТК Республики Беларусь.

Лица, заинтересованные в получении консультации в таможенных органах, возмещают таможенным органам расходы, связанные с оказанием такого рода услуг. Порядок возмещения расходов таможенным органам за оказание консультаций определяется ГТК Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе:

- давать консультации по вопросам, не входящим в компе­тенцию таможенных органов;

- вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы;

- совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующее решение таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

- давать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- давать консультации по вопросам рассматриваемого судом дела, где таможенный орган или его должностное лицо выступает в качестве одной из сторон.

Информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультаций, не является основанием для принятия решения или совершения действия (бездействия) таможенными органами при осуществлении ими определенных таможенных операций и отношении товаров.

Таможенные органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь, за достоверность информации, предоставляемой лицам в соответствии с положениями ТК Республики Беларусь.

Таможенные органы не несут ответственности за убытки, причиненные вследствие искажения текста нормативного правового акта, опубликованного с нарушением установленного порядка, равно как и за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не уполномоченными на их проведение.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

ТЕМА № 4: СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ.

ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА

 

Вопросы:

4.1.Таможенное-тарифное регулирование.

4.2.Страна происхождения товара.

4.3.Порядок определения страны происхождения

товара.

4.3.Таможенная статистика.

4.4.Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Республики Беларусь.

4.5.Структура ТН ВЭД Республики Беларусь.

4.6.Специальные положения ТН ВЭД Республики Беларусь.

 

 

Специальная литература:

 

Статья ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА Ю.Ф.НАВОЙЧИК,

Нормативные правовые акты:

 

1.Нормативные правовые акты в отношении классификации:

1.1Международные нормативные правовые акты:

  • Международная конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 24 июня 1986 года;
  • Соглашение о единой ТН ВЭД СНГ от 3 ноября 1995 года;
  • Соглашение об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 года;
  • Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации";
  • Решение КТС от 27 ноября 2009 года № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации";

  • Решение КТС от 20 мая 2010 года № 260 "О формах таможенных документов";
  • Решение КТС от 18 июня 2010 года № 295 "О документах по техническому ведению единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности";
  • Решение КТС от 18 июня 2010 года № 296 "О положении о порядке принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров";
  • Решение КТС от 18 июня 2010 года № 297 "О документах, регулирующих порядок формирования и ведения Сборника принятых предварительных решений таможенных органов государств-членов таможенного союза по классификации товаров на официальном сайте Комиссии таможенного союза";

  • Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 11 декабря 2009 года № 32 "О ведении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза";

  • глава 6 Таможенного кодекса таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года).

1.2 Нормативные правовые акты Республики Беларусь:

  • § 2 и § 3 главы 4 ТК Республики Беларусь;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 12 августа 1998 года № 369 "О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров";
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2010 года № 56 "О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности";
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2007 года № 841 "Об утверждении Положения о порядке принятия таможенным органом решения о классификации отдельных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь";
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2006 года № 661 "О классификации товаров, ввозимых в Республику Беларусь в несобранном или разобранном виде";
  • постановление ГТК Республики Беларусь от 2 сентября 2008 года № 73 "О решении таможенных органов о классификации товара, принимаемого в случае установления нарушения правил классификации товаров";
  • постановление ГТК Республики Беларусь от 23 ноября 2007 года № 117 "О применении примечания 4 к разделу XVI Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь";
  • постановление ГТК Республики Беларусь от 18 августа 2006 года № 64 "О некоторых вопросах заполнения предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь";
  • постановление ГТК Республики Беларусь от 6 ноября 2007 года № 110 «О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза».



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.