КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Содержание дисциплины. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. 1. Семья в современном обществе. Структура, функции и динамика развития семьи.
Понятие “семья”, “брак”, “супружество”. Общественно-историческое происхождение современных форм семьи и брака. Теории происхождения и эволюции семьи и брака. Понятия “полигамная” и “моногамная” семья, “патриархальная” и “эгалитарная” семья. Особенности семьи в современном обществе, культурные различия семейного уклада. Социальные и индивидуальные функции семьи. Ролевая структура семьи. Понятие “ролевая власть”, “ролевая компетентность”, “ ролевая идентификация”, “конфликтность роли”.
2. Добрачное поведение и его влияние на брак. Закономерности и формы супружеского взаимодействия. Мотивы ухаживания и вступления в брак. Динамика эмоциональных отношений. Понятие “аттракция”, факторы, вызывающие и поддерживающие аттракцию. Структура человеческой любви: сексуальные, эмоциональные, чувственные, когнитивные, эстетические, духовные компоненты. Любовь как установка на конкретного человека. Любовь как игра: флирт, кокетство, ухаживание. Супружеские и сексуальные игры в трансактном анализе Э.Берна. Психологические теории любви. Понятие “кристаллизации”(по Стендалю). Э. Фромм о значении ответственности и личностной зрелости для успеха во взаимоотношении супругов. Стадии развития супружеских отношений.
3. Психологическая совместимость супругов. Семейные конфликты и стратегия их разрешения. Различные подходы к понятию “психологическая совместимость”. Понятия “функционально-ролевая согласованность”, “гендерные роли”, психосексуальная идентичность”. Понятие “стабильный брак” и “удовлетворенность браком”. Факторы, способствующие удовлетворенности браком. Факторы, стабилизирующие брак. Понятие о семейных конфликтах, их классификация. Типичные причины конфликтов. Конструктивная и деструктивная стратегия поведения в конфликте.
4. Причины и мотивы разводов. Психологические проблемы повторных браков. Понятия “измена”, внебрачные контакты и связи”. Типология людей, склонных к измене. Стратегия поведения обманутого супруга. Причины измен и причины разводов. Динамика развода. Понятие “тлеющая неудовлетворенность браком”. Социология разводов. Ребенок в ситуации развода родителей: юридические и психологические аспекты. Типология повторных браков, психологические проблемы таких браков.
5. Взаимоотношения прародительских и супружеских пар. Детско- родительские отношения. Ситуация совместного проживания супругов с родителями жены и родителями мужа. Отдельное от родителей проживание молодых супругов, проблемы взаимоотношений с ними. Сексуальное насилие в семье, работа с детьми, пережившими его. Пути оптимизации семейного общения. Воспитание детей в семье, различные подходы в семейной педагогике. Стили воспитания и их диагностика.
6. Детско-детские отношения в семье. Влияние родительских установок на формирование индивидуальности ребенка. Взаимоотношения сибсов, влияние порядка рождения детей в семье и их численности на психологический климат в семье. Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка, пути его коррекции.
7. Психологическое просвещение родителей. Особенности работы с семьей в психологическом консультировании. Тип запросов родителей в ходе психологической консультации. Способы трансформации запросов и построение диалога в процессе психологической помощи. Психологическое просвещение родителей как профилактика конфликтов с детьми.
8. Особенности работы с семьей в психологической диагностике. Методы семейной диагностики. Характеристика опросников как метода семейной диагностики. Проективные методы в семейной психодиагностике. Обзор наиболее популярных методик. Тренинг общения и ролевые игры как одно из средств семейной психодиагностики.
9. Современные концепции супружеской терапии. Динамический, когнитивный, бихевиористический, гуманистический, ценностный и другие подходы. Понятие семейной психотерапии. Семья как источник психотравмы. Зарубежные теории семейной психотерапии, практика применения психоаналитических, поведенческих, когнитивных, гуманистических моделей в процессе семейной терапии. Отечественные разработки семейной терапии. Проблемно-ориентированная терапия. Техники семейной терапии.
10. Техники семейного консультирования и коммуникационный тренинг. Принцип семейного консультирования. Технология ведения беседы семейным консультантом. Методы коррекции семейных отношений. Техники семейного консультирования и критерии их эффективности. Тренинг как средство обучения психологов-консультантов по проблемам семьи и брака.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) План практических и лабораторных занятий по курсу “Психология семьи”
Практическое занятие 1-4. Тема: СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
1. Структура, функции и динамика развития семьи. 2. История и эволюция семейных отношений. 3. Добрачное поведение и его влияние на брак.
Литература. 1. Брачность, рождаемость, семья за три века (сборник статей по ред. А.Г. Вишневского и И.С.Кона) -М.,1979.с. 14-66 2. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп -М.,1983.с. 77-83 3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства -М.,1976.с.28-90
Практическое занятие 5-8. Тема: ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ РАЗВОДА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВТОРНЫХ БРАКОВ.
Занятия проходят в форме свободной дискуссии.
Литература. 1. Мы остаемся вместе.-М.,1977.с. 152-166 2. С.Кратсхвилл. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.-М.,1991.с. 273-280; 303-309 3. Л.Х.Гордон. Ловушки любви. -М.,1993. 4. С.И. Голод. Стабильность семьи -Л.,1984.с.88-96 5. К.В. Романов. Об этике супружества -М.,1987. 6. В.Владин, Д.Капустин. Гармония семейных отношений. -Минск, 1987.с. 282-296
Практическое занятие 9-12. Тема: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СТРАТЕГИЯ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
Занятие проводится в виде тренинга с элементами психодрамы: 1. Прием сообщений; 2. Исключение взаимных обвинений; 3. Положительное общение и подавление агрессивных чувств; 4. Приемлемость различий; 5. Конструктивная ссора. Литература. · С.Кратсхвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991.с. 156; 183-211 · Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий Семейная психотерапия.-Л.,1990.с. 123-127 · Д.А. Шестаков. Предотвратить семейную драму. -Л., 1981. · К.Рудестам. Групповая психотерапия -М.,1990. · Д.Киппер Клинические ролевые игры и психодрама -М.,1993.
Практическое занятие 13-16. Тема: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЬСКИХ И СУПРУЖЕСКИХ ПАР.
1. Совместное проживание супругов с родителями жены. 2. Совместное проживание супругов с родителями мужа. 3. Проблемы посещения родителей, живущих отдельно.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии с элементами коммуникационного тренинга.
Литература. 1. С.Кратсхвил Психотерепия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991. с.267-271. 2. В.Владин, Д.Капустин. Гармония семейных отношений -Минск, 1989. С.49-56. 3. Волков А.Г. Семья -объект демографии -М.,1986. 4. В.Л. Ружже, И.И. Елисеева, Т.С. Кадибур. Структура и функции семейных групп -М.,1983. 5. Этика и психология семейной жизни -М.,1984. С.127-131.
Практическое занятие 17-20. Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
Задание: подготовить и провести беседу для воображаемой родительской аудитории. На занятии обсуждаются достоинства и недостатки бесед.
Примерная тематика бесед: а) Причины и разрешение конфликтов в семье. б) Подростковая психика и детско-родительские отношения. в) Психология пола и культура. г) Родительское предположение и реальное поведение детей. д) Критические ситуации в семье. е) Родители глазами подростков. ж) Ловушки любви. и т.д.
Литература. 1. Шестаков Д.А. Предотвратить семейную драму -Л.,1981. 2. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростка -М.,1991. 3. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность -Л.,1985. 4. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии -М.,1991. 5. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании -М.,1986. 6. Кон И.С. Введение в сексологию. -М.,1989. 7. Мид М. Культура и мир детства -М.,1988.
Практическое занятие 21-24. Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
1. Директивный и недирективные подходы. 2. Осторожность и доверие. 3. Логические доводы и эмоции. 4. Работа с одним из супругов. 5. Работа с супружеской парой.
Занятие проходит в форме коммуникационного тренинга.
Литература. 1. С.Кратсхвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.-М.,1991. С.183-309. 2. Г.С. Абрамова Практикум по психологическому консультированию.-М.,1996. 3. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий.Семейная психотерапия -Л.,1990. 4. В.А. Сысенко. Супружеские конфликты -М.,1983. 5. А.Н. Обозова Психологические проблемы службы семьи и брака -//Вопросы психологии. 1984, №3. 6. Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина Психологические проблемы семьи -//Вопросы психологии. 1985, №2.
Практическое занятие 22-30. Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И В ПСИХОТЕРАПИИ.
1. Изучение семьи и диагностика ее нарушений. 2. Методы психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений. 3. Семейная психотерапия при психопатиях и акцентуациях характера у подростков. 4. Семейная психотерапия при алкоголизме. 5. Семейная психотерапия при неврозах и психосоматических растройствах.
Задание: Подготовить доклады по каждому вопросу.
Литература. 1. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий Семейная психотерапия -Л., 1990. С.94-166. 2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии. 1985, №5. 3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков -Л.,1982. 4. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье //Вопросы психологии. 1985, №4. 5. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства -М.,1986. 6. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях /Под ред. Мягер В.К. и Зачепицкого Р.А. -Л.,1978.
Практическое занятие 30-40. Тема: ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
1. С.Кратохвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991. 2. Ю.Е. Алешина. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование -М.,1993. 3. И.Атватер. Я Вас слушаю -М.,1985. 4. В.Сатир. Как строить себя и свою семью.-М.,1992. 5. В.К. Мягер, Т.М. Мишина Семейная психотерапия -Л.,1979.
Лабораторное занятие № 1-8
1. Техники семейного консультирования.
Лабораторное занятие «9-16 1. Коммуникационные тренинги.
Занятия проходят в форме ролевых игр и обсуждения. Предлагаются для разыгрывания ситуации обращения в семейную психологическую консультацию воображаемых клиентов. Студенты пробуют себя в роли психолога.
Литература. 1. Киппер Дэвид Клинические ролевые игры и психодрама.-М.,1983. 2. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов -М.,1994. 3. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.-Минск,1988. 4. Шерман Р., Фредман И. Структурированные техники семейной и супружеской терапии.-М.,1997.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |