Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия сознания




Три положения отношения сознания и материи:

1) материя порождает сознание

2) сознание есть функция высокорганизованной материи (мозга чловека).

3) сознание отражает материю(сознание –средство познания материальной действительности).

(Человек находится на пересечении сознания и материи.)

Сознание:

à знание; à смысл; àмир чувств(эмоций,переживаний); àмышление; àценность(нравствен,полит, эстет,правовые,научные(истинность) à бессознательный комплекс(разного рода инстинкты, влечения, интуизмы, автоматизмы)à действие(находится в области пересечения)

Существуют разные трактовки сознания

социокультурный аспект: подход к сознанию в его историческом рассмотрении.

1) первое представление (5-3 тыс лет назад)

сознание не выделяется как особого рода реальности, оно фиксируется в виде души,функция которого двигательная сила.

2) Средние века

Сознание трактовалось как разум,которым награжден человек,Этот разум –свидетельство ничтожности человеческой жизни(т.к.он обрекает человека на страдания за греховность)

3) Новое время

Сознание как познание, сознание-инструмент познания.

Познане дает возможность изменять окружающий мир,покорить природу,переделать мир. Сознание-возможность созидания новой техники.

Маркс говорил об изменении социального бытия.

В 20 в. и ныне появляется еще одна

Сознание низводится с уровня высших его форм на уровень подсознания, уровень бессознательных явлений.

Сознание лишается высших значений,а сводится к иррациональности,пониманию,что наука становится чуждой человеку, знание несет опасности людям à лучше от него отказаться.

Концепции сознания

Существуют философские и нефилософские концепции.

Нефилософские концепции:

- медицинская: различают бодрствование и сон, бодрствование и голлю.

- кибернетическая: считается сознательным устройство,которое ориентируется в пространстве и времени на основе памяти и механизмов.

- Естественно-научная:сознание- функционирование биологических качеств человека,сознание-продукт возникновения из менее сложных структур в более сложные.

Философские концепции:

-Идеалистические: снимают вопрос о возникновении сознания, первичным является некий Дух,все остальное –порождение существующего сознания. Говорить об отношении сознания и материи (что что порождает) нельзя.

- Солитистская

Фихте Беркли: сознание-способность человека творить, действовать, сознанию придается сверхестественное значение,оно отрывается от материи,абсолютизируется,сознание-единственная реальность.

- на уралистическая:

1) вульгарный материализм (Фокт,Молишот): мысль отождествляется с функционированием мозга, мозг выделяет мысль à мысль материальна,телесна.

2) З.Фрейд,учение о сознании:

Главное в сознании-подсознательный импульс,весь внутренний мир человека делится на 3 уровня: а) уровень Я (несет здравый смысл);б) Сверх Я (сфера общественного сознания-мораль);

в) ОНО (бессознательное,совокупность влечений,инстинктов(сексуального(в узком смысле), инстинкты жизни (Эрос) и смерти(Танатос))

Сознание (Я) испытывает влияние среды, супер эго и бессознания.

Личность-носитель противоречий à он склонен к заболеваниям.

- Феноменологическая (автор Гусер)

Сознание –поток жизни; этот поток делится на отдельные феномены (определенные состояния); эти феномены формируются при восприятии, восприниманиях и образах фантазии; интенциональность(направленность): сознание напрвлено на какой-либо предмет.

Феномен сознания определяет бытие какого-то объекта à сознание и бытие тождественны; сознание замкнуто, оно имеет временной характер à идеалистическая трактовка сознания.

- Диалектико-материалистическая

Исходные положения:

1) Мир-материален.

2) Материя как субстанция, реальность находится в состоянии изменения.

3) В изменении наблюдаются различные уровни организации и структуры материи.

4) Опр-ная точка отсчета должна быть.

Эта точка находится где-то на уровне 20 млрд.лет назад,когда был взрыв (возникла наша Вселенная)

Материя имеет среди всеобщих атрибутов наряду с движением, пространством и временем отражение(сторона

На уровне 20 млрд. лет назад существовали физ. Отражение. Его признаки: страдание, подобие (след схож с объектом, который его оставил, воздействуя на другой объект). Где-то 3 млрд. лет назад появляется жизнь: биологическое отражение имеет 2 формы: физиологическая (отражение простейших живых существ, у которых возникла необходимость адаптации).

Признаки сознания: страдание, подобие, информация (функционально-структорное отражение реального разнообразия, организмы на основе существующей информации адаптируются к среде, биологическая – биологическое отражение существует в форме психики), субъективность - отражение информации по-разному. Социальное отражение (связано с антропо-социо-генезом) – 40 тыс. лет назад (появление человека). Появляется индивидуальное сознание. Идеальность (1. идеальное - абстрактное, человек способен к отвлечению, обобщению, фиксации более существенного. 2. Человек способен к целеполаганию. 3. У человека психическое отражение верболизовано, чел может создавать себе идеалы и стремиться им подражать (идеал как ценность)). Общественное сознание (появляется гораздо позже, следовательно особенность сознания - идеалогичность).

 

Сознание.

1. В трактате сознания 3 подхода: идеализм в любом его виде и натурализм. Идеализм настаивал на первичности сознания, что оно существует вне материи, не может научно объяснить это явление. Идеал творит мир. Натурализм: последнее десятилетие стали вновь популярными идеи о примитивном диалектическом воззрении(раньше: мысль –материальна, функция мозга). Сейчас существуют различные концепции: концепция физиколизма, вихириализма, элипсинитаризма, эмердженизма, функционализма. Всех их объединяет стремление избавиться от психологических и социальных характеристик сознания, ограничить поле сознания биологическими и физическими процессами. Физиколизм: стремление исключить собственно психологический социальный термин в объяснении сознания. Сознание можно объяснить чисто физическими терминами. Элиминнализм?: свести к понятиям которые характерны для животных, биосистем, в сознании выражается поведенческая реакция. Эмменджинизм?: в процессе изменения животного мира возникает новационная биологич характеристика (сознание - новация).

Структуры могут быть онтологические (структуры бытия), психологические, функциональные, ценностные, гносеологические, социальные. Этапы: собственное сознание, самосознание, сверхсознание, подсознание. Сознание выделяется самосознанием: обращение сознания на самого себя, на оценку своих мыслей, действий. В развитии сознания личность должна иметь этот аспект. Сверхсознание – особое состояние духовной жизни человека, которая характеризуется творчеством (интуиция, озарение, возвышенность). Подсознание – это сфера духовной жизни, выражающаяся в инстинктах, безусловных рефлексах, навыках, автоматизмах. Все это существует объективно, но во внутреннем мире и выражает структуру сознания. Характеристики взаимодействия чела и мира: отражение, переживание(отражения), действие(отношение к тому что мы отражаем и переживаем). Действие – материальных процесс на основе сознания. Гносеологическая структура сознания(учение о познании): элементы сознания, кот дают возможность формировать знания (чувственное познание, формы логического познания – понятия, суждения, умозаключения, факт(отражательный сознанием дискретный процесс бытия), проблема, гипотеза, концепция, теория). Психологическая структура вкл в себя: сенсорика (чувства), эмоции, внимание, воля, мышление, бессознательные комплексы. Функциональная структура вкл 3 компонента: когнитивный(знание на основе которого осуществляется деятельность), мотивационный(то что стимулирует сознание. Компоненты: потребности, интересы, цели, ценности), нормативный(характеризуется тем, что действия людей определяются нормами и традициями). Социальная структура сознания: индивидуальное(все, что говорилось до сих пор), общественное(у людей входящих в к-нибудь соц группу есть свои общие черты). Общественное сознание имеет свои стрктуры: фунциональные(соотносятся с определенной онтологией, элементы:наука, общественная психология идеология). Наука – специфическая форма общественного сознания, направленная на выработку знания, особая отрасль действия. Общественная психология: то, что мы переживаем, переживание каких-то общих событий, кот имеют значение для большой группы. Состояния обществен психологии: социальные чувства, обществен строение, обществен мнение. Идеология: программы, лозунги, кодексы, десларации. Противоречия: единство противоположностей. Существует 2 стороны которые себя исключают, но не могут существовать отдельно. Противоречие составляет сущность. Сознание как свойство материи обладает множеством противоречий. Противоречеия в сознании определяются противоречиями в самом бытие. 3 группы противоречий: 1.противоречия объекта и субъекта, субъекта и бытия, человека и внешнего мира; 2.протеворечия материального и идеального; 3.противоречия самого сознания. 1 группа: они выражаются в том, что сознание представляет собой рефлексию над бытием, знание о бытии. В этом смысле сознание – идеальное. Сознание – элемент бытия, компонент соц бытия. Сознание есть не только отражение бытия, но и творение бытия. Реализуя цель, сознание преображает действительность. Сознание – активная, творчески преобразующая сила. В сознании выражаются компоненты внешнего мира, но и человек, общество вносит в бытие новое. Все это реальные противоречия. Единство объекта и субъекта образует основное противоречие. 2 группа: соотношение психики(явление сознания) и мозга(элемент материи), речь(язык) и сознание, знаки(мат.) и значение(идеал.). Человеческий мозг 1/35. Изменились представления о структуре мозга: кол-во нейронов определяется величиной 10 в 12 степени, а синоксов – 10 в15. Мозг чела определенная система, кот включает лобные доли, височные и теменные участки, резекулирную формацию(бодрствующий мозг). Лобные доли осуществляют функции контроля действий человека. Язык и мышление. Язык – материальное явление, материальная форма выражения мысли, непосредственная действительность мысли. Язык бывает естественным(пис и звук), язык жестов, искусственные языки(языки программирования, формулы). Функции языка: репрезентативная(человек представляет свое внутренне состояние), экспрессивная(выражение чувств, эмоций), сигнификативная(с помощью языка мы фиксируем явления, обозначаем их и вводим в оборот), коммуникативная, трансляционная(передача знаний). Знак и значение. Знак материален, получение информации дает возможность определить значение знака. Знаки дают возможность сконцентрировать информацию, управлять ей. 3 группа – внутренние противоречия: противоречия абстрактного и конкретного, чувственного и логичного, рассудка и разума, интеллекта и интуиции, духа и души. Противоречия духа и души. Л. Толстой: человек духовен настолько, насколько он живет своими мыслями и чужими чувствами. Душа – благоговения перед добром. Бердяев: существует 3 вида духовностей(духовность – раскрытие Святого Духа), раскрытие может быть горячее и холодное, горячее(христианство), холодное(индийское), духовность, основанная на творчестве, свободе, любви. Этот вид может появиться в раскрытии святого духа через человека. В духовности различают идею и чувства. Единство идеи и чувства выражает духовность как высший результат сознания. Виды духовности: духовность нравственная(идея добра и чувство совести), когнитивная(идея истинности сочетается с чувством сомнения), религиозная(идея бога сочетается с чувством веры), целостно-экзистенциальная(полностью внутренний мир человека охватывается, идея чела и чувства гуманности). Есть и бездуховность. Сознание очень сложное явление, многоаспектное.

 

Истина.

Отражение действительности, имеющей социальных характер(истина одна). Правда обусловлена интересами чела или группы(правд может быть несколько). Имеет личностный характер. Правильность и истинность – категории логики и теории познания. Правильность – характеристика логических операций, независимая от конкретного содержания познаваемых актов. Условие правильности той или иной операции определяется её назначением и законами логики. Истинность – характеристика содержания результатов познания и означающих соответствие их познаваемой действительности, но и правильность характеризует отношение мышления к действительности, т к формы логических операций и лежащие в их основе полученные законы явл отражением наиболее общих черт. Этим обусловлена связь правильности и истины в познании. Правильность – необходимое условие достижения цели следовательно и истинных результатов познания. Истина – адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть и не зависима от сознания. Категория истина характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объектного содержания, которое выделяется практикой. Основы диалектико-материалистической концепции истины – учение об абсолютности, относительности, конкретности. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия с момента производства: ученых, научн учреждения, оборудование, методы работы, информацию, знания. Наука рассматривается как целостная система включающая природоведение и обществоведение, философию и естествознание, методы и теорию, теоретич и прикладные исключения. Основн задача науки – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы.

 

Познание – выработка, накопление и трансляция знаний. Следует различать познание и постижение действительности. Познание связано с выработкой знания, постижение действительности – это более широкое понятие, вкл выработку знаний, освоение мира, чувство красоты, религию. Постижение мира может специализироваться на некоем мистическом восприятии мира группой людей. Форма постижения мира – нравственная. Усвоение отношения между людьми идет на фоне развития человеческих отношений, а не только логики. Гносеологический подход связан с выработкой знания, его накоплением, истинной выработкой знания. В истории ф-и проблема познания была поставлена в самом начале. В течение всех лет выявились самые различные подходы. Демокрит, размышляя, пришел к выводу, что существует 2 типа познания: основанное на показаниях органов чувств(темное познание, оно не выражает сущности, сущность он видел в атомах), светлое (раскрывает глубинные основы строения различных тел природы). Платон: познание представляет идеальный процесс, истинное бытие отражает идеи, если идеи творят вещь, то познание – свойство души, выражается в том, что душа человека созерцала в истинном мире. Арестотель: помимо роли чувств он подчеркнул роль логики, без показаний органов чувств никакой логики быть не может, истинное познание требует сочетания опыта с размышлением, размышления осуществляются на основе логики. Учения: скептицизм(Перрон), суть: о каждом явлении существуют разные мнения, категоричного утверждения нет, сл-но нужно сомневаться, воздерживаться; гносеологические: эмпиризм, сенсуализм, агностицизм, реализм. Эмпиризм (Фрэнсис, Бэкон): все знания приобретаются путем чувственного опыта, теория, размышления, могут внести связь в те знания кот получены в опыте, опыт приоритетен. Сенсуализм (Локк, Беркли):единственный источник знания – чувства, ощущения, в интеллекте нет ничего, он не дает знаний. Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц): не все знание приобретается через опыт. Декарт доказал, что существуют врожденные истины, кот свидетельствуют о существовании могущественного Ума – Бога(представителя духовной субстанции). Интуитивизм: глубокие истины человек приобретает путем созерцания, кот предстает как интуиция мгновенного созерцания. 19-20вв(Бергсон) гносеологический оптимизм – концепции, кот признают познание мира. Агностицизм – мир познать нельзя. Кантианство(Кант) он отверг закон структурной детерминации, закон проявления сущности. Познаем то, что у человека уже есть, мы вращаемся в кругу своих способностей.Иррационализм (Ницше,Шопенгауэр)(+Экзестенциолизм): Сама действительность-комплекс случайностей. Если действительность незакон-на, то наша логика не может отражать действительность=>познать мир мы не в состоянии. Материализм: а) Метафизический(Гоббс,Спиноза,Бэкон): материальный мир существует и он познаваем, т.к. сознание - св-во материи. В сознании ничего нет кроме материального знания – отражение качеств материи. Истина – система утверждений о мире, которая остаётся неизменной. Б) Диалектический(Маркс): Тезис, определяющий этот подход. Он заявил в одном из тезисов, что теория познания, которая ограничивается сферой сознания не может претендовать на истинность. Есть субъект, который со стороны рассматривает действительность и делает выводы. Но познание осуществляется в доказательстве предметного действия и самого объекта. Связь мысли и действия – общественно-историческая практика. Познание – вынужденная форма существования человека. Эти положения были развиты Лениным.

Принципы материальной теории познания: 1) процесс познания объектного существования мира(объект познания - сам материальный мир) 2) Никакой принципиальной разницы между явлением(ощущение) и сущностью(мышления) нет. Есть разница между тем, что познано и ещё не познано. То, что в явлении есть что-то существенное в мышлении оно может быть отделено и т.о. осуществляется познание. 3)В теории познания нужно рассуждать диалектически. Так из незнания рождается знание. Познание осуществляется на основе общественно-исторической практики. Всё это – основа познания.

 

Знание. З. характеризуется: Это не любое отражение действительности. Отражение имеет значение общественного хар-ра. 1)Это такое состояние сознания, которое может определять и собственное отношение к объекту и отношение общества к этому объекту. 2) З. выражает существенное в предмете. Знание – сила!: З. уменьшает произвол внешнего мира. З. ограничивает произвол самого субъекта по отношению к миру. З. ограждает наш выбор, делает его оптимальным. З. существует самое различное: естественно-научные, механические и др.

Познавательные действия. Не все действия являются познавательными. Могут быть социальные действия, материальные, практические. Практические: предметно-материальные действия(контакт с объектом), кроме затраты комплекса психической энергии нужна затрата физических усилий. В таком действии нужно учитывать природу, качества и закономерности самого объекта. Познавательные действия могут быть чувственными, интеллектуальными, логичными и др. Если взять наиболее общие хар-ки познавательного действия, можно найти 3 элемента: 1)Распредмечивание (субъективизация исследуемого объекта). Познание – соответствие субъекта и объекта. Нам нужно объект превратить в наш внутренний мир. Выявить те св-ва, кот. имеются в данном объекте. 2) Идеализация. Это процесс, кот. предполагает абстрагирование(из целого объекта берём часть, то что нам нужно. Виды абстрагирования: отождествление, стабилизация, потенциальные осуществимости). Вербализация – выражение в слове результатов нашего познания. Переход от чувств к логике – это предполагает идеализацию. Мы уже оперируем понятиями, суждениями, умозаключениями. Мы пользуемся интеллектуальными чувствами(сомнения, вера, интуиция). Сомнение – необходимое качество ч-ка. Вера предстаёт как убеждение. Интуиция бывает: чувственная(наше восприятие какого-то знакомого ч-ка в толпе), интеллектуальная(сочетание чувств с интеллектом выражается в рез-те длительных размышлений), творческая(характеризуется тем, что весь научный процесс связан с интуицией). 3) Опредмечивание(объективация). На основу достигнутого знания происходит использование на практике этого знания, использование рез-тов познавательного действия. В рез-те раскрытия познавательного действия мы достигаем истины.

Истина. Гегель: Истина – великое слово, а ещё более великое дело. Истина – компонент духовности, высшее проявление сознания ч-ка. Это проявление бывает разное. Существуют такие понятия, как: информация, знание, истина. Самым общим представлением об истине может быть представление: пересечение действительности и сознания. Истину искать в субъекте, объекте, или между субъектом и объектом? А) истина – сама объективная реальность(так легче всего сказать). Такая позиция широко распространена. Б) «Мир идей есть истина»(Платон). В) В субъекте. Концепции: 1)Общезначимость истины(Истина – то, что имеет значение для всех людей) 2) Когерентность(Истина – то что согласуется с другими утверждениями, не противоречит им). 3) Прагматизм(Истина – то, что полезно; то, что работает). Соотношение субъекта и объекта. Издавна возникла классическая концепция: Истина – суждение, адекватно соответствующее действительности. Необходимо раскрытие признаков истинности. 1) Истина – идеальное отражение, сформированное в словах. 2) Истина – объективна. Она содержит в себе такую информацию, кот. не зависит от ч-ка, а определяется исследуемым объектом. 3)Истина противоречива(Противоречие как единство относительной и абсолютной истины). Истины полностью никогда не исчерпают пространство объективной реальности. В относительной истине есть наличие абсолютной, к которой мы приближаемся, но достичь не можем. 4) Конкретность(Истина берётся применительно к определённым объектам).

Эпистимология – учение, кот вырабатывает научное знание. Понятие науки. Хайдеггер: наука – способ, кот. представляется нам всё что есть. Узкое понятие. Понятие науки – многоаспектное. А) Особая форма общественного сознания. Наука – система истинного знания о мире и ч-ке. Виды: Фундаментальные, прикладного хар-ра. Система знаний очень развёрнутая. Б) Наука особых функционалов.

Значение науки: Обеспечивает общество истинными знаниями. Техника – действие, хорошо знающего ч-ка, следовательно, знание необходимо для техники. Если к знанию приложить требования пользы, выгоды и низкой стоимости, то мы получим современную технику. Т.к. наука играет большую роль в общественном развитии, к работе в науке предъявляются особые требования. Чтобы стать субъектом в науке: современный субъект должен обладать гносеологическим потенциалом, личные требования(учёный должен иметь настойчивость, упорность чтобы достичь цели), соответствующий развитый интеллект(абстрагирование, хорошая память, логическое мышление), контакт с природой(наблюдать, уметь видеть общее, выявлять закономерность), контакт с людьми(умение убеждать в своей правоте и уметь слушать критику), этос науки(оценка своих исследований, самосознание, ответственность за исследование, честность перед самим собой). В гносеологический потенциал входят: методы, методика, методология. Методы: как познавать? Методика характеризует применение данного метода. Методология – знание, обращённое на выработку нового знания. Философия – всеобщая методология научных исследований.

Организация исследования. 1) Финансирование науки 2) Создание крупных научно-производственных комплексов, позволяющих внедрить в жизнь практические достижения. 3) Коммуникативные процессы(публикации, конференции, симпозиумы). Метотеоретические основания: наука как особое духовное явление не живёт вне общей социальной среды, вне духовной атмосферы. А)Научные картины мира. Синтез достигнутых теоретические знаний о мире разными науками. Общенаучные картины мира(механическая, электромагнитная, кибернетическая, эволюционно-синергетическая). Картина мира включает в себя определённый набор понятий. Б)Идеалы и нормы науки – стиль мышления, нормы, доказательства, нахождение и фиксирование истины. В) Философские основания.

Арсенал – это целый институт, определяющий вид деятельности в обществе, объединяет миллионы людей, поэтому исследования ведутся с использованием механизмов, приборов, которые заменяют ч-ка; ч-к не может по всем своим качествам быть связанным со всеми исследуемыми направлениями.

Структура научно-исследовательского знания. Субъект науки обладает мощной познавательной способностью. Научное познание начинается с выявления социальных задач, выявления объекта исследования(структуры, организации, природы, связи животного мира или в области общественных отношений). Предмет исследования выделяется из объекта. Вся наука будет его исследовать по своим аспектам. Когда установлен предмет исследования проводится операция оправдания средств исследования. Затем приступают к эмпирическому исследованию. Методы: наблюдение, измерение, анализ, индукция. В рез-те вырабатываются протоколы измерений. Когда факты описаны они вводятся в систему существующего теоретического знания, если факт вступает в противоречие со знанием, возникает проблема. Проблема – вопрос, который неизвестно как решить, хотя знания есть. Их решение – функция знания. Выдвигаются ведущие идеи, т.е. мысль, к-рая схватывает объяснение тех или иных фактов. Затем идёт выработка гипотезы. Условия, предъявляемые к гипотезе: чтобы она объясняла больше фактов, чтобы она выполняла прогностическую функцию, чтобы она была максимально проста. Гипотез может быть много. Если гипотеза подтверждается, она становится теорией.

Начиная с фиксирования проблемы и заканчивая теорией мы работаем на уровне физ. познания. Цель:объяснение сути ис-мого об-та /опр. факторы детерминации, раскрыть з-ны функ-я и развития: раскрыть причину, стр-ру, подвести под з-н, опр-ть генезис.

Гл. в теории – раскрытие з-на. Отличие з-на от фактора: Факт – случайное,дис, конечен, первич. эл-т науч. позн-я, стабилен. Закон – необх-е, х-зует пр-сс, бесконечен, завершение исс-я.

Наука вкл в себя теорию, ф-ции теории: объяснительная – методологическая, обобщающая – прогматическая, прогнозтическая (м.б. прим. на практике).

Теория вырабатывается с пом. особых м-дов: логические(дедукция – из общего к частному), м-ды формализации(матиматизация науки и др.).

Когда выработана теория, осущ. внедрение в практику пром-го произ-ва.

Вывод: Фунд-ная наука -> прикл. наука -> инженерная разработка-> пром. пр-во.

3. Философия науки

Сущ. такие сочетания – ф-я религии, ф-я экономики и т.д., ф-я политики(политика –предмет ф-ии)

Наука.Ф-я науки.Аспекты: оправдание места и роли науки в общ-x отношениях

2 воззрения: сциентизм, антисциентизм(Вся жизнь должнат строиться по принципу науки. Наука основа прогресса, она д...)

Ницше: от науки чел-во и погибнет.

Позиции: 1) натур. философия(ф-я – царица наук) 2)... 3)диалектико- материалистическая, материалистическая.

Устан-е онтологий и гносеологий, устан-е связи между ф-ей и наукой и ценных отношений между ними.

- понимание ф-ии в узком смысле слова. Опр-е закономерности и стр-ры развития науки(Степин, Лекторский, Попер). Для всех -> в какую-то сторону выявить развитие науки

Степин: Отличие клас., неклас. и постнеклас. (социокульт. ф-ры) в зав-ти от места суб. и об.

Понер – тезис о концептуальной стр-ре познания

Томас Кун – научное сообщ-во, норм-ная наука, парадигма,рев-ция в науке,

не отождевстлять ф-я науки ф-ю.

 

Проблемы человека в философии

Вопросы:

1-чел. и природа

2-сущ-ть чела

3-чел как личность

4-проблемы чел. сущ-я

 

.........не разобрал

 

 

жив. сущ-ва, кот. обладают определенным набором св-в. Сравнить чела и обезьяну можно по 1560 хар-к. Из них 390 приз-в общих у чела и шимпанзе, 305 – у чела и гориллы... 360 –только для чела (морфологические, физиологические, психич. пр-ссы)

Общее у чела и обезьяны – состав крови, пища и др.

Отличия:

морфол-е:чел обладает верт. положением, другие ф-ции рук, мозг. отличия.

психические: чел может производить идею, чел может отображать свой внутр. мир с помощью языка, чел способен к экспрессии(выражении своего внутр. состояния с помощью рисунка, музыки), чел производит ср-ва для своей жизни, может делать это по з-нам красоты.

Личность – х-ка не всех людей, а выр-т опр. чувства, свойств. опр. челу.

Личность охватывает псих.,дух. кач-ва чела.

Индивидуальность – собств-я х-ка конкр. личности в его отношении к природе, общ-ву.

Демокрит: Чел – жив. сущ-во, способное к обучению в силу имеющ. у него рук, рассудка, умств-й подвижности.

Платон: Чел – сущ-во бескрылое, двуногое, с плоскими когтями, единственное из сущ-в восприимчивое к знаниям, рассуждениям.

 

Чел и природа

Чел – часть природы, недоразвитое или больное животное(по Ницше)

Чел – голая обезьяна, лишенная шерсти;чел – животное технологичесокое;

Чел –стадное животное, но животное наделенное разумом.

Чел – механизм в виде машине(Гоббс). Этот подход встречается в наши дни.

Чел м.б. описан как устр-во. Чел м.б. описан знаками и их последовательностями(кибернетическая и др.). Это очень грубое отождествление.

Чел – это сущ-во, кот вышло из природы, единственный вольно отпущенник природы

Чела можно рассм. как биол. сущ-во. Биол. потреб чела: царство животных -> тип позвоночных -> млекопитающих-> отряд приматы -> род гоминид

Чел – сущ-во общественное в отл. от животных. В “Роль труда в пр-ссе превращения обезьяны в чела.”Энгельс обосновал соц. роль чела.

3 гр факторов, которые участв-т в происхождении и развитии чела.(триады):

1,Триада гоминидная 2,Триада социальная 3,Триада личностная

1)Состоит в прямохождении -> освобождение верхних конечностей;мозг

2)Орудийная деятельность; развитие абстрактного мышления

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.