КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия . Cоц. действияКонцепция онтропосоциогенеза о неразрывной связи человека и общества выход чела из природы заставил задуматься над смыслом всех вещей Религиозная – чел создан богом(креативная) Трудовая – чел – сущ-во космо-био-социо-психо-духовное(чел присутствует на 4 кругах бытия)
1. Социальное действие Соц. д-вие – проявление активности чела и объ-й людей Активность – всеобщий атрибут материи. Активность материи состоит в том, что она не мыслима в движении. В изменениях набл. активность материи. Когда материя достигает уровня общества – активность материи принимает форму деятельности. Деятельность – акт –ть в сфере культуры, она хар-ся своими спец.,соц. и чел. особенностями. Cпецифика деятельности: - хар-т отнош-я людей в общ-ве;- она м.б. понята лишь с исп-м спец. х-к социума; она выражается в целеполагании, она предполагает ценный х-р; д-сть м.б. ограничена и неограничена. Применение термина д-ть вне социума носит условный х-р Д-ть чела имеет сущ. х-р: она выражает опр-е общ. отношение В своем виде д-ть должна представляться в след. форме: суб. д-ти, общ. д-ти(на что направлено усилие), сам пр-сс (усилие), результат. Деятельность сама по себе не явл. котегорией оперикоциональной(д-ть х-зует индив. поведение людей). -Она предст. сумму соц. действий Действие – дискретный продукт деятельности, часть д-ти.Соц д-ть представляется как общ. выражение действия.
Круги бытия: 1) косм. круг. Антропный пр-п –чел – сущ-во, к-рое активно осваивает космос 2)биологический круг 3)логико-психологический. Чел выделяется своим сознанием, речью. 4)соц. круг. Чел – сущ-во политич-е, правовое, производственное. 5)духовный круг. Чел высоинтеллектуальный, ценностный. Но бывают кач-ва бес-ти, бездух-ти, невежества. Хайдеггер: “Чел – сосед бытия, его пастух”.т.е. бытие зависит от того, как чел к нему относится. Надо оправдывать бытие, защищать. Бытие уступает место небытию-> ничто, исчезновение бытия. Но есть др. представления:Бердяев: В челе пересекаются все круги бытия, нельзя считать чела только челом существующим, но нельзя считать и только духовным(оно питается соц. отношением). Чел как личность опр. Только высш. кругами(3,4,5). Разные трактовки: -“Личность – сущ-во, хар-щее возм-ть приспособления к данным условиям существования” – биол-ое (2-й круг бытия, но здесь нет личностных х-к) -Личность – св-во, обладающее языковой компетентностью(3-й круг бытия-тоже односторонность) -Личность – индивидуальность -Личность – духовное сущ-во, но тоже одностороннее “Личность – сов-ть св-в, психосоциодуховн., выражаеться в сознательном общении и действии чела”. Д. б. учтены след. моменты: 1)не всякий чел есть личность, ведь сущ. типичная триада, кот. состоит из след.: генетических(от родителей), соц-ная составляющая (влияние окр. среды), собст. усилие личности. Генет. составляющая: могут родится психически нездоровые люди, неполноценные Соц. составляющие: Напр. в Чечне, где людей делают рабами тоже чел. тоже не явл. личностью.Собственное усилие(не у всякого чела есть сила воли формировать в себе личность). Для трансформирования чела в личность требуется: 1)разумность, т.e. для того, чтобы чел соот-ся с опр. ситуацией, сознательно её оценивает и мы ожидаем, что чел разумно ведет себя в определённой ситуации 2)Ответственность, т.е. чел как личность все свои действия соотносит с опр. д-виями. 3)свобода, мысли, воля, действие 4)интенциональность(направленность), н-ть м.б. направлена на веру, на приобретение знаний, на совесть(нравственная личность), обладать инт-тью знаний, понимать и исп. нормы, правила, юрид-е, нравственные, сдерж-е в общ-ве – не переступать з-ны. Инт-ть выражается языковой компет-тью, к-рая выражается в хор. знании своего языка и др. языков. 5)способность противостоять фрустрациям(такая опасность, к-рая может повредить психике), т.e. чем можно потерять способность адекватно воспринимать окр., впадет в иллюзии, шизофрению. Cущ. разл. типы личностей: по психол., религ., соц., соц-псих. и др. критериям. Сущ. много типологий: 1)психол. критерий. По темпераменту (холерики, флегматики) -интроверты и экстраверты (Юнг). Экстраверт – л-ть, чел, к-рый обращён внутрь себя, он замкнут, +-он самокритичен, скромен, но он не общителен. Интроверты любят пок-ся на людях, вести людей, весельчаки, организаторы и руководители. -амбициозная лич-ть, деят-ная, ориентированная на знания, на полит. х-ки. 2)Соц. критерий: пролетарий, крестьянин(фермер), интеллигент, олигарх, ученый. 3)Религиозный. праведник, еретик, святой 4)исторический. рядовой, конъюнктурный (игр. роль в исторических пр-ссах, но после оказывается ничтожной личностью (Горбачев)), выдающиеся(к-рые внесли или совершают переворот в жизни об-ва), развитии форм об-ва, в философии: Аристотель, Кант, Маркс(“Об-во развивается по Марксу”.Харин). Главные проблемы сущ-я:образования, здоровья, увсех свои, но есть и общие: 1)Отношение к природе (проблемы смерти и бессмертия, смерть – деструктивное отрицание). Все живое переходит в отрицание(в небытие). 2) Отн-я чела к общ-ву, эта проблема выр-ся в понятии свободы. 3)Отн-я чела к самому себе, понятие “смысла жизни”. Для чела смысл жизни д.б. в делах, в целях, идеалах, кот. каждый опр-т сам. Соц. Философия. Ее проблемы и развитие. Осн. Вехи развития социальной философии. Общество как объект познания. Основные типы ф-го основания соц. Познания. 1. Выражение: соц. «Философия» должно быть включено в общий контекст философии.
Метафизика: -отнология (учение о бытии) -гносеология(учение об ист. познании) -ф-кая антропология (о чел.) -методология (об ориентациях позн-ной и соц. деятельности) Философия: Соц. философия: - философия истории (учение об общих закономерностях) -социология (учение о стр-х общества):
Соц. фил: длинный путь развития. Этапы эволюции соц. ф-фии: 1 этап: связан с древ. миром: об-во как сумма людей, которые объединн. общими интересами и выступает как гр-не гос-ва (общество приравнивается к гос-ву) Аристотель: Человек – полит. существо (человек живущий в полюсе, в гос-ве) 2. этап: связан с разраб-й проблем об-ва в средневековье наиболее в период схоластики А. Блаженный и Ф. Аквинский В об-ве провод-сь различие между об-вом, существующим по воле Божей и об-вом земным. Град небесный: церковь и ее фун-ние Ф.А.: в соц. философии подчеркивал статику (те отношения, кот. сложились между людьми считались неизменными, вечными) 3 этап: заключался в том, что ф-фы стремиться уяснить причины становления об-ва 1) по согласию 2) по естественной необходимости 3) по социальной необходимости Было заявлено, что об-во сформировалось по согласию (учения Гоббса, Локка, Спинозы – теория общественного договора) Гос-во – естественный продукт, созданный людьми 4 этап: связан с фр. ф-ми (Гольбах, Дидро, Гельвяций) Как функционирует об-во, происходит изменение? Вывод: об-ное изменение осуществляется, если изм-ся мнения люд. Идеалистическая трактовка об-ва (идеи правят миром, идеи монарха, идеолога, политика) Объек. факторы и факторы не учитываются. Это развивают Фихте, Гегель, Фитебах (нем ф-фы) Явно в идеал-й форме разв-т Фихте: людей проходят этапы: инстинкт разума, господство разума, освоб-е от гос-ва разума, наука разума, искусство разума (зав-ть соц.процессов от умения конкретно использовать потенциал разума для изменения об-ной жизни. Фейербах: об-во измениятся в связи с изменением религ. сознания. В сер. 19в. 5 ЭТАП связан с именем Маркса и Энгельса. Об-во нужно расс-ть в аспекте осн. форм. Гос-во – особая, высшая соц. форма дв-я материи. Если в обществе действуют люди, то для них причиной их действий выступают определенные материальные факторы. Они разработали материалистическое понимание истории. в соц. философию были внесены новые понятия: способ производства, базис, производственные отношения, общественноэкономическая обстановка и др. Маркс: «Общественное бытие опр-т общественное сознание. 6 этап: связан с разработкой различных сторон соц. философии: социологии, аксиологией, соц. действия Конт, Спенсер (сер 19в.) Конт ввел понятие «социология». Ее Конт понимает как учение об об-ве и ее статике (структура общества) и динамике (развитие). Эволюция общества связана с накоплением знания. 7 этап: Другие делали акцент на др. сторонах Дильтей, Рикерд, Виндельбанд и др. Обратили внимание на особенности соц. познанийЭ-т науки о природе (обладают номотетическим знанием, они опр-т з-ны в пр. и объяс-т их функционирование) и общие науки. общественные(социальные) (идеографические: описывают, а не объясняют) Посл-ние индивидуализирующие. 8. этап: След. гр. людей (Даничевский, Шпенглер, Тостнби): об-во надо рассматривать с точки зрения цивилизации. Об-во социокультурное образование. Человечество в историческом аспекте делиться на типы (цивилизации), которые проходят длительное развитие и в различный вр. выполняют разную роль в общ-м процессе Шпенглер: цивилизация последняя стадия развития культур, книга «Закат Европы» 9 этап. Следующий шаг. Ленин. Разработал соц. ф. в аспекте соц. диалектики, он показал что в об-ве категории должны браться с тем учетом, что в обществе есть люди с их сознанием. Соц. противоречие (следует различать) соц. действия / (субъекты по разному относятся к об.) суб -- об -- суб \ интересы 10 этап: связан с совр. мыслителями (Сорокин(рус), М.Вебер(нем), Ясперс(нем), Тофлер, Бепр) Разрабатывают соц (соц философию) Сорокин: председа-ль соц. об-во США, ввел понятие: соц. мех-са (третья и предпоследняя буквы непонятны) (выр-т стр-ры об-ной жизни) Вебер обратил внимание на разв-ку понятия соц. действия (опр-е проявление междич-ных отн-ний людей – теория интеракции) Ясперс (экзен-ст), работал над объяснением ист-м пути разв. чел-ва, обнар-л закономерность, которую назвал осевым временем (800-200 лет до н.э. период когда обр-сь цив-ции, происходили коренные изменения в культуре) А сейчас чел-во вступает в новый период, связанный с социокультурными изменениями. Бепр автор диф-ции об-ва на доиндустриальный период, индустриальную эпоху, постиндустриальное об-во. 2. Общество как объект познания Определим что такое общество? (надпись на полях со стрелкой на дальнейшее: ну я сразу сказал что он не научноориентированный человек. Идальше подпись: Не говорить!) По Балашову: Об-во – некоторое взаимодействие людей, общение людей. Об-во – система общественных отношений и социального взаимодействия людей. Выделяют: (в обществе) (компоненты) - люди и общности - общест. отношения: материальные отношения (созд-ся не проходя через сознание людей); идеологические отношения(должны пройти через голову человека и осознаться) - соц. институты (опр-ные нормы и организации) Нормы могут быть правовые, нравственные, нормы соц. з-в. Организации разные, но самое мощное проявление организации – гос-во. (еще профсоюзы, молод. орг. и др.) - соц. действие (чел. сущ-во деятельное, его деятельность выражается в действии этих организаций и соц. действии коллективов) - ценности культуры (идеалы, идеи, идеология) Все это есть общество. Когда мы говорим об обществе как об объекте познания то нужно все это исследовать. З-ны природы: 1) условие 2) номолог-е требования 3) интересы людей (люди по разному относятся к закону) 4) из соц. действия (двоякого рода) содействующие и препятствующие 5) события (вместо результата) Соц. общество характеризуется рядом черт, отл-х от об. поз-я ест-х наук. соц. форма дв-я материи связана с чертами; един-м или противор-м метериального и идеального; разл-я между объек-ным и суб-м; социал. объекты нужно рассматривать в изменении, нужно учитывать исторический характер. Соц. познание отл-ся тем, что в об. позн-я вкл-н сам человек -> в соц. позн-и нет равнодушных. 3. Фил-кие основания в соц. познании. Если об-во обладает специфическими хар-ми, то как осмысливать общество учитывая их? 3 типа философского осмысления общества: - натурализм - идеализм - материализм Натурализм: концепции: фре ш зм, социалдарвинизм, социалбиология и др. органицизм Суть: общество понимается как опр-е фун-ние живых существ. В обществе раз-е между классами зак-ся с том, что есть принципиальные различия в расах, в способностях людей и др. Все это определяет социальные судьбы людей. Гумилев: в общественном развитии чл. этнографические условия (этносы в своей судьбе обязаны тем географическим условиям, в которых они живут) Идеализм: Суть: в идеал. факторах (религия, др. мнения) Материализм: Может быть разный в зависимости от характера детерминизма: - технологический дет-м. Бепр: об-во с точки зрения развития техники Базис – совокупность производственных отношений - информационный дет-зм Тофлер. Общество в силу накопления и изменения информации (если информацию соотнести с знанием) - социальный дет-зм Характерен для деалектико-материального понимания общества в обществе есть определенный порядок и эволюция (изменение производственных сил общества) Соц. эволюция связана с переходом от одной формации к другой. Соц./д следует оличать от несоц чел. д-я. Когда человек осуществляет мех-е д-я или др. виды действия, то они не являются соц. Социальными являются те, что имеют общезначимый характер и определяются рядом таких особенностей которые можно зафиксировать соотнести с теорией. Соц. действия начали разр-ся со 2пол. 19в. и очень широко в 20в. Концепции соц. действия: - нем социолог М.Вебер (концепция интеракционизма) - К.Маркс 1. Вебер У Вебера есть книга «Основные понятия социологии» Он рассуждает так: соц. действие это не всякое действие человека (пример с велосипедистами – их столкновение) Соц. действие связанно с определенной целью и ценностью -> оно предст-т как итеракции (межличностное отношение). Чел. действия оказ-я опосредованными и обладают хар-ми: а) интерциональностью б) ценности в) нормативность г) экзенстенциальность (действие затрагивает чувства чела) (К веберу примыкают несколько крупных соц-гов Ю.Хабермас и др.) Они диф-т сой. действие на несколько видов: (по Веберу) - целерациональные (для инд-да в соответствии с опр-ной целью) - афиктивные (в р-те аффекта возбуждения, средоточия чувств) - традиционные (д-я, которые осущ. по привычке) Хабермас различает: - драматургические действия (один суб. для другого выполняет роль публики) - нормы, регулируемые действия (межличностные отношения, кот. регулируются правилами, нормами) - тереоце л ьлогические (целерацион.) - коммуникативные (связанные с отношениями между личностями на осн. ценностей и др.) напр. эстетические отношения Такой поход приемлим, но не в полной мере. Соц. действия в сфере материального производства выходят за рамки соц. действия. Соц. действия связаны с опр-м поведением личности. А соц. д. масс, военной части? Получается что сюда они не входят. 2. Сведение соц. процесса в сумму действий индивидов хар-но для марксизма. Мы можем разобраться в соц. процессах изучая индивида. Такой подход был преодолев Марксом. М. свел действия отдельных людей к действиям больших масс -> опр-л возм-ти понять само обществоЮ дв-ся силы истории. Основные положнения марксиской концепции: Соц. действие было введено Марксом раньше чем Вебером – Маркс различил индивидуальную реальность и соц. реальность. Для индивида характерен жизненный мир в повседневной реальности и его может мало касс-ся соц. реальность. Соц. реальность – жизнь общества, класса, народа, государства и др. - Соц. действие – это одна из составляющих общ. жизни - История – продукт чел. деятельности «Чел. – автор и актер своей истории» - Маркс - Соц. д. трактовались примен-но к коллек-му суб. (большие группы людей, классы, нации, соц. институты – гос-во, армия и др.) - Соц. д. имеет структурукоторая отличается от предыд-щей
Типология: по ср-м: мирные по цен-ти и др. насильственные По сферам общ-ной жизни: 1) производственные (Вебер их не считал) 2) познавательные 3) общественно-политические 4) хез, невидно Этот подход охв-т как индивидуальные д-я, так и д-я на уровне соц. реальности. Но есть определенные законы соц. действия. К ним Маркс относил несколько всеобщих связей: - общий(так стрелка вверх какая-то) объем массы ((опять она) роли людей в истории) - з-н конечной мат-й детерм-ции соц. действий (осн. д-й исчут в опр-х экономических интересах) - с развитием масс. движений проис-т их институализация (создание организаций, управляющих масс. движением) - др. законы (в частности закон: предварительная переидеологизация чел. сознания; соц. революции предшествует фил. рев-я) 2. Соц. синергия как способ Фомы реализации общественных процессов всех чел. может учас-ть в нескольких соц. действиях одновременно. Если д-я хар-ся еще с моральной точки зрения, то Хаар-ки: все – произв-ть и ответст-ть Понятии «Соц. синергия» введено Хариным. Синергия (содействие) получило распространение в связи с понятием «синергетика» (это научная дисциплина…..) Син-ка обосатила поз-е физ-х процессов. Осн. положения син-ки стали применять не только к физ. (откуда и пошло) и биол. но и к общ-ной жизни. (Харин – запомнить, видно его словаJ) Син-ка не отменяет прежних научных данных о развитии, а находит новые формы проявления этих з-в. В досин-кие времена существовали лищь динамические законы. Но есть и з-ны, в которых реализуется синер-кая составляющая общ-х проц. Синергетика, которая прим-ся в трак-ке к об-ву называется соц. синергетика. В.П. Бранский: (Харин не согласен) Соц. синерг. Бранского и др. трак-т как применение синер-х понятий к об-м процессам без учета специфики социума и введение чисто мех-х и тех-х терминов -> объясняется общ. процесс. ! Но для об-ва надо исп-ть понятия учитывающие все стороны. Соц. синергия – об-ный процесс в котором осущ-я содействие спонтанности и целенаправленности в общ-х процессах. В р-те содействию этих двух факторов и осущ. соц. процесс. В самой спонт-ти моменты стихийности. В об-ве большую рольимеют природные, техно ян катаклизмы, терроризм – показатель сложности об-х процессов. 3. Проблема общ-го прогресса в философии. В об-ве важен вопрос: есть лли развитие об-ва? Развитие – атрибут материи. В природе развитие осущ-я в форме эволюции. Т.к. существует соц. синергии, то выводы: Трактовки об-го развития: а) нет прогресса, наблюдается регресс. С т. зр. своб-х людей, которые попали в рабство такой взгляд был правдивым. б) 17-18вв (возвышение буржуазии) прямолинейный пргресс На осн. развития зн-ний об-во стан-ся более совершенным. в) 19в. (противор-е подходы) Некоторые увидели в соц. син. д-я возв-та, повторяемости. Маркс: способ производства мат-х благ лежит в основе соц. развития (находя место для чел. как чн. эл-та производственных сил -> положение: от само чел. зав-т осущ. соц. процессов) Тезис: свободное развитие каждого есть свободное развитие общества. В совр. фи. есть подходы: - класс. эволюционизм (об-во дв-ся постепенно, направленно) - неолиберализм (Парсенс, отвер-ся однолин-ть подчеркивается нелинейность, большая роль принадлежит случайностям) - модернизация (Штаб: существует соц. экон. полит. дух. модернизация, осоврем-чя общ. развитие, дв-е об-ва по схеме: доинд., инд, постинд развитие) Все эти концепции мод-та предпол-т, что об-во прогресс-т при переходе от трад-ной цив-ции к техноген. цив-ции. Опирающийся на эксперимент (а не на изолир-е чувс-ное восприятие). Логика Б. подчиняется тойже цепи, что и философия. Основной метод логики - индукция. Он отвергает индукцию, которая осуществляется простым перечислением и подчёркивает необходимость разработки индуктивного метода. Значительным препятствием в развитии дейс-го познания служат предрассудки, закоренелые представления о том, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно. Эти препятствия - идолы - 4 типа идолов: - идолы рода | врождённые, опирающиеся на естественные - идолы пещеры | св-ва разума - идолы рынка | приобретаются в ходе индиви-го развития - идолы театра |
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Возникает новый идеал - истина. Декарт: научное познание достигается с помощью истины, которая заложена в человеке. Матер. вещ не даёт истинное познания, усомниться можно во всём. Сомневание - процесс мышления, та истенна,в которой усомниться уже нельзя. Декарт делает вывод о существовании бога, разума вне времени, внечеловеческого разума - это позволяет работать всем законам(частичное до-во сущ-ния бога).
/вегетативная(растении) Душа -сенситивная(животные) \разумная(человек)
Ист-к чел-го познания - не причастность к божественным идеям, но опыт, чувственное восприятие.
Начало форм-ния филосовского мышления нового времни. Впервые в цельной теорет-кой форме интересы и воззрения парождающегося класса - буржуазии были выражены в ф-фии Бэкона и Дэкарта. В этот период бурж. и двор. имеют схожие интересы. Интересы реальной практической жизни ведут этот слой к ориентации на действ-ное познание мира, которое опиралось бы на практический опыт. Для формирования науки НОВОГО времени хар-на ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство.
Френсис Бэкон(1561-1626) Одну гр. работ Б. сост-т труды, относящиеся к вопросам формирования науки и научного познания("Новый органон" 1920). Другую гр. такие работы, как "Моральные, экон-е и политические эссе" 1579, первые фил. произведения Бэкона в области морали, экономики, политики, эстетики и др. Бэкон представляет ф-фию как науку о реальном мире основанную на опытном познании. Гегель: "Ф-фией Бэкона наз-ся фил-ние, которое основывается на наблюдении внешней природы и духовной жизни человека в его склонениях, устремлениях, в его рациональных и правовых определениях". Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. Он был убеждён, что необходимо согласие науки и власти. Смысл, призвание и задачи науки:"...чтобы имела от неё пользу и успех сама жизнь", Бэкон ориентировался на познание дейс-га но сущ-го мира. Орудия познания - чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. Предмет философии - постигаемая чувствами реальность. По мнению Бэкона человеческая душа была "двойственна": разумная душа входит в человека "божим вдохновением", чувственная душа принадлежит к сфере ис-ни ф-фии. Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначной материалистической. Но его материализм ограничен истор-ки и гносеологически. Исходный момент сущ. познав-й деятельности чувства => основатель эмпиризма(напр., которое строиться на чувст. познании и опыте). Фома Аквинский (1225-1274) в 1323г. был причислен к лику святых. Его философия сложилась в результате интерпретации учения Аристотеля: усиление идеалистических идей. На его ф-фию оказало влияние и учения неоплатонизма. В споре об универс. занимал позиции "умеренного реализма", признавал универсалии трёх видов: до единичных вещей (в бож-ном разуме), в самих вещах(как общие в единичном) и после вещей. Основной принцип: гармония веры и разума. Разум может рационально док-ть бытие бога, все сущ-щее укладывается в созданный богом порядок, причём иерархический. Осн. сочинения: "Сумма против язычников", "Сумма теологии". Обл-ть науки и веры ясно опр-ны. Признаёт возм-ть достижения объективного и верного знания и отвергает тнение о том, что дейст-м очит-ся лишь деят-ть человеческого разума. Тем не менее познание не может охватывать всё. Он допускает сущ-ние непостижимых, сверхъест-х вещей(таинства хри-кой веры). Мир - сис-ма, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерар-х обуслов-х ступеней: 1. (самая широкая) неживая природа. 2. (над ней) мир растений и жив-х. 3. (высшая ступень) мир людей. Бог - наисовершейнейшая реал-ть, вершина, первая абс. причина, смысл и цель всего существующего. Док-т бытие бога разумом: - всё что дв-ся движимо дв-но чемто другим => необ-ть сущ-ния 1-ого движения. - в мире сущ-ет действующие причины причём невозможно, чтобы нечто было причиной самого себя => сущ-т 1-я дейст-щая причина - взаимоотн-е случайного и необх-го => первая необ-ть - Бог - степени кач-в, следующие др. за др. => должна сущ-ть наивыс. степень сов-ва - Бог - теологическое док-во:все и даже кажущиеся случайными и бесполезным напр-ся к некой цели, имеет смысл, полезность => сущ-ет разумное сущ-во, которое напр-т все естес-е вещи к цели - Бог.
Аристотель: Начало - более, чем полловина всего.
Конфуций: Лишь та - ошибка, что не исправляется Нитше Чего хочет женщина, того хочет Бог Эсхил: Мудр тот, кто знает нужное, а не многое Аристотель: Разумный человек гониться не за тем, что приятно, а за тем избавлят от неприятностей. Гердер: В ошибке любой женщины есть вина мужчины Шиллер: Человек вырастает по мере того, как растут его цели. Наука: знание - сис-щий фактор деят-ть - способ орг-ции деят-ти осн. науки - саг. институты - сог способ гр. учёных Ф-ции: познавательная, производственная, мировоззренческая, упраленчески-результативная ф. культурно-воспитательная и образовательная, практически-действенная методологическая. Философия - наука о всеобщем знании бытия и познания, наука как опр-ный вид познания. Ф. как ненаука: ф. опр-я форма общего познания. Науч. ф-фия отрицание ф-ции. Проктология - деятельный, слово о практике, опыте. рассм-ся практические проблемы, отн-ния между людьми, эпохами, кул-ми. Осн. фил-я способы стремления ответить на вопрос, что появляется первым: идеальное(духовное) или материальное(физическое, природное). Но ояз-но что-то должно быть первым. Монизм(монас-единый) - способ, когда в кач-ве первостепен. признаётся или идеальное, или материальное.
Этапы взаимодействия философии и н.: натурфилософия позитивийский
Создатель мудрости - народ, как комплективный ум. Люди, которые занимаются систематизацией нар. мудрости и наз-ся философоми. Гераклит - греч. философ: Философия - наука. Философия- прамать всех наук. От неё первой отделилась медицина, затем юрисоруденция. Настоящее отеление наук от ф-фии начинается только с возникновение механики(Ньютон) К лично философии отн-ся: история философии, логика, этика, эстетика и ф-фия религии. И наука, и философия - рациональные формы познания.
Философия Китая: специфика: не сущ-т в чистом виде, только в связи с религией.
Философия Индии: хар-ся: чувст-ть(эмпиричность) возвышает-ся над рациональностью:умом.
Философия Европы: может сущ-ть отдельно без религии, двуадинство рационального и чувственного.
Онтология(греч. сущее и учение.) рассматривается вопросы сущ-я не сущ-ния предметов, делаются попытки разработать в критерии, показателях и проявлениях сущ-ния предметов, делается попытка расскрыть сущ-ть предметов.
Гносиология(познание) рассм-ся вопросы чел-го познания
Оксиология(ценность и учение)
Материальные процессы жизни об-ва: вопросы: 1. мат. факторы 2. сущ-ть НТР 3. "базис", "надстройка", "общ-но эк-ая формация" 4. ф-фия техники
1) Когда гов-м об об-ве, должны различать её структуру. Стр-ра: дооб-ная жизнь - природа экономика взаимоот. людей - соц. жизнь, полит. жизнь, дух. жизнь.
Условия выполнения: матер. факторы есть мат. фак, которые дел-ся по гр.: 1) геогр-кие(связаные с природными условиями) 2) народы населения(чем нас, тем возм-тей для соц.) Не сущ-т противореч: с од.ст., чис-ть должна иметь предел, но когда мера превыш-ся, нач-т возникать проплемы. Демогр. проб-мы в разных аспектах. В Европе часть нас. остается постоянной, в Кит. в Африк. => нас. Ев. стареет, ср. продол-ть жизни около 70 лет- 80 лет => факторы, связа-ные с культурой, рабочими мыстами и т.д. 3) экономический фактор(исторически решающий). Фак. связанные со сор. производства необх-мая основа общественного развития. Производительные силы: Сила - осущ-е энергии, есть действия. Силы есте-ные (прир. стихии) Силы общественные (ф-ют в мат. произ-ве в форме произ.сил) Произ. силы отн-я и действия людей, напр-е но преобр-ние богатств. Пр. силы(элементы): -человек(гл.элемент) Чел. имеет физ. силу, интел. силу, экон. силу, силу духа и волн, сила знания ср-ва производства: - предметы труда - орудие труда(техника)вкл-ны в произв. процесс В развитии м/ выдать несколько выдов орудий труда: 1) тех-ка ручного производства 2) тех-ка автомат-кого производства 3) тех-ка инф-го об-ва
Наука Маркс: Наука - овещ-ное знание, она поднимает статус мат. произ-ва и возд-т на все последующие этапы. Пр. силы в асп. соц/ синерми - сфера спонтанного об-го процесса в отл. от -> Пр. от-ния - об-ть, где люди ф-т целенаправление
Прозводственные отношения: В ос. - собственность, т.к. от неё зав-т месть людей в производстве Стр-ра: растпределение | потребление - собственность | собствнно-произв. отношение - отн-ниетехнол., торговли
Пр/от ист-ки изм-сь в виде кач-ых скачков(революция). Пр/от взаимоусловинь пр/силами (м сущ-т сами по мебе). Пр/отн. м/отставать от развития пр/сил => м/воз-ть противо Способ прои - ед-во(соотношеное) пр/сил и пр/от Опр-щий элт - пр/сил, но сам хар-р опр-ся формой пр/от. Типы производственных отношений: - построенные на эксплуатации (рабовладельческое общество, феодальное, капиталстич.); - построенные на комплексном взаимодействии (первобытный коммунизм (разделения труда не было), социалистический коммунизм); Производственные отношения существуют в формах: - первобытнообщинные; - рабовладельческие; - феодальные; - капиталистические; - социалистические; Способы производства (такие же). Факторы социалистической синергии – производственные революции.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |