КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы реализации сельскохозяйственной продукции
Сложились различные способы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые различаются по месту приемки и условиям транспортировки к местам переработки (хранения). Рассмотрим их на примере реализации молока. Большинство сельскохозяйственных организаций доставляет молоко к местам переработки и реализации собственным транспортом. Это вызывает необходимость содержать в хозяйствах дополнительные транспортные средства и соответствующую рабочую силу. Расходы по доставке продукции транспортом организаций-производителей в молокоперерабатывающие организации нередко значительно превышают тарифы на автоперевозки, по которым заготовители рассчитываются с ними, что в значительной степени объясняется неэффективным использованием специализированного транспорта. Причина низкой эффективности использования молоковозов заключается, прежде всего, в том, что они рассредоточены по отдельным хозяйствам, где, в свою очередь, закреплены за конкретными фермами (комплексами). Это делает практически невозможным маневрирование парком специальных автомобилей в рамках сырьевых зон молочных заводов, рациональное использование большегрузных автомобилей. Эффективное использование парка молоковозов существенно затрудняется также из-за отсутствия в сельскохозяйственных организациях специализированной ремонтной базы и нехватки квалифицированных ремонтных рабочих. Кроме того, использование специализированного транспорта характеризуется аритмичностью. При рассредоточенности этого транспорта по отдельным сельскохозяйственным организациям его почасовые графики движения практически не соблюдаются, что ведет к снижению качества, и нередко и к порче продукции. Аналогичные проблемы возникают с реализацией других видов сельскохозяйственной продукции: скота, птицы, овощей и др. Одним из путей совершенствования способов реализации сельскохозяйственной продукции является центровывоз. Его сущность заключается в том, что продукция принимается в местах производства лишь по массе, без определения качественных параметров, после чего вывозится транспортом заготовителей и перерабатывающих организаций. При хорошей организации центровывоза молока более четко соблюдаются графики его доставки на молочные заводы, что позволяет повысить качество готовой продукции, расширить ее ассортимент. При этом ликвидируются невозмещенные затраты на транспортировку молока (разница между фактическими затратами сельскохозяйственных организаций и выплатами организаций молочной промышленности за доставку молока по установленным тарифам), увеличиваются выплаты за более высокое его качество, уменьшаются количественные и качественные потери при транспортировке. Вместе с тем этот способ реализации не устраняет такие серьезные недостатки, как нарушение технологии хранения и переработки и связанные с этим количественные и качественные потери. При центровывозе заготовители и переработчики не несут ответственности за эти потери. В качестве наиболее приемлемого в современных условиях способа связи сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организаций все более выступает приемка продукции непосредственно у сельскохозяйственных товаропроизводителей с последующей доставкой на переработку (или в торговую сеть) специализированным транспортом перерабатывающей промышленности (заготовителей). При таком способе реализации сокращаются транспортные расходы сельскохозяйственных организаций, а специализированный транспорт используется более рационально. Важное преимущество этого способа – в сокращении потерь. Кроме того, приемка молока в местах производства существенно влияет на повышение его качества. Это связано, во-первых, с тем, что сокращается временной разрыв между производством, переработкой и потреблением продукции; во-вторых, обеспечивается более объективная оценка качества, поскольку спорные вопросы в большинстве случаев решаются на месте; в-третьих, внедряются в практику обязательства сторон по срокам приемки продукции в местах производства и доставке на перерабатывающие заводы, соблюдению количественных и качественных параметров, что в конечном итоге позволяет лучше регулировать ее продвижение по сопряженным стадиям производства. Для крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения приемка продукции на месте с вывозом транспортом перерабатывающих организаций (заготовителей) наиболее выгодна. Распространена приемка на фермах и комплексах скота и птицы с вывозом транспортом мясоперерабатывающих (или автотранспортных) организаций. Сельскохозяйственные организации по заранее согласованному графику готовят птицу и скот к сдаче, а мясокомбинаты производят их приемку непосредственно на фермах. Это обеспечивает экономию транспортных затрат, четкую организацию перевозок и ритмичное поступление сырья на мясокомбинаты, позволяет резко сократить сроки предубойного содержания животных и до 10 раз – потери живой массы в процессе реализации, получать высококачественные продукты питания. Особенно эффективно при централизованных перевозках скота применение специализированных транспортных средств: по сравнению с приспособленными автомобилями это позволяет сократить потери до 4,5 кг живой массы на каждую голову крупного рогатого скота. При этом доставка скота специализированным автотранспортом грузоподъемностью 5–7 т на расстояние 100 км обходится на 30 %, а свиней – на 26 % дешевле, чем автомобилями грузоподъемностью 2,5–3,5 т. При организации централизованных перевозок скота и птицы после приемки в местах производства важное значение имеет определение допустимого радиуса перевозок. Широкое распространение получила практика сдачи-приемки скота и расчета за принятых животных по массе и качеству мяса, полученного после убоя. Такой способ реализации способствует повышению заинтересованности сельскохозяйственных организаций в улучшении мясных качеств скота, подготовленного к реализации, предупреждению споров, связанных с определением массы и упитанности животных. Для наиболее эффективного использования транспортных средств, созданы погрузочно-транспортные отряды, всостав которых входят автомобили большой грузоподъемности, автопоезда и высокопроизводительные погрузчики. Такие отряды работают прежде всего, в сельскохозяйственных организациях, располагающих значительными посевами сахарной свеклы (600–900 га). Большинство же отрядов являются межхозяйственными и за отдельными сельскохозяйственными организациями не закреплены. Это вызвано тем, что при неудовлетворительной организации уборочных и транспортных работ автомобили, привлеченные на период уборки урожая, нередко простаивают из-за отсутствия груза, в то время как в других сельскохозяйственных организациях вывоз его сдерживается из-за отсутствия транспортных средств. При центровывозе каждой автоорганизации отводят определенную зону свеклосеяния. Автоколонна разбивается на несколько бригад, которые при необходимости осуществляют переброску автомобилей из одной сельскохозяйственной организации в другую. Организации-сдатчики, сахарный завод и автотранспортные организации заключают между собой на период уборки трехсторонние договоры: свекловоды обязуются соблюдать утвержденный график копки, свести до минимума загрязненность корней; транспортники – выпустить на линию необходимое число автомобилей; завод – не допускать их простоя под разгрузкой. Такой вариант организации доставки сахарной свеклы с поля на завод имеет несомненные преимущества перед традиционным, который не предусматривает концентрации имеющихся технических средств. Потребность в автотранспорте уменьшается на 20 %; в 3–4 раза сокращаются ежедневные остатки выкопанной, но невывезенной свеклы, что позволяет предотвратить снижение ее качества; сокращаются простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой, их дневная выработка увеличивается в 2 раза; вследствие своевременного вывоза не допускается подвяливание корней, что создает условия для длительного хранения их в кагатах, сохранения хороших технологических свойств и сокращения отходов при хранении (с 3,1 до 2,2 %). В пригородных районах страны с большими площадями овощных культур и картофеля также организуют приемку продукции в местах производства с централизованным вывозом транспортом заготовительных организаций.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями. 2. Какие условия являются предметом договорных отношений на закупку и поставку продукции для государственных нужд? 3. Какие организационные факторы должны быть учтены при выборе сельскохозяйственной организацией возможных и наиболее перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции? 4. Какие показатели анализируются сельскохозяйственными товаропроизводителями для экономической оценки различных каналов реализации продукции (в расчете на 1 т продукции)? 5. В чем заключается сущность центровывоза? 6. Какие способы связи сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организаций являются наиболее приемлемыми в современных условиях? Литература
1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы [Текст]: утв. указом Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 г., № 150 (ред. от 12.01.2007) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2005 – 96 с. 2. Республика Беларусь. Законы. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Текст]: [принят Палатой представителей 28 октября 1998 года, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 1998 года]. – Минск: Амалфея, 2008. – 688 с. 3. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях [Текст]: учебник / под ред. И.Ш. Горфинкеля, Н.М. Тищенко. – Минск: Ураджай, 1997. – 399 с. 4. Организация сельскохозяйственного производства [Текст]: учебник / под ред. Ф.К. Шакирова. – Москва: КолосС, 2000. – 504 с. 5. Организация производства и управление на сельскохозяйственных предприятиях [Текст]: учеб. пособие / В.К. Буга [и др.]. –Минск: Ураджай, 1990. – 399 с. 6. Организация и управление производством на сельскохозяйственных предприятиях [Текст]: учебник / под ред. В.Т. Водянни-кова. – Москва: КолосС, 2005. – 506 с. 7. Бусел, И.П. Экономика и организация сельскохозяйственного производства [Текст] учеб. пособие для вузов: / И.П. Бусел. – Минск: Ураджай, 1999. – 198 с. 8. Справочник нормативов трудовых и материальных затрат для ведения сельскохозяйственного производства [Текст] / под ред. В.Г. Гусакова. Сост. Я.Н. Бречко, М.Е. Сумонов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Минск: БелНИИ аграрной экономики, 2002. – 440 с. 9. Научные основы организации производства на сельскохозяйственных предприятиях [Текст]: учеб. пособие. / БГСХА; сост. И.Ш. Горфинкель. – Горки, 2000. – 157 с. 10. Организация производства на предприятиях АПК [Текст]: учебник / под ред. Ф.К. Шакирова. – Москва: КолосС, 2003. – 224 с. 11. Организация производства: создание и реорганизация предприятий АПК [Текст]: учеб.-метод. пособие / БГЭУ; сост. Н.А. Бычков. – Минск, 2004. – 97 с. 12. Статистический справочник «Беларусь в цифрах» [Текст] / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь – Минск, 2006. – 97 с. 13. Земледелие [Текст]: учеб. пособие для с.-х. вузов / под ред. В.В. Ермоленкова, А.А. Шелютто. – Минск: Ураджай, 1998. – 367 с. 14. Организация производства [Текст]: учеб.-метод. пособие для выполнения курсовой работы студентами ФПУ заочной формы обучения специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» специализации 1-25 01 07 02 «Экономическая информатика» / БГАТУ, каф. экономики и оргаинизации предприятий АПК; сост. И.А. Оганезов. – Минск, 2005. – 85 с. 15. Новицкий, И.И. Организация производства на предприятиях [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.И. Новицкий. – Москва: Финансы и статистика, 2001. – 392 с. 16. Оганезов, И.А. Организация производства [Текст]: сборник задач с решениями и задания к контрольным работам / И.А. Оганезов. – Минск: Современные знания, 2004. – 40 с. 17. Сельское хозяйство Республики Беларусь [Текст]: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2006. – 255 с. 18. Кузнецов, А.В. Топливо и смазочные материалы [Текст]: учебник / А.В. Кузнецов. – Москва: КолосС, 2007. – 199 с. 19. Организационно-технологические нормативы возделывания сельскохозяйственных культур: сборник отраслевых регламентов / Институт аграрной экономики НАН Беларуси; рук. разраб. В.Г. Гусаков [и др.]. – Минск: Бел. наука, 2005. – 460 с. 20. Справочникнормативов трудовых и материальных затрат для ведения сельскохозяйственного производства / Национальная академия наук Беларуси; Институт экономики – Центр аграрной экономики; под ред. В.Г. Русакова; сост. Я.Н. Бречко, М.Е. Сумонов. – Минск: Бел. наука, 2006. – 709 с.
Учебное издание
Зеленовский Анатолий Антонович, Оганезов Игорь Азизович, Гургенидзе Иван Ильич
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |